Авторская программа спецкурса по краеведению
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Цель данного курса - расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Программа разработана самостоятельно с учетом особенностей региона, на основе материалов исторического музея, музея гимназии.
Весь курс разбит на циклы с учетом возрастных особенностей и пронизан основной задачей воспитания толерантности, осознания ребенком сопричастности к истории своей семьи, города, народа.
С 2018-2019 года программа активно используется всеми учителями 1-х классов в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_spetskursa_kraevedenie.docx | 93.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №19
Программа спецкурса
« Краеведение»
1 -4 классы
Составил учитель начальных классов
Васютина Виктория Владимировна
Город-курорт Кисловодск 2021 год
Пояснительная записка
Обоснование необходимости внедрения программы спецкурса по краеведению в учебно-воспитательный процесс.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Вопросы экологии стоят очень остро в нашем регионе, поэтому ряд занятий посвящён этой теме.
Цель спецкурса по краеведению– расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания об истории и культуре родного края, углубить знания учащихся о природе.
Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:
- содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, в городе и крае, входящего в целую страну Россию;
- воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, края;
- воспитание толерантности, уважения к ценностям народов, населяющий Северный Кавказ, их культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности;
- изучение природы родного края, её ресурсов, воспитание экологически грамотного поведения в природе.
«Новизна» программы заключается в том, что изучение краеведческого материала связано с проектно-исследовательской деятельностью школьников, которая ценна тем, что создает условия для успешной реализации задач ФГОС НОО (Второго поколения) и помогает ребенку в освоении различных видов УУД.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. Ведь краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе. Поэтому в основе реализации программы «Начальное краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Проектно-исследовательская работа ценна тем, что помогает ребёнку в освоении различных видов УУД, помогает сформировать у него учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. А это уже способствует выходу на заданный образовательный результат, т.е. способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. А также это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение их социализации в обществе.
В результате обучения по программе «Краеведение» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Ставропольского края, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Ставропольского края;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Ставропольского края, города;
- описывать достопримечательности Кисловодска и родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Ставропольского края и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении; учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенности программы
Курс рассчитан на 4 года обучения:
2часа в неделю -64 ч в год - для учащихся 1-х классов и 68ч в год – для учащихся 2-4 классов . Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально-групповая.
Тематические циклы
Весь материал разбит на циклы. Отбор материала по циклам произведен с учетом возрастных особенностей детей. Отбирался материал, который помогает ребенку посмотреть иными глазами на знакомое окружение, близок ребенку и личностно значим для него.
Основные тематические циклы:
“Я и моя семья”
- осознание родственных связей и отношений в семье;
- игровое освоение традиций общения в семье;
- знакомство с основами генеалогии.
“Моя улица”
- наполнение понятия “улица” культурологическим содержанием, способствующим выработке личного отношения к ней, как своеобразному продолжению собственного дома, как к общему достоянию.
“Мой город”
- обогащение понятия “город” историко-культурным и экологическим содержанием;
“Мой край”
- пробуждение эмоционально-ценностного отношения к культурному и природному наследию родного края, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие;
- осознание неразрывной связи истории и развития города и края с историей и развитием всего нашего государства.
Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, музеи и другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Темы занятий из года в год будут расширяться, углубляется материал, усложняются формы работы.
Формы занятий:
- беседы;
- экскурсии;
- встречи с гостями;
- виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
- игры с использованием компьютерной техники;
- викторины;
- конкурсы рисунков;
- индивидуальная самостоятельная работа;
- тестирование;
- сочинения;
- проекты;
- оформление выставок, уголков, стендов по истории родного края.
Планируемые результаты
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- свою родословную;
- историю гимназии, ее достижения , традиции, законы и заповеди;
- историю названия своей улицы и основных улиц города;
историческое прошлое города и края; - значение города – курорта Кисловодска и края в целом в масштабах страны;
- названия рек и водоемов города Кисловодска и края;
- основные среды жизни (водная, наземно-воздушная, почвенная).
- природные богатства края;
- наиболее выдающиеся достопримечательности Кисловодска и его окрестностей;
- название и специфику деятельности музеев Кисловодска;
- обычаи и традиции народов Северного Кавказа;
- выдающихся соотечественников;
- литературу писателей Ставрополья.
Уметь:
- анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию;
- овладевать приемами работы с книгой, навыками составления проекта, плана;
- уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений.
1 класс
Тема 1 « Я и моя семья».
На занятиях дети осознают родственные связи в семье, узнают историю происхождения своих имён и фамилий, рассказывают о своих родителях, больше узнают об их профессии и любимых занятиях. У них воспитывается интерес и уважение к своей семье.
Формы занятий: беседы, ролевые игры, конкурсы.
Форма подведения итогов: конкурс рисунков.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
- Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
- Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
- Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентации «Такие разные профессии», «Все работы хороши», «Профессии моих родителей».
Тема 2 « Моя гимназия».
На занятиях учащиеся знакомятся из рассказа учителя и видеофильма с историей гимназии, ее достижениями, традициями, законами и заповедями; совершают экскурсии по школе, в школьный музей и зоологический центр.
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, экскурсии в школьный музей, зоологический центр, конкурс рисунков «Моя школа», просмотр видеофильма о школе.
Формы подведения итогов: конкурс рисунков.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
-Экспонаты школьного музея;
-Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008;
-Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: видеофильм «Моя гимназия».
Тема 3 « Моя улица».
Учащиеся в ходе экскурсии знакомятся с улицами, прилегающими к гимназии, их историей; узнают о некоторых улицах города, названных в честь выдающихся людей; узнают об истории названия своей улицы.
Формы занятий: беседы, экскурсии, практическая работа.
Формы подведения итогов: сообщения учащихся.
Дидактический материал:
- карта города Кисловодска.
Тема 4 « Город, в котором мы живем».
Учащиеся знакомятся с историей возникновения города Кисловодска из рассказа учителя, просмотра видеофильма, по материалам экскурсии в Краеведческий музей. Дети узнают о целебных свойствах нарзана; знакомятся с легендой о нарзане «Нарт – сане», с поэзией кисловодского поэта В.Дуброва о Кисловодске.
