Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Никулина Татьяна Дмитриевна

Литературное чтение на родном (русском) языке

Содержание

 

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного курса
  3. Место учебного курса в учебном плане
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
  5. Целевые ориентиры освоения учебного курса
  6. Содержание учебного курса
  7. Календарно-тематический план по предмету литературное чтение
  8. Планируемые результаты освоения учебного курса
  9.  Система оценки достижения планируемых результатов
  10. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_s_tnr_po_lit.cht_._na_rod.yaz_.docx46.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20 г.Йошкар-Олы»

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

На заседании

научно - методического совета школы

Протокол  от __ августа _____г. №__

зам директора по УВР

______________ /___________/

 УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______         /________/

Приказ  от __ августа _____г.

__

Рабочая программа

(АОП вариант 5.1)  

учебного предмета

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

для учащегося 2  класса  

Составитель:

Никулина Т.Д.

учитель начальных классов

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебного курса
  3. Место учебного курса в учебном плане
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
  5. Целевые ориентиры освоения учебного курса
  6. Содержание учебного курса
  7. Календарно-тематический план по предмету литературное чтение
  8. Планируемые результаты освоения учебного курса
  9.  Система оценки достижения планируемых результатов
  10. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 


  1. Пояснительная записка

 Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском языке)» для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР вариант 5.1) составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;
  •  СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29,12,2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24. 11.2015),
  • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10. 07.20 15 №26.
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10,2010. 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1 598,
  • Уставом Школы.
  • С учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР, 2015г.

Адаптированная программа реализуется через УМК «Школа России» с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающегося Лоскутова Семёна Павловича, ученика 2 «А» класса.

По заключению ПМПК у ребёнка общее недоразвитие речи III уровня со вторичным снижением ВПФ. Семён имеет разные речевые недостатки: дисграфия, дислексия.

         Рекомендовано: обучение в образовательной организации по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования обучающихся  с тяжёлыми нарушениями речи; вариант стандарта 5.1.

     2. Общая характеристика учебного курса

       При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, читательский кругозор при этом преимущественно расширяется за счет знакомства младших школьников с произведениями писателей и поэтов родного края.

  1. Место учебного курса в учебном плане

         Курс «Литературное чтение» рассчитан на 54 ч. Во 2—4 классах по 17 ч (0,5 ч в неделю, 17 учебных недель во втором полугодии в каждом классе),

     4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

         Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

 Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

 Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребенка играет его учебная деятельность. В процессе ее организации средствами учебного предмета у ребенка развиваются организованность, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

 Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и народу.

 Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.

 Ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

     

  1. Целевые ориентиры освоения обучающимися учебного курса

Личностные результаты

 К концу учебного года у ученика второго класса должны быть сформированы:

осознание своей этнической и национальной принадлежности,

формирование ценностей многонационального российского общества;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Ученик получит возможность для формирования:

самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

эстетических потребностей, ценностей и чувств;

навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД.

К концу учебного года ученик второго класса научится:

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Ученик получит возможность научиться:

определять наиболее эффективные способы достижения результата.

определять общую цель и пути ее достижения;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные УУД.

К концу второго класса ученик научится:

использовать знаково-символические средства представлении информации;

осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

воспринимать тексты различных жанров.

Коммуникативные УУД.

 К концу второго класса ученик научится:

использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

ориентироваться        на        позицию        партнера        в        общении        и взаимодействии.

 К концу второго класса ученик получит возможность научиться:

формулировать собственное мнение;

использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные результаты.

 К концу второго класса ученик научится:

соотносить прочитанное слово с предметом;

членить предложения на слова;

составлять предложения с изменением форм слова;

чтение вслух слов и предложений;

отвечать на вопросы по прослушанному тексту;

знать наизусть 4-5 стихотворений, потешек, скороговорок.

К концу второго класса ученик получит возможность научиться:

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний;

читать слова без специальных   вспомогательных помет.

  1. Содержание учебного курса «Литературное чтение

на родном (русском) языке»

1. Устное народное творчество – 3 ч. 

 Произведения устного народного творчества для детей. Народные песни, пословицы, поговорки русские  народные сказки. Устное сочинение по картине.

3. Стихи русских поэтов- 2 ч. 

   Красота родного края в произведениях русской литературы. Монологическое высказывание о красоте своей страны. Выразительное чтение стихотворений. Стихи Ф.И. Тютчева, А. А. Фета, А. Толстого.

4. Русские писатели – 3 ч.

 А.С.Пушкин. Сказки.  Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

5. О братьях наших меньших – 4 ч. 

Весёлые стихи о животных  А.Шибаева.  Рассказы о животных  М.Пришвина, Е. Чарушина,  Б.Житкова.

6.  Писатели – детям – 5 ч.   

