Рабочая программа ВНД. "Социокультурные истоки", 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1-4 классов разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Авторской программы «Истоки» 1-4 кл., И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, А.В. Камкина профессора Вологодского государственного педагогического Университета, доктора исторических наук; Приказа Департамента образования Администрации г.Ханты-Мансийка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s-k_i.docx | 66.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1-4 классов разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Авторской программы «Истоки» 1-4 кл., И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, А.В. Камкина профессора Вологодского государственного педагогического Университета, доктора исторических наук; Приказа Департамента образования Администрации г.Ханты-Мансийка от 13.10.2014 №822 «Об утверждении плана внедрения программы «Социокультурные истоки».
- Актуальность курса
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушилось духовное единство общества, размылись жизненные ориентиры молодежи, обесценились традиционные моральные нормы, семейные ценности. В 90-е гг. ХХ в. в России был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Все это привело к тому, что в настоящее время государство и общество столкнулось с проблемой утраты ценностных, нравственных ориентиров, с наличием деструктивных процессов, захвативших общество. Отмечается низкий уровень духовно-нравственного развития детей и их родителей. Акценты родителей в определении жизненных ценностей сместились в сторону материального.
В связи с чем, Российским государством предприняты шаги к повышению воспитательной роли образования.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…». Образованию отведена ключевая роль в духовно-нравственной консолидации Российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, принята «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Одним из необходимых условий для решения поставленных задач – является создание системы духовно-нравственного воспитания в начальной школе.
Идея программы «Социокультурные истоки» позволяет объединить содержание обучения и воспитания в единый образовательный процесс, создавая условия для гармоничного развития личности как ребенка, так его родителей и педагогов.
- Цели, задачи, отличительные особенности
Основной целью программы является воспитание грамотного, творчески активного обучающегося, ориентированного на духовное и нравственное развитие.
Задачи:
- Подвести учащихся к пониманию сути Истоков;
- Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
- Развивать образное и логическое мышление;
- Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
- Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего структурного изучения русского языка. С учетом того, что активизация языкового сознания является неотъемлемым условием социокультурного развития личности, оба направления разработаны в едином контекстном поле. Многоуровневые связи, пронизывающие весь комплекс учебно-воспитательных программ, обеспечивают целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
- Познакомить с лучшими образцами русской духовной культуры.
- Обеспечить взаимодействие с родителями на основе традиционных семейных ценностей. Опыт прошедших десятилетий убедительно показал невозможность нравственного воспитания в культурной традиции без учета архетипических особенностей народа. Один из путей социокультурного развития личности – приобщение к Истокам.
Отличительной особенностью программы является то, что она разработана на основе авторской программы И. А. Кузьмина, А.В. Камкина «Истоки» - авторов социокультурного системного подхода в образовании.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
- развивать социокультурную основу личности с первого года обучения в начальной школе;
- осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Курс «Социокультурные истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Социокультурные истоки» в рамках начальной школы.
В 1 - м классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе.
Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге». Целесообразно сочетать на занятии практические и теоретические формы работы.
Методика отвечает современным достижениям в области психологии и психофизиологии младших школьников. Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память и внимание детей. В качестве методических принципов оптимизации и интенсификации обучения предлагаются:
• использование эмоционально положительных и архетипически значимых образов;
• опора на непроизвольное запоминание;
• вовлечение различных видов восприятия (слух, зрение, кинестетическое чувство);
• использование эвристических методов обучения;
• организация занятия по правилу смены деятельности;
• диагностика и своевременная индивидуальная коррекция в процессе обучения;
• организация самостоятельной работы в парах и группах;
• тематическая связь с другими предметами.
Использование методов активного обучения с опорой на непроизвольное запоминание позволяет избежать перенапряжения и утомления и, как следствие, повысить учебную мотивацию учащихся. Активное обучение предполагает не столько механическое запоминание необходимой информации, сколько изучение предмета с различных сторон.
- Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Программа рассчитана на 4 года и ориентирована на обучающихся начальной школы (1-4 классов), разработана с учетом их психо-физиологических особенностей. Набор в группы свободный.
- Место курса в учебном плане
Внеурочная деятельность обучающихся курса " Социокультурные истоки " в рамках духовно-нравственного направления планируется из расчета 1 час в неделю (1 кл. - 33 ч., 2-4 кл. – 34 ч). Курс предназначен для преподавания в 1 -4-м классах начальной школы.