Формы занятий: рассказ учителя, беседы, экскурсия в Краеведческий музей города, просмотр фильма о Кисловодске, литературные чтения, викторина.
Форма подведения итогов - викторина «Знатоки истории города».
Дидактический материал:
- Карта Ставропольского края, иллюстрации, экспонаты Краеведческого музея.
- Мультимедийное оборудование, программное обеспечение: фильм о городе Кисловодске.
- Дубров В. Кисловодская долина. Стихи. – Северо – Кавказское издательство МИЛ. Кисловодск,2005.
- Ширяев В.Н. Северный Кавказ. Легенды и стихи. Творческая мастерская БЛГ, 2006.
Тема 5 «Растительный мир Кисловодска».
На занятиях учащиеся знакомятся с растениями, произрастающими в нашем городе, их разнообразием; узнают названия растений, которые занесены в Красную книгу. Дети осознают необходимость бережного отношения к природе.
Формы занятий: рассказ учителя, просмотр иллюстраций, беседы, конкурс загадок и рисунков.
Форма подведения итогов - конкурс загадок о растениях, конкурс рисунков «Рисуем флору Кисловодска».
Дидактический материал:
- иллюстрации растительного мира города;
-Сборник загадок о растениях;
-Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
-Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
-Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003.
Тема 6 «Животный мир Кисловодска».
На занятиях учащиеся узнают о животных, обитающих в нашем городе, их разнообразии; знакомятся с рассказами о братьях наших меньших кисловодского писателя Т. Лобовой. Дети осознают необходимость бережного и заботливого отношения к животным.
Формы занятий: рассказ учителя, просмотр иллюстраций, беседы, литературные чтения, конкурс загадок и рисунков, оформление стенда.
Форма подведения итогов - конкурс рисунков «Рисуем фауну Кисловодска», оформление стенда «Животный мир Кисловодска».
Дидактический материал:
- иллюстрации животного мира города;
-сборник загадок о животных;
-Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
-Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
-Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003.
-Лобова Т. Забавные истории. – Пятигорск; ООО «Рекламно – информационное агентство на КМВ», 2010.
Тема 7 «Кисловодский парк».
На занятиях учащиеся узнают об истории возникновения Кисловодского парка в 1823 году, о разнообразии его флоры; знакомятся во время экскурсии с достопримечательностями парка; осознают необходимость бережного и заботливого отношения к природе родного края; читают стихи кисловодского поэта В.Дуброва, посвященные Кисловодскому парку.
Формы занятий: рассказ учителя, просмотр иллюстраций, беседы, экскурсия в парк, литературные чтения, сочинение.
Форма подведения итогов – сочинение «Мой любимый уголок парка».
Дидактический материал:
-Дубров В. Кисловодская долина. Стихи. – Северо – Кавказское издательство МИЛ. Кисловодск,2005.
-Виноградов Е. Семь чудес у кислого колодца. –Кисловодск,1996.
-Ю.Л.Шевченко, О.П.Щепин. Курорты Кавказских Минеральных Вод – национальное достояние: становление и развитие. – М., 2003.
-Стативкин Э.В. Кавказские Минеральные Воды. Справочник – путеводитель. – Ставрополь, «Вестник Кавказа», 2007.
2 класс
Тема 1 « Я и моя семья».
На занятиях дети осознают родственные связи в семье, свое место в семье, рассказывают о своих родителях, бабушках и дедушках, больше узнают о семейных праздниках и традициях. У них воспитывается интерес и уважение к своей семье.
Формы занятий: беседы, ролевые игры, сообщения, сочинения.
Форма подведения итогов: сочинение «Моя семья», защита проектов.
Дидактический материал:
-семейные фотографии;
-семейные реликвии.
Тема 2 « Моя гимназия».
На занятиях учащиеся продолжают знакомство с историей гимназии, ее достижениями, традициями, законами и заповедями; совершают экскурсии по школе, в школьный музей и зоологический центр; осознают свое место в школьной семье; рассказывают о своих школьных друзьях.
Формы занятий: беседы, ролевые игры, экскурсии по школе, конкурс рисунков, викторина.
Формы подведения итогов: конкурс рисунков «Моя гимназия», викторина.
Дидактический материал:
-Экспонаты школьного музея;
-Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008;
Тема 3 « Моя улица».
Учащиеся в ходе экскурсии знакомятся с улицами, прилегающими к гимназии, их историей; узнают о некоторых улицах города, названных в честь выдающихся людей; узнают об истории названия своей улицы.
Формы занятий: беседы, экскурсии, практическая работа.
Формы подведения итогов: сообщения учащихся.
Дидактический материал:
- карта города Кисловодска.
Тема 4 « Мой город».
Учащиеся продолжают знакомство с историей города Кисловодска из рассказа учителя, самостоятельно полученных сведений из дидактической литературы, по материалам экскурсии в Краеведческий музей. Дети узнают о том, что город Кисловодск является Всероссийской здравницей, продолжают изучать флору и фауну лечебного города. Дети узнают о выдающихся людях, побывавших в Кисловодске в разные годы, совершают экскурсию в музей Н.А.Ярошенко; продолжают знакомство с рассказами кисловодского писателя Т. Лобовой.
Формы занятий: рассказ учителя, беседы, самостоятельная работа с дидактической литературой, экскурсия, литературные чтения, викторина.
Форма подведения итогов - викторина «Знатоки истории города», защита проектов.
Дидактический материал:
- Карта Ставропольского края, иллюстрации, экспонаты Краеведческого музея.
-. Лобова Т. Забавные истории. – Пятигорск; ООО «Рекламно – информационное агентство на КМВ», 2010.
-. Виноградов Е. Семь чудес у кислого колодца. – Кисловодск,1996.
Тема 5 « Окрестности города».
На занятиях учащиеся узнают о неповторимых по своей красоте окрестностях Кисловодска: Красных и Серых камнях и легенде об их происхождении, о Большом и Малом седле Красном солнышке; совершают экскурсию по окрестностям города, знакомятся со стихотворениями В.Дуброва об окрестностях Кисловодска.
Формы занятий: рассказ учителя, беседы, экскурсия, сочинение, тестирование.
Форма подведения итогов – сочинение по впечатлениям от экскурсии, тестирование.
Дидактический материал:
- Виноградов Е. Семь чудес у кислого колодца. – Кисловодск,1996.
- Батчаев М., Стефанеева Е. Горы и нарты. Кавказские легенды. - Ставропольское книжное издательство, 1969.
- Ширяев В.Н. Северный Кавказ. Легенды и стихи. Творческая мастерская БЛГ, 2006.
- Стативкин Э.В. Кавказские Минеральные Воды. Справочник – путеводитель. – Ставрополь, «Вестник Кавказа», 2007.
-Дубров В. Кисловодская долина. Стихи. – Северо – Кавказское издательство МИЛ. Кисловодск,2005.
Тема 6 « Реки и водоемы города».
Учащиеся знакомятся с реками и водоемами города, узнают о происхождении рек, их истоках, протяженности, экологических проблемах. Знакомятся с легендой о происхождении реки Аликоновка. Дети участвуют в акции «Помощь ручейку».
Формы занятий: просмотр презентации «Реки и водоемы Кисловодска», рассказ учителя, беседы, экологический урок, викторина.
Форма подведения итогов – викторина, экологическая акция «Помощь ручейку».
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
-Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентация «Реки и водоемы Кисловодска».
- Виноградов Е. Семь чудес у кислого колодца. – Кисловодск,1996.
- Батчаев М., Стефанеева Е. Горы и нарты. Кавказские легенды. - Ставропольское книжное издательство, 1969.
- Ширяев В.Н. Северный Кавказ. Легенды и стихи. Творческая мастерская БЛГ, 2006.
- Стативкин Э.В. Кавказские Минеральные Воды. Справочник – путеводитель. – Ставрополь, «Вестник Кавказа», 2007.
Тема 7 « Мой край».
На занятиях учащиеся узнают о том, почему в нашем крае находят окаменелости моря и суши, почему столица края носит греческое имя, почему у нас такой благоприятный климат и так много целебных источников. Дети познакомятся с многонациональным населением края, бытом, нравами, традициями и обычаями народов Северного Кавказа.
Формы занятий: рассказ учителя, беседы, тестирование.
Форма подведения итогов – тестирование, защита проектов, фотоколлекция.
Дидактический материал:
- Беликов Г. Занимательное путешествие.- Ставропольское книжное издательство, 1973.
- Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат-гора 1999.
- Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «БольшаяРоссийская энциклопедия», 1994.
- Ивановский В.А. Занимательное краеведение. – Москва – Ставрополь, 2003.
Тема 8 « Устное народное творчество народов Северного Кавказа».
Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством народов Северного Кавказа: карачаево – черкесскими, кабардинскими и абазинскими сказками, пословицами и поговорками. Сравнивают их с произведениями русского фольклора.
Формы занятий: рассказ учителя, литературные чтения, беседы, дискуссии, инсценирования.
Форма подведения итогов – Инсценирование сказок.
Дидактический материал:
- Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1994.
- Карачаево – черкесские сказки.
- Абазинские сказки.
- Кабардинские сказки.
- Мудрые слова. Пословицы народов Северного Кавказа. Нальчик, «Эльбрус»,1970.
- Авксентьев А.В. и Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической карте мира. – Ставрополь, изд-во СГУ, 1998.
3 класс
Тема 1 « Я и моя семья».
На занятиях дети осознают родственные связи в семье, свое место в семье, рассказывают о своих родителях, бабушках и дедушках, знакомятся с основами генеалогии, больше узнают о семейных праздниках и традициях, рассуждают о семейных взаимоотношениях и семейных обязанностях. У них воспитывается интерес и уважение к своей семье.
Формы занятий: беседы, ролевые игры, сообщения, сочинения.
Форма подведения итогов: сочинение « Какой, на мой взгляд, должна быть идеальная семья».
Дидактический материал:
-семейные фотографии;
-семейные реликвии.
Тема 2 « Моя гимназия».
На занятиях учащиеся продолжают знакомство с историей гимназии, ее достижениями, традициями, законами и заповедями; осознают свое место в школьной семье; рассказывают о своих школьных друзьях.
Формы занятий: беседы, дискуссии, защита проектов и презентаций, оформление стенда.
Формы подведения итогов: презентация «Мой класс», проект «Моя гимназия», оформление стенда «Гимназия – наш дом».
Дидактический материал:
-Экспонаты школьного музея;
-Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008;
Тема 3 « Моя улица».
Учащиеся на занятиях расширяют знания об истории названия своей улицы; рассуждают о том, как сделать свой двор и улицу чище и благоустроеннее; рассказывают о своих соседях и взаимоотношениях с ними, описывают улицу своей мечты.
Формы занятий: беседы, сочинение.
Формы подведения итогов: защита проекта «Улица моей мечты».
Дидактический материал:
- карта города Кисловодска.
Тема 4 « Мой город».
Учащиеся расширяют свои знания об истории города Кисловодска и его значении в масштабах России, знакомятся с основными санаториями и пансионатами города. Дети углубляют свои знания об архитектурных и природных памятниках Кисловодска, продолжают изучать флору и фауну города. Дети узнают о выдающихся людях, побывавших в Кисловодске в разные годы, совершают экскурсию в музей Н.А.Ярошенко.
Учащиеся узнают о Кисловодске в годы Великой Отечественной войны, о подвиге медиков, о земляках – героях из рассказов учителя, встреч с ветеранами, собственной поисковой деятельности, экспонатов школьного музея Трагедии и славы Отечества, из поэзии кисловодского поэта В.Дуброва.
Формы занятий: рассказ учителя, беседы, встречи с ветеранами, игра, самостоятельная работа с дидактической литературой, экскурсии, литературные чтения, защита проекта, сочинение.
Форма подведения итогов – проект «Мой родной город Кисловодск», сочинение «Войны незаживающие раны», фотоальбом.
Дидактический материал:
- Экспонаты школьного музея;
- Виноградов Е. Семь чудес у кислого колодца. –Кисловодск,1996.
- Ю.Л.Шевченко, О.П.Щепин. Курорты Кавказских Минеральных Вод – национальное достояние: становление и развитие. – М., 2003.
- Стативкин Э.В. Кавказские Минеральные Воды. Справочник – путеводитель. – Ставрополь, «Вестник Кавказа», 2007.
- Дубров В. Кисловодская долина. Стихи. – Северо – Кавказское издательство МИЛ. Кисловодск,2005.
-
Тема 5 « Окрестности города».
На занятиях учащиеся продолжают знакомство с неповторимыми по своей красоте окрестностями Кисловодска: Синими горами, Большим и Малым Джиналом, Замком коварства и любви, Медовыми водопадами, Кольцо – горой и легендой об ее происхождении.
Формы занятий: рассказ учителя, сообщения детей, сочинение, викторина.
Форма подведения итогов – мини – сочинение «Мое любимое место в окрестностях Кисловодска», викторина, презентация фотоальбома.
Дидактический материал:
- Виноградов Е. Семь чудес у кислого колодца. – Кисловодск,1996.
- Батчаев М., Стефанеева Е. Горы и нарты. Кавказские легенды. - Ставропольское книжное издательство, 1969.
- Ширяев В.Н. Северный Кавказ. Легенды и стихи. Творческая мастерская БЛГ, 2006.
- Стативкин Э.В. Кавказские Минеральные Воды. Справочник – путеводитель. – Ставрополь, «Вестник Кавказа», 2007.
Тема 6 « Мой край».
На занятиях учащиеся расширяют свои знания о Ставропольском крае, его богатствах, растительном и животном мире, реках и водоемах, городах-курортах Кавказских Минеральных Вод. Дети узнают новые страницы из истории родного края: о Ставрополье в годы Великой Отечественной войны, о юных героях края, о жизни после войны. Знакомятся с современной символикой края. Дети осознают неразрывную связь истории и развития края с развитием всего нашего государства.
Формы занятий: рассказ учителя, беседы, сообщения учащихся, просмотр презентации, тестирование.
Форма подведения итогов – просмотр презентации «Наш край» (возможно сделанной самими детьми), тестирование.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
- Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентация «Наш край».
- Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002.
- Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Метод. пособие – Ставропольское
- Строев К. Ф. Краеведение. - М., П., 1967.
- Лярский П.А. Пособие по краеведению. - Минск, 1966.
- Методические указания для руководителей краеведческих кружков. – М., Просвещение, 1988.
- Ю.Л.Шевченко, О.П.Щепин. Курорты Кавказских Минеральных Вод – национальное достояние: становление и развитие. – М., 2003.
- Стативкин Э.В. Кавказские Минеральные Воды. Справочник – путеводитель. – Ставрополь, «Вестник Кавказа», 2007.
4 класс
Тема 1 « Я и моя семья».
На занятиях дети осознают родственные связи в семье, свое место в семье, рассказывают о своих предках, изучают родословную своей семьи, больше узнают о семейных праздниках и традициях, рассуждают о семейных взаимоотношениях и семейных обязанностях. У них воспитывается интерес и уважение к своей семье.
Формы занятий: беседы, защита проекта.
Форма подведения итогов: защита проекта «Родословная моей семьи».
Дидактический материал:
-семейные фотографии;
-семейные реликвии.
Тема 2 « Моя гимназия».
На занятиях учащиеся расширяют свои знания об истории гимназии, ее достижениях, традициях, законах и заповедях; осознают свое место в школьной семье; знакомятся с историей и экспонатами школьного музея А.Губина. Дети рассуждают о том, какой бы они хотели видеть свою гимназию в будущем.
Формы занятий: беседы, дискуссии, экскурсия, защита проектов, сочинение.
Формы подведения итогов: проект (или сочинение) «Моя гимназия в будущем».
Дидактический материал:
-Экспонаты школьного музея А.Губина.
-Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008;
Тема3 « Мой город».
Учащиеся расширяют свои знания об истории города Кисловодска и его значении в масштабах России, продолжают знакомство с достопримечательностями города. Дети узнают о выдающихся людях, побывавших в Кисловодске в разные годы, совершают экскурсию в музей «Дача Ф.М.Шаляпина». Учащиеся продолжают узнавать о Кисловодске в годы Великой Отечественной войны, о подвиге медиков, о земляках – героях, о Кисловодской школе ВВС. Участвуют в создании школьной фонотеки и копилки стихов о войне; проводят поисковую работу для подготовки проекта «Военная летопись моей семьи».
Формы занятий: рассказ учителя, беседы, поисковая работа, экскурсии, конкурс, литературные чтения, защита проекта,
Форма подведения итогов – конкурс «Открытка ветерану», создание школьной фонотеки и копилки стихов о войне, проект «Военная летопись моей семьи».
Дидактический материал:
- Экспонаты школьного музея;
- Виноградов Е. Семь чудес у кислого колодца. –Кисловодск,1996.
- Ю.Л.Шевченко, О.П.Щепин. Курорты Кавказских Минеральных Вод – национальное достояние: становление и развитие. – М., 2003.
- Стативкин Э.В. Кавказские Минеральные Воды. Справочник – путеводитель. – Ставрополь, «Вестник Кавказа», 2007.
- Дубров В. Кисловодская долина. Стихи. – Северо – Кавказское издательство МИЛ. Кисловодск,2005.
-
Тема 4 « Окрестности города».
На занятиях учащиеся продолжают знакомство с неповторимыми по своей красоте окрестностями Кисловодска: Бургустанскими горами, Кабан – горой, Рим – горой, горой Бермамыт и легендой об ее происхождении.
Формы занятий: рассказ учителя, сообщения детей, тестирование.
Форма подведения итогов – тестирование, презентация фотоальбома.
Дидактический материал:
- Виноградов Е. Семь чудес у кислого колодца. – Кисловодск,1996.
- Батчаев М., Стефанеева Е. Горы и нарты. Кавказские легенды. - Ставропольское книжное издательство, 1969.
