Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки нравственности» 4 класс 2018 – 2019 учебный год
рабочая программа (4 класс)

Белобородова Светлана Новомировна

Цель курса: создать условия для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения четвероклассников.

 

Задачи:

  • принятие общих национальных духовных и нравственных ценностей; становление основ гражданственности, патриотизма;
  • принятие социальных, семейных ценностей;
  • воспитание нравственных чувств и моральных норм;
  • воспитание ценностного отношения к познанию и учению, к природе и окружающей среде;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному;
  • становление представлений об эстетических идеалах, ценностях и нормах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_istoki_nravstvennosti_4v_beloborodova_s.n.docx38.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом № _____

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      «___» __________ 20____ г.                                                                                                                «___» __________ 20____ г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «Истоки нравственности» 4 класс

2018 – 2019 учебный год

Учитель: Белобородова Светлана Новомировна

Квалификационная категория: высшая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «___» _______ 20____г.

г. Советский

2018 г.

Программа составлена на основе программы Портфолио обучающегося начальной школы. Программы внеурочной деятельности Авт.-сост. М.С.Умнова, курса "Воспитания нравственных качеств" Уроки нравственности Л.В.Мищенкова.

Цель курса: создать условия для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения четвероклассников.

Задачи: 

  • принятие общих национальных духовных и нравственных ценностей; становление основ гражданственности, патриотизма;
  • принятие социальных, семейных ценностей;
  • воспитание нравственных чувств и моральных норм;
  • воспитание ценностного отношения к познанию и учению, к природе и окружающей среде;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному;
  • становление представлений об эстетических идеалах, ценностях и нормах.

Общая характеристика учебного курса

Курс направлен на создание определённых условий для развития личности ребёнка, мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству через систему мероприятий  внеурочной деятельности.

Программа составлена на основе  следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

  • Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
  • Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания.
  • Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.
  • Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями.
  • Принцип системно -  деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно- значимой деятельности младших школьников.  

Программа включает следующие разделы «Знакомьтесь, я – четвероклассник», «Моя Родина», « Моё здоровье», «Моя школа. Мой класс», «Мои успехи в учёбе»

Личностные, метапредметные результаты освоения курса

В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение выпускниками начальной школы следующих:

личностных результатов:

– любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

– готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности;

– способность к организации собственной деятельности;

– развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;

– доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

– формирование уважительного отношения к иному мнению;

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

метапредметных результатов:

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 – формирование умения находить наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

– развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения;

– использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

воспитательных результатов:

– духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо событии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

Место курса в учебном плане

Программа реализуется во внеурочной деятельности и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания

Программа представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, формирующих систему ценностей:

  •  патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии (системные культурологические представления о религиозных идеалах);
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Содержание учебного курса 4 класс

Раздел 1. Знакомьтесь, я – четвероклассник (8 часов)

Мои летние каникулы. Все люди разные. Тайны моего характера. Я – хозяин своих эмоций. Моя семья. Дом, в котором я живу. Я и мои друзья.

Раздел 2. Моя Родина (8 часов)

Россия – моя Родина. Моя маленькая Родина. Россия – часть планеты Земля.

Раздел 3. Моё здоровье (4 часов)

Здоровье дороже богатства. Будь здоров без докторов. Дерево здоровья. Безопасный маршрут «Дом – школа».

Раздел 4. Моя школа. Мой класс (6 часов)

Школьная мозаика. Я – выпускник начальной школы. Спешите делать добрые дела. Дорога добрых дел. Мои жизненные принципы. Мои желания.

Раздел 5. Мои успехи в учёбе (8 часов)

Учимся ставить цели. Как достичь успеха. Мои цели на учебный год. Путешествие по предметным страницам.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 4 класс

п/п

Название раздела

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1.

Знакомьтесь, я – четвероклассник

Формирование основ идентичности личности.

Развитие Я-концепции и самооценки личности.

Ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков.

Формирование умения адекватно оценивать свои поступки.

2.

 Моя Родина

Формирование основ гражданской идентичности личности.

Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности.

Формирование чувства сопричастности к своей Родине, народу, истории.

