Урок эрзянского языка в 3 классе "Эрзянь авань оршамопель"
презентация к уроку (3 класс) на тему
Открытый урок в разделе "Культурное наследие мордвы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_erzyanskogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 37.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 3 классе.
Тема: Эрзянь авань оршамопель
Тип урока: изучение нового материала
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная работа, работа в парах.
Цели:
Познакомить обучающихся с красотой эрзянского костюма;
формировать коммуникативные навыки, чувство уважения к эрзянскому языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям;
воспитание культуры межнациональных отношений.
Развитие УУД:
Личностные УД обеспечат:
-осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения темы урока;
-формирование уважительного отношения к культуре эрзянского народа на основе знакомства с элементами эрзянского костюма;
-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
-формирование мотивации к изучению эрзянского языка, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности творческой деятельности учащихся.
Регулятивные УД обеспечат учащимся возможность научиться:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать. Контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные УД обеспечат учащимся умение:
-слушать собеседника и вести диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении и принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;
-излагать своё мнение;
-понимать устную речь и учитывать её особенности при построении собственных высказываний.
Коммуникативные УД обеспечат:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-возможность каждому обучающемуся адаптироваться среди своих сверстников и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Задачи:
1.Способствовать восприятию красоты эрзянского языка.
2.Учить детей грамотному оформлению устной речи.
3.Познакомить обучающихся с элементами женского эрзянского костюма.
5.Введение новых слов: эрьгть, пилекст, суркс,викшневкс, пулай, покай,сюлгамо, панго, сорока,икелепаця, руця, карть, кемть,эрямопарь,
6.Воспитание чувства причастности к истории, старинным вещам.
7.Формирование коммуникативных навыков, чувства уважения к мордовской культуре, народу.
8.Развитие логического мышления.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран,
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель:Шумбратадо, эйкакшт. Здравствуйте, ребята! (Слайд)
Кодамо течи вадря ушось! Кодат тынк тевенк?(Какая сегодня чудесная погода. Как ваши дела?)
Дети:
Минь весёла эйкакштано
Ловнотано, сёрмадтано
Минек вадрят тевенек
Тонавтницят леменек.
Учитель: Молодецт!Озадо!А ней, эйкакшт,ушодсынек минек уроконок (Начнём наш урок)Уледе важодицякс, кунсолыцякс, арсян тенк паро ёжо ды валдо превть.(Будьте активными, внимательными, а я желаю вам хорошего настроения и удачи).
II.Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
Речевая разминка.
Учитель: -Кортатано эрзянь кельсэ.(Поговорим на эрзянском языке)
Учитель: Монь лемем Галина Николаевна. Кода тонь леметь?(Как тебя зовут?)
Ученик: Монь лемем …… ( дети проговаривают лексические конструкции)
Учитель:Кодамо классо тонавтнят?(В каком классе ты учишься?)
Ученик:Мон тонавтнян колмоце классо…. ( дети проговаривают лексические конструкции)
Учитель: Косо тон эрят?(Где ты живёшь?)
Ученик:Мон эрян Орданбуе ошсо….( Дети проговаривают лексические конструкции)
Учитель: Молодецт!
III. Сообщение темы и целей урока. (Слайд)
-Ребята, я хочу вам рассказать легенду,послушайте. Однажды в дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог Солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку-умаринанть – и раскрылся на Земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька-умарина ослепительно белой и сказочно прекрасной.
Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья – Ине Нармонь, коснулась своим крылом чудо -яблоньки и превратила ее в девицу ненаглядную –мазыйтейтерькакс. И пошла она по цветущей земле, и там где нога ее ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный. Так гласит предание о мордовском народе.(СЛАЙД)
И поныне живет и процветает народ мордовский на земле большой Российской. У мордовского народа свои особенности, традиции, культура, язык. Всё это отличает его от других народов России.
Посмотрите, и я к вам пришла сегодня в такомнеобычном, красивом, ярком, нарядном, вышитом костюме.
-А вы видите на улице людей в такой одежде? А кто носит или носил такую одежду?
Эрзянская одежда-это также национальная особенность мордовского народа. Кто догадался, о чём будем говорить сегодня на уроке? Тема нашего урока-эрзянь авань оршамопель.
Панжинк тетраденк, сёрмадсынек течинь чинть ды уроконь теманть.(Откройте тетради, запишите число и тему урока) Эйзюрковонь 12 чи. Классо важодема.
ЭРЗЯНЬ АВАНЬ ОРШАМОПЕЛЬ (Эрзянская женская одежда) (СЛАЙД)
IV. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
Наряден и красочен костюм эрзянки! Каждая женщина изготовляла свой костюм вручную от началадо конца.
Вышивала долгими веками(СЛАЙД)
Рубашку из льняного полотна,
Как будто это мудрыми руками
Писала о своей судьбе она.
