Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествуем по родному краю"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Путешествуем по родному краю" для 4 класса. Направление: духовно-нравственное
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvuem_po_rodnomu_krayu_1_klass_111.doc | 978.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «НШ-ДС «Надежда», на основе авторской программы Болотовой С.А. «Азбука Смоленского края».
По оценкам ведущих экспертов Совета Европы в области образования, центром проблематики ХХI века является «постепенное превращение человека в гражданина мира без потери своих корней и при активном участии в жизни нации и своих региональных сообществ…»
С целью разрешения данной проблемы разработана авторская программа курса для младших школьников «Путешествуем по родному краю». Программа построена на основе интеграции различного по содержанию традиционного краеведения: исторического, природного, литературного, искусствоведческого.
Цели и задачи курса
Настоящая программа призвана обогатить младших школьников знаниями об историческом прошлом нашего города и Смоленской области, культурных традициях, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувство гражданственности и патриотизма. Курс позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал на основе краеведческих знаний.
Основная цель курса – способствовать воспитанию патриотических чувств, привитию любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Вяземской земли и Смоленской области в целом.
Задачи:
- Формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного города и Смоленской области, о значении города и области в истории России, о музеях, памятниках природы, истории и культуры, о смолянах, прославивших родной край.
- Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности; развитие умения ориентироваться в своём родном городе, умения работать с историческими и географическими картами.
- Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашего края; любви и уважения к землякам; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.
Программа курса «Путешествуем по родному краю» предназначена для внеклассной работы, составлена для работы с младшими школьниками, предполагает участие детей 2-4 класса общеобразовательной школы, возраст 8-10 лет.
Учебный курс внеурочной деятельности «Путешествуем по родному краю» рассчитан на 1 час в неделю (по 34 часа – во 2-4 классах). Продолжительность одного занятия 45 минут.
Формы, методы и приёмы работы
Учебный курс внеурочной деятельности предусматривает следующие методы работы с детьми:
- объяснительно-иллюстративные
- частично-поисковые
- словесные
- наглядные
- практические
Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными:
- Занятия в классе
- Экскурсии в музеи, к памятникам, в храмы, по улицам города
- Заочные экскурсии
- Занятия-путешествия
- Занятия-викторины
На занятиях целесообразно использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий.
Планируемые результаты курса. Универсальные учебные действия (УУД).
Личностные:
ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность»;
уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов;
освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута;
Метапредметные.
а) Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки с учётом характера сделанных ошибок;
- оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной оценкой.
б) Познавательные:
- отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания;
- находить ответы, на вопросы, используя дополнительную литературу, карту края, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- использовать знаковые и графические модели.
в) Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе, на экскурсии, следовать им;
- учиться работать в паре, группе, формулировать собственные мнения и позицию;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Содержание программы курса
Программа курса включает в себя три раздела:
- Природа родного края
- Культура родного края
- История родного края
Природа родного края (2 класс)
Беседа «Что вы знаете о городе Вязьма?». Мой дом, моя улица. Что находится на моей улице, рядом с домом. Красивые уголки моего двора, улицы. Разнообразие растений нашего края. Растения хвойных и лиственных лесов. Грибы нашего леса. Особенности строения и использования. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Смоленский лен. Изделия изо льна Растения лугов. Растительность болот. Охрана природы. Красная книга Смоленской области Реки, озёра, болота Вяземского района. Животный мир Смоленщины. Кто живёт в наших лесах, реках.
Практическое занятие: Экскурсия по улице Московской. Составление рассказа о своем доме. Аппликация из цветной бумаги «Разнообразие растений нашего края». Виртуальная экскурсия в хвойный лес. Обсуждение. Рисунки детей. Конкурс рисунков «Животный мир Смоленщины». Работа с гербарием. Экскурсия в парк. Составление рассказов «Мой край». Выпуск стенгазеты «Природа родного края». Экскурсия на реку Вязьму. Кормление уток. Просмотр видеоэнциклопедии «Смоленское Поозерье». Виртуальное путешествие по Смоленскому зоопарку. Составление рассказов о путешествии. Выпуск стенгазеты «Животные родного края».
Культура родного края (3 класс)
Жилища и предметы быта наших предков. Как одевались в старину. Что ели наши предки. Праздники. Игры и хороводы. Письменность.
Культурная жизнь нашего города.
Практическое занятие: Изготовление макета избы с убранством. Составление коллекции одежды «Мода прошлых веков». Сообщение на тему «Пища моей семьи». Составление рассказа о семейных праздниках. Составление сообщения об игре, в которую вы любите играть. Обзорная экскурсия по городу. Экскурсии в библиотеку микрорайона, выставочный зал, музыкальную школу, народный театр. Просмотр документального фильма «Город на семи холмах». Обсуждение. Виртуальная обзорная экскурсия по Смоленску. Обсуждение. Знаменитые земляки. Талантливый актер – Анатолий Дмитриевич Папанов. Народная артистка СССР – Касаткина Людмила Ивановна. Выпуск стенгазеты «Вязьма – древний русский город»
История родного края (4 класс)
Наши предки. «Из варяг в греки». Герб и флаг области, города Вязьмы.
Храмы нашего города. Смоленская крепостная стена. Военное прошлое Смоленщины. Награды Смоленщины. Наши земляки.
Практическое занятие: Изготовление книжки-малышки. Изготовление макета башен крепостной стены. Составление рассказов о военном прошлом нашего города. Составление рассказов о знаменитых людях нашего города. Экскурсия «К истокам родного города». Посещение Спасской башни, зданий Аркадьевского монастыря. Рисунки детей. Выпуск стенгазеты. Экскурсия на Соборную гору, в Троицкий собор. Сбор информации. Обсуждение. Экскурсия в Иоанно-Предтечев монастырь, жемчужину нашего города – Церковь во имя Смоленской Божией Матери Одигитрии. Сбор информации. Обсуждение. Создание фотоальбома.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | ||
Всего часов | Теор. | Практ. | ||
Природа родного края (34 ч) | 34 | 22 | 12 | |
1 | Беседа «Что вы знаете о городе Вязьма?». Мой дом, моя улица | 1 | 1 | |
2 | Что находится на моей улице, рядом с домом. Красивые уголки моего двора, улицы. Рисунки детей. Выставка рисунков | 2 | 1 | 1 |
3 | Составление рассказа о своем доме. Экскурсия по улице Московской | 2 | 1 | 1 |
4 | Разнообразие растений нашего края. Аппликация из цветной бумаги | 1 | 1 | |
5 | Растения хвойных и лиственных лесов. Виртуальная экскурсия в хвойный лес. Обсуждение | 2 | 1 | 1 |
6 | Грибы нашего леса. Особенности строения и использования грибов. Лепка из пластилина | 2 | 1 | 1 |
7 | Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Рисунки детей. Конкурс рисунков | 1 | 1 | |
8 | Смоленский лен. Изделия изо льна | 1 | 1 | |
9 | Растения лугов. Работа с гербарием | 2 | 1 | 1 |
10 | Растительность болот. Работа с гербарием | 2 | 1 | 1 |
11 | Экскурсия в парк. Составление рассказов «Мой край» | 2 | 1 | 1 |
12 | Выпуск стенгазеты «Природа родного края» | 2 | 2 | |
13 | Реки, озёра, болота Вяземского района | 1 | 1 | |
14 | Экскурсия на реку Вязьму. Кормление уток | 1 | 1 | |
15 | Животный мир Смоленщины. Кто живёт в наших лесах, реках. Рисунки детей. Выставка рисунков | 5 | 4 | 1 |
16 | Просмотр видеоэнциклопедии «Смоленское Поозерье». Обсуждение | 2 | 1 | 1 |
17 | Виртуальное путешествие по Смоленскому зоопарку. Составление рассказов | 1 | 1 | |
18 | Охрана природы. Красная книга Смоленской области. Рисунки детей «Охрана природы» | 2 | 2 | |
19 | Итоговое занятие. Выпуск стенгазеты «Животные родного края» | 2 | 2 | |
Культура родного края (34 ч) | 34 | 16 | 18 | |
1 | Жилища и предметы быта наших предков. Изготовление макета избы с убранством | 4 | 2 | 2 |
2 | Как одевались в старину. Составление коллекции одежды «Мода прошлых веков» | 4 | 2 | 2 |
3 | Что ели наши предки. Сообщение на тему «Пища моей семьи» | 3 | 2 | 1 |
4 | Праздники. Составление рассказа о семейных праздниках | 2 | 1 | 1 |
5 | Игры и хороводы. Составление сообщения об игре, в которую вы любите играть | 4 | 1 | 3 |
6 | Письменность | 3 | 3 | |
7 | Культурная жизнь нашего города. Обзорная экскурсия по городу. Экскурсии в библиотеку микрорайона, выставочный зал, музыкальную школу, народный театр | 6 | 1 | 5 |
8 | Просмотр документального фильма «Город на семи холмах». Обсуждение | 2 | 1 | 1 |
9 | Виртуальная обзорная экскурсия по Смоленску. Обсуждение | 1 | 1 | |
10 | Знаменитые земляки. Талантливый актер – Анатолий Дмитриевич Папанов. Народная артистка СССР – Касаткина Людмила Ивановна | 2 | 2 | |
11 | Итоговое занятие. Выпуск стенгазеты «Культура Вязьмы сегодня» | 3 | 3 | |
История родного края (33 ч) | 33 | 18 | 15 | |
1 | Наши предки | 2 | 2 | |
2 | «Из варяг в греки». Изготовление книжки-малышки | 2 | 1 | 1 |
3 | Герб и флаг области, города Вязьмы. Рисунки детей | 3 | 1 | 2 |
4 | Смоленская крепостная стена. Изготовление макета башен крепостной стены | 4 | 2 | 2 |
5 | Военное прошлое Смоленщины. Составление рассказов о военном прошлом нашего города | 5 | 4 | 1 |
6 | Награды Смоленщины. Рисунки детей | 2 | 1 | 1 |
7 | Наши земляки. Составление рассказов о знаменитых людях нашего города | 4 | 2 | 2 |
8 | Экскурсия «К истокам родного города». Посещение Спасской башни, зданий Аркадьевского монастыря. Рисунки детей. Выпуск стенгазеты | 4 | 2 | 2 |
9 | Храмы нашего города. Экскурсия на Соборную гору, в Троицкий собор. Аппликация из цветной бумаги. Сбор информации. Обсуждение | 3 | 1 | 2 |
10 | Экскурсия в Иоанно-Предтечев монастырь, жемчужину нашего города – Церковь во имя Смоленской Божией Матери Одигитрии. Сбор информации. Обсуждение. Итоговое занятие. Создание фотоальбома. | 3 | 2 | 1 |
11 | Итоговое занятие. Выпуск стенгазеты «Вязьма – древний русский город» | 1 | 1 |
Литература
- Болотова С. А. Азбука Смоленского края, Смоленск, 2006
- Смирнов Е. М. Город Вязьма над Вязьмой рекой, В., 1997
- Батуева Л. Воспитание историей, М.: изд. «Советская Россия»,1987
- Махотин Б. К живым истокам, Смоленск: «Московский рабочий»,1989
- Смирнов И. А. Вязьма – старинный русский город, Смоленск, изд-во «Московский рабочий», 1988
- Будаев Д. И. Смоляне и Смоленский край, М.: «Московский рабочий», 1976Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№ п/п | Кол-во часов | Тема занятия | Дата проведения | |
Дата | Коррект. | |||
История родного края (33 ч) | ||||
1 | 1 | Наши предки | 02.09 | 2020 год |
2 | 1 | Наши предки | 09.09 | |
3 | 1 | «Из варяг в греки» | 16.09 | |
4 | 1 | Изготовление книжки-малышки | 23.09 | |
5 | 1 | Герб и флаг области, города Вязьмы | 30.09 | |
6 | 1 | Герб и флаг области, города Вязьмы | 14.10 | |
7 | 1 | Рисунки детей | 21.10 | |
8 | 1 | Смоленская крепостная стена | 28.10 | |
9 | 1 | Смоленская крепостная стена | 11.11 | |
10 | 1 | Изготовление макета башен крепостной стены | 25.11 | |
11 | 1 | Изготовление макета башен крепостной стены | 02.12 | |
12 | 1 | Военное прошлое Смоленщины | 09.12 | |
13 | 1 | Военное прошлое Смоленщины | 16.12 | |
14 | 1 | Военное прошлое Смоленщины | 23.12 | |
15 | 1 | Военное прошлое Смоленщины | 30.12 | |
16 | 1 | Составление рассказов о военном прошлом нашего города | 13.01 | 2021 год |
17 | 1 | Награды Смоленщины | 20.01 | |
18 | 1 | Рисунки детей | 27.01 | |
19 | 1 | Наши земляки | 03.02 | |
20 | 1 | Наши земляки | 10.02 | |
21 | 1 | Составление рассказов о знаменитых людях нашего города | 17.02 | |
22 | 1 | Составление рассказов о знаменитых людях нашего города | 03.03 | |
23 | 1 | Экскурсия «К истокам родного города». Посещение Спасской башни | 10.03 | |
24 | 1 | Экскурсия «К истокам родного города». Посещение зданий Аркадьевского монастыря | 17.03 | |
25 | 1 | Рисунки детей. Выпуск стенгазеты | 24.03 | |
26 | 1 | Рисунки детей. Выпуск стенгазеты | 31.03 | |
27 | 1 | Храмы нашего города. Экскурсия на Соборную гору, в Троицкий собор | 07.04 | |
28 | 1 | Аппликация из цветной бумаги. Сбор информации. Обсуждение | 21.04 | |
29 | 1 | Аппликация из цветной бумаги. Сбор информации. Обсуждение | 28.04 | |
30 | 1 | Экскурсия в Иоанно-Предтечев монастырь | 05.05 | |
31 | 1 | Экскурсия в жемчужину нашего города – Церковь во имя Смоленской Божией Матери Одигитрии | 12.05 | |
32 | 1 | Сбор информации. Обсуждение. Создание фотоальбома | 19.05 | |
33 | 1 | Выпуск стенгазеты «Вязьма – древний русский город» Итоговое занятие | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мой родной край»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Мой родной край »Срок реализации программы: 4 годаВозраст обучающихся: 7-11лет...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Природа родного края" 2 класс
историческое краеведение...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучаем родной край"
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знатоки родного края» духовно - нравственное направление
Наименование: «Знатоки родного края» (духовно – нравственное направление направление) Класс: 2«Б» Учитель: Макарова Ю.В....
рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука родного края» для 1 класса
Рабочая программа внеурочного курса «Азбука родного края» является частью основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), разработана в соответствии с ФГОС НОО ...