- Прогнозируемые результаты и способы контроля
В итоге изучения курса учащийся расширит кругозор и словарный запас, приобретёт духовный опыт, продолжит формировать систему духовно-нравственных ценностей, основы которых начали закладываться в семье, приобщиться к истокам родной культуры, семейным традициям.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Контроль и оценка планируемых результатов
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради, учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Формы подведения итогов: анализ рисунков по темам курса, в конце курса в 4 классе изучение социализированности личности учащихся, проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления.
- Содержание программы
1 класс АЗБУКА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО» | |||
1 раздел МИР | 2 раздел СЛОВО | 3 раздел ОБРАЗ | 4 раздел КНИГА |
* Родители | * Слово | * Родник | * Книга |
* Мир и лад | * Золотое сердечко | * Образ Родины | * Книга книг |
* Истоки и школа | * Доброе слово | * Образ защитника | * Живое слово книги |
* Дар | * Честное слово | Отечества | * Первая книга |
* Истоки и радуга | * Слово о родителях | * Образ праздника | * Мир книги |
* Сказки А.С. Пушкина | * Святое слово | ||
* Родной край | * Жизнь | ||
* Щит и герб | |||
* Илья Муромец |
АЗБУКА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»
Курс внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие Истоки. Базовое содержание курса «Социокультурные истоки – 1» объединено в четыре тематических блока – Мир. Слово. Образ. Книга. Системообразующие категории-ценности «Слово» и «Образ» в программе «Социокультурные истоки» имеют первостепенное значение.
«Азбука Истоков» соединяет в одном издании три книги:
1. Первая книга учит ребенка чтению через категории Истоков (алфавитная часть).
2. Вторая книга развивает духовно-нравственные ценности ребенка в контексте программы «Истоки» для первого года обучения (содержательная часть).
3. Третья книга помогает ребенку создавать свою Первую книгу.
В «Азбуке Истоков» три книги согласованы и взаимосвязаны. Приближение к Образу и ценностному смыслу Слова является главным мотивирующим фактором в развитии ребенка.
В теме «Мир» приближение к Образу начинается с внешнего восприятия семьи, школы круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России (Щит и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность).
Тема «Мир» помогает преподавателю осуществить социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе.
Развитие ценностного смысла Слова раскрывает пять талантов Золотого сердечка: Доброе слово, Честное слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово.
Золотое сердечко живет добрым, честным, святым словом.
Каждый человек должен ценить сказанное Слова, или оно станет «медью звонящей».
С первого класса «Социокультурные истоки» развивают способность ребенка различать Образ и безобразное. В «Азбуке Истоков» представлены образы защитников Отечества (святого Георгия Победоносца, Русских богатырей, святого князя Владимира, святого Александра Невского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова), великих русских поэтов (Александровича Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина) и образ праздника Великой Победы.
Завершающая часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книги – живое существо.
Главными целями курса «Социокультурные истоки» в 1-ом классе являются:
* освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
* развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;
* развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Мир
СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.
МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.
ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар.
ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека.
СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.
РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.
ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
Слово
СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь.
Слово проверяется делом.
ВЕСНА И СЛОВО. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека?
Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.
ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово.
СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе слово. Доброе дело.
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.
СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.
АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.
ЧАША ЖИЗНИ. Жизнь. Любовь. Добрые дела.
Образ
РОДНИК. Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.
ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.
ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой Александр Невский – солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.
ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.
Книга
КНИГА. Книга – живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец.
КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг – Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.
ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение – сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя.
ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Родители. Родительская любовь. Свет. Благодарность. Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. Дар. Истоки. Родная земля. Родное слово. Радуга. Сияние истоков. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. Родной край. Дом. Родные люди. Народная песня. Герб. Щит. Щит-совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. Богатырь. Слово. Бесценный дар. Слово и дело. Весна и Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. Доброе дело. Родительское благословение. Родительское слово. Уважение. Почитание. Богатырская доблесть. Жизнь. Образ. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. Родина. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Образ праздника. Великая Победа. Святая память. Книга. Добро и красота. Творец. Книга книг. Библия. Библиотека. Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. Первая книга. Мир книги.
2 класс РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ. ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ | |
1 раздел РОДНОЙ ОЧАГ | 2 раздел РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ |
* Имя | * Нива и поле |
* Семья | * Лес |
* Род | * Река |
* Дом | * Море-океан |
* Деревня | * Путь-дорога |
* Город | |
3 раздел ТРУД ЗЕМНОЙ | 4 раздел ТРУД ДУШИ |
* Сев и жатва | * Слово |
* Братья меньшие | * Сказка |
* Ткачихи-рукодельницы | * Песня |
* Мастера-плотники | * Праздник |
* Кузнецы-умельцы | * Книга |
* Ярмарка | * Икона |
* Храм |
«РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ. ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ»
Курс внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывающиеся на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, в наибольшей степени соответствует особенностям младшего возраста, опирается на него.
Главными целями этого курса во 2-м классе являются:
– раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
– посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
– развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Базовое содержание курса «Социокультурные истоки -2» объединено в четыре тематических блока – «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего – к истокам, а от них – вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
Несмотря на то, что текст включает в себя ведущие понятия и направления мысли, он все же является лишь основой для размышлений ученика и его близких. Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Родной очаг
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют – труд души? Главные праздники года.
КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.
Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
3 класс ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ | |||
1 раздел ВЕРА | 2 раздел НАДЕЖДА | 3 раздел ЛЮБОВЬ | 4 раздел СОФИЯ |
* Вера | * Надежда | * Любовь | * Ум да разум |
* Верность | * Согласие | * Милосердие | * Истина |
* Правда | * Терпение | * Доброта | * Знания и мудрость |
* Честь | * Послушание | * Раскаяние | * Вера, Надежда |
и Любовь – | |||
родные сестры |
«ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ»
Курс внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» в 3 классе является продолжением начатого в 1-ом и 2-ом классах. В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. «Социокультурные истоки -3» призваны подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.
Главными целями этого курса в 3 классе являются:
– дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
– посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
– продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
Базовое содержание курса «Социокультурные истоки -3» объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Как и в предыдущем курсе, текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внутреннем мире и первом духовном опыте.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вера
ВЕРА. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело – к вере.
ВЕРНОСТЬ – преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает – жить, по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.
Надежда
НАДЕЖДА – стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние.
СОГЛАСИЕ – единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ – умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.
ПОСЛУШАНИЕ – доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Любовь
ЛЮБОВЬ – сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ – иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
ПОКАЯНИЕ – чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
София
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума.
ИСТИНА – неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость.
Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры?
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
1 раздел ТРАДИЦИИ ОБРАЗА | 2 раздел ТРАДИЦИИ СЛОВА | 3 раздел ТРАДИЦИИ ДЕЛА | 4 раздел ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА |
* Первые образы | * Священные слова | * Труд | * Гулять всем |
* Священные образы | * Сердечные слова | * Служение | миром |
* Светлые образы | * Честные слова | * Творчество | * Радоваться всей |
* Традиции | семьей | ||
праведного дела | * Помнить всем | ||
Отечеством | |||
* Молиться всей | |||
Церковью | |||
* Потрудиться | |||
душой |
«ТРАДИЦИИ ОБРАЗА, СЛОВА, ДЕЛА И ПРАЗДНИКА»
Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «Социокультурные истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?
Родные Образы
ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.
Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.
ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.
«Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.
Смыслы купола и креста в храмостроителстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.
ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.
ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.
Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.
Умелые Дела
ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.
ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.
Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
Заветные Слова
ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.
ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.
Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.
ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.
Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.
ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.
Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.
Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.
Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.
Заключительный урок
Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
- Учебный план курса
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 класс | |||||
1. | Мир | 6 | 12 | 20 | Анализ рисунков по темам курса, проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления, проектная деятельность |
2. | Слово | 8 | |||
3. | Образ | 8 | |||
4. | Книга | 8 | |||
Всего: | 30 | ||||
2 класс | |||||
1. | Родной очаг. | 9 | 12 | 21 | Анализ рисунков по темам курса, проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления, проектная деятельность |
2. | Родные просторы. | 9 | |||
3. | Труд земной. | 8 | |||
4. | Труд души. | 7 | |||
1. | Всего: | 33 | |||
3 класс | |||||
1. | Вера. | 9 | 11 | 22 | Анализ рисунков по темам курса, проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления, проектная деятельность |
2. | Надежда. | 8 | |||
3. | Любовь. | 8 | |||
4. | София. | 8 | |||
Всего: | 33 | ||||
4 класс | |||||
1. | Родные Образы. (Традиции Образа) | 7 | 11 | 22 | Анализ рисунков по темам курса, проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления, проектная деятельность |
2. | Умелые дела. (Традиции дела) | 7 | |||
3. | Заветные слова (Традиции слова) | 8 | |||
4. | Традиции праздника | 9 | |||
Всего: | 31 | ||||
129 |
- Учебно-методическое и техническое обеспечение
№ п/п | Название |
Научно-методические сборники «Истоковедение» | |
1.1. | Истоковедение, Том 1 |
1.2. | Истоковедение, Том 2 |
1.3. | Истоковедение, Том 6 |
1.4. | Истоковедение, Том 8 |
1.5. | Истоковедение, Том 10 |
1.6. | Истоковедение, Том 12 |
1.7. | Истоковедение, Том 13-14 |
1.8. | Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» (начальная школа) |
2. | Учебно-методический комплект для общеобразовательной школы. Курс «Истоки» (1-4 классы) |
2.1. | Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин. |
2.2. | Е.Ю. Давыдова. Прописи для Азбуки Истоков. В 2-х частях |
2.3. | Е.Ю. Давыдова. Тетрадь по чтению к Азбуке Истоков (1 класс). |
2.4. | А.В. Камкин. Учебное пособие «Истоки» (2 класс). |
2.5. | Н.В. Котельникова, О.А. Бандяк. Рабочая тетрадь «Истоки» 2кл. В 2-х частях |
2.6. | А.В. Камкин. Учебное пособие «Истоки» (3 класс). |
2.7. | Н.В. Котельникова, Н.Ю. Твардовская. Рабочая тетрадь «Истоки» 3 кл. В 2-х частях |
2.8. | А.В. Камкин. Учебное пособие «Истоки» (4 класс). |
2.9 | В.Д. Ергина, Т.Н. Смирнова. Рабочая тетрадь «Истоки» 4 кл. В 2-х частях |
3. | Учебно-методический комплект для общеобразовательной школы. Программа «Воспитание на социокультурном опыте» (1–4 классы) |
3.1. | «Первое слово». Книга 1 для развития учащихся 1кл. |
3.2. | «Добрый плод». Книга 2 для развития учащихся 1кл. |
3.3. | «Слово «Жить». Книга 3 для развития учащихся 1кл. |
3.4. | «Солнце земли Русской». Книга 4 для развития учащихся 1 класса. |
3.5. | «Истоки Великой Победы». Книга 5 для развития учащихся 1 класса. |
3.6. | «Мой род». Книга 1 для развития учащихся 2 класса. |
3.7. | «Родной очаг». Книга 2 для развития учащихся 2 класса. |
3.8. | «Путь-дорога». Книга 3 для развития учащихся 2 класса. |
3.9. | «Труд души». Книга 4 для развития учащихся 2 класса. |
3.10. | «Береги честь смолоду». Книга 1 для развития учащихся 3 класса. |
3.11. | «Добрая надежда». Книга 2 для развития учащихся 3 класса. |
3.12. | «Милосердие идет от Любви». Книга 3 для развития учащихся 3 класса. |
3.13 | «Покаяние учит Любви». Книга 4 для развития учащихся 3 класса. |
3.14 | «Истоки Великой Победы». Книга 5 для развития учащихся 3 класса. |
3.15. | «Традиции Образа». Книга 1 для развития учащихся 4 класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Истоки" для 2 класса
В рабочей программе представлена пояснительная записка курса "Истоки" для 2 класса и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочного социокультурного курса для 2 класса " Истоки"
Курс внеурочной деятельности «Школа для всех» состоит из нескольких самостоятельных разделов: разговор о правильном питании; питание и зубы; умывание и купание; твой режим дня; забота о гл...
Рабочая программа ВНД. "Социокультурные истоки", 1-4 классы
Пояснительная записка и КТП к курсу ВНД "Социокультурные истоки" для 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки нравственности» 4 класс 2018 – 2019 учебный год
Цель курса: создать условия для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения четвероклассников. З...
Рабочая программа по курсу "Истоки" 1-4 классы
Рабочая программа по курсу "Истоки" расчитана на 4 года обучения, с 1 по 4 класс...
Рабочая программа по "Социокультурным истокам" 1 класс
Вашему вниманию предлагается рабочая программа по "Социокультурным истокам" за 1 класс....