I. Организационный момент. Цель: создание атмосферы психологической комфортности. | 1. Приветствие; 2. Эмоциональный настрой; 3. Проверка готовности. | -Здравствуйте, ребята. -Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, шёпотом пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня, я тоже желаю вам удачи на этом уроке, потому что «с малой удачи начинается большой успех». -Каждый посмотрит на своё рабочее место и проверит, всё ли лежит у него на парте. У вас на столах должны лежать учебник, тетрадь, дневник, пенал. | Приветствует учащихся. Настраивает на дальнейшую работу на уроке. | Приветствуют учителя. Желают удачи друг другу, хорошего рабочего настроения. |
II. Актуализация знаний. Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Беседа о различие и сходстве жилища казаков и меотов. | Сл.1 - Ребята, изучая прошлую тему, вы столкнулись с изучением архитектуры на Кубани. Давайте откроем страницу 42 и 44 и сравним жилище меотов и жилище казаков. Сходства: в обеих постройках глиняные побеленные стены с соломенной крышей. Различия: у меотов более скудное хозяйство, чем у казаков; у казаков была печь и два жилых помещения, у меотов же маленький огонь посреди жилища, из-за которого коптятся стены, а у тех же казаков стены внутри дома так же побелены, как снаружи; в хате казака уютнее, больше бытовых приборов. -Почему хата меота и казака сделаны из одного материала – глины? (глина была доступным материалом для постройки) | Задаёт вопросы, актуализирует знания детей о жилище казаков и меотов. | Развёрнуть отвечают на вопросы, которые задаёт учитель. |
III. Целеполагание. Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала. | Введение в тему урока при помощи литературного слова (стихотворения). | -Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы мне скажите, что будем изучать на уроке. Сл.2 Когда к истории хотим мы прикоснуться Иль в мир прекрасного охота окунуться В музей идем, по залам ходим, Душой с тенями предков говорим. Застыло время здесь для нас, Чтоб для потомков сохранить Дарованный щедро духовный запас, Который в музее умеют ценить. Ольга Держанова -О чём стихотворение? (о музее, истории, прошлом) -Сегодня на уроке мы будем изучать вещи, которые рассказывают нам о прошлом. | Подводит учащихся к формулированию темы и задачи урока с помощью стихотворения | Слушают учителя, формулируют тему и задачи урока с помощью стихотворения, под руководством учителя, планируют учебную деятельность. |
IV. Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие и первичное освоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | Работа с текстом учебника. Работа с иллюстрациями в учебнике.
Рассказ о музеях Краснодарского края.
Просмотр видеоролика в сопровождении рассказа учителя.
Работа в рабочей тетради.
Просмотр видеоролика в сопровождении рассказа учителя.
| -Откройте учебник на странице 46 и давайте прочитаем. (читают текст учебника по цепочке) -Теперь обратите внимание, на странице 46 показаны 3 предмета: античная амфора, меотский сосуд и казачий кувшин. -Давайте рассмотрим их и обсудим, какие они: из чего сделаны, как окрашены, чем покрыты, какие по форме. -Античная амфора красноватого цвета и расписана чёрной краской. -До сих пор не разгадан состав краски, которой расписаны античные амфоры. -Меотский сосуд серого цвета, ничем не покрыт. -Казачий кувшин имеет красновато – оранжевый цвет, расписан узорами. -У какого народа лучше развито гончарное искусство? (у греков, античная амфора) -Ребята, а где мы сейчас можем увидеть исторические источники? (в музее) -Все старинные вещи должны где-то храниться, для этого люди придумали музеи. На территории нашего края их достаточно много. Вот некоторые из них: Сл.3 – 5 - Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Евгения Дмитриевича Фелицына.
- Анапский археологический музей «Горгиппия».
- Таманский археологический музей.