3.

Моё здоровье

Развитие позитивного отношения к жизни.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

Формирование целеустремленности и готовности к преодолению.

4.

Моя школа. Мой класс

Формирование внутренней позиции школьника.

Развитие мотивов и смысла образовательной деятельности.

Развитие системы ценностных ориентаций обучающегося.

5.

Мои успехи в учёбе .

Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебная литература

Для учителя:

  1. Портфолио обучающегося начальной школы. Программа внеурочной деятельности. Методическое пособие с электронным приложением/ Авт.-сост. М.С. Умнова.- М.: Планета, 2015
  2. Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо" Методическое пособие. 1 класс.- М.: Издательство РОСТ.

Электронные ресурсы: 

1. ФГОС Примерная программа воспитания и социализации обучающихся

        http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958

2.    Сайт uroki.net для классного руководителя

http://www.uroki.net/docklruk.htm

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Внеклассная работа.

http://festival.1september.ru/subjects/20/

4. Журнал «Начальная школа»

http://www.n-shkola.ru/

5. Газета «Начальная школа»

http://nsc.1september.ru/index.php?year=2010&num=08 

Планируемые результаты  освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Истоки нравственности»

       Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовно - нравственного  развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

       В ходе реализации программы «Истоки  нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

        Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

        Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

       Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

        Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

        С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

        Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

        В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

        Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие  младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня  воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется   реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

         Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Для оценки планируемых результатов освоения программы «Истоки нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».

 

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

 по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.

        

Календарно – тематическое планирование на 2018-2019 год 4 класс

№п/п

Тема занятия

Дата

по плану

Дата

по факту

1.

Мои летние каникулы.

2.

Мы все такие разные.

3.

Пойми меня правильно.

4.

Почему мы разные?

5.

Добру откроются сердца. Человек рождён для добра

6.

 Живи  во благо себе  и другим.

7.

Как я отношусь к людям. Возлюби ближнего своего.

8.

Добрые мысли и поступки.

9.

Простая этика поступков.

10.

Радость общения и источник обид.

11.

Сопереживание и сострадание.

12.

Душа обязана трудиться.

13.

Россия - моя Родина.

14.

Моя маленькая родина. Народы, традиции ХМАО.

15.

Особенности животного мира ХМАО. Животные  из Красной книги России.

16.

Особенности растительного мира ХМАО. Растения из Красной книги России.

17.

Достопримечательности природы и заповедники родного края.

18.

Достопримечательности родного края.

19.

Памятники культуры и исторические памятники родного края.

20.

Знаменитые и известные люди родного края.

21.

Дом, в котором я живу.

22.

Почтение родителей - уважение тебе.

23.

Умею ли я прощать? (занятие-тренинг)

24.

Здоровье дороже богатства. Будь здоров без докторов.

25.

Преодоление вредных привычек.

26.

Учимся ставить цели. Как достичь успеха.

27.

Научи себя учиться.

28.

Путешествие по страницам русского языка.

29.

Наш язык – это важнейшая часть нашего поведения в жизни.

30.

Путешествие по страницам математики.

31.

Математику уже  за тем учить надо, что она ум в порядок приводит.

32.

Мои достижения в школе и вне школы.

33.

Каким я был и каким я стал.

34.

Я  выпускник начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для учащихся 1 класса

Рабочая программа разработана на основе программы "Истоки" доктора педагогических наук А.Камкина. Цель курса: развитие системы духовно-нравственных ценностей у детей. Направленность: социально-педагог...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Бисероплетение", 4 класс 2016-2017 учебный год

Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" 3 класс

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, КТП по курсу внеурочной деятельности "Истоки"...

Рабочая программа "Занимательная математика" 1-4 классы 2018-2019 учебный год

Рабочая программавнеурочной деятельности«Занимательная математика»»1 – 4 классына  2018-2019 учебный год....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» (духовно-нравственное направление) 1 – 4 классы

Рабочая программа  внеурочной деятельности«Азбука нравственности»(духовно-нравственное направление)1 – 4 классы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для 4 класса

Рабочая программа по курсу «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании ...