Урок эрзянского языка во 2 классе. Тема: «Дикие животные» («Идем ракшат»).
план-конспект урока (2 класс) на тему

Урок по учебнику С.Ю.Дмитриевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл erz.dokument_microsoft_office_word_16.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

                              Урок эрзянского языка.

        Тема: «Дикие животные» («Идем ракшат»).

Цели:

1. Воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.

2.Формирование познавательной, нравственной культуры учащихся.

   Задачи:

1.Знакомство с названиями животных по-эрзянски.

2. Закрепление и активизация в речи учащихся слов и грамматических

конструкций, рассмотренных ранее.

3.Воспитание у учащихся интереса, любви, сострадания ко всему   живому.             

4.Формирование умения работать с текстом, находить в тексте нужные предложения.

5.Развивать логическое мышление, память, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, эрзянско-русский словарь, учебники по эрзянскому языку для 2 класса, рабочие тетради к учебнику.

                                                Ход урока

I.Мотивационно-организационный момент.

-Шумбратадо, эйкакшт!

-Озадо.

                          Ушодтано минь урок.

                          Ды минек весе анок.

                          Ручкась ды тетрадесь тесэ

                          Кортатано эрзянь кельсэ.

II.Актуализация знаний.

1.Речевая разминка.

Ответы детей на вопросы учителя:

- Кода тонь леметь?

- Тон кие?

- Кодамо классо тон тонавтнят?

- Зяро тонь иеть?                                                                                                

- Косо тон эрят?

- Кода лемезэ авать?

- Кода лемезэ тетять?

- Тон лездат аванень? Мезе тон теят?

    - Тонь ули покштят?

    - Кода сонзэ лемезэ?  

    -Тонь ули сырькает?

    - Кода сонзэ лемезэ?

     -Тонь ули сазорот?

     - Зяро сонзэ иензэ?

     - Кода сонзэ лемезэ?

     - Тонь ули ялаксот?

     - Зяро сонзэ иензэ?

     - Кода сонзэ лемезэ?

III.Повторение изученного материала.

  1. Налксема « Ярсан – а ярсан».

 Если слово обозначает съедобное, то дети хлопают в ладоши.

Ям, кши, чувто, ловсо, лопа, куяр, сывель, чипай, лов, умарь,  оска, куз, модамарь, якстерькай. 

2. Налксема. «Эрси  - а эрси» («Бывает – не бывает»). 

Если слово обозначает «эрси», то дети хлопают в ладоши.

-Тельня моли лов.

-Кизна моли лов.

-Тельня ушосо пси.

-Кизна эмеж  пиресэ касыть  капстат.

-Сёксня касыть пангот.

-Кизна эйкакштнэ теить ловонь баба.

-Тунда лопатне пижеть.

 3. Налксема «Касыть — а касыть?». ( Игра «Растут — не растут?»)

Если слово обозначает «касыть», то дети встают.

Чувто, куяр, вакан, мода, эмеж, чурька, пеель, якстерькай,  пенч, куз ,

кенкш.      

   IV. Cоздание  проблемной ситуации.

Определите тему сегодняшнего урока. Для этого переведите слова с русского языка на эрзянский. По вторым буквам переведённых слов составьте слова, которые будут являться темой урока. Слайд 2.

а) маленький -  вишкине

   новый - од

   дверь - кенкш

   овощ - эмеж

б ) кушать - ярсамс

     ветер - варма

     красный - якстере

     хлеб - кши

     окно-вальма

     дедушка-атя

Идем ракшат

-Какая у нас тема сегодняшнего  урока?

-Тема сегодняшнего  урока: «Идем ракшат». Слайд 3.

 -Ванодо, эйкакшт,  доска  лангс. Слайд 4.

-Те мезе?

 -Те вирь.

Послушайте стихотворение мордовского поэта Михаила Безбородова «Лес». (Читает наизусть ребёнок)

                   Летом чист и свеж

                   Ты, родной лесок,

                    Дорог, сердцу мил

                    Каждый твой листок.

                    Меж деревьев я

                    Всё брожу вокруг,

                    Для меня ты, лес-

                    Самый близкий друг.

                    Ах ты , лес, мой лес!

                    Всюду тишь да тишь.

                    Только иногда

                    Ты слегка шумишь.

-Посмотрите на слайды. Ответьте на вопросы, переведите предложения и вы догадаетесь как переводится тема урока.

-Мезе касы вирьсэ? (Что растёт в лесу?)

-Вирьсэ касыть чувтот. (В лесу растут деревья.)

-Вирьсэ касыть ягодат. (В лесу растут ягоды.)

-Кие эри вирьсэ? (Кто живёт в лесу?)

-Вирьсэ эрить идем ракшат. (В лесу живут дикие животные.)

   V.Открытие новых знаний. Введение  новых  слов и грамматических

 конструкций.

1.Отгадывание загадок.

-Вы догадались что идем ракшат – это дикие животные, звери. Отгадайте загадки про диких животных.

Длинные ушки, быстрые лапки.

                                       Серый, но не мышка.

                                        Кто это?(Заяц- нумоло) Слайд5.

Послушайте загадку на эрзянском языке.

                        Пакся куншкасо почт вакан. (Нумоло.)

В середине поля большое блюдо с мукой. (Заяц.)

С чем сравнивается в загадке заяц?

                                          Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

  По деревьям быстро скачет,

                                            Был он там...

                                           Теперь уж тут.

 Быстрый он как стрелочка.

                                           Так ведь это. (Белка -ур ) Слайд 6.

    Рыжая плутовка

    Спряталась под ёлкой.

    Зайца ждёт хитрюга та.

    А зовут её? (Лиса- ривезь) Слайд7.

                             Серый, страшный и зубастый

                              Произвел переполох.

                              Все зверята разбежались.

                              Напугал зверят тех. (Волк- верьгиз) Слайд 8.

Бурый, косолапый

По лесу бредёт.

Любит "одолжить" он

У лесных пчёл мёд. (Медведь- овто) Слайд9.

                               Веток хруст в лесу

                               То тут, то там.

                                Ищет жёлуди. (Кабан- идем туво ) Слайд 10.

Сжался он, как только мог,

Превратившись в колобок.

На игольник стал похож.

Угадали? Это . (Ёж- сеель) Слайд 11.

                   Оленям брат. Рога – лопаты.

                   Сам очень крупный. Нос горбатый.

                   Хоть вид суровый, но не хмурый.

                    Окрас же шерсти - тёмно-бурый.(Лось –сярдо) Слайд 12.

 Послушайте стихотворение мордовского писателя Николая Ишуткина «Лосёнок» . (Читает наизусть ребёнок)

Светилась в грозовом сиянье

Уже заснувшая река.

Среди берёзок на поляне

Лосиха нежила телка.

Был очень слаб новорождённый,

Он мир лесной не понимал,

Но этот мир уже влюблено

Его в собратья принимал.

Цвели цветы,

Заря горела,

Он делал самый первый шаг…

И мне казалось  что светлела

Природы чуткая душа. 

2.Запись новых слов в словари. Слайд 13

-Каких животных не хватает на слайде? (Ур,овто,идем туво.)

 3.Работа над произношением.

Панжинк  книгатнень . Страницась:  вете ды колмо. Упражнениясь: ниле.

 Ней кунсолодо ды ловнодо.(Упражнение №4,страница№ 53 учебника.)

VI.Беседа об охране природы.

 Животный мир лесов Мордовии многообразен, но из-за хозяйственной деятельности человека многих животных  мы можем встретить только в заповеднике. Мордовский заповедник имени П. Г. Смидовича  расположен близ города Темников.
Некоторые звери занесены в Красную книгу Мордовии: малая вечерница, благородный олень, зубр.
 Слайды 14-17.

          Берегите эти воды, эти земли, 
         Даже малую былиночку любя. 
         Берегите всех зверей внутри природы, 
         Убивайте лишь зверей внутри себя.
 Слайд 18.

 Всё в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого и бездумного отношения к животному и растительному миру могу быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой не будет.

                              Оймсетяно (физкультминутка) «Менель - мода».

Если слово указывает на то, что в небе – руки поднимаем вверх, а если на земле – приседаем.

Менель, мода,     нумоло, нармунь, тейтерне,  чипай, верьгиз, варма, куяр, пурька,  пеель,  сеель, чувто, цёрыне.

VII.Первичное закрепление.

1.Работа  с  учебником. 

Панжинк  книгатнень. Страницась:  вете ды кавто. Упражнениясь: кавто, колмо.

Чтение и перевод  текста  на странице  52 , №2.   Ответы на вопросы №3 по тексту.

 2.Работа в рабочих  тетрадях.

Панжинк  рабочей  тетрадтнень. Страницась: кавто ды вете. Урокось: колмо ды вейксэ.Упражнениясь: вейке.(Страница 5,  урок  39,упражнение 1 .)

Ёвтынк  кие тесэ артозь?

Тесэ артозь ур, нумоло, овто.

Мезде ярсы урось? Урось ярсы умарде.

Мезде ярсы нумолось?  Нумолось ярсы пурькадо.

Мезде ярсы овтось?  Овтось  ярсы  капстадо.

Запись ответов в тетрадь. Слайд 19.

VIII. Самостоятельное применение полученных знаний .

 1.Групповая работа.

Класс разделён на 4 группы. Каждая группа получает карточку с заданием.

1 карточка. Прочитайте и переведите.

 Нумолось идем ракша. (Заяц - дикое животное.)

Нумолось эри вирьсэ. (Заяц живёт в лесу.)

