конспект урока эрзянского языка в 3 классе "Тиринь мода"
план-конспект урока (3 класс)
конспект урока эрзянского языка в 3 классе "Тиринь мода"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_erzyanskogo_yazyka_v_3_klasse_tirin_moda.docx | 41.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
урока по эрзянскому языку в 3 классе
Тема урока | Тиринь мастор | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний на основе ранее изученного. Целеполагание на изучение темы в целом. Комбинированный урок. | |
Цель | Овладение наиболее употребительными понятиями урока: сведениями о Республике Мордовия, его символах, городах РМ, умение использовать лексико-грамматический материал в речевых ситуациях. | |
Задачи |
| |
Планируемый результат | Предметные умения | Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД). |
Закрепление слов и грамматических конструкций, изученных ранее;
| Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Познавательные: умение структурировать знания; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке. | |
Методы и формы работы | Объяснительно-иллюстративный метод; формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах. | |
Оборудование урока |
|
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала: проверяет готовность обучающихся к уроку. Ребята, представьте себе, что вы поляне. Над вами – темное ночное небо, все усыпанное звездами. Найдите на небе самую яркую звезду. И загадайте желание на сегодняшний урок. | Подготовка класса к работе. Дети читают хором: Ушодтано минь урок Ды минек весе анок: Ручкась ды тетрадесь тесэ, Кортатано эрзянь кельсэ. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Синтез, сравнение, обобщение | Языковая гимнастика. - Кода тонь леметь? - Тон кие? - Кодамо классо тон тонавтнят? - Зяро тон иеть? - Косо тон эрят? - Кодамо иень шкане тонь чачома чит? - Кодамо иень шкась ушосо? Повторение ранее изученной лексики - Нама, эйкакшт, ушосо тундо. А кодамо эрси тундось? Выберите слова, характерные для весны (лембе, мазый, маней, пси, пиже, ожо, сёрмав, цецяв, ловов, даволов). -Эйкакшт, а кодат нармунть сыть лембе масторсто тунда? | Дети отвечают на вопросы, вспоминают прилагательные, названия перелетных птиц; выполняют действия на интерактивной доске. | Общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; активизация лексического запаса уч-ся |
III. Постановка учебной задачи. | Введение в тему. Выявляет уровень знаний. Нацеливает и подводит детей к необходимости дальнейшего изучения объекта. Постановка задач и целей урока. Ребята, о чем мы будем говорить сегодня, вы узнаете, выполнив следующее задание: перенесите названия чисел на эрзянском языке под их численное обозначение. Какое слово у нас получилось? Как вы думаете, о чем будет сегодняшний урок? Дайте ему название. - Действительно, тема нашего урока «Родной край», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами. Побуждение к высказыванию своего мнения. – На какие вопросы вам предстоит сегодня ответить? Рассказ учителя с демонстрацией на карте. Мордовия - национальная республика. Она расположена в центре европейской части России. На севере граничит с Нижегородской областью, на юге - с Пензенской, на западе - с Рязанской, на востоке - с Ульяновской, и на северо-востоке - с республикой Чувашия. У нашей республики есть свой герб, флаг и гимн. В Мордовии 3 государственных языка: русский, эрзянский и мокшанский. Государственный гимн РМ представляет собой торжественную песню, состоящую из трёх куплетов, исполненных на трёх государственных языках Автор слов С.В. Кинякин, музыку написала Н.В. Кошелева. Организовывает беседу по вопросам: - Вы знаете, как нужно слушать гимн? Прослушивание гимна РМ - Как называется столица нашей республики? | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Дети вспоминают числительные в пределах ста, переносят числа на интерактивной доске, воспроизводят высказывание, которое получилось (Мордовия) Высказывания обучающихся. Определяют, какие знания понадобятся, чтобы выполнить это задание. Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, карту и отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы учителя. Высказывания обучающихся: стоять тихо, слушать внимательно и серьезно, мальчики должны снять головные уборы, Саранск Слушают гимн РМ | Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта). Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления. Личностные: самоопределение; нравственно-эстетическая оценка содержания рассказа, формирование чувства гордости за свой родной край; осознание своей этнической принадлежности. |
IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации. | Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока. Побуждение к высказыванию своего мнения. - Ребята, а как вы понимаете слово столица? Где мы можем узнать толкование этого слова? - Я предлагаю вам посмотреть какое определение этому слову дается в толковом словаре Ожегова (ссылка: Главный город государства, как правило, место пребывания правительства и правительственных учреждений.) - А на эрзянском языке это слово звучит так: прявтош. Повторите это слово за мной. Это сложное слово. А из каких простых слов, изученными нами, оно состоит? Знакомство с новыми словами: Также мы с вами познакомимся со словами: пелькс – часть лей – река од - молодой сыре – старый. (сл.8) Эйкакшт, панжинк словаренк ды сермадынк валтнэнь. Физкультминутка для глаз | Дети высказываются: подумать над значением, спросить у взрослых, услышать по телевизору, найти в словаре, интернете. Повторяют новые слова на эрзянском языке за учителем, записывают их в словарики Выполняют физминутку для глаз | Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – проведение сравнительного анализа значения слова и дословного перевода, формулировка выводов. Регулятивные: умение высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование готовности слушать собеседника и вести диалог. Личностные: проявление интереса к новому учебному материалу, уважение к чувствам одноклассников. |
V. Реализация построенного проекта учебной деятельности. Построение обучающимися нового способа действий. Применение нового способа действия. | Организует обучающихся на исследование. Работа с учебником: чтение текста с. 89, упр.1 - Эйкакшт, панжинк книганть: страницась кавксонькемень вейксэце, упражнениясь васенце. Ловносынек текстэнть ды ютавтсынек рузонь кельс. Организует беседу по прочитанному: - Сколько в Мордовии городов? - Какой из городов самый старый? - А какой самый молодой? - А какой город является большим железнодорожным центром? А в каком районе родился С. Эрьзя? Ребусы: Реки Мордовии. Ребята, а разгадав ребусы, вы узнаете названия крупных рек нашего края. | Читают тест и переводят на русский язык. Отвечают на вопросы (семь, Темников, Ковылкино, Рузаевка, в Ардатовском районе) Разгадывают ребусы на интерактивной доске (Сура, Мокша, Исса, Вад, Алатырь) | Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя; построение полных речевых высказываний; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о родном крае; Регулятивные: ориентирование в учебнике, планирование; Коммуникативные: формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог. |
VI. Первичное осмысление и закрепление с проговариванием во внешней речи. | Устанавливает осознанность восприятия. Установление правильности и осознанности нового учебного материала, выявление пробелов, коррекция пробелов в осмыслении материала. Первичное закрепление с комментированием. Работа в группах Через века, из поколения в поколение передавалась любовь народа к своей земле. Отношение к Родине народ выражал в пословицах и поговорках. У каждой группы на партах пословицы на эрзянском языке. Переведите их и выберите те, которые относятся к теме нашего урока. - А как вы думаете, почему Родину называют матерью? - А разве можно маму не любить, обижаться на нее, бросить ее? - Какие чувства вы испытываете к маме? А как вы думаете, как мы должны относиться к своей Родине? Мы должны любить наш край. Физкультминутка с элементами самомассажа | Оперирование изученными понятиями. Переводят пословицы, сопоставляют их с переводом, доказывают свое мнение, объясняют их значение, прикрепляют листы с пословицами на эрзянском языке на доску. Ответы на вопросы: Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов. Выполняют самомассаж. | Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, освоение способов решения проблем поискового характера;; логические – осуществление поиска необходимой информации; умение анализировать объекты с целью выделения признаков; Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Личностные: творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует творческую деятельность по применению новых знаний. Работа по картине Ю. Бакаевой «Деревенский пруд. Старое Синдрово.» Родной край для любого человека самое любимое место, место, в которое всегда хочется вернуться. Село Старое Синдрово - место, в которое всегда хочется вернуться мордовской художнице Юлии Бакаевой. - Ребята, давайте внимательно рассмотрим картину. Ю. Бакаевой «Деревенский пруд. Старое Синдрово.» Что вы видите на переднем плане? А что на втором плане? Что изображено на заднем? - Какие краски преобладают на картине? - Какое впечатление произвела на вас картина, какие чувства в вас вызвала? Подводит итог, общий вывод. | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. Ответы на вопросы по картине: На переднем плане тихий деревенский пруд, берега которого заросли кустарником. На втором плане - сельские дома, мостик для спуска к воде. На заднем плане чернеет лес и небо с перистыми облаками. Картина выполнена в голубовато - зеленой гамме | Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое устное высказывание; логические – построение логической цепи рассуждений, рассказа. Личностные: самоопределение; творческое самовыражение; формирование уважительного отношения к иному мнению. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
VIII. Включение в систему знаний и повторения нового действия. | Обеспечивает формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечение установления внутрипредметных и межпредметных связей. Прослушивание песни «Эрзянь мастор» в исполнении Бакич Видяя» Я предлагаю вам прослушать песню на эрзянском языке в исполнении Бакич Видяя. Бакич Видяй (настоящее имя певца - Виктор Чичайкин) выступает как автор-исполнитель собственных сочинений. Обеспечивает усвоения знаний на уровне применения их в разнообразных ситуациях. Организует беседу по прослушиванию: - Какие знакомые слова вы смогли разобрать из текста песни? Какой вывод вы можете сделать: о чем поется в этой песне? - Ребята понравилась вам песня? Какие чувства она вызвала у вас? - От песни веет теплом и радостью, она пронизана чувством безграничной любви автора к родной земле, природе. Подводит к формированию понятия «Родной край». - Можно ли сказать, что край, в котором мы живём, это наша родина? - Что можно назвать Родиной? Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы. И мы все любим свой родной край. Побуждение к высказыванию своего мнения. -А как мы можем заботиться о своей Родине, родном крае? Дает домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению: подобрать стихи мордовских поэтов о Родине. | Слушают песню Высказывания обучающихся: тиринь мастором, эрзянь мастором, морась, паро, мазый. Участвуют в обсуждении: Родина начинается на пороге нашего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. Высказывания уч-ся: беречь ее природные богатства, быть патриотом, уважать друг друга. Слушают инструктаж, записывают в дневник | Познавательные: умение структурировать знания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение; во внутреннем плане – исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет». Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог. Личностные: формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, осознание своей этнической принадлежности, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
IX. Итоги урока. Рефлексия | Инициирование рефлексии учащихся. Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. - Что нового вы узнали на этом уроке? Что вам особенно понравилось? Рефлексия. Итак, ребята, выясним, какую звезду вы сегодня смогли достать. - Те из ребят, кто считает, что сегодня был не их день, у них что-то не получилось, а сегодня ваших сил и знаний хватило, чтобы поймать маленькую звездочку. - Те, кто работал хорошо, в целом собой доволен, но допустил немного ошибок, смог достать звезду среднего размера. - Те ребята, кто сегодня работал увлеченно, может по полному праву считать что, достал большую звезду. | Оценивают себя, выкладывают звезды на интерактивной доске | Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение. Коммуникативные: умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения. |
Список используемой литературы.
- Лексикология современных мордовских языков: учеб. пособие. — Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 1983. 294 с.
- Методические рекомендации к учебному пособию «Эрзянский язык. 3 класс» / Дмитриева С.Ю., Ломакина Л.Ф.;МО РМ, МРИО. – Саранск, 2010.- 143с.
- Самородов, К.Т. Мордовские пословицы и присловья / К.Т. Самородов. — Саранск.
- сайт журнала «Современный урок: начальная школа»: http://www.ppoisk.com
сайт: geraldika.ru/i/Мордовия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса учащихся к урокам эрзянского языка
Развитие познавательных и творческих способностей учащихся....
Конспект урока эрзянского языка в 3 классе Тема урока: «Тиринь мастором»
Одним из приоритетных направлений модернизации школьного образования является многоязычное образование. Данное направление очень важное, актуальное и востребовано системой регионального образования и,...
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "МОЯ СЕМЬЯ"
Выступление на конференции "Этнокультурное воспитание: проблемы и перспективы"...
Урок эрзянского языка во 2 классе. Тема: «Дикие животные» («Идем ракшат»).
Урок по учебнику С.Ю.Дмитриевой....
Урок эрзянского языка в 3 классе "Эрзянь авань оршамопель"
Открытый урок в разделе "Культурное наследие мордвы"...
Конспект урока эрзянского языка в 4 классе "Кшись - весементень прявт.
На уроке дети расширяют знания о хлебе, о профессии хлебороба....
конспект урока эрзянского языка в 4 классе "С.Д.Эрьзя"
конспект урока эрзянского языка в 4 классе "С.Д.Эрьзя"...