(видеоряд экспонатов музея в сопровождении рассказа учителя) -Первый музей, с которым мы познакомимся - Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Евгения Дмитриевича Фелицына. -Слушайте внимательно и ответьте на вопросы: Кто основатель музея? Какие экспонаты есть в музее? Самый большой краеведческий музей Кубани находится в городе Краснодаре на улице Гимназической. Его основатель - историк, краевед Евгений Дмитриевич Фелицын (1848 - 1903). Он был офицером Кубанского казачьего войска, изучал историю и географию края, участвовал в археологических раскопках, собирал предметы быта народов, живших на Кубани в разные времена. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына был основан в 1879 г. С 1991 г. музей-заповедник носит имя своего основателя Евгения Дмитриевича Фелицына. Музей имени Е.Д. Фелицына – богатейшее хранилище памятников материальной и духовной культуры. Первыми экспонатами музея стали подарки, пожертвования населения и личные собрания Е.Д. Фелицына, на их приобретение Фелицын тратил своё небольшое жалование, часто влезая в долги. На сегодняшний день в музее насчитывается более 428 тысяч экспонатов. Среди них коллекции предметов, которые казаки делали своими руками. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник занимает значимое местно в Краснодарском крае. -Ребята, чьё имя носит Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник? (имя Евгения Дмитриевича Фелицына) -Кем он был? (он был офицером Кубанского казачьего войска, изучал историю и географию края, участвовал в археологических раскопках, собирал предметы быта народов, живших на Кубани в разные времена) -Откройте рабочие тетради на двадцатой странице. Выполним первое задание. Самый большой краеведческий музей Кубани находится в городе Краснодаре на улице Гимназической. Его основатель - историк, краевед Евгений Дмитриевич Фелицын (1848 - 1903). Он был офицером Кубанского казачьего войска, изучал историю и географию края, участвовал в археологических раскопках, собирал предметы быта народов, живших на Кубани в разные времена.
-Продолжаем наше путешествие и отправляемся в Археологический музей города Анапы, который носит название «Горгиппия». -Слушайте внимательно и ответьте на вопрос: Какие экспонаты есть в музее? Археологический музей в Анапе открыт в 1977 году. В раскопе вы увидите мощеные дороги, древние жилые кварталы, остатки крепостных стен, предметы и орудия, связанные с виноделием. Ну, а экспонаты в самом здании музея и вовсе приведут вас в восторг и изумление - целая коллекция античной скульптуры (бронза, мрамор), скульптурные группы, посуда, монеты, украшения и многое другое, извлеченное из земли и наглядно повествующие о тех далеких временах, нравах, обычаях, культурных пристрастиях, возможно, предков теперешних местных жителей. -О каких экспонатах музея было рассказано? (посуда, монеты, украшения) | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий; обеспечивает правильность и осознанность усвоения учебного материла; корректирует неправильные ответы. Задаёт наводящие вопросы; проводит работу по учебнику. Проводит виртуальную экскурсию в историко – краеведческие музеи Краснодарского края. | Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания; осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне; исправляют типичные ошибки и ошибочные представления. Отвечают вопросы по притче, читают текст учебника, отвечают на вопросы учителя. |
| Физ.минутка. | -Встаём из-за парт. Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.) На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком) -Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.) Ох, считать не сосчитать! (Наклоны головой.) За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.) Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.) Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.) Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.) -Тихонечко садимся. | Показывает упражнения, снимающие мышечное напряжение. | Выполняют упражнения. |
| Виртуальная экскурсия в Таманский археологический музей в казачью хату.
Работа в рабочей тетради.
Игра «Волшебный сундучок».
| Сл.6 -Следующее место, в который мы отправимся – Таманский музейный комплекс, в состав которого входят: - Таманский археологический музей,
- Археологический комплекс "Гермонасса-Тмутаракань",
- Дом-музей великого русского поэта М. Ю. Лермонтова.