 К.И.Чуковский. Сказки, С.Маршак.  Стихи. Стихотворения С.В.Михалкова,  А.Л. Барто.

 

ИТОГО – 17 ч.                              

Раздел  «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование ( слушание), чтение, говорение ( культура речевого общения),  письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование ( слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.

    Раздел «Виды читательской деятельности»  включает в себя работу с разными видами текста. Эта  работа предполагает  формирование следующих аналитических умений:  восприятие  изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения,  научно-популярного текста;  воссоздание картины жизни,  представленной автором;  установление причинно-следственных связей в художественном,  учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении;   выделение главной мысли текста.  Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

    В разделе  «Круг детского чтения»  реализуются принципы  отбора содержания чтения младшего школьника,  которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга  чтения,  устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности,  компетентности в области детской литературы:  учет эстетической  и нравственной ценности текстов , их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия  детьми 6–10 лет,  читательских предпочтений младших школьников.

  Раздел  «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.

  1. Календарно-тематический план

№ уроков

кол.

часов

календарные сроки

по плану

календарные сроки фактически

Наименование темы, содержание

                                                             «Россия - наша Родина»

1.

1

В. Степанов «Что мы Родиной зовём»

2.

1

К. Паустовский «Моя Россия»

«Фольклор нашего народа»

3.

1

Календарные народные праздники и обряды.

4.

1

«Мир фольклора – мир народной мудрости»

5.

1

«Мир пословиц и поговорок»

6.

1

«Загадки и народные приметы о временах года»

7.

1

Проект. Сборник «Фольклор нашего народа»

«О братьях наших меньших»

8.

1

Г.А. Скребицкий. Пушок.

9.

1

К.Д. Ушинский. Чужое яичко

10.

1

И. Сладков. Топик и Катя.

11.

1

А.Л. Барто. Бедняга крот.

12.

1

Е.И. Чарушин. Рябчонок. 1 (Из цикла «Про Томку»). Посещение городской библиотеки.

«Времена года»

13

1

В.Бианки. Как животные к холодам готовятся.

14.

1

Г.Х.Андерсен.Снеговик.

15.

1

А.Блок.Весенний дождь./Загадки про весну

16.

1

И. С. Соколов-Микитов.Бурундук.

17.

1

Опрос по пройденным произведения «Что? Где?       Когда?»

  1. Планируемые результаты  освоения учебного предмета

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

    Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты:

  • понимание родной литературы как одной из основных национально – культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и по искового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

      Требования к уровню подготовки:
К концу изучения интегрированного курса  во 2 классе будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
      Второклассники научатся

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам;
  • читать осознанно, правильно, бегло и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
  • применять различные способы чтения;
  • полноценно воспринимать художественную литературу, получая от этого удовольствие;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
  • устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
  • отличать поэтический текст от прозаического;
  • распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм;
  • делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа;
  • высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах.
                    Второклассники получат возможность научиться:
  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;
  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
  • высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • принимать правила сотрудничества;
  • выделять в тексте ключевые слова;
  • делать устную презентацию книги (произведения);
  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов

          С целью осуществления контроля результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, тематический, комплексный, итоговый.

Для контроля используются следующие формы: индивидуальная и фронтальная устные проверки, творческие задания, тестовые задания, проверочные и контрольные работы.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературному чтению.

Развернутый ответ  должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Требования к информационно-образовательной среде

В организации должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств (в том числе, флеш-тренажеров, инструментов wiki, цифровых видео материалов и др.), обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения АОП НОО.

Требования к учебникам, рабочим тетрадям и специальным дидактическим материалам

Реализация АОП НОО обучающихся с ТНР предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья.

С учётом особых образовательных потребностей, обучающихся с ТНР применяются специальные приложения и дидактические материалы (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочие тетради и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающих реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АОП НОО.

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.

Освоение содержательной области «Филология» предполагает использование:

 печатных пособий (наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото;

 наборы сюжетных картинок по отдельным темам;

 различные виды словарей;

 репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ);

 опорных таблиц по отдельным изучаемым темам;

 схем (звуко-буквенного разбора слова; разбора слов по составу и др.);

 дидактического раздаточного материала (карточки с заданиями);

 наборов ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборов муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаСодержание учебного курсаКалендарно-темат...

Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе (4 класс)

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (лич...

Рабочая программа Родная русская литература 2 класс

Рабочая программа составленеа в соответствии с ФГОС...

Рабочие программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литература

Программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литератураДля учебника Александровой, программы в соответсвии с ФГОСреестром...

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) -2 класс.

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) -2 класс...

Метапредметная работа по родному русскому языку и родной русской литературе за 3 класс

Данный материал поможет подготовиться к промежуточной аттестации...