Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край мой единственный в мире".
рабочая программа
Программа курса «Край мой, единственный в мире …..» (М.П. Смирнова) ориентирована на изучение «своей местности», при котором у учащихся развиваются творческие способности, формирование у них навыков исследования. Конечным результатом изучения курса станет самостоятельная практическая деятельность детей, направленная на изучение истории и природы родного края, национальной культуры, традиций .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_kray_moy.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса «Край мой, единственный в мире …..» (М.П. Смирнова) ориентирована на изучение «своей местности», при котором у учащихся развиваются творческие способности, формирование у них навыков исследования. Конечным результатом изучения курса станет самостоятельная практическая деятельность детей, направленная на изучение истории и природы родного края, национальной культуры, традиций .
Работая по данной программе, учащиеся получают:
- интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;
- возможность проявить себя, показать свои способности;
- выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих;
Малая родина дает человеку гораздо больше,чем он в состоянии осознать.Как учитель я не случайно обратилась к проблеме изучения краеведческого материала во внеурочной деятельности.Анализируя работу по природоведению,развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка,пришла к выводу ,что учащиеся мало знают о малой родине,родном крае.Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению окружающего мира,создаются условия для формирования нравственных чувств.
Программа своим содержанием и приемами работы способствует наглядности в обучении природоведению. Изучая « свою местность» и Пензенскую область, учащиеся видят природную среду ,жизнь людей, результаты деятельности человека, историческое прошлое, культуру. А это , в свою очередь, имеет огромное значение для воспитания патриотических чувств и любви к Родине.
Программа рассчитана для проведения внеурочных занятий по общекультурному направлению в параллели 4-5 классов.
Цель программы:
Содействие повышению интереса учащихся к истории и культуре малой родины в неразрывной связи с отечественной историей и культурой.
Цель предусматривает задачи по программе:
познакомить учащихся с окружающим миром, научить умению самостоятельно приобретать знания ,делать правильные выводы .При этом :учитывать возрастные и индивидуальные особенности, которые способствуют успешной самореализации ребенка, создать возможности выбора видов деятельности, способов и средств достижения результатов ,
приобщать детей к общечеловеческим ценностям, оказание помощи в духовном и интеллектуальном развитии, адаптации их к реальной жизни;
возрождение традиций и обычаев края, изучение и сохранение их.
Планируемые результаты
В процессе работы по данной программе учащиеся должны знать: происхождение растительного и животного мира своей местности;
— водоёмы и их значение в хозяйстве;
— правила поведения в природе и меры её охраны;
— государственную символику Пензенской области, своего района;
— важнейшие события в истории родного края;
— родственные связи в семье, людей, прославивших наш край;
—уметь:
— различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
— различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
— приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
— приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
— описывать наиболее важные события истории родного края;
— рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного села, области, о знаменитых людях села и области;
— показывать на карте Пензенской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
могут научиться:
а) личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
— анализировать влияние человека на край, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.
б) регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию своей учебной деятельности:
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
— составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
— оценивать собственные знания и умения;
— доводить дело до конца.
в) познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Пензенской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
г) коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, занятиях людей в родном селе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Содержание программы
Программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Программа включает в себя несколько этапов.
1. Моя малая Родина-село Средняя Елюзань
Знакомство с жизнью общества на примере своего села (история села, происхождение названий отдельных улиц, достопримечательности села, знаменитые люди села).
2. Калейдоскоп народных традиций. (традиции села школы, семейное дерево)
3. Район наш Городищенский.
4. Пенза-главный город нашего края.
5. Достопримечательности Пензы
6. Выдающиеся люди и Пензенский край.
7.Наш край сегодня.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы организации и виды деятельности |
1 | Вводное занятие. Задачи курса. Содержание. Что хотелось бы узнать и чему научиться. | 1 | Беседы, анкетирование, практикум по составлению проекта, чтение, работа в группах, знакомство с композициями музея, работа лекторов-экскурсоводов, работа в группах, творческий конкурс (индивидуальный показ), исследование объекта, сбор информации из газет, из Интернета, чтение стихов, рассказ с показом объектов, посиделки, рассказы очевидцев, поездка. |
2 | «Кто мы, откуда мы?» (история возникновения с. Средняя Елюзань) | 1 | |
3 | «Своя хатка - родная матка» (о жизни людей села, и об интерьере жилища, отличие дома в городе и селе, о своем доме)Работа над проектом «Моя семья». | 2 | |
4 | Работа над проектом «Улицы моего села». Защита проекта. | 2 | |
5 | Мое село сегодня (Использование материалов проекта «Живи, село»). Конкурс рисунков на темы «Моя милая родина в будущем», Мой дом в будущем» | 3 | |
6 | «Улицы моего села». Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей. Составление альбома «Знаменитые люди села .» | 2 | |
7 | «На что и клад, коли в семье лад» (Обычаи, традиции татарского народа, семейная родословная, одежда нашего края) «Сказка о рубашке». Конкурс презентаций. «Народный костюм. | 2 | |
8 | Выполнение аппликации «Татарская изба», выполнение аппликации «Русская изба». (сравнение работ) | 1 | |
9 | Водоемы моей малой Родины. Озеро Большое Моховое как гидрологический памятник. Экскурсия на озеро. | 2 | |
10 | Народные умельцы – елюзанцы Якупов К.А., Бараев М А.(Материалы газеты «Пензенская правда» №47, 27 ноября 2018г.) | 1 | |
11 | Елюзанский поэт Гомер Дашкин. Жизнь и творчество поэта. | 1 | |
12 | Я живу в Городищенском районе. Посещение районного краеведческого музея. | 1 | |
13 | Поэзия русскоишимской поэтессы М.П.Смирновой | 1 | |
14 | Из истории Пензенского края Основание Пензы. | 1 | |
15 | Из истории Пензенского края. Герб. Гимн. Флаг Пензы. | 1 | |
16 | Народные промыслы края. Никольский хрусталь. Абашевская игрушка. | 2 | |
17 | Общие сведения и история создания государственного природного заповедника «Приволжская лесостепь» | 2 | |
18 | Дворцово-парковые и усадебные ансамбли края. | 1 | |
19 | Сады и парки Пензы | 1 | |
20 | Выдающиеся люди и Пензенский край(М.Ю.Лермонтов, Н.Радищев, В.Г.Белинский, А.И.Куприн, А.И.Куприн. А.Г.Малышкин, М.Н.Загоскин, Д.В.Давыдов, М.Е. Салтыков-Щедрин) | 3 | |
21 | Имена пензенцев на карте мира. | 1 | |
22 | Обогащение словарного запаса по теме «Пейзаж родной земли», «Мой дом» | 1 | |
23 | Наш край сегодня. | 1 |
Методическое обеспечение программы.
Презентации к следующим темам:
- «Кто мы, откуда мы?» (история возникновения с. Средняя Елюзань)
- «Своя хатка - родная матка»
- «Улицы моего села».
- «На что и клад, коли в семье лад»
- Водоемы моей малой Родины. Озеро Большое Моховое.
- Народные умельцы – елюзанцы Бараев М. А.
- Елюзанский поэт Гомер Дашкин. Жизнь и творчество поэта.
- Поэзия русскоишимской поэтессы М.П.Смирновой
- Из истории Пензенского края Основание Пензы.
- Герб. Гимн. Флаг Пензы.
- Народные промыслы края. Никольский хрусталь. Абашевская игрушка
- Выдающиеся люди и Пензенский край
- Символика Пензы.
Список литературы для учителя и учащихся.
1.Курс лекций по краеведению :учебно-методическое пособие для студентов факультета начального и специального образования. Барашкина С.Б.—Пенза ПГПУ им.В.Г. Белинского, 2010.
2.Родиноведение. Учебник по истории Пензенского края для начальной школы под общей редакцией Н.П. Берляковой, 2008.
3.Средняя Елюзань: страницы истории самого крупного татарского села России. Марданов Р.Т., Китаева Н.Б..-Казань: Татарское книжное издательство,2006.
4.Гомер Дашкин. Сборник стихов. Казань , «Ихлас», 2012.
5.Татарский мир: авторы-составители С.А.Глотов, Н.А. Гильдеев.-М.:Издательство МНЭПУ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности ФГОС по окружающему миру для 1 класса
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам ООП НОО. Рабочая программа кружка "Планета загадок" разработана на основе факультативного курса А. А. Плешакова с целью расши...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг»
Данная рабочая программа по кружку «В мире книг» в 1 классе составлена на основе: Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011...
Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс
Методическая разработка рабочей программы по внеурочной деятельности в изостудии «В мире прекрасного» 2 класс предназначена для учителей, педагогов дополнительного образования, занимающихся худо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «В мире книг»
Пояснительная записка.Данная рабочая программа общекультурного направления «В мире книг» 1- 3 класс (2 часа в неделю, на период II полугодия 2013/14 учебного года, срок реализа...
Внеклассное мероприятие к 80 -летию Пензенской области "Край мой, единственный в мире"
Данное мероприятие охватывает тему "История родного края". Литературное мероприятие обогащает духовный мир человека, развивает эстетический вкус, кругозор, воспитывает чувство гордости...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...