- Ширяев В.Н. Северный Кавказ. Легенды и стихи. Творческая мастерская БЛГ, 2006.
- Стативкин Э.В. Кавказские Минеральные Воды. Справочник – путеводитель. – Ставрополь, «Вестник Кавказа», 2007.
Тема 5 « Мой край».
На занятиях учащиеся расширяют свои знания о Ставропольском крае, его богатствах, растительном и животном мире природных зон Ставрополья, о Ботанических заказниках края, реках и водоемах, озерах и каналах. Дети продолжают знакомство с бытом, нравами, традициями и обычаями народов Северного Кавказа.
Учащиеся осознают неразрывную связь истории и развития края с развитием всего нашего государства.
Формы занятий: рассказ учителя, беседы, сообщения учащихся, презентации, конкурс рисунков, викторина.
Форма подведения итогов – конкурс рисунков, викторина, презентация.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
- Мультимедийное оборудование, программное обеспечение учебного процесса: презентация «Животные нашего края».
- Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002.
- Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Метод. пособие – Ставропольское
- Строев К. Ф. Краеведение. - М., П., 1967.
- Лярский П.А. Пособие по краеведению. - Минск, 1966.
- Методические указания для руководителей краеведческих кружков. – М., Просвещение, 1988.
- Ю.Л.Шевченко, О.П.Щепин. Курорты Кавказских Минеральных Вод – национальное достояние: становление и развитие. – М., 2003.
- Стативкин Э.В. Кавказские Минеральные Воды. Справочник – путеводитель. – Ставрополь, «Вестник Кавказа», 2007.
Тема 6 « Литература писателей Ставрополья».
На занятиях учащиеся продолжают знакомство с произведениями писателей Ставрополья.
Формы занятий: литературные чтения, беседы.
Форма подведения итогов – викторина.
Дидактический материал:
- Бутенко Н.И., Лобейко Ю.А., Селюкова Л.А., Шаповалова И.А.Литература Ставрополья. – Ставрополь, Сервисшкола, 2000.
Тематическое планирование
1класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1.Я и моя семья. | 14ч | |
1. | Что такое семья? | |
2. | Кто я? Где я живу? | |
3. | «Дорожите именем своим». Тайна наших имен. | |
4. | Моя фамилия. | |
5. | Лента времени моей жизни. | |
6. | Мой папа. Мое отчество. | |
7. | Моя мама. Я - сын. Я - дочь. Каков я? | |
8. | Знакомство с профессиями. Просмотр презентации «Все работы хороши». | |
9. | Профессии моих родителей. | |
10. | Любимое занятие моих родителей. | |
11. | Моя бабушка. | |
12. | Мой дедушка. | |
13. | Конкурс рисунков «Моя семья» | |
14. | Заключительное занятие по теме «Моя семья». | |
2.Моя гимназия | 11ч | |
15. | Что такое гимназия? Вводное занятие. | |
16. | Моя гимназия. Показ видеофильма о родной гимназии. | |
17. | Дом, в котором я учусь. Экскурсия по школе и школьному двору. | |
18. | Моя гимназия получила 2миллиона! Достижения моей школы. | |
19. | Традиции гимназии. Законы и заповеди. | |
20. | Экскурсия в школьный музей. | |
21. | Экскурсия в школьный зоологический центр. | |
22. | Мой класс. Правила поведения в классе. Ролевая игра. | |
23. | Я – ученик моей гимназии. | |
24. | Конкурс рисунков «Моя гимназия». | |
25. | Заключительное занятие по теме «МОЯ ГИМНАЗИЯ» | |
3.Моя улица. | 7ч | |
26. | Моя улица. Вводное занятие. | |
27.. | Экскурсия по улицам, прилегающим к гимназии. | |
28. | Моя улица. Сообщения учащихся. | |
29. | Моя улица. Сообщения учащихся. | |
30. | Улицы, названные в честь выдающихся людей. | |
31. | Улицы, названные в честь выдающихся людей. | |
32. | Заключительное занятие по теме « Моя улица». | |
4. Город, в котором мы живем. | 11ч | |
33. | Город, в котором мы живем. Вводное занятие. | |
34. | История города-курорта. | |
35. | История города-курорта. | |
36. | Экскурсия в Краеведческий музей. | |
37. | Целебные свойства нарзана. | |
38. | Легенда о нарзане. «Нард - сане». | |
39. | Чтение стихотворений кисловодского поэта В.Дуброва Нарзан», «Живая вода». | |
40. | Виртуальное путешествие. Просмотр фильма о Кисловодске. | |
41. | Чтение стихотворений кисловодского поэта В.Дуброва «Кисловодск», «Кисловодская долина». | |
42. | Викторина «Знатоки истории города». | |
43. | Заключительное занятие по теме «Город, в котором мы живем». | |
5.Растительный мир Кисловодска. | 5ч | |
44. | Растительный мир Кисловодска. Вводное занятие. | |
45. | Растения, произрастающие в городе, занесенные в Красную книгу. | |
46. | Изобразительное занятие «Рисуем флору Кисловодска». | |
47. | Конкурс загадок о растениях. | |
48. | Заключительное занятие по теме «Растительный мир Кисловодска». | |
6.Животный мир Кисловодска. | 8ч | |
49. | Животный мир Кисловодска. Вводное занятие. | |
50. | Животный мир Кисловодска. | |
51. | Изобразительное занятие «Рисуем фауну Кисловодска». | |
52. | Чтение рассказа кисловодского писателя Т.Лобовой «Васька и Пушок». | |
53. | Оформление стенда «Природа Кисловодска». | |
54. | Конкурс загадок о животных. | |
55. | Чтение рассказа кисловодского писателя Т.Лобовой «Кот Катька». | |
56. | Заключительное занятие по теме «Животный мир Кисловодска». | |
7.Кисловодский парк. | 7ч | |
57. | Кисловодский парк. Вводное занятие. | |
58. | Кисловодский парк. История возникновения. | |
59. | Чтение стихотворений кисловодского поэта В.Дуброва «Зимний парк», «Березка». | |
60. | Беседа «Бережное отношение к природе». Правила поведения на природе. | |
61. | Экскурсия в парк. | |
62. | Сочинение «Мой любимый уголок парка». | |
63. | Заключительное занятие по теме «Кисловодский парк». | |
64. | Итоговое занятие. | 1ч |
2 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1.Я и моя семья. | 7ч | |
1. | Моя семья. Вводное занятие. | |
2. | Какой я сын? Какая я дочь? | |
3. | Мои родители. | |
4. | Моя бабушка. Мой дедушка. | |
5. | Семейные праздники. | |
6. | Семейные традиции. | |
7. | Мини - сочинение «Моя семья». | |
2.Моя гимназия. | 6ч | |
8. | Моя гимназия. Вводное занятие. | |
9. | Я – ученик моей школы. | |
10. | Традиции гимназии. Экскурсия по школе. | |
11. | Мои школьные друзья. | |
12 | Конкурс рисунков «Моя школа». | |
13. | Заключительное занятие по теме «Моя гимназия». Викторина. | |
3.Моя улица. | 5ч | |
14. | Моя улица. Вводное занятие. | |
15. | Экскурсия по улицам, прилегающим к гимназии. | |
16. | История названия моей улицы. Сообщения учащихся. | |
17. | История названия моей улицы. Сообщения учащихся. | |
18. | Заключительное занятие по теме «Моя улица». | |
4.Мой город. | 13ч | |
19. | Мой город. Вводное занятие. | |
20. | Основание Кисловодска. | |
21. | Старая крепость у кислого колодца. | |
22. | Экскурсия в Краеведческий музей. | |
23. | Кисловодск – всероссийская здравница. | |
24. | Лечебный парк Кисловодска. | |
25. | Флора и фауна города. | |
26. | Чтение рассказов кисловодского писателя Т.Лобовой о животных. | |
27. | Выдающиеся люди, побывавшие в Кисловодске. | |
28. | Выдающиеся люди, побывавшие в Кисловодске. | |
29. | Экскурсия в музей Н.А.Ярошенко. | |
30. | Сочинение «Мое любимое место в Кисловодске». | |
31. | Заключительное занятие по теме «Мой город». Викторина. | |
5.Окрестности города . | 9ч | |
32. | Окрестности города. Вводное занятие. | |
33. | Красные и Серые камни. | |
34. | Легенда о Красных камнях в стихотворении кисловодского поэта В.Дуброва «Красные камни». | |
35. | Гора Крестовая. Чтение стихотворения кисловодского поэта В.Дуброва «Гора Крестовая». | |
36. | Красное солнышко. | |
37. | Большое и Малое седло. | |
38. | Экскурсия по окрестностям Кисловодска. | |
39. | Мини – сочинение по впечатлениям от экскурсии. | |
40. | Заключительное занятие по теме «Окрестности города». Тестирование. | |
6. Реки и водоемы города. | 9ч | |
41. | Реки и водоемы города. Вводное занятие. | |
42. | Река Ольховка. | |
43. | Река Березовка. | |
44. | Река Аликоновка. Легенда о возникновении реки. | |
45. | Экологические проблемы. | |
46. | Экологический урок «Чистая вода». | |
47. | Экологическая акция «Помощь ручейку». | |
48. | Просмотр презентации «Реки и водоемы Кисловодска». | |
49. | Заключительное занятие по теме «Реки и водоемы города». Викторина. | |
7. Мой край. | 11ч | |
50. | «Край, в котором мы живем». Вводное занятие. | |
51. | Занимательное краеведение. Почему у нас находят окаменелости суши и моря? | |
52. | Почему столица края носит греческое имя? | |
53. | Отчего вершины гор в крае остроконечные и плоские? | |
54. | Почему у нас обычно летом жарко, а зимой не всегда холодно? | |
55. | Часто ли осадки обходят край стороной? | |
56. | Почему у нас источники кислые и соленые, а горы текут в гору? | |
57. | Кто они, жители края, сколько их, где и как они живут? | |
58. | Быт и нравы народов Северного Кавказа. | |
59. | Традиции и обычаи народов Северного Кавказа. | |
60. | Заключительное занятие по теме «Мой край». Тестирование. | |
8.Устное народное творчество народов Кавказа. | 7ч | |
61. | Устное народное творчество народов Кавказа. Вводное занятие. | |
62. | Кабардинские сказки. | |
63. | Карачаево – черкесские сказки. | |
64. | Абазинские сказки. | |
65. | Пословицы и поговорки народов Северного Кавказа. | |
66. | Инсценирование сказок. | |
67. | Заключительное занятие по теме «Устное народное творчество народов Кавказа». | |
68. | Итоговое занятие. | 1ч |
3 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1.Я и моя семья. | 9ч | |
1. | Я и моя семья. Вводное занятие. | |
2. | Мои родители. | |
3. | Мои предки. | |
4. | Труд и отдых в семье. | |
5. | Внимательное и заботливое отношение в семье. | |
6. | Любовь родных и близких. | |
7. | Семейные обязанности. | |
8. | Сочинение «Какой, на мой взгляд, должна быть идеальная семья». | |
9. | Заключительное занятие по теме «Моя семья». | |
2.Моя гимназия. | ||
10. | Моя гимназия. Вводное занятие. | 7ч |
11. | Законы жизни гимназии. | |
12. | Центры соуправления гимназии. | |
13. | Защита презентаций, проектов «Моя гимназия», «Мой класс». | |
14. | Защита презентаций, проектов «Моя гимназия», «Мой класс». | |
15. | Оформление стенда «Гимназия – наш дом». | |
16. | Заключительное занятие по теме «Моя гимназия». | |
3.Мой двор. Моя улица. | 6ч | |
17. | Мой двор. Моя улица. Вводное занятие. | |
18. | История названия моей улицы. Сообщения учащихся. | |
19. | Мои соседи. | |
20. | Как сделать мой двор и улицу чище? | |
21. | Моя любимая улица Кисловодска. | |
22. | Мини – сочинение «Улица моей мечты». | |
4.Мой город. | 20ч | |
23. | Мой город. Вводное занятие. | |
24. | Три чуда Кисловодска: солнце, воздух и нарзан. | |
25. | Легенды «Котел нартов», «Нарсана». | |
26. | Санатории и пансионаты города. | |
27. | Памятники архитектуры Кисловодска. | |
28. | Экскурсия по городу. | |
29. | Природные памятники Кисловодска. | |
30. | Зеленый мир вокруг нас. Викторина. | |
31. | Охрана природных богатств. | |
32. | Игра «Птичий час». | |
33. | Выдающиеся люди, побывавшие в Кисловодске. | |
34. | Посещение музея – усадьбы Н.А. Ярошенко. | |
35. | Защита проекта «Мой родной город». | |
36. | Кисловодск в годы Великой Отечественной войны. | |
37. | Подвиг медиков. | |
38. | Посещение школьного музея Трагедии и славы Отечества. | |
39. | Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. | |
40. | Чтение стихов кисловодского поэта В.Дуброва о войне: «Фронтовой блокнот», «Подруга фронтовая», «Женщинам», «День Победы». | |
41. | Сочинение « Войны незаживающие раны». | |
42. | Заключительное занятие по теме «Мой город». | |
5. Окрестности города. | 9ч | |
43. | Окрестности города. Вводное занятие. | |
44. | Синие горы. | |
45. | Большой и Малый Джинал. | |
46. | Замок коварства и любви. Легенда. | |
47. | Кабан –гора. | |
48. | Кольцо – гора. Легенда об ее происхождении. | |
49. | Медовые водопады. | |
50. | Конкурс рисунков «Мое любимое место в окрестностях Кисловодска». | |
51. | Заключительное занятие по теме «Окрестности города». Викторина. | |
6.Мой край. | 16ч | |
52. | «Край, в котором мы живем». Вводное занятие. | |
53. | Богатства края. | |
54. | Растительный и животный мир края. | |
55. | Реки и водоемы Ставропольского края. Охрана вод. | |
56. | Ставрополье – многонациональный край. | |
57. | Кавминводские здравницы – лучшие в России. | |
58. | Город – курорт Пятигорск. | |
59. | Город – курорт Ессентуки. | |
60. | Город – курорт Железноводск. | |
61. | Ставрополье в годы Великой Отечественной войны. | |
62. | Юные герои Ставрополья. | |
63. | Жизнь после войны. | |
64. | Ставрополье - житница России. | |
65. | Современные гербы и символы Ставрополья. | |
66. | Просмотр презентации «Наш край». | |
67. | «Край, в котором мы живем». Тестирование. | |
68. | Итоговое занятие. | 1ч |
4 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
1.Я и моя семья. | 7ч | |
1. | Я и моя семья. Вводное занятие. | |
2. | Мои родители. | |
3. | Любовь и уважение в семье. | |
4. | Семейные конфликты. | |
5. | Мои предки. | |
6. | Моя родословная. | |
7. | Защита проекта «Родословная моей семьи». | |
2.Моя гимназия. | 5ч | |
8. | Моя гимназия. Вводное занятие. | |
9. | История и традиции гимназии. | |
10. | Посещение школьного музея им. А.Губина. | |
11. | Проект ( или сочинение) «Моя гимназия в будущем». | |
12. | Заключительное занятие по теме «Моя гимназия». | |
3.Мой город. | 27ч | |
13. | Мой город. Вводное занятие. | |
14. | Природные богатства Кисловодска. | |
15. | Кисловодск – лечебная здравница. | |
16. | Памятные места города. | |
17. | Железнодорожный вокзал. | |
18. | Курзал. | |
19. | Главные Нарзанные ванны. | |
20. | Нарзанная галерея. | |
21. | Особняк Реброва. Чтение стихотворения кисловодского поэта В.Дуброва «Дом Реброва». | |
22. | Зеркальный пруд. Чтение стихотворения кисловодского поэта В.Дуброва «Зеркальный пруд». | |
23. | Музеи города. | |
24. | Экскурсия в историко – краеведческий музей «Дача Ф.М.Шаляпина» | |
25. | Выдающиеся люди, побывавшие в Кисловодске. | |
26. | Пушкин в Кисловодске. Стихи А.С.Пушкина о Кавказе. Чтение стихотворений кисловодского поэта В.Дуброва «Мой Пушкин», «Пушкин в Кисловодске». | |
27. | Есенин в Кисловодске. Чтение стихотворения кисловодского поэта В.Дуброва «Сергей Есенин в Кисловодске». | |
28. | Толстой в Кисловодске. | |
29. | Лермонтов в Кисловодске. Стихи М.Ю.Лермонтова о Кавказе. Чтение стихотворений кисловодского поэта В.Дуброва «Машук дымился пред грозой», «Парус одинокий». | |
30. | Кисловодск в годы Великой Отечественной войны. | |
31. | Мои земляки – герои войны. | |
32. | Школа ВВС в Кисловодске. | |
33. | Конкурс «Открытка ветерану». | |
34. | Создание фонотеки и копилки стихов о Великой Отечественной войне. | |
35. | Проект «Военная летопись моей семьи». | |
36. | Современный Кисловодск. | |
37. | Кисловодск – многонациональный город. | |
38. | Сочинение «Если бы я был мэром Кисловодска…». | |
39. | Заключительное занятие по теме «Мой город». | |
4. Окрестности города. | 6ч | |
40. | Окрестности города. Вводное занятие. | |
41. | Вершина Бермамыта. Легенда «Два верных стража». | |
42. | Кабан –гора. | |
43. | Бургустанские горы. | |
44. | Рим – гора. | |
45. | Заключительное занятие по теме «Окрестности города». Тестирование | |
5.Мой край. | 19ч | |
46. | Мой край. Вводное занятие. | |
47. | История освоения края. | |
48. | Богатства края. | |
49. | Растительный мир Ставропольского края. | |
50. | Охрана растительности в крае. | |
51. | Ботанические заказники Ставрополья. | |
52. | Животный мир Ставропольского края. | |
53. | Животные полупустынь. | |
54. | Животные степей, лесостепей. | |
55. | Животные водоемов. | |
56. | Охрана рыбных богатств. | |
57. | Животные и растения родного края, занесённые в Красную книгу. Просмотр презентации. | |
58. | Конкурс рисунков «Природа родного края». | |
59. | Реки и водоемы края. Внутренние воды края. | |
60. | Каналы. Водохранилища. Озера. Охрана вод. | |
61. | Народы Северного Кавказа. | |
62. | Традиции и обычаи народов Северного Кавказа. | |
63. | Заключительное занятие по теме «Мой край». Викторина. | |
6.Литература писателей Ставрополья. | 4ч | |
64. | Чтение произведений писателей Ставропольского края. | |
65. | Чтение произведений писателей Ставропольского края. | |
66. | Чтение произведений писателей Ставропольского края. | |
67. | Литература писателей Ставрополья. Викторина. | |
68. | Итоговое занятие. | 1ч |
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: Знание 1987.
3. Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
4. Авксентьев А.В. и Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической карте мира. – Ставрополь, изд-во СГУ, 1998.
5. Ахметова М. X. Марчануков Т. А. Край, овеянный легендами. - Ставропольское книжное издательство, 1990.
6. Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002.
7. Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Метод. пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.
8. Ширяев В.Н. Северный Кавказ. Легенды и стихи. Творческая мастерская БЛГ, 2006.
9. Беликов Г. Занимательное путешествие.- Ставропольское книжное издательство, 1973.
10. Виноградов Е. Семь чудес у кислого колодца. –Кисловодск,1996.
11. Ивановский В.А. Занимательное краеведение. – Москва –Ставрополь, 2003.
12. Батчаев М., Стефанеева Е. Горы и нарты. Кавказские легенды. - Ставропольское книжное издательство, 1969.
13. Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат-гора 1999.
14. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –М., 2003.
15. Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.,1987.
16. Зайцева Л. И. Опыт работы объединения учителей краеведов. - Нач. школа, № 5, 1999.
17. Игнатов В.Г. Стратегия национальной политики РФ на Северном Кавказе. - Ростов - на - Дону, 1995.
18. Край наш Ставрополье. Очерки истории. - Ставрополь. Шат-гора, 1999.
19. Основные направления национальной и региональной политики Ставропольского края.
20. Народы России. Энциклопедия. - М., Научное изд-во «БольшаяРоссийская энциклопедия», 1994.
21.Парамонова О. М. Сухвалова ,О.В. Чехунова А.П. Познаёмсвою родину - Начальная школа, № 5, 1998.
22. Современность и духовно-нравственное развитие личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (26 марта 2002г.). – В 6 кн. – Ставрополь: СКИПКРО, 2002.
23. Строев К. Ф. Краеведение. - М., П., 1967.
24. Лярский П.А. Пособие по краеведению. - Минск, 1966.
22. Методические указания для руководителей краеведческих кружков. – М., Просвещение, 1988.
23. Ю.Л.Шевченко, О.П.Щепин. Курорты Кавказских Минеральных Вод – национальное достояние: становление и развитие. – М., 2003.
24..Стативкин Э.В. Кавказские Минеральные Воды. Справочник – путеводитель. – Ставрополь, «Вестник Кавказа», 2007.
25. Дубров В. Кисловодская долина. Стихи. – Северо – Кавказское издательство МИЛ. Кисловодск,2005.
26.Бутенко Н.И., Лобейко Ю.А., Селюкова Л.А., Шаповалова И.А.Литература Ставрополья. – Ставрополь, Сервисшкола, 2000.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей
по данному спецкурсу:
1. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М., Изд. Дом Славянской книги, 2007.
2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М. ,Знание, 1987.
3. Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.
4. Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск, Русич, 2001.
5. Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь, Сервис-школа, 2003.
6. Ашурков В. Н., Кацюба Д. В. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение - М., П., 1980..
7. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М., Изд. Астрель, 2005.
8.Лобова Т. Забавные истории. – Пятигорск; ООО «Рекламно – информационное агентство на КМВ», 2010.
9. Дубров В. Кисловодская долина. Стихи. – Северо – Кавказское издательство МИЛ. Кисловодск,2005.
10. Ширяев В.Н. Северный Кавказ. Легенды и стихи. Творческая мастерская БЛГ, 2006.
11. Беликов Г. Занимательное путешествие.- Ставропольское книжное издательство, 1973.
12. Виноградов Е. Семь чудес у кислого колодца. –Кисловодск,1996.
13. Ивановский В.А. Занимательное краеведение. – Москва –Ставрополь, 2003.
14. Батчаев М., Стефанеева Е. Горы и нарты. Кавказские легенды. - Ставропольское книжное издательство, 1969.
15. Бутенко Н.И., Лобейко Ю.А., Селюкова Л.А., Шаповалова И.А.Литература Ставрополья. – Ставрополь, Сервисшкола, 2000.
16.Мудрые слова. Пословицы народов Северного Кавказа. Нальчик, «Эльбрус»,1970.
17. Карачаево – черкесские сказки.
18. Абазинские сказки.
19. Кабардинские сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по краеведению "Родная земля Волгоградская".
Данная программа является дополнением к основному курсу по изучению окружающего мира. Программа составлена для учащихся 1-4 классов.В работе решаются следующие задачи:*познакомить обучающихся с -...
Авторская программа по краеведению Пирожковой Н. В. "Истоки"
Авторская программа по краеведению Пирожковой Наталии Владиславовны "Истоки"...
Авторская программа внеурочной деятельности по краеведению «Моя малая Родина»
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина » разработана для учащихся 1-4 классов. Структур...
Авторская программа по курсу "Краеведение"
Изучение курса "Краеведение" направлено на духовно-нравственное воспитание личности школьника,которое является одним из важнейших направлений в рамках новых образовательных стандартов....
Авторская программа по курсу "Краеведение"
Программа внеурочной деятельности призвана реализовать региональный компонент содеожания образования по предмету "Окружающий мир". Пргорамма разработана на основе системы учебных курсов с э...
Авторская программа " Школа краеведения"
Рекомендована для учащихся 3-4 классов...