Рабочая программа для 4 класса "Мой край родной"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса "Мой край родной"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мой родной край»
для обучающихся 4 класса
на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Обуховой Л.А., Махиной Н.С. «Краеведение» (Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. – Воронеж, 2013. – 46 с.)
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «Мой край родной», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.
Ведущей идеей программы «Мой край родной» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Цели:
- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям города Саранска, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
• формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
• воспитывать уважение и любовь к родному краю;
• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.
Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.
Содержание курса является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.
Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:
- беседа, экскурсии;
- творческие работы;
- работа с картой России, родного города Саранска;
- сообщения учащихся на различные темы;
- конкурсы, игры, праздники;
-встречи с интересными людьми;
-проекты;
-компьютерные презентации и др.
В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:
• инициирование и поддержание самоуправления в группах;
• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
• организация воспитывающей предметно- эстетической среды, окружающей школьников;
• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта
подражания;
• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета:
Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Учебно- методическое обеспечение:
Мордва: Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа // Сост.: Юрченков В.А. и др. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
Алёна Арзамасская – Темниковская. // Сост.: П.П. Смирнов, Е.В. Чистяков. – Саранск.: Морд. кн. изд – во, 1986.
3. Балашов В. А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1992.
Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторические, культурные. – Саранск, 1967.
Города и сёла Мордовии // Сост.: А.Н. Поршаков. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1972.
6. Заруцкий Б. А. Олимпиады по краеведению. – М. Просвещение, 1965.
Изобразительное искусство Мордовии // Сост.: Н.А. Косинец, Н.И. Шибакова. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984.
8. Косенков А. Я иду по родному краю. – Саранск. Морд. кн. изд-во, 1979.
Куклин В. Н. Биография саранских улиц. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990.
10. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1998.
11.Мордовия. Народное искусство // Сост.: Ю.Ф. Юшкин. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985.
12. Юрчёнков В. А. Как узнали о мордве. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1996
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план МОУ «СОШ № 40» отводит 34 часа для изучения курса внеурочной деятельности «Наш край родной» в 3 классе, из расчета 1 учебный час в неделю.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы
4 год. Программа четвертого класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события российской истории, повлиявшие на развитие города. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.
Программа включает в себя семь разделов.
Первый раздел «Что и как изучает история» (6 ч) знакомит:
- с понятиями «история», «археология», «археологи».
- с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие».
В ходе изучения этого раздела, дети работают с «Лентой времени», учатся воспроизводить «Ленту времени», работать с географической и исторической картами.
Второй раздел «Путешествие в глубь времен» (8 ч) знакомит:
-с историей возникновения города Саранск;
- с информацией о Емельяне Пугачеве
В ходе изучения этого раздела учащиеся узнают о занятиях племен, населяющих наш край, получают и анализируют информацию о городе Саранске от смутного времени до 18 века. Собирают информацию о революционерахМордовии, рассказывают о том, какую помощь оказывали жители Мордовии фронту.
Третий раздел «Саранск – один из старейших городов Поволжья» (6 ч) знакомит:
- с достопримечательностями древнего города, с его населением и их
занятиями;
- с понятием «этикет», правилами светского этикета 19 века;
- с особенностями русской ярмарки.
Изучая этот раздел, четвероклассники самостоятельно находят исторический материал о городе Саранске, о его достопримечательностях и о ремеслах, выступают с подготовленными сообщениями.
Четвертый раздел «Суровые годы Великой Отечественной войны» (5 ч) знакомит:
- с датами и событиями военной истории родного города;
- подвигами земляков, защищавших родную землю.
В ходе изучения этого раздела учащиеся собирают информацию о событиях Великой Отечественной войны , готовят сообщения, участвуют в обсуждениях, высказывают свои собственные мнения.
Пятый раздел «Ими гордятся жители Мордовии» (4 ч) знакомит:
- уроженцами Мордовии - героями Великой Отечественной войны;
- с почетными гражданами города Саранск.
В этом разделе ученики делятся найденной информацией о – героях ВО войны, о почетных гражданах города Саранск, их заслугах перед народом.
Шестой раздел «Наш город сегодня» (4 ч) знакомит:
- с образовательными учреждениями Саранска;
- с отраслями промышленности города;
- с отраслями сельского хозяйства.
Изучая этот раздел, школьники узнают, какие образовательные учреждения находятся в нашем городе, знакомятся с отраслями промышленности и сельского хозяйства Саранска.
Седьмой раздел «Люби и знай родной город» (2 ч) включает в себя творческую работу для детей и подборку вопросов для викторины с целью самопроверки знаний, полученных учащимися за год.
Тематическое распределение часов в 4 классе.
№ | Тема | Кол – во часов |
1 | Что и как изучает история История и культура | 6 |
2 | Путешествие в глубь времен | 8 |
3 | Саранск– один из старейших городов Поволжья | 6 |
4 | Суровые годы ВО войны войны | 5 |
5 | Ими гордятся жители Мордовии Ими | 3 |
6 | Наш город сегодня нашего края | 4 |
7 | Люби и знай родной город Рос РРоссия. | 2 |
Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата (план) | Дата (факт) |
1 | Как люди узнают о прошлом. | Познакомиться с понятиями «история», «археология», «археологи». | 08.09 | . |
2 | Как люди узнают о прошлом. | Работать с иллюстрациями « О чем могут рассказать предметы раскопок». | 15.09 | |
3 | Лента времени. | Познакомиться с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие». Работать с римскими и арабскими цифрами. Работать с «Лентой времени». | 22.09 | |
4 | Лента времени. | Работать с «Лентой времени». Воспроизводить «Ленту времени». | 29.09 | |
5 | История на карте. | Отличать особенности и условные знаки географической и исторической карты. | 06.10 | |
6 | История на карте. | Учиться читать историческую карту. Работать с исторической картой города Саранска | 13.10 | |
7 | Первые поселения в Мордовском крае. | Из исторических источников узнавать о занятиях племен, населяющих наш край. | 20.10 | |
8 | «Город древний, город чудный». | Находить информацию о первых упоминаниях о городе Саранске. Участвовать в конкурсе рисунков и аппликаций на тему: «Древний Саранск». | 10.11 | |
9 | Под властью Золотой Орды | Находить информацию о нашествиях Золотой Орды | 17.11 | |
10 | Под знаменами Степана Разина | Получать и анализировать информацию о Степане Разине | 24.11 | |
11 | Саранск в 18 веке. | Получать и анализировать информацию о городе Саранске в 18 веке. | 01.12 | |
12 | Пугачев в мордовском крае | Находить информацию о крестьянской войне в нашем крае. | 08.12 | |
13 | Ополченцы Мордовии в Отечественной войне 1812 года | Искать информацию об ополченцах Мордовии. | 15.12 | |
14 | Гражданская война. Жители Мордовии на защите революции. | Собирать информацию и рассказывать о том, какую помощь оказывали жители Мордовии фронту. | 22.12 | |
15 | Прогулка по старинному городу. | Рассказывать о своем городе, о достопримечательностях, о жителях города и их занятиях. | 12.01 | |
16 | Прогулка по старинному городу. | Составлять рассказ на тему: «Я и моя семья живут в городе Саранске» | 19.01 | |
17 | Традиции русского купечества. | Узнавать, что такое этикет, правила светского этикета 19 века. | 26.01 | |
18 | Традиции русского купечества. | Выступать с подготовленными сообщениями. | 02.02 | |
19 | На русской ярмарке. | Выяснять особенности русской ярмарки. Узнавать, какие товары были на ярмарках в Саранске. | 09.02 | |
20 | На русской ярмарке. | Выступать с подготовленными сообщениями. | 16.02 | |
21 | «Край родной, войною опаленный». | Узнавать о датах и событиях военной истории родного города. | ||
22 | «Край родной, войною опаленный». | Выполнять практическую работу. Составлять текст письма участнику Великой Отечественной войны. | 02.03 | |
23 | «Их подвиг бессмертен» | Собирать информацию и составлять рассказ о защитниках города. | 09.03 | |
24 | «Их подвиг бессмертен». Встреча с ветераном Вов. | Получать информацию о событиях Вов, ее участниках. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные мнения. | 16.03 | |
25 | «Никто не забыт, ничто не забыто!». Экскурсия в музей боевой Славы | Составлять сочинение на тему: «Война в истории моей семьи». Совершать экскурсию в музей боевой Славы. | 23.03 | |
26 | Уроженцы Мордовии– герои Великой Отечественной войны. | Рассказывать о– героях Великой Отечественной войны, уроженцах Мордовии. | 06.04 | |
27 | Почетные граждане города Саранска. | Находить информацию о почетных гражданах родного города. | 13.04 | |
28 | Почетные граждане города Саранска. | 20.04 | ||
Наш город сегодня (4 часа) | ||||
29 | Образовательные учреждения города Саранска. | Узнавать, какие образовательные учреждения есть в нашем городе. | 27.04 | |
30 | Промышленность города Саранска. | Познакомиться с отраслями промышленности города. | 04.05 | |
31 | Кто нас кормит? | Узнавать, какие отрасли сельского хозяйства находятся в нашем районе. | 11.05 | |
32 | «Цвети, город!». | Испытывать чувство гордости за наш город, вносить свой вклад в процветание малой родины. | 18.05 | |
Люби и знай родной город (2 часа) | ||||
33 | Викторина «История нашего города» | Проверять и оценивать свои знания, полученные за год. | 25.05 | |
34 | Конкурс рисунков на асфальте «Мой любимый город». | Участвовать в конкурсе рисунков на асфальте. Презентовать работы. | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Введение в изучение родного края", 2-4 класс
Рабочая программа по краеведению "Введение в изучение родного края", 2-4 класс...
рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.
Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...
Рабочая программа по предмету "Культура родного края". 4 класс
Рабочая программа...
Авторская рабочая программа по краеведению "География родного края" для учащихся коррекционной школы VIII вида
краеведческая работа...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"
Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Курс введен в часть ...
Рабочая программа по предмету "Мой родной край " для 2 класса
Данный материал поможет в разработке рабочей программы по предмету "Мой родной край" для 2 класса...
Рабочая программа курса «Отчий дом» – «Родной край» для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа курса«Отчий дом» – «Родной край»для учащихся 1-4 классов...