Авторская программа по курсу "Краеведение"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности призвана реализовать региональный компонент содеожания образования по предмету "Окружающий мир". Пргорамма разработана на основе системы учебных курсов с экологической направленностью "Зеленый дом" автор А.А. Плешаков. Данный курс программы "Краеведение" расчитан на преподавание в 1-4 классахначальной школы, 45 часов в год (1,5 часа в неделю). В рамках вариативной части базисного плана содержит 3 раздела:"Мы живем в России", " Край, в котором мы живем", "Село, в котором я живу".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dok.kraevedenie.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа по курсу "Краеведение"
Магафурова Зяйтуна Биктимировна, учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящем курсе “Краеведение” предусмотрено реализовать региональный компонент содержания образования по предмету “Окружающий мир”. Программа разработана на основе системы учебных курсов с экологической направленностью “Зеленый дом” автор А.А. Плешаков
Данный курс “Краеведения” рассчитан на преподавание во 1 – 4 классах начальной школы, 45 часаов в год (1.5 часа в неделю) в рамках вариативной части базисного плана содержит три раздела: “Мы живем в России”, “Край, в котором мы живем”, “Село в котором я живу”. Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Представленный курс по “Краеведению” углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология, география, культурология.
В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся должны готовить сообщения, доклады, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России и Тюменской области и контурные карты.
Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Тюменскойобласти, познакомить с достопримечательностями и, что не мало важно, людьми, строившими и прославившие родной край.
Изучения “Краеведения” способствует
- формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
- формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
- формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;
в итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии Севера, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- работать в читальном зале библиотеки;
- готовить и выступать с докладами и сообщениями;
- работать в семейных архивах;
- умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- сравнивать и обобщать факты;
- работать с атласом и контурной картой;
- воспитывать бережное отношение к своему городу,, к школе.
- воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ “КРАЕВЕДЕНИЕ” 1 КЛАСС
1. Введение (1ч)
Что такое “Краеведение”, что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район.
2. Мы живем в России ( 5 ч)
Тема: Наша Родина на карте мира. Особенности географического положения России. Москва – столица.
Тема: Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины России.
Тема: Символика РФ./герб, флаг, гимн/
Практические работы.
- Работа с картой России найти и показать на карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озера, реки.
- Край, в котором мы живем (25 ч)
Тема: Наш край на карте России. Города и Тюменской области на карте. Сформировать представление о территории области, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой области.
Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн.
Тема: История нашего края. Тюменская Земля в древности. История создания и исследования.
Тема: Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными изменениями в природе по всей области.
Тема: Растительности нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Что такое тайга. Растения тайги Грибы и ягоды. Охрана растений.
Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие Охрана и значение животного мира
Тема: Водоемы Тюменской области. Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов
Тема: Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства Как добывают, где используют. Значение для области и страны. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых.
Тема: Промышленность края. Крупные предприятия обл. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с предприятиями области. Что выпускают, где находятся.
Тема: Сельское хозяйство области. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства.
Тема: Экология области. Понятие “экологии”. Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. Дать первичные сведения о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том как человек влияет на природу.
Практические работы.
- Югра на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте наиболее крупные равнины, горы, моря, реки, озера, обозначить их на контурной карте.
- Обучение работы с картой Тюменской области: Города и села, обозначить их на контурной карте.
- Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.
- Рассматривание образцов полезных ископаемых.
- Обучение умению находить и показывать на физической карте Тюменской области месторождения полезных ископаемых.
Экскурсии:
- Природа вокруг нас.
- Краеведческий музей.
- Животноводческая ферма.
- На водоем.
- В поле, сад, на ферму.
3. Село, в котором я живу ( 11 ч)
Тема: История родного села. Селиярово на карте России и Тюменской области.
Тема: Символика села.
Тема: Села района. Знакомство с селом. Село, в котором я живу.
Тема: Улицы села. Улица на которой находится школа. Улицы по которым я хожу. Транспорт села(пассажирский, грузовой), его назначение. Дать представления об истории названий улиц, площадей села.
Тема: Предприятия села. Предприятия села. Труд людей нашего села. Место работы родителей, их профессии. Познакомить с предприятиями села, с профессиями родителей. Машины помогающие трудиться.
Экскурсии:
- На предприятия, где работают родители.
- По улицам села Селиярово.
Тема: Итоговые занятия
2. КЛАСС
1. Введение.
Что мы будем изучать в этом году.
2. Мы живем в России
Тема: Географическое положение России. Крупные города РФ
Дать школьникам основные знания о истории своей страны.
Развивать умения ориентироваться по политической карте мира и физической карте России.
Тема: Символика РФ /флаг, гимн, герб/. Повторить и углубить знания учащихся о символике РФ,
Тема: Кем и чем гордится наша страна. Чем удивительна наша страна, какие люди прославили Россию
3. Край, в котором мы живем
Тема: Географическое положение Тюменской области. Наши соседи, (области, которые наш окружают). Сформировать представление о территории области, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой области. Крупные города, села, поселки обл. Заповедники обл. Места туризма и отдыха
Тема: Символика Тюменской области. Герб, флаг. Гимн. (повторить)
Тема: История края. Повторить и углубить знания учащихся о истории своего края, символике области. Кузнецкая Земля в древности до наших дней. Открытие и освоение Земли Югорской. Памятники древности
Тема: Погода и климат Тюменской обл. Познакомить с сезонными изменениями в природе. Растения и животные в разное время года. Труд людей в разное время года.
Тема: Растительность края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Лечебные растения, как собирать, виды. Виды растений нуждающихся в особой охране.
Познакомить учащихся с Красной книгой области, заповедниками области. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу (сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток). Изменение природы в результате трудовой деятельности человека.
Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Охраняемые животные. Красная книга животных Тюм. обл. Отрицательное влияние людей на животных. Заповедники обл.
Тема: Водоемы края. Значение и охрана водоемов. Выработка правил поведения на водоемах. Познакомить с природными ресурсами области.
Тема: Полезные ископаемые. Дать первичные сведения о полезных ископаемых края, о местах и способах их добычи, о практическом значении и об их роли в экономики страны. Места и способы добычи полезные ископаемые. Основные свойства полезных ископаемых. Практическое значение полезных ископаемых для области и страны.
Тема: Предприятия края. Крупные предприятия обл. Что выпускают. Профессии. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с крупными предприятиями области., дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. Профориентировать учащихся.
Тема: Экологические проблемы области. Загрязнение окружающей среды предприятиями области. Показать зависимость экологических проблем области и наличием промышленных предприятий. Почему природа в опасности. Забота о чистом воздухе, воде, почве.
Население Тюменской обл. Народности Югры. Познакомить с национальным составом населения Югры. Дать первичные сведения о коренных жителях области. Чем занимаются люди в городе и на селе. Дать первичные сведения о занятиях людей Тюменской области. Познакомить с народными и художественными промыслами края.
Тема: Люди Югры.Сформировать понятия о населении села Селиярово, национальном составе области, коренных жителях края, особенностях их быта.
Дать представление о занятиях людей в городе и на селе. Познакомить с народными и художественными промыслами края. Искусство в жизни людей.
Познакомить со знаменитыми людьми Югры.
Практические работы.
- Селиярово на карте России, наши соседи. Работа с контурной картой России.
- Работа с контурной картой Тюменской области:
- Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.
- Составление правил поведения на природе.
- Составление правил поведения на водоемах.
- Составление Красной книги Тюменской области.
Экскурсии:
- В краеведческий музей.
- Музей Экологии и этнографии района.
- Наблюдение за сезонными изменениями.
- В библиотеку.
- Художественный музей.
- Музей Физической культуры и спорта.
- К местному водоему для знакомства учащихся с его особенностями, использованием и охраной.
- Наблюдение обнажения горных пород в карьере (овраге, береговом обрыве реки).
4.Село, в котором я живу
Тема: История села. Познакомить и углубить знания учащихся о истории города в котором живут, символикой города.
Тема: Районы села. Социальный паспорт районов. Показать индивидуальность каждого района города.
Тема: Улицы села. Улицы, площади, бульвары, парки города. Дать представления об истории названий улиц, площадей города. Улицы названные в честь великих людей или событий людей. Памятные места нашего города.
Памятники и мемориалы села..
Тема: Предприятия села. Что выпускают, значение для области и страны.
Тема: Итоговый урок
Экскурсии:
- Природа вокруг нас,
- Селияровский музей.
- Музеи района.
- Поселу: по улицам и районам.
3. КЛАСС
1. Введение
2. Мы живем в России
Тема: Географическое положение России. Углубить основные знания учащихся о своей стране, символах РФ. Познакомить учащихся с государствами с которыми граничит Россия. Развивать умения ориентироваться по политической и физической карте мира и России.
Тема: Народы РФ. Дать первичные сведения о национальном составе России.
Практические работы.
- Россия на карте мира , обучение умению находить и показывать на политической карте мира Россию, страны с которыми граничит, ,обозначить их на контурной карте.
3. Край, в котором мы живем
Тема: Географическое положение области. Углубить знания учащихся об историей своего края, символах области. Сформировать представление о территории области, географических объектах. Учить детей ориентироваться по физической карте области. Поверхность Тюменской обл. реки, озера, Западно-Сибирская Низменность,Приобское месторождение.
Тема: История нашего края. Главные исторические события области.
Тема: Погода и климат Тюменской обл. Углубить знания детей о сезонных изменениях в природе по всей области.
Тема: Растительность нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Познакомить учащихся с яркими представителями животного и растительного мира области.
Формировать представления об особенностях природных комплексов области. Степь. Лесостепь. Тайга. Горная тундра и альпийские луга.
Познакомить с ролью заповедников и ботанических садов, в решении экологических проблем области. Охрана и восстановление лесов и растительности.
Тема: Животный мир области. Таежные животные. Горно-таежные, степные и лесостепные животные. Пресмыкающиеся Югры. Охрана и восстановление животного мира Югры.
Тема: Водоемы области. Экологические проблемы водоемов. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов
Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов.
Тема: Природные ресурсы области. Полезные ископаемые, в каких отраслях используются Охрана недр. Как рационально использовать. природные ресурсы.
Тема: Промышленность и с/х края. Вклад области в хозяйство страны. Угольная промышленность, химическая, металлургическая пищевая промышленность. Дать первичные сведения об особенностях отраслевой структуры хозяйства родного края: совокупности отраслевой промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы.
Дать первичные сведения об угольной. химической, металлургической, пищевой промышленности Тюменской области , об их роли в хозяйстве страны и мире. Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.
Тема: Экология области. Сформировать первичные представления об экологических проблемах области, о причинах их возникновения, способах их предотвращения. Систематизировать знания о взаимодействии человека и природы. Понятие “экологическая катастрофа”, источники ее возникновения. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Логические задачи по экологии. Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.
Тема: Люди нашего края. Познакомить с знаменитыми людьми области. Поэты, писатели, артисты, герои Великой Отечественной войны и труда.
Тема: Селиярово во время Великой Отечественной Войны. Дать первичные представление о том, как Селиярово и селияровцы помогали фронту в годы Великой отечественной войны.
Практические работы.
- Обучение работы с картой Тюменской области, умению находить и показывать на физической карте Тюменской области реки, озера, Западно-Сибирскую низменность, Приобское месторождение, обозначить их на контурной карте.
- Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области, выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни.
- Рассматривание образцов полезных ископаемых.
- Обучение умению находить и показывать на физической карте Тюменской области месторождения полезных ископаемых.
- Решение задач по экологии.
Экскурсии:
- В музей Боевой славы.
- В школьный музей.
- В библиотеку.
- Художественный музей.
- Музей Физической культуры и спорта.
4. Город, в котором я живу
Тема: История села. Историческая справка города. Символика города. Углубить знания учащихся об истории города в котором живут, символах города.
Тема: Карта нашего села . Создать целостное представление о расположении районов города, улиц и площадей. Архитектура города. Познакомить с архитектурой города, историей появления тех или иных архитектурных объектов.
