Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки нравственности» 4 класс 2018 – 2019 учебный год
рабочая программа (4 класс)
Цель курса: создать условия для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения четвероклассников.
Задачи:
- принятие общих национальных духовных и нравственных ценностей; становление основ гражданственности, патриотизма;
- принятие социальных, семейных ценностей;
- воспитание нравственных чувств и моральных норм;
- воспитание ценностного отношения к познанию и учению, к природе и окружающей среде;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному;
- становление представлений об эстетических идеалах, ценностях и нормах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_istoki_nravstvennosti_4v_beloborodova_s.n.docx | 38.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом № _____
________________________ Т.В. Дидич «___» __________ 20____ г. «___» __________ 20____ г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Истоки нравственности» 4 класс
2018 – 2019 учебный год
Учитель: Белобородова Светлана Новомировна
Квалификационная категория: высшая
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «___» _______ 20____г.
г. Советский
2018 г.
Программа составлена на основе программы Портфолио обучающегося начальной школы. Программы внеурочной деятельности Авт.-сост. М.С.Умнова, курса "Воспитания нравственных качеств" Уроки нравственности Л.В.Мищенкова.
Цель курса: создать условия для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения четвероклассников.
Задачи:
- принятие общих национальных духовных и нравственных ценностей; становление основ гражданственности, патриотизма;
- принятие социальных, семейных ценностей;
- воспитание нравственных чувств и моральных норм;
- воспитание ценностного отношения к познанию и учению, к природе и окружающей среде;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному;
- становление представлений об эстетических идеалах, ценностях и нормах.
Общая характеристика учебного курса
Курс направлен на создание определённых условий для развития личности ребёнка, мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству через систему мероприятий внеурочной деятельности.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
- Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
- Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.
- Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.
- Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями.
- Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно- значимой деятельности младших школьников.
Программа включает следующие разделы «Знакомьтесь, я – четвероклассник», «Моя Родина», « Моё здоровье», «Моя школа. Мой класс», «Мои успехи в учёбе»
Личностные, метапредметные результаты освоения курса
В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение выпускниками начальной школы следующих:
личностных результатов:
– любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
– готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности;
– способность к организации собственной деятельности;
– развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
– доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
– формирование уважительного отношения к иному мнению;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
метапредметных результатов:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– формирование умения находить наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения;
– использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
воспитательных результатов:
– духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо событии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
Место курса в учебном плане
Программа реализуется во внеурочной деятельности и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания
Программа представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, формирующих систему ценностей:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии (системные культурологические представления о религиозных идеалах);
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Содержание учебного курса 4 класс
Раздел 1. Знакомьтесь, я – четвероклассник (8 часов)
Мои летние каникулы. Все люди разные. Тайны моего характера. Я – хозяин своих эмоций. Моя семья. Дом, в котором я живу. Я и мои друзья.
Раздел 2. Моя Родина (8 часов)
Россия – моя Родина. Моя маленькая Родина. Россия – часть планеты Земля.
Раздел 3. Моё здоровье (4 часов)
Здоровье дороже богатства. Будь здоров без докторов. Дерево здоровья. Безопасный маршрут «Дом – школа».
Раздел 4. Моя школа. Мой класс (6 часов)
Школьная мозаика. Я – выпускник начальной школы. Спешите делать добрые дела. Дорога добрых дел. Мои жизненные принципы. Мои желания.
Раздел 5. Мои успехи в учёбе (8 часов)
Учимся ставить цели. Как достичь успеха. Мои цели на учебный год. Путешествие по предметным страницам.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 4 класс
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1. | Знакомьтесь, я – четвероклассник | 8ч | Формирование основ идентичности личности. Развитие Я-концепции и самооценки личности. Ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков. Формирование умения адекватно оценивать свои поступки. |
2. | Моя Родина | 8ч | Формирование основ гражданской идентичности личности. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности. Формирование чувства сопричастности к своей Родине, народу, истории. |
3. | Моё здоровье | 4ч | Развитие позитивного отношения к жизни. Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование целеустремленности и готовности к преодолению. |
4. | Моя школа. Мой класс | 6ч | Формирование внутренней позиции школьника. Развитие мотивов и смысла образовательной деятельности. Развитие системы ценностных ориентаций обучающегося. |
5. | Мои успехи в учёбе . | 8ч | Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебная литература
Для учителя:
- Портфолио обучающегося начальной школы. Программа внеурочной деятельности. Методическое пособие с электронным приложением/ Авт.-сост. М.С. Умнова.- М.: Планета, 2015
- Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо" Методическое пособие. 1 класс.- М.: Издательство РОСТ.
Электронные ресурсы:
1. ФГОС Примерная программа воспитания и социализации обучающихся
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958
2. Сайт uroki.net для классного руководителя
http://www.uroki.net/docklruk.htm
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Внеклассная работа.
http://festival.1september.ru/subjects/20/
4. Журнал «Начальная школа»
5. Газета «Начальная школа»
http://nsc.1september.ru/index.php?year=2010&num=08
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Истоки нравственности»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Истоки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Истоки нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
Календарно – тематическое планирование на 2018-2019 год 4 класс
№п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Мои летние каникулы. | ||
2. | Мы все такие разные. | ||
3. | Пойми меня правильно. | ||
4. | Почему мы разные? | ||
5. | Добру откроются сердца. Человек рождён для добра | ||
6. | Живи во благо себе и другим. | ||
7. | Как я отношусь к людям. Возлюби ближнего своего. | ||
8. | Добрые мысли и поступки. | ||
9. | Простая этика поступков. | ||
10. | Радость общения и источник обид. | ||
11. | Сопереживание и сострадание. | ||
12. | Душа обязана трудиться. | ||
13. | Россия - моя Родина. | ||
14. | Моя маленькая родина. Народы, традиции ХМАО. | ||
15. | Особенности животного мира ХМАО. Животные из Красной книги России. | ||
16. | Особенности растительного мира ХМАО. Растения из Красной книги России. | ||
17. | Достопримечательности природы и заповедники родного края. | ||
18. | Достопримечательности родного края. | ||
19. | Памятники культуры и исторические памятники родного края. | ||
20. | Знаменитые и известные люди родного края. | ||
21. | Дом, в котором я живу. | ||
22. | Почтение родителей - уважение тебе. | ||
23. | Умею ли я прощать? (занятие-тренинг) | ||
24. | Здоровье дороже богатства. Будь здоров без докторов. | ||
25. | Преодоление вредных привычек. | ||
26. | Учимся ставить цели. Как достичь успеха. | ||
27. | Научи себя учиться. | ||
28. | Путешествие по страницам русского языка. | ||
29. | Наш язык – это важнейшая часть нашего поведения в жизни. | ||
30. | Путешествие по страницам математики. | ||
31. | Математику уже за тем учить надо, что она ум в порядок приводит. | ||
32. | Мои достижения в школе и вне школы. | ||
33. | Каким я был и каким я стал. | ||
34. | Я выпускник начальной школы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" 1 класс 32 часа
духовно-нравственное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для учащихся 1 класса
Рабочая программа разработана на основе программы "Истоки" доктора педагогических наук А.Камкина. Цель курса: развитие системы духовно-нравственных ценностей у детей. Направленность: социально-педагог...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Бисероплетение", 4 класс 2016-2017 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, КТП по курсу внеурочной деятельности "Истоки"...
Рабочая программа "Занимательная математика" 1-4 классы 2018-2019 учебный год
Рабочая программавнеурочной деятельности«Занимательная математика»»1 – 4 классына 2018-2019 учебный год....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» (духовно-нравственное направление) 1 – 4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности«Азбука нравственности»(духовно-нравственное направление)1 – 4 классы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для 4 класса
Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании ...