Рабочая программа по курсу "Истоки" для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему
В рабочей программе представлена пояснительная записка курса "Истоки" для 2 класса и календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_po_istokam_2_klass.docx | 36.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.
Социокультурный системный подход в образованиипозволяет:
- развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Цель курса «Истоки» в начальной школе – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.
Задачи:
– раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;
– присоединение семьи к школе;
– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
– подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребёнку социокультурной средыи основной деятельности в ней человека.
Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного её восприятия.
Главными целями этого курса во 2-м классе являются:
- раннее и относительно системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребёнка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
- развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребёнка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведёт к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока - «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего- к истокам, а от них- вновь к настоящему,к осознанию тех его качеств, которые имеютнепреходящую ценность.
Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром.
Содержание курса
34 часа
Родной очаг (9 часов)
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (9 часов)
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ – ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ – ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (8 часов)
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ – РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА – ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ – УМЕЛЬЦЫ. Кузнеца. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (8 часов)
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово – молитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.
КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
ЛИТЕРАТУРА:
Преподавание предмета в начальной школе обеспечено социокультурным учебно-методическим комплексом, в который входят следующие издания:
- Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. – М., 2000.
- Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
- Бандяк О.А. Истоки: 2 класс: Методические указания.– М., 1996.
- Истоки-2. Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 6.–1998. – Декабрь.
- Истоки: 2 класс. Социокультурный инструментарий // Истоки. Приложение № 7. – 1998. – Декабрь.
- Истоки: 2 класс. Педагогический опыт // Истоки. Приложение № 4. – 1998.– Декабрь.
- Камкин А.В. Истоки: 2 класс. – М., 2000.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | 1 ч. | 2 ч. | 3 ч. | 4ч. | год |
1 | Родной очаг | 9 | 9 ч | |||
2 | Родные просторы | 7 | 2 | 9 ч | ||
3 | Труд земной | 8 | 8 ч | |||
4 | Труд души | 8 | 8 ч | |||
5 | Итого | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 ч |
Календаоно -тематическое планирование по курсу «Истоки».
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Элементы содержания | Активные формы обучения | |
Родной очаг – 9 часов. | ||||||
1 | Введение в предмет. Имя | 1 | Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины - день имени. Традиции имя наречения. Родовое имя. | Ресурсный круг «Имя и доброе качество» | ||
2 | Семья | 1 | Семья – любовь, забота. Согласие. Семейные традиции. | Работа в паре «Семья» | ||
3 | Семья | 1 | Родители. Почитание родителей. Обязанности каждого в семье. | Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям» | ||
4 | Род | 1 | Родина. Род. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево. | Работа в паре «Родовое дерево» | ||
5 | Дом | 1 | Порядок, уклад, ритм жизнидома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом. | Ресурсный круг «Дом» | ||
6 | Дом | 1 | Мир вещей. Святыни.Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник. | Работа в паре «Родственные вещи» | ||
7 | Деревня | 1 | Деревня-кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка. | Работа в паре «Занятия жителей деревни» | ||
8 | Город | 1 | Город-труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. Доброта и милосердие. | Ресурсный круг «Город» | ||
9 | Обобщающий урок «Родной очаг» | 1 | Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг. | Работа в паре «Вечные ценности» (оценивающий тренинг) | ||
Родные просторы – 9ч. | ||||||
10 | Нива и поле | 1 | Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы.Труд воина. Воля вольная. | Работа в паре «Поле и школа» | ||
11 | Нива и поле | 1 | Труд земной и труд души на ниве. «Нива-Божья ладонь». | Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа» | ||
12 | Лес | 1 | Зелёный друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. | Ресурсный круг «Лес» | ||
13 | Река | 1 | Название реки. Ручей-Река-Море-Океан. Течение времени. Живая, святая вода. | Работа в паре «Вода-Живая вода-Святая вода» | ||
14 | Река | 1 | Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река - дорога. | Ресурсный круг «Река» | ||
15 | Море-океан | 1 | Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки - Северная святыня. | 1. Работа в паре «Человек и море» 2. Ресурсный круг «Как море воспитывает человека» | ||
16 | Путь-дорога | 1 | Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. | Работа в паре «Путь-дорога» | ||
17 | Дорога жизни | 1 | Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрёстки. Дорога в жизни. | Ресурсный круг «Значимые цели жизни» | ||
18 | Обобщающий урок «Родные просторы» | 1 | Родные просторы | Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека» | ||
Труд земной – 8ч. | ||||||
19 | Сев и жатва | 1 | Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры. | 1. Работа в паре «Полевые работы» 2. Работа в паре «Пословицы и поговорки» | ||
20 | Братья меньшие | 1 | Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному. | 1. Работа в паре «Про кого так говорят» 2. Ресурсный круг «Кто важнее?» | ||
21 | Ткачихи-рукодельницы | 1 | Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение. | Ресурсный круг «Ткачихи-рукодельницы» | ||
22 | Ткачихи-рукодельницы | 1 | Лён. Полотно. Терпение. Сноровка. | Работа в четвёрке «Как рубашка в поле выросла» | ||
23 | Мастера-плотники | 1 | Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство. | 1. Работа в четвёрке «Инструменты плотника» 2. Ресурсный круг «Мастера-плотники» | ||
24 | Кузнецы-умельцы | 1 | Мастер-кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость. | 1. Работа в тройке «Подкуём лошадку» 2. Ресурсный круг «Кузница» | ||
25 | Ярмарка | 1 | Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник. | Ресурсный круг «Ярмарка» | ||
26 | Обобщающий урок «Труд земной» | 1 | Труд земной | 1. Работа в четвёрке «Труд земной и орудия труда» 2. Ресурсный круг «Ценности труда земного» | ||
Труд души – 8 ч. | ||||||
27 | Слово | 1 | Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. | 1. Работа в четвёрке «Какое бывает слово» 2. Ресурсный круг «Подари доброе слово» | ||
28 | Сказка | 1 | Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость. | 1. Работа в четвёрке «Уроки сказки» 2. Ресурсный круг «Любимый сказочный герой» | ||
29 | Песня | 1 | «Душа поёт». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка. | 1. Работа в четвёрке «Праздничная песня» 2. Ресурсный круг «Душа поёт» | ||
30 | Праздник | 1 | Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души. | 1. Работа в четвёрке «Смысл праздника» 2. Ресурсный круг «Любимый праздник» | ||
31 | Книга | 1 | Книга книг – Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб. | Ресурсный круг «Любимая книга» | ||
32 | Икона | 1 | Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе. | 1. Ресурсный круг «Икона» 2. Работа в четвёрке «Иконописный образ» | ||
33 | Храм | 1 | Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек. | 1. Работа в четвёрке «Храм души» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Храм души» | ||
34 | Обобщающий урок «Труд души» | 1 | Труд души | Ресурсный круг «Мир, в котором мы живём» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...