Каждый костюм был неповторим, (СЛАЙД) ибо каждая эрзянка в него вкладывала своё умение, фантазию: старалась украсить одежду доступными ей украшениями. Повседневная одежда изготовлялась из конопляного волокна. Праздничная- из льняного полотна.
У эрзянского национального костюма своеобразный покрой, манера ношения, характер и техника вышивки, форма и украшение головного убора. Сейчас мы с вами рассмотрим элементы женского костюма.
Обязательным элементом одежды была рубаха-ПАНАР . Её женщины носили каждый день.(Произнесём слово)Запишем в тетрадь. Она была будничной и праздничной. Повседневная отличалась более скромной отделкой. Главным украшением рубахи была очень плотная вышивка. Вышивка была на вороте рубахи, рукавах и подоле. Вышивка выполнялась шерстяными нитками и их красили растительными красками.
Рукава рубахи были прямые. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму.
Края выреза скреплялись кольцевой застежкой - сюлгамо.(СЛАЙД) Сюлгамо - нагрудная заколка. Это украшение носили на груди, «закрывая» её от болезней и злых духов.
Следующий обязательный элемент-Покай( более нарядная рубаха ) (СЛАЙД) - весь вышивался красными шерстями, блёстками и нередко золотом. Покай являлся верхней парадной одеждой. Надевали его по определённым торжественным дням поверх нижней рубахи панар.
Следует далее передник -ИКЕЛЕПАЦЯ.(записываем) (СЛАЙД) Икелепаця - необходимая часть традиционного костюма эрзянок. Передник носили и в будни, и в праздники. Девушки и молодые женщины носили передники более ярких цветов, чем пожилые. Они обильно украшались полосками разноцветной ткани, лентами, вышивкой. Были передники без нагрудника, и с нагрудником.
Учитель: Далее знакомимся со следующим элементом костюма. В праздники поверх ПОКАЙ девушки и молодые женщины одевали богато вышитую рубаху РУЦЯ (СЛАЙД) Руця – верхняя женская распашная одежда типа халата. Она спереди не запахивалась, так, чтобы видны были расположенные под ней покай,панар, и икелепаця.
Дополнял костюм эрзянки ПУЛАЙ (СЛАЙД) (записываем) - сложное набедренное украшение. Пулай был обязательной принадлежностью женского эрзянского костюма. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах до глубокой старости. Считалось . что женщины не должны были показываться на улицу без Пулая.
Пулай щедро оформлялся вышивкой, бусами, бисером, пуговицами, монетами, бубенчиками.
Также эрзянки любили носить разные украшения. Их было много. Это были бусы – ЭРЬГЕТЬ, (СЛАЙД) кольца – СУРКСТ, (СЛАЙД) серьги – ПИЛЕКСТ. (СЛАЙД) Все эти украшения были не только красивы, но ещё и издавали мелодичный звон.Когда женщина шла, всё на ней звенело, стучало. Про эрзянку говорили: «Её сначала услышишь, а уж потом увидишь».
-Как вы думаете, это все элементы костюма? О чём должны сказать?
Нельзя не сказать о головном уборе эрзянки. Головной убор –ПАНГО или СОРОКА(записываем) для замужних женщин (СЛАЙД).Высокие головные уборы -ПАНГО были на твердой основе конической, прямоугольной и твердой формы.Когда-то каркасом для «панго» служила кора дерева – дуба, обтягивалась красным материалом и украшалась вышивкой, бисером и медными цепочками.
Для незамужних девушек головным убором были –ПРЯСУРЕ (СЛАЙД)-налобная лента.
А теперь поговорим про обувь.
Традиционной обувью мордвы были лапти КАРТЬ (СЛАЙД) (записывем) из липового или вязового лыка. Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками КЕМТЬ.(записываем) Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи.
Вот такую красивую и ярко вышитую одежду носили эрзянки.Следует отметить, что в каждой семье изготовлением одежды занимались девушки и девочки. Бабушки, тёти, мама, старшие сёстры считали своим долгом научить их этому важному делу. С 12-13 лет девочки начинали готовить себе «приданое» и складывать его в сундук - эрямопарь.(записываем)
V. Чтение новых слов.
Ловносынек валтнэнь. (СЛАЙД)
панар - нижняя рубаха
сюлгамо-брошь, нагрудное украшение
покай- нарядная рубаха
икелепаця – передник
руця – верхняя праздничная рубаха
пулай - набедренное украшение
эрьгеть – бусы
суркс - кольцо
серьги – пилекст
панго - головной убор женщин
прясуре – налобная лента
карть - лапти
кемть– сапоги
эрямопарь - сундук
Эрьгеть – бусы
Викшневкс– вышивка
Красота существовала во все времена, и мы в этом всё больше убеждаемся, когда изучаем национальный костюм своих предков.
Скажите, а какие цвета вы увидели на костюмах? Кодат тюстнэ ульнесть оршамопельсэнть?(синий, красный, черный, белый)
В мордовской вышивке использовались три основных цвета
Темно-синий-ЧОПОДА СЭНЬ - цвет пробуждающейся природы;
Красный - ЯКСТЕРЕ - цвет радости пробуждающейся жизни;
Чёрный - РАУЖО - цвет земли родной, на которой все цветёт;
Но сама рубаха остаётся светлой. А вышивка присутствовала на вороте, рукавах, груди, подоле, цветным был передник, пулай, головной убор.
VI. Физкультминутка
Учитель: А теперь немного отдохнём. Оймсетяно. Стядо, эйкакшт.(СЛАЙД)
Вейке, кавто - веревпанд;
Колмо, ниле - аловпанд;
вете, кото - трокс, кувалт;
сисем, кавксо - мекев, васов;
вейксэ, кемень - скок менелев!
VII. Закрепление материала.
Работа по учебнику.
-Панжинк учебникенк. Важодтяно. С.101 Чтение текста
-Ребята, какие знакомые слова встретились вам в тексте? Что они обозначают?
-Смотрите на картинку? Мезе невтсь сырькаесь нуцьканзо туртов?(Что показала бабушка внукам?)
Мезекс невтизе оршамопеленть? Для чего она показывает эрзянский наряд? ( Чтобы мы знали. Как одевались наши предки. Мы живём на мордовской земле, большая часть населения –мордва. Мы живём рядом с ними и должны знать об их обычаях, культуре, традициях)
-Седе тов сыргатано. Следующее задание. У вас на листах кроссворд и вопросы к кроссворду. Работаем в парах. Вдвоём вы легко справитесь с заданием. Кто быстрее справится… начали работу.
Ваносынек. (СЛАЙД с кроссвордом) Ловнодо. Васенце кевкстемась. (проверка задания по партам, кроссворд на слайде)
Сейчас я хочу, чтобы вы выполнили творческое задание. На партах у вас рисунок-женщина –эрзянка в национальном костюме Ваша задача—сделать его красочным. Нарядным. Элементы все проглядываются, внимательно посмотрите. И помните о традиционных цветах мордвы. И чтобы ваша работа веселее спорилась, я включу вам весёлую эрзянскую песню ( Звучит эрзянская музыка) (на экране слайд эрзянки)
-Кие прядызе, теизе, кандынк монень, невтинк инжетненень. Молодцы, ребята!Красивая у нас эрзяночка. Вы хорошо справились с заданием.
VIII. Итог урока.
-Мезде кортынек?(О чём говорили на уроке?)
-Мезесь вечкевсь?(Что вам понравилось на уроке?)
-Мезекс содамс эрзянь авань костюмдонть?( Зачем мы должны знать, как одевалась эрзянка раньше?) Мы должны знать традиции и обычаи своих предков, их культуру и особенности.
IX Рефлексия.
Скажите, понравился вам урок? Вы хорошо сегодня работали? Оцените себя и свою работу. Если вы довольны собой и своими ответами, поднимите улыбку. Ну и грустный смайлик пусть поднимут те, кто немного сегодня растерялся, был не очень активным.
-Я очень рада, что весёлых смайликов у нас больше, чем грустных. Покажите их гостям. Я тоже хочу вам улыбнуться, потому что все вы молодцы., и я ставлю вам хорошие оценки!
-Стядо. эйкакшт. Урокось прядовсь. Арсян тенк шумбрачи, уцяска. Парсте тонавтнеде. Сюкпря тенк уроконть кисэ.
(СЛАЙД УРОКОСЬ ПРЯДОВСЬ. ВАСТОМАЗОНОК!)
IX. Домашнее задание.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса учащихся к урокам эрзянского языка
Развитие познавательных и творческих способностей учащихся....
Конспект урока эрзянского языка в 3 классе Тема урока: «Тиринь мастором»
Одним из приоритетных направлений модернизации школьного образования является многоязычное образование. Данное направление очень важное, актуальное и востребовано системой регионального образования и,...
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "МОЯ СЕМЬЯ"
Выступление на конференции "Этнокультурное воспитание: проблемы и перспективы"...
Урок эрзянского языка во 2 классе. Тема: «Дикие животные» («Идем ракшат»).
Урок по учебнику С.Ю.Дмитриевой....
Урок эрзянского языка "Символика Мордовии"
Презентация урока "Символика Мордовии"...
Технологическая карта урока эрзянского языка
Тема урока: "Мокшэрзянь налксемат" - "Мордовские народные игры", 3 Б класс...
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование толерантности у младших школьников на уроках эрзянского языка в условиях поликультурного образования»
1.Введение. Актуальность темы.2.Цели и задачи3.Гипотеза 4.Ожидаемые результаты5. Содержание деятельности по формированию толерантности младших школьников в условиях поликультурного образован...