Таманский археологический музей объединяет вокруг себя научно-исследовательские экспедиции, работающие на территории Таманского полуострова. Имеется оборудованная реставрационная лаборатория. В фонды музея поступают коллекции из раскопок Фанагории, Тмутаракани, Приазовского, Вышестеблиевская и т.д. Коллекции содержат чернолаковую керамику, монеты, печати, амфорный материал и прочее. -Для того, чтобы лучше узнать быт казаков, мы отправляемся в виртуальную экскурсию в одну из казачьих хат. Сл.7 – 16 Казачья комната начинается с печки, на ней – чугуны, в них варили в старину еду. На столе стоит столетний самовар. Его топили мелкой щепой, огонь раздували сапогом. Кровать была деревянной. Раньше такие были только у богачей, бедняки же обычно спали на лавках. Кровати утром заправляли. Днём могли на них лечь только больные. Покрывала были лоскутными, их наши предки делали из старых юбок и рубах. У кровати стоит люлька для младенцев. Святой или красный угол с иконами. Справа от входа в казачью хату был святой угол с иконами. За порядком там следили особенно. Иконы украшались рушниками – предмет домашнего обихода, обычно украшался вышивкой, мережкой, кружевом ручной вязки. В нескольких метрах от святого угла – старинная швейная машинка «Зингер». Впервые её стали выпускать в Америке сто лет назад. В советском союзе машинки появились после Великой Отечественной войны. Неотъемлемыми были макитры, кувшины из глины. Предмет посуды, глиняный горшок для хранения молочных продуктов назывался глечик. Цеп, которым в ручную молотили хлеб. Старинная прялка, гребни, которыми чесали волокно на пряжу. На Руси довольно долго использовали глажку при помощи двух инструментов: небольшой палки с ровным круглым сечением - скалку, и рифлёную доску, имевшую множество названий, одно из них – рубель. Отжатое вручную бельё женщины наматывали его на скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как-будто из него все «соки». Позже появились чугунные утюги. Разогревались они на открытом огне или в горячей печи. Чугунный утюг разогревался очень долго — не менее получаса, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Поэтому вскоре такие утюги усовершенствовали: их стали делать пáрными — с одной съемной ручкой на два чугунных основания. Пока одним гладили, второе основание нагревалось, так что процесс глажки заметно ускорялся. Большие чугунные утюги весили до 10 кг и предназначались для глажки грубых тканей. Для проглаживания тонких тканей и мелких деталей одежды — манжет, воротничков, кружев — пользовались маленькими утюжками, размером с пол-ладони. В доме каждого казака обязательно была тряпичная кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.
-Откройте рабочие тетради на двадцатой странице. Выполните самостоятельно второе задание. (фронтальная проверка) Предметы быта древних греков: амфора, арфа, кратер. | Предметы быта казаков: рушник, кадка, прялка. |
-Откройте в рабочей тетради двадцать первую страницу. Выполните задание, где нарисован знак вопроса. Сформулируй и запиши ответ на вопрос: где можно увидеть прошлое? Прошлое можно увидеть в историко – краеведческих и археологических музеях.
-Предлагаю вам сыграть в игру «Волшебный сундучок». Я буду доставать и показывать вам вещь из него, а вы говорить её название и для чего она принадлежит. Каждая вещь из сундучка уже встречалась нам на экскурсии в казачьей хате. - Рубель;
- Чугунный утюг;
- Тряпичная кукла;
- Глечик;
- Рушник.
| Проводит виртуальную экскурсию по казацкой хате в Таманском археологическом музее. Задаёт вопросы учащимся, помогает записать ответы в рабочую тетрадь. | Слушаю рассказ учителя. Выполняют задания в рабочей тетради совместно с учителем. |
V. Итог урока. Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | 1. Обобщающая беседа; 2. Рефлексия; 3. Домашнее задание. | -Как вы думаете, а дойдут ли наши с вами вещи до будущих поколений? -Какие бы из своих вещей вы бы хотели «донести» до следующих времен? Почему именно их? -Какие вещи, существующие в настоящее время, смогу поведать нашим потомкам о том, как мы жили? -Домашнее задание: составить и записать в альбом «Моя родословная» рассказ об одном из предметов быта, который хранится в вашей семье как память о прошлом. -Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. Надеюсь и вам. Желаю Вам всего хорошего. | Задает вопросы, подводит итог урока. Проводит рефлексию деятельности. | Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока. Оценивают свою деятельность с помощью учителя. |