Рабочая программа для 4 класса "Мой край родной"
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса "Мой край родной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_kray.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности

«Мой родной край»

для обучающихся 4  класса

на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской  программы  Обуховой Л.А., Махиной Н.С. «Краеведение» (Программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» для начальной школы. – Воронеж, 2013. – 46 с.)

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Актуальность и новизна программы - содержательным стержнем программы является единство интересов личности и общества  в воспитании гражданина России. Отличительная черта программы «Мой край родной», ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.

Ведущей идеей программы «Мой край родной» является формирование ценностных ориентиров учащихся, воспитание любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле, воспитание  активной  жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Цели:

- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания обучающихся, пробуждению интереса и бережного отношения к  историческим и культурным ценностям города Саранска, воспитанию любви к природе родной земли; активной жизненной позиции гражданина с детских лет, готовности к служению Отечеству.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

• формировать у младших школьников представления  об историческом прошлом и настоящем нашего города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

• прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;

• расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру.

Развивающие:

• развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:

воображения, памяти, мышления, речи;

• расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

• формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

Воспитательные:

• воспитывать уважение и любовь к родному краю;

• способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к    историческим, культурным и природным ценностям села, города;

• воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

• содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

В процессе обучения дети знакомятся с историческим прошлым города, с коренными жителями, их самобытной  культурой, традициями, обычаями. Узнают, как шел процесс заселения города. Получат представление о труде, жилище и быте наших предков, о событиях прошлого и их месте в Отечественной истории вообще. Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся земляков дети познакомятся со славными страницами родного города.

Программа предполагает сотрудничество детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с ветеранами войны, труда, Почетными гражданами нашего города.

Содержание курса  является многоплановым и охватывает вопросы истории, географии, экологии, культуры и др. дисциплин. В программе учтён возрастной принцип. Для соблюдения возрастного принципа использован линейно-концентрический подход к распределению учебного материала по годам обучения. Согласно возрастному принципу  строятся методы и формы, а также отбор содержания. Дети имеют возможность сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа предполагает использование следующих форм занятий: коллективные, индивидуальные, групповые. Сочетание разных видов деятельности (познавательный, творческий) вызывает активность и заинтересованность и даст определенные результаты.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа,  экскурсии;

- творческие  работы;

- работа с картой России, родного города Саранска;

- сообщения учащихся на различные темы;

- конкурсы, игры, праздники;

-встречи с интересными людьми;

-проекты;

-компьютерные презентации и др.

        В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:

• инициирование и поддержание самоуправления в группах;

• организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;

• организация воспитывающей  предметно- эстетической среды, окружающей школьников;

• предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта

подражания;

• предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;

• проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;

• организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.

Описание ценностных ориентиров содержания предмета:

Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства, воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

                       Учебно- методическое обеспечение:

Мордва: Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа // Сост.: Юрченков В.А. и др. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.

Алёна Арзамасская – Темниковская. // Сост.: П.П. Смирнов, Е.В. Чистяков. – Саранск.: Морд. кн. изд – во, 1986.

3. Балашов В. А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1992.

Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторические, культурные. – Саранск, 1967.

Города и сёла Мордовии // Сост.: А.Н. Поршаков. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1972.

6. Заруцкий Б. А. Олимпиады по краеведению. – М. Просвещение, 1965.

Изобразительное искусство Мордовии // Сост.: Н.А. Косинец, Н.И. Шибакова. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984.

8. Косенков А. Я иду по родному краю. – Саранск. Морд. кн. изд-во, 1979.

Куклин В. Н. Биография саранских улиц. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990.

10. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1998.

11.Мордовия. Народное искусство // Сост.: Ю.Ф. Юшкин. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985.

12. Юрчёнков В. А. Как узнали о мордве. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1996

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный план  МОУ «СОШ № 40» отводит 34 часа для  изучения  курса внеурочной деятельности «Наш край родной» в 3 классе, из расчета 1 учебный час в неделю.