Кизна нумолось сёрмав. (Летом заяц серый.)

Тельня нумолось ашо. (Зимой заяц белый.)

Нумолось ярсы тикшеде. (Заяц есть траву.)

2 карточка. Прочитайте и переведите.

Те верьгиз. (Это волк.)

Верьгизэсь идем ракша. (Волк - дикое животное.)

Верьгизэсь кодамо? (Волк какой?)

Верьгизэсь сёрмав. (Волк серый.)

Верьгизэсь кежей. (Волк злой.)

3 карточка. Прочитайте и переведите.

Те ур. ( Это белка.)

Косо эри урось? (Где живёт белка?)

Урось эри ундосо. (Белка живёт в дупле.)

Урось ярсы пештте, пангодо. (Белка ест орехи, грибы.)

Те ривезь. (Это лиса.)

Ривезесь кодамо? (Лиса какая?)

Ривезесь ёжов идем ракша. (Лиса - хитрое животное)

4 карточка. Прочитайте и переведите.

Те овто. (Это медведь.)

Овтось кодамо? (Медведь какой?)

Овтось покш. (Медведь большой.)

Мезе вечки овтось? (Что любит медведь?)

Овтось вечки медь. (Медведь любит мёд.)

Кода овтось ютавты теленть?(Как медведь проводит зиму?)

Тельня овтось уды.(Зимой медведь спит. )

2.Работа в тетради.

Страницась: кавто ды вете. Урокось: колмо ды вейксэ.Упражнениясь:

 кавто.(Страница 25,  урок  39,упражнение 2.) 

Соедини слова с переводом

Взаимопроверка.

3.Работа с тестом. (Раздаточный материал)

Подчеркни  лишний предмет. Слайд 20.

  1. Чурька,  сывель,  пурька.
  2. Куяр,  умарь,  капста.
  3. Модамарь,  якстерькай,  нумоло
  4. Овто,  пеель,  ривезь
  5. Сеель,   кизэ ,сёксь.

Взаимопроверка .

  4.Загадки слов.

 Какой зверь спрятался в слове пурька?(Ур) Слайд 21.

Как ёж превратить в нож?(Сеель-пеель) Слайд 22.

5. Налксема  « Ёвтынк ракшанть» («Назови животное»)

1.Те идем ракша. Тюсозо  тюжа .Сон покш. Вечки медь Тельня уды. (Овто.)

2.Те идем ракша. Сон вишкине. Кизна тюсозо сёрмав ,тельня ашо. Ярсы пурькадо, капстадо, тикшиде. (Нумоло)

 3.Те идем ракша. Сон вишкине. Кизна тюсозо сёрмав , тельня тюжа. Эри чувто лангсо. (Белка)

 VIII .Повторение пройденного.

Вспомните послеслоги. Расположите животных. Слайд 23.

Урось эри чувто лангсо. (Белка живёт на дереве.)

Ривезесь  чувтонть  ало. (Лиса под деревом.)

  Нумолось  чувтонть  икеле.(Заяц перед деревом.)

IX.Подведение итогов урока. Рефлексия. Самооценка.

 -Кодат идем ракшат содат? Кодамо тонь вечкевикс ракшат? (Каких

диких животных ты знаешь? Какое животное твоё любимое?) 

-Продолжите, пожалуйста, фразу:

– Я сегодня узнал(а)...

 – Я сегодня запомнил(а)...

 – На уроке мне понравилось… (Рефлексия.) Слайд 24.

-Дети, дайте оценку своей работе. Вы должны выбрать  смайлик. Если у вас всё получалось и вы запомнили новые слова, то берёте жёлтый смайлик. Если  у вас были небольшие затруднения, то вы берёте красный.Если было очень трудно ,то берёте синий смайлик.(Самооценка.) Слайд 25.

Течи монень  вечкевиде весе, пек парсте роботыде, путанк тенк вететь.

 Ней, эйкакшт, стядо.  Урокось прядовсь.   Весенень сюкпря! Вастомазонок! Слайд 26.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по развитию речи в 3 классе. Тема: Дикие животные - ёж.

урок был проведён с учащимися с ограниченными возможностями здоровья....

План урока + технологическая карта к уроку окружающий мир 2 класс, тема: "Дикие и домашние животные"

Работа содержит разрботку урока во 2 классе по предмету окружающий мир, по теме "Дикие и домашние животные", с технологической картой к данному уроку....

Разработка урока по развитию речи на тему «Дикие животные»

Разработка урока по развитию речи на тему  "Дикие животные", для класса ГУО...

Урок окружающего мира (2 класс) Тема: Дикие и домашние животные.

Цель цель урока: дать представление о диких и домашних животных, отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних....

Технологическая карта урока "Мир природы и человека"в 1 классе тема "Дикие животные"

изучение нового материала. Знакомство с миром диких животных....