Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и тематического планирования. Рассчитана на учеников 2 класса. Количество занятий- 34 часа ( 1 час в неделю). Занятия включают в себя выполнение коллективных и индивидуальных проектов, экскурсии, посещение музеев и театров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_kraevedenie.rar | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 »
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол №1 от «___» ______2014 г. Руководитель МО _____________ Сыругина А.В | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________Мулянова Л.П. «____»__________2014 г. | «Утверждаю» Директор школы № 3 _________Кичаев П.В «___»__________2014 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Краеведение»
для 2 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составитель: учитель начальных классов Филина И.А.
Педагогический стаж: 19 лет
Квалификационная категория : первая
Эксперт программы: _____________________________
(организация / Ф. И. О., должность)
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса «Краеведение» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще неумело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.
Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, я обратилась к анализу данной проблемы и поиску путей ее решения.
Для чего же изучается свой край в начальной школе? Остановлюсь на этом более подробно. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д.
В образовательном процессе личность адаптируется, входя в национальную и мировую культуру, осваивая ее, творя новые ценности культуры. Реализация этой цели требует разрешения целого ряда задач, среди которых – последовательное воспитание у школьников активной позиции не только хранителя, но и созидателя отечественной и мировой культуры, знающего и любящего свой край, свою Родину, болеющего душой за их процветание. Успех преобразований в области воспитания в настоящее время зависит от того, с какого возраста произойдет обращение ребенка к культуре родного края. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества.
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми мордовской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре мордвы. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.
Программа рассчитана для проведения внеурочной работы в школе для детей младшего школьного возраста.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некоей целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю. Следовательно, курс, проектируемый нами интегративный, вбирающий в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов: окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, музыку краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов. Имея свой объект изучения: жизнь своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома, выступая средством рассмотрения края (региона) как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов.
Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:
Образовательная - содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Мордовии.
Ценностная - предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение.
Деятельностная - способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей Мордовии в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая - предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Исходя из обозначенных содержательных линий, выделяются принципы изучения краеведческого компонента: культуросообразность, прикладная направленность, интегративность, взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы, региональность.
Цель курса:
Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием мордовского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Задачи программы:
- Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры мордовского народа.
- Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
- Овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни; библиографическими навыками – указывать в соответствии с требованиями, источник информации;
- Формирование желания и умение участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме; сохранение и укрепление своего физического и психического здоровья, умение работать в группе (договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад); правила и культура взаимодействия.
- Приобретение знаний основ мордовской культуры и искусства.
- Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
- Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
- Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Принципы построения программы: научность, доступность, дифференцированность, практическая направленность.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
- Истории
- Краеведения
- Музыки
- Изобразительного искусства
- Трудового обучения
Организация обучения направлена на приобретение ребятами опыта деятельности: исследовательско – поисковой и социальной. Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания курса: обучение в сотрудничестве и метод проекта. Методические приёмы: малая дискуссионная группа, организационно - деятельностные игры, театрализация, работа с документом, экскурсии, возможность показа учащимся реального объекта изучения - рек, озер, лесов, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников, беседа, интервью.
Формы проведения занятий:
- Интегрированное занятие.
- Инсценированное представление.
- Экскурсия.
- Комбинированное занятие.
- Краеведческая викторина.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Это позволяет полно изучить тему занятия, выполнить творческое задание, закрепить полученные знания.
Механизм реализации программы:
- Организация экскурсий в краеведческий музей
- Посещение театров.
- Сбор материала.
- Создание и оформление этнографического уголка.
- Проведение тематических недель и праздников народного календаря.
Учебно-тематический план курса для 2 класса отводит 33 часа для проведения кружка «Краеведение».
Содержание блоков построено с учетом цели обучения, возрастных особенностей, психологии восприятия и развития интересов учащихся, их предшествующей подготовки. Это позволяет осуществлять преемственность обучения.
Планируемые результаты:
Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, праздники народного календаря.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...