Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край - Югра"
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования,

утвержденной приказом от 31.08.2020 № 513, протоколом педсовета №1 от 31.08.2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Мой край - Югра

Направление: общекультурное

 Класс:              1 Б  

 Учебный год:  2020-2021

Учитель: Соснина О.А.        

Нижневартовск, 2020

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..3
  2. Результаты освоения курса………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….3-4
  3. Содержание курса внеурочной деятельности ………………………………………………………………………………………………………………………………………………..4
  4. Календарно-тематическое планирование……………………………………………..……………………………………………………………………………………………………4-8

                                                                                                           

1.Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мой край Югра»  для 1 класса  составлена на основе документов:

1) Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);

3) письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

4) программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование);

5) учебный план  МБОУ «СШ № 42» на 2020-2021 учебный год.

6)  на основе  программы «Край, в котором я живу. Моя Югра»  Зашихин Е. С.

В 1 классе – 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут.

Данная образовательная программа направлена на формирование у  младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Одно из важнейших положений – интегрирующая роль краеведения в системе наук вообще. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.

2.Результаты освоения учебного предмета

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы:

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

- различать способ и результат действия;

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

-оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями интернета;

-осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

-выражать речь в устной и письменной форме;

-проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнерами;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

-точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

3.Содержание программы

Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:

  • представления: Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой  Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
  • знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
  • умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.

4.Тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема

Содержание теоретической части занятия

Вид деятельности

обучающихся

По плану

Фактически

1

Край, в котором я живу.

Нефть – черное золото Югры.

Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый»

2

Герб, флаг ХМАО

Знакомство с символами ХМАО- Югры

кроссворд

3

Дружная югорская семья

Народы, населяющие территорию ХМАО

викторина

4

Памятники Югры - хранители истории.

Музей под открытым небом ТорумМаа

О чем могут поведать памятники нашего края.

 Устное сочинение «Памятники Югры – хранители истории»

5

Памятники Ханты-Мансийска.

Виртуальная экскурсия по городу

Рассказ «История одного памятника»

6

«Путешествие в древний мир ханты и манси».

Знакомство с историей народов

Игровая программа

7

Сказки народов Севера – кладезь мудрости.

Особенности северной сказки. Чему учат сказки Югры.

Чтение  и обсуждение сказок.

8

Загадки  народов Севера

Особенности загадок

Конкурс знатоков

9

Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта

Особенности пословиц и поговорок народов севера, непосредственная связь с природой, нравственное начало.

Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Югры»

10

Хантыйские куклы

Акань, Пакы

Мастер-класс: изготовление куклы

11

Быт народов Югры

Знакомство с бытом

Устное сочинение- отчет

12

Беседа на тему: «Национальная одежда ханты и манси»

Знакомство с одеждой

Аппликация:

Варежка с орнаментом

13

Фольклорный праздник (Медвежий праздник)

Медвежий праздник.

Сюжетно-ролевая игра

14

Фольклорный праздник (Вороний праздник)

Вороний праздник

Сюжетно-ролевая игра

15

Сезонные изменения в природе

Путешествие в Югорский зимний лес

Игровая программа «В гостях у зимушки- зимы»

16

Многообразие растительного мира Югры

Животный и растительный мир Югры.

Выставка рисунков по теме

17

Многообразие животного мира Югры

Животный и растительный мир Югры.

Создание телегазеты «Животный  мир Югры

18

Животный и растительный мир Югры

Игровая программа

Игровая программа

19

Красная книга Югры

Животные, под охраной закона.

Создание телегазеты «Красная книга Югры»

20

Зеленая аптека Югры

Лекарственные травы.

Проект «Зеленая аптека Югры»

21

Как родился наш любимый город…

Знакомство с историей образования Нижневартовска

презентация

22

Посещение городского краеведческого музея

фотоотчёт

23

Зеленая аптека Югры

Основные исторические памятные места нашего города

фотоотчет

24

Города нашего края. Как родился наш любимый город…

Виртуальная экскурсия по городам Югры

Гербы городов

25

Посещение библиотеки семейного чтения. Знакомство с поэтами и писателями Югры

Знакомство

с произведениями авторов

Подготовка к Литературной гостиной по произведениям Ю.Шесталова

26

Ю. Шесталов – знаменитый мансийский поэт и писатель

Знакомство с мансийским поэтом и писателем

Литературная гостиная

27

Югра. Ханты и манси
в творчестве  художника
Николая Фомина

Знакомство с художником

Презентация

28

Музыкальные инструменты народов Севера ханты и манси

Знакомство с инструментами

презентация

29

«Здравствуй, край мансийский милый…» Устный журнал

Знакомство с культурой, традициями и верованиями народов ханты и манси

Устный журнал

30

«Здравствуй, край мансийский милый…» Устный журнал

Создание книжки-раскладушки «Аллея славы»

31

Мои земляки – герои и участники великой Отечественной войны.

презентация

32

Политические лидеры Югры.

Создание телегазеты

33

Моя родная школа- часть малой родины. Обобщающее занятие

Игровая программа «Знатоки  Югры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я- гражданин Югры"

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и восп...

Интегрированная программа по краеведению "Наш край - Югра"

Программа предназначена для обуающихся 2 классов и включает основные направления урочной, внеурочной и внешкольной деятельности....

рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой"

данная работа содержит программу, кружка внеурочной деятельности "Край родной, познакомимся с тобой", указаны задачи, цели и ожидаемый результат...

Программа кружка краеведения «Мой край - Югра»

Программа  кружка краеведения «Мой край - Югра», младших классов  представляет собой проект, направленный на реализацию ФГОС второго поколения....

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс

Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край мой единственный в мире".

Программа курса «Край мой, единственный в мире …..» (М.П. Смирнова) ориентирована на изучение «своей местности», при котором  у учащихся  развиваются творчески...