Тема: Предприятия села. Экологические проблемы города
Тема: Знаменитые селияровцы (наши современники)
Тема: Итоговый урок по теме: Село, в котором я живу
Тема: Обобщающее повторение
УЧЕБНО -- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по курсу “КРАЕВЕДЕНИЕ№» 2 КЛАСС
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Введение Что мы будем изучать на “Краеведение” | 1 |
Раздел1. Мы живем в России | 4 |
1.1. Наша Родина на карте мира. Москва -- столица России. | 1 |
1.2 Символика РФ /флаг, гимн, герб/ | 2 |
1.3 Поверхность России. Моря, реки, озера, горы, равнины. | 1 |
Раздел 2. Край в котором мы живем | 20 |
2.1 Географич. положение Тюменской обл. Наш край на карте России. Города и села Селиярово. | 2 |
2.2 Символика области | 2 |
2.3 История нашего края. Югорская Земля в древности. История создания и исследования. Экскурсия в краеведческие музей | 2 |
2.4 Времена года. Сезонные изменения в природе | 2 |
2.5 Растительность нашего края Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Что такое тайга. Растения тайги. Охрана растений. | 2 |
2.6 Животный мир Тюменской обл. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие. Охрана и значение животного мира | 3 |
2.7 Водоемы нашего края. Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов | 1 |
2.8 Полезные ископаемые Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Как добывают, где используют. Значение для области и страны. | 2 |
2.9 Промышленность области Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся. | 1 |
2.10 С/х нашего края Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение с/х | 1 |
2.11 Экология области Понятие “экологии”. Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. | 1 |
Итоговое занятие по разделу Край, в котором я живу | 1 |
Раздел3. Село в котором я живу | 8 |
3.1 История нашего села. Кемерово на карте России. | 1 |
3.2 Символика села | 2 |
3.3 Знакомство с районами села. Район в котором я живу. | 2 |
3.4 Улица на которой находится школа. Улицы по которым я хожу. Транспорт села. | 2 |
3.5 Предприятия села. Предприятия села.. Где работают родители. | 1 |
Итоговое занятие “Мой край Югра” | 1 |
34 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по курсу “КРАЕВЕДЕНИЕ” 1 КЛАСС
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Введение Что мы будем изучать в этом году | 1 |
Раздел1. Мы живем в России | 5 |
1.1 Географическое положение России Крупные города РФ | 1 |
1.2 Тюменская обл на карте России Наши соседи. | 1 |
1.3 Символика РФ и Тюменской области /флаг, гимн, герб/ | 1 |
1.4. Кем и чем гордится Россия | 2 |
Раздел2. Край в котором мы живем | 25 |
2.1 История нашего края Югорская Земля в древности до наших дней. Освоение ЗемлиЮгорской. Памятники древности.Экскурсия в музей Экологии и Этнографии | 3 |
2.2 Погода и климат Тюменской области. Экскурсия на природу | 2 |
2.3 Растительность нашего края Лечебные растения, их виды как собирать. Отрицательное влияние людей на природу (сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток). Виды растений нуждающихся в особой охране. Красная книга Тюменской обл. | 3 |
2.4 Животный мир Тюменской обл. Разнообразие животного мира. Отрицательное влияние людей на животных. Охрана животного мира. Заповедники обл. Охраняемые животные. Красная книга животных Тюменской обл. | 3 |
2.5 Водоемы нашего края. Значение и охрана водоемов. Выработка правил поведения на водоемах. | 2 |
2.6 Полезные ископаемые Места и способы добычи. Основные свойства полезных ископаемых. Практическое значение полезных ископаемых для области и страны | 3 |
2.7 Промышленность области Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся. Практическое значение для области и страны. Профессии. | 2 |
2.8 Экология области Загрязнение окружающей среды предприятиями области. Почему природа в опасности. Экологические проблемы области. Забота о чистом воздухе, воде, почве | 3 |
2.9 Люди нашего края. Население Тюменской обл. Народности Югры. Чем занимаются люди в городе и на селе. Народные и художественные промыслы края. Люди прославившие Югру. | 4 |
Раздел3 Село в котором я живу | 11 |
3.1 История нашего села . Историческая справка села. Символика села | 2 |
3.2 Районы села. Социальный паспорт районов. | 3 |
3.3 Улицы, площади, бульвары, парки села. Памятники и мемориалы села. | 3 |
3.4 Предприятия села. Что выпускают значение для области и страны. | 2 |
3.5 Викторина “Село в котором я живу” | 1 |
Итоговое занятие “Я живу в с. Селиярово” | 3 |
34 |
УЧЕБНО -- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по курсу “КРАЕВЕДЕНИЕ” 3 КЛАСС
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Введение Что мы будем изучать в этом году | 1 |
Раздел1. Мы живем в России | 3 |
1.1 Географическое положение России Наши соседи. С какими государствами граничит РФ | 1 |
1.2 Народы РФ | 2 |
Раздел2. Край в котором мы живем | 21 |
2.1 Географическое положение области. Географическая справка обл. Поверхность Тюменской обл. реки, озера, , Западно-Сибирская Низменность, Приобское месторождение. | 2 |
2.2 История нашего края Историческая справка области. Главные исторические события области | 1 |
2.3 Растительность нашего края Степь. Лесостепь. Тайга. Горная тундра и альпийские луга. Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и ботанических садов. | 2 |
2.4 Животный мир Тюменской обл. Таежные животные. Горно-таежные, степные и лесостепные животные. Пресмыкающиеся Югры. Охрана и восстановление животного мира Югры. | 3 |
2.5 Водоемы нашего края. Экологические проблемы водоемов. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов. | 2 |
2.6 Природные ресурсы области. Полезные ископаемые В каких отраслях используются. Охрана недр. Как рационально использовать природные ресурсы | 2 |
2.7 Промышленность области Вклад области в хозяйство страны. Нефтедобывающая промышленность. Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду. | 2 |
2.8 Экология области Понятие “экологическая катастрофа”. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Логические задачи по экологии. | 3 |
2.9 Люди нашего края. Люди прославившие село и Югру. | 1 |
2.10 Селиярово во время Великой Отечественной войны | 2 |
2.11 Итоговое занятие по теме: Край в котором мы живем. | 1 |
Раздел3. Город в котором я живу | 7 |
3.1 Историческая справка села. Символика села. | 1 |
3.2 Предприятия села. Экологические проблемы села. Как загрязнение окружающей среды влияет на наше здоровье | 3 |
3.3 Знаменитые селияровцы(наши современники) | 2 |
3.4 Сочинение “ Село в котором я живу” | 1 |
Итоговое занятие Урок-диспут “Что бы я сделал для села и области , если бы был губернатором” | 1 |
Обобщающее повторение | 1 |
34 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Баранник Л.П. Природа -- наш дом. Югорское книжное изд-во, 1984.
- Геологическое прошлое земли югорской и окружающих его структур. Геология месторождений полезных ископаемых и нефтяная промышленность Тюменской области: Донбай С.Л. Стихотворения. --Югра: Сибирский родник, 1996. -- 295с.
- Земля Югорская. Альманах о природе. -- Югорское кн. изд-во, 1975, 1978, 1982, 1986, 1988, 1989.
- Зыков И.В. Календарь природы Тюменской области. – Югорское кн. изд-во, 1971.
- Ильичев А.И. , Соловьев Л.И. Экономическая география Тюменской обл: Пособие для средней школы. Югорское кн. изд-во, 1989. -- 208 ил.
- Ильичев А.И. , Соловьев Л.И., География Тюменской области: Природные условия и ресурсы: Учебное пособие. –Югра: А О кем. Кн. изд-во, 1994. – 336с., ил.
- Кареев Н.Ф. В объективе -- мир природы. – Югорское кн. изд-во, 1987.
- Кареев Н.Ф. 12 месяцев в году. Этюды о природе родного края. - Югорское кн. изд-во, 1986.
- Кацюба Д.В., История Югры: Краеведческое пособие для учащихся 7 –10 кл. 4-е изд., перераб. И доп. –Ковригина Л.Н., Фомина Н.А. растительный мир Югры и его охрана..
- Красная книга РСФСР. Животные. -- М.: Россельхозиздат, 1985.
- Красная книга РСФСР. Растения.. -- М.: Россельхозиздат, 1988.
- Крылов Г.В. Степанов Э.В. Зеленая аптека Югры. -- Наш родной край. А.А. Мытаев, Л.М. Савельева, Л.П. Сафонов, С.Д. Тивяков. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников на региональном материале: Методические материалы к программе “С любовью к городу”. Природа и экологические проблемы Югры. --
- Разыскания. Историко-краеведческий альманах. Выпуск 1-4.
- Региональный компонент “Югра и югорчане ” на уроках ОО “Естествознание” (информационно-методические материалы)..
- Романенко М.Ф. Экология: проблемы и перспективы. -- Соловьев Л.И. Живи, Югорская земля! Методическое пособие по краеведению. Шабалин В. Тайны имен земли Югорской..
- Юров Г.Е. Какого цвета Обь-река?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...