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности:

     

     В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

     При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

          При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

• различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

• выражать речь в устной и письменной форме;

• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Содержание программы

4 год. Программа четвертого класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события российской истории, повлиявшие на развитие города. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.

Программа включает в себя семь разделов.

Первый раздел «Что и как изучает история» (6 ч) знакомит: 

- с понятиями «история», «археология», «археологи».

- с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие».

        В ходе изучения этого раздела, дети работают с «Лентой времени», учатся воспроизводить «Ленту времени», работать с географической и исторической картами.

Второй раздел «Путешествие в  глубь времен» (8 ч) знакомит:

-с историей возникновения   города Саранск;

- с информацией о Емельяне Пугачеве

        В ходе изучения этого раздела учащиеся  узнают о занятиях племен, населяющих наш край, получают  и анализируют информацию о городе Саранске от смутного времени  до  18 века. Собирают информацию о революционерахМордовии,   рассказывают о том, какую помощь оказывали жители Мордовии фронту.

Третий раздел «Саранск – один из старейших городов Поволжья» (6 ч) знакомит:

- с достопримечательностями древнего города, с его населением и их

занятиями;

- с понятием «этикет», правилами светского этикета 19 века;

- с особенностями русской ярмарки.

Изучая этот раздел, четвероклассники самостоятельно находят исторический материал о городе Саранске, о его достопримечательностях и о ремеслах, выступают с подготовленными сообщениями.

Четвертый раздел «Суровые годы Великой Отечественной войны»  (5 ч) знакомит:

- с датами и событиями военной истории родного города;

- подвигами земляков, защищавших родную землю.

       В ходе изучения этого раздела учащиеся собирают информацию о событиях Великой Отечественной войны , готовят сообщения, участвуют в обсуждениях, высказывают свои собственные мнения.

Пятый раздел «Ими гордятся жители Мордовии» (4 ч) знакомит:

- уроженцами Мордовии -  героями Великой Отечественной войны;

- с почетными гражданами города Саранск.

       В этом разделе ученики делятся найденной информацией о – героях ВО войны, о почетных гражданах города Саранск, их заслугах перед народом.

Шестой  раздел «Наш город сегодня» (4 ч) знакомит:

- с образовательными учреждениями Саранска;

- с отраслями промышленности города;

- с отраслями сельского хозяйства.

       Изучая этот раздел,  школьники узнают, какие образовательные учреждения находятся в нашем городе, знакомятся с отраслями промышленности и сельского хозяйства  Саранска.

Седьмой раздел «Люби и знай родной город» (2 ч) включает в себя творческую работу для детей и подборку вопросов  для викторины  с целью  самопроверки знаний, полученных учащимися за год.

                    Тематическое распределение часов в 4  классе.

Тема

Кол – во часов

1

Что и как изучает история

История и культура

6

2

Путешествие  в  глубь времен

8

3

Саранск–  один из старейших городов Поволжья

6

4

Суровые годы ВО войны

войны

5

5

Ими гордятся жители Мордовии

Ими

3

6

Наш город сегодня

 нашего края

4

7

Люби и знай родной город

Рос

РРоссия.

2

Всего

34

Календарно-тематическое планирование 4 класс

п/п

Тема урока

Характеристика основных видов

 деятельности      учащихся

Дата (план)

Дата (факт)

1

Как люди узнают о прошлом.

Познакомиться с понятиями «история», «археология», «археологи».

08.09

.

2

Как люди узнают о прошлом.

Работать с иллюстрациями « О чем могут рассказать предметы раскопок».

15.09

3

Лента времени.

Познакомиться с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие». Работать с римскими и арабскими цифрами. Работать с «Лентой времени».

22.09

4

Лента времени.

Работать с «Лентой времени». Воспроизводить «Ленту времени».

29.09

5

История на карте.

Отличать особенности и условные знаки географической и исторической карты.

06.10

6

История на карте.

Учиться читать историческую карту. Работать с исторической картой города Саранска

13.10

7

Первые поселения в Мордовском крае.

Из исторических источников узнавать о занятиях племен, населяющих наш край.

20.10

8

«Город древний, город чудный».

Находить информацию о первых упоминаниях о городе Саранске. Участвовать в конкурсе рисунков и аппликаций на тему: «Древний Саранск».

10.11

9

Под властью Золотой Орды

Находить информацию о нашествиях Золотой Орды

17.11

  10

Под знаменами Степана Разина

Получать  и анализировать информацию о Степане Разине

24.11

11

Саранск в 18 веке.

Получать  и анализировать информацию о городе Саранске в 18 веке.

01.12

12

Пугачев в мордовском крае

Находить информацию о крестьянской войне в нашем крае.

08.12

13

Ополченцы Мордовии в Отечественной войне 1812 года

Искать информацию об ополченцах Мордовии.

15.12

14

Гражданская война. Жители Мордовии на защите революции.

Собирать информацию и рассказывать о том, какую помощь оказывали жители Мордовии фронту.

22.12

15

Прогулка по старинному городу.

Рассказывать о своем городе, о достопримечательностях, о жителях города и их занятиях.

12.01

16

Прогулка по старинному городу.

Составлять рассказ на тему: «Я и моя семья живут в городе Саранске»

19.01

17

Традиции русского купечества.

Узнавать, что такое этикет, правила светского этикета 19 века.

26.01

18

Традиции русского купечества.

Выступать с подготовленными сообщениями.

02.02

19

На русской ярмарке.

Выяснять особенности русской ярмарки. Узнавать, какие товары были на ярмарках в Саранске.

09.02

20

На русской ярмарке.

Выступать с подготовленными сообщениями.

16.02

21

«Край родной, войною опаленный».

Узнавать о датах и событиях военной истории родного города.

22

«Край родной, войною опаленный».

Выполнять практическую работу. Составлять текст письма участнику Великой Отечественной войны.

02.03

23

«Их подвиг бессмертен»

Собирать информацию и составлять рассказ о защитниках города.

09.03

24

«Их подвиг бессмертен». Встреча с ветераном Вов.

Получать информацию о событиях Вов, ее участниках. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные мнения.

16.03

25

«Никто не забыт, ничто не забыто!». Экскурсия в музей боевой Славы

Составлять сочинение на тему: «Война в истории моей семьи». Совершать экскурсию в музей боевой Славы.

23.03

26

Уроженцы  Мордовии– герои Великой Отечественной войны.

Рассказывать  о– героях Великой Отечественной войны, уроженцах Мордовии.

06.04

27

Почетные граждане города Саранска.

Находить информацию о почетных гражданах родного города.

13.04

28

Почетные граждане города Саранска.

20.04

Наш город сегодня (4 часа)

29

Образовательные учреждения города Саранска.

Узнавать, какие образовательные учреждения есть в нашем городе.

27.04

30

Промышленность города Саранска.

Познакомиться с отраслями промышленности города.

04.05

31

Кто нас кормит?

Узнавать, какие отрасли сельского хозяйства находятся в нашем районе.

11.05

32

«Цвети, город!».

Испытывать чувство гордости за наш город, вносить свой вклад в процветание малой родины.

18.05

Люби  и знай родной город (2 часа)

33

Викторина «История нашего города»

Проверять и оценивать свои знания, полученные за год.

25.05

34

Конкурс рисунков на асфальте «Мой любимый город».

Участвовать в конкурсе рисунков на асфальте. Презентовать работы.

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Введение в изучение родного края", 2-4 класс

Рабочая программа по краеведению "Введение в изучение родного края", 2-4 класс...

рабочая программа факультативного курса "Экология родного края" для 2 класса.

Программа факультативного курса "Экология родного края" направлена на формирование у младших школьников эмоционально- насыщенного образа родного севера и начальных представленийо самобытности и значим...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родной край"

Рабочая программа к курсу «Родной край» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Курс  введен в часть ...

Рабочая программа по предмету "Мой родной край " для 2 класса

Данный материал поможет в разработке рабочей программы по предмету "Мой родной край" для 2 класса...

Рабочая программа курса «Отчий дом» – «Родной край» для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа курса«Отчий дом» – «Родной край»для учащихся 1-4 классов...