Рабочая программа ВНД. "Социокультурные истоки", 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Пояснительная записка и КТП к курсу ВНД "Социокультурные истоки" для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska._sotsiokulturnye_istoki_1-4_klass.docx | 75.28 КБ |
ktp._sotsiokulturnye_istoki._1-4_klass.doc | 254.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1-4 классов разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Авторской программы «Истоки» 1-4 кл., И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, А.В. Камкина профессора Вологодского государственного педагогического Университета, доктора исторических наук; Приказа Департамента образования Администрации г.Ханты-Мансийка от 13.10.2014 №822 «Об утверждении плана внедрения программы «Социокультурные истоки».
- Актуальность курса
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушилось духовное единство общества, размылись жизненные ориентиры молодежи, обесценились традиционные моральные нормы, семейные ценности. В 90-е гг. ХХ в. в России был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.
Все это привело к тому, что в настоящее время государство и общество столкнулось с проблемой утраты ценностных, нравственных ориентиров, с наличием деструктивных процессов, захвативших общество. Отмечается низкий уровень духовно-нравственного развития детей и их родителей. Акценты родителей в определении жизненных ценностей сместились в сторону материального.
В связи с чем, Российским государством предприняты шаги к повышению воспитательной роли образования.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…». Образованию отведена ключевая роль в духовно-нравственной консолидации Российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, принята «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Одним из необходимых условий для решения поставленных задач – является создание системы духовно-нравственного воспитания в начальной школе.
Идея программы «Социокультурные истоки» позволяет объединить содержание обучения и воспитания в единый образовательный процесс, создавая условия для гармоничного развития личности как ребенка, так его родителей и педагогов.
- Цели, задачи, отличительные особенности
Основной целью программы является воспитание грамотного, творчески активного обучающегося, ориентированного на духовное и нравственное развитие.
Задачи:
- Подвести учащихся к пониманию сути Истоков;
- Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
- Развивать образное и логическое мышление;
- Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
- Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего структурного изучения русского языка. С учетом того, что активизация языкового сознания является неотъемлемым условием социокультурного развития личности, оба направления разработаны в едином контекстном поле. Многоуровневые связи, пронизывающие весь комплекс учебно-воспитательных программ, обеспечивают целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
- Познакомить с лучшими образцами русской духовной культуры.
- Обеспечить взаимодействие с родителями на основе традиционных семейных ценностей. Опыт прошедших десятилетий убедительно показал невозможность нравственного воспитания в культурной традиции без учета архетипических особенностей народа. Один из путей социокультурного развития личности – приобщение к Истокам.
Отличительной особенностью программы является то, что она разработана на основе авторской программы И. А. Кузьмина, А.В. Камкина «Истоки» - авторов социокультурного системного подхода в образовании.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
- развивать социокультурную основу личности с первого года обучения в начальной школе;
- осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Курс «Социокультурные истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Социокультурные истоки» в рамках начальной школы.
В 1 - м классе дети приходят к пониманию сути Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе.
Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге». Целесообразно сочетать на занятии практические и теоретические формы работы.
Методика отвечает современным достижениям в области психологии и психофизиологии младших школьников. Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память и внимание детей. В качестве методических принципов оптимизации и интенсификации обучения предлагаются:
• использование эмоционально положительных и архетипически значимых образов;
• опора на непроизвольное запоминание;
• вовлечение различных видов восприятия (слух, зрение, кинестетическое чувство);
• использование эвристических методов обучения;
• организация занятия по правилу смены деятельности;
• диагностика и своевременная индивидуальная коррекция в процессе обучения;
• организация самостоятельной работы в парах и группах;
• тематическая связь с другими предметами.
Использование методов активного обучения с опорой на непроизвольное запоминание позволяет избежать перенапряжения и утомления и, как следствие, повысить учебную мотивацию учащихся. Активное обучение предполагает не столько механическое запоминание необходимой информации, сколько изучение предмета с различных сторон.
- Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Программа рассчитана на 4 года и ориентирована на обучающихся начальной школы (1-4 классов), разработана с учетом их психо-физиологических особенностей. Набор в группы свободный.
- Место курса в учебном плане
Внеурочная деятельность обучающихся курса " Социокультурные истоки " в рамках духовно-нравственного направления планируется из расчета 1 час в неделю (1 кл. - 33 ч., 2-4 кл. – 34 ч). Курс предназначен для преподавания в 1 -4-м классах начальной школы.
- Прогнозируемые результаты и способы контроля
В итоге изучения курса учащийся расширит кругозор и словарный запас, приобретёт духовный опыт, продолжит формировать систему духовно-нравственных ценностей, основы которых начали закладываться в семье, приобщиться к истокам родной культуры, семейным традициям.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Контроль и оценка планируемых результатов
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради, учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Формы подведения итогов: анализ рисунков по темам курса, в конце курса в 4 классе изучение социализированности личности учащихся, проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления.
- Содержание программы
1 класс АЗБУКА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО» | |||
1 раздел МИР | 2 раздел СЛОВО | 3 раздел ОБРАЗ | 4 раздел КНИГА |
* Родители | * Слово | * Родник | * Книга |
* Мир и лад | * Золотое сердечко | * Образ Родины | * Книга книг |
* Истоки и школа | * Доброе слово | * Образ защитника | * Живое слово книги |
* Дар | * Честное слово | Отечества | * Первая книга |
* Истоки и радуга | * Слово о родителях | * Образ праздника | * Мир книги |
* Сказки А.С. Пушкина | * Святое слово | ||
* Родной край | * Жизнь | ||
* Щит и герб | |||
* Илья Муромец |
АЗБУКА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»
Курс внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие Истоки. Базовое содержание курса «Социокультурные истоки – 1» объединено в четыре тематических блока – Мир. Слово. Образ. Книга. Системообразующие категории-ценности «Слово» и «Образ» в программе «Социокультурные истоки» имеют первостепенное значение.
«Азбука Истоков» соединяет в одном издании три книги:
1. Первая книга учит ребенка чтению через категории Истоков (алфавитная часть).
2. Вторая книга развивает духовно-нравственные ценности ребенка в контексте программы «Истоки» для первого года обучения (содержательная часть).
3. Третья книга помогает ребенку создавать свою Первую книгу.
В «Азбуке Истоков» три книги согласованы и взаимосвязаны. Приближение к Образу и ценностному смыслу Слова является главным мотивирующим фактором в развитии ребенка.
В теме «Мир» приближение к Образу начинается с внешнего восприятия семьи, школы круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России (Щит и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность).
Тема «Мир» помогает преподавателю осуществить социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе.
Развитие ценностного смысла Слова раскрывает пять талантов Золотого сердечка: Доброе слово, Честное слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово.
Золотое сердечко живет добрым, честным, святым словом.
Каждый человек должен ценить сказанное Слова, или оно станет «медью звонящей».
С первого класса «Социокультурные истоки» развивают способность ребенка различать Образ и безобразное. В «Азбуке Истоков» представлены образы защитников Отечества (святого Георгия Победоносца, Русских богатырей, святого князя Владимира, святого Александра Невского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова), великих русских поэтов (Александровича Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина) и образ праздника Великой Победы.
Завершающая часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книги – живое существо.
Главными целями курса «Социокультурные истоки» в 1-ом классе являются:
* освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
* развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;
* развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Мир
СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.
МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.
ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар.
ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека.
СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.
РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.
ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
Слово
СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь.
Слово проверяется делом.
ВЕСНА И СЛОВО. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека?
Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.
ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово.
СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе слово. Доброе дело.
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.
СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.
АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.
ЧАША ЖИЗНИ. Жизнь. Любовь. Добрые дела.
Образ
РОДНИК. Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.
ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.
ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой Александр Невский – солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.
ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.
Книга
КНИГА. Книга – живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец.
КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг – Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.
ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение – сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя.
ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Родители. Родительская любовь. Свет. Благодарность. Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. Дар. Истоки. Родная земля. Родное слово. Радуга. Сияние истоков. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. Родной край. Дом. Родные люди. Народная песня. Герб. Щит. Щит-совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. Богатырь. Слово. Бесценный дар. Слово и дело. Весна и Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. Доброе дело. Родительское благословение. Родительское слово. Уважение. Почитание. Богатырская доблесть. Жизнь. Образ. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. Родина. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Образ праздника. Великая Победа. Святая память. Книга. Добро и красота. Творец. Книга книг. Библия. Библиотека. Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. Первая книга. Мир книги.
2 класс РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ. ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ | |
1 раздел РОДНОЙ ОЧАГ | 2 раздел РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ |
* Имя | * Нива и поле |
* Семья | * Лес |
* Род | * Река |
* Дом | * Море-океан |
* Деревня | * Путь-дорога |
* Город | |
3 раздел ТРУД ЗЕМНОЙ | 4 раздел ТРУД ДУШИ |
* Сев и жатва | * Слово |
* Братья меньшие | * Сказка |
* Ткачихи-рукодельницы | * Песня |
* Мастера-плотники | * Праздник |
* Кузнецы-умельцы | * Книга |
* Ярмарка | * Икона |
* Храм |
«РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ. ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ»
Курс внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывающиеся на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, в наибольшей степени соответствует особенностям младшего возраста, опирается на него.
Главными целями этого курса во 2-м классе являются:
– раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
– посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
– развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Базовое содержание курса «Социокультурные истоки -2» объединено в четыре тематических блока – «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего – к истокам, а от них – вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
Несмотря на то, что текст включает в себя ведущие понятия и направления мысли, он все же является лишь основой для размышлений ученика и его близких. Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Родной очаг
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют – труд души? Главные праздники года.
КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.
Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
3 класс ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ | |||
1 раздел ВЕРА | 2 раздел НАДЕЖДА | 3 раздел ЛЮБОВЬ | 4 раздел СОФИЯ |
* Вера | * Надежда | * Любовь | * Ум да разум |
* Верность | * Согласие | * Милосердие | * Истина |
* Правда | * Терпение | * Доброта | * Знания и мудрость |
* Честь | * Послушание | * Раскаяние | * Вера, Надежда |
и Любовь – | |||
родные сестры |
«ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ»
Курс внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» в 3 классе является продолжением начатого в 1-ом и 2-ом классах. В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека. «Социокультурные истоки -3» призваны подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют в российской цивилизации.
Главными целями этого курса в 3 классе являются:
– дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
– посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
– продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
Базовое содержание курса «Социокультурные истоки -3» объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Как и в предыдущем курсе, текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внутреннем мире и первом духовном опыте.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вера
ВЕРА. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело – к вере.
ВЕРНОСТЬ – преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.
ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает – жить, по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному.
Надежда
НАДЕЖДА – стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние.
СОГЛАСИЕ – единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ – умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу.
ПОСЛУШАНИЕ – доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание.
Любовь
ЛЮБОВЬ – сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела.
МИЛОСЕРДИЕ – иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
ПОКАЯНИЕ – чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
София
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума.
ИСТИНА – неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость.
Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры?
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.
1 раздел ТРАДИЦИИ ОБРАЗА | 2 раздел ТРАДИЦИИ СЛОВА | 3 раздел ТРАДИЦИИ ДЕЛА | 4 раздел ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА |
* Первые образы | * Священные слова | * Труд | * Гулять всем |
* Священные образы | * Сердечные слова | * Служение | миром |
* Светлые образы | * Честные слова | * Творчество | * Радоваться всей |
* Традиции | семьей | ||
праведного дела | * Помнить всем | ||
Отечеством | |||
* Молиться всей | |||
Церковью | |||
* Потрудиться | |||
душой |
«ТРАДИЦИИ ОБРАЗА, СЛОВА, ДЕЛА И ПРАЗДНИКА»
Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «Социокультурные истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?
Родные Образы
ТРАДИЦИИ ПЕРВОГО ОБРАЗА. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.
Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.
ОБРАЗЫ ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ И ЛЮБВИ. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.
«Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.
Смыслы купола и креста в храмостроителстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.
ОБРАЗЫ ПОКРОВА В НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.
ОБРАЗЫ СОФИИ И СВЕТА. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.
Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.
Умелые Дела
ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.
ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.
Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
Заветные Слова
ТРАДИЦИИ СВЯТОГО СЛОВА. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.
ТРАДИЦИИ ДОБРОГО СЛОВА. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.
Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.
ТРАДИЦИИ ЧЕСТНОГО СЛОВА. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.
Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.
ТРАДИЦИИ ПОКАЯННОГО СЛОВА. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.
Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.
Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.
Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.
Заключительный урок
Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
- Учебный план курса
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 класс | |||||
1. | Мир | 6 | 12 | 20 | Анализ рисунков по темам курса, проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления, проектная деятельность |
2. | Слово | 8 | |||
3. | Образ | 8 | |||
4. | Книга | 8 | |||
Всего: | 30 | ||||
2 класс | |||||
1. | Родной очаг. | 9 | 12 | 21 | Анализ рисунков по темам курса, проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления, проектная деятельность |
2. | Родные просторы. | 9 | |||
3. | Труд земной. | 8 | |||
4. | Труд души. | 7 | |||
1. | Всего: | 33 | |||
3 класс | |||||
1. | Вера. | 9 | 11 | 22 | Анализ рисунков по темам курса, проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления, проектная деятельность |
2. | Надежда. | 8 | |||
3. | Любовь. | 8 | |||
4. | София. | 8 | |||
Всего: | 33 | ||||
4 класс | |||||
1. | Родные Образы. (Традиции Образа) | 7 | 11 | 22 | Анализ рисунков по темам курса, проведение праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления, проектная деятельность |
2. | Умелые дела. (Традиции дела) | 7 | |||
3. | Заветные слова (Традиции слова) | 8 | |||
4. | Традиции праздника | 9 | |||
Всего: | 31 | ||||
129 |
- Учебно-методическое и техническое обеспечение
№ п/п | Название |
Научно-методические сборники «Истоковедение» | |
1.1. | Истоковедение, Том 1 |
1.2. | Истоковедение, Том 2 |
1.3. | Истоковедение, Том 6 |
1.4. | Истоковедение, Том 8 |
1.5. | Истоковедение, Том 10 |
1.6. | Истоковедение, Том 12 |
1.7. | Истоковедение, Том 13-14 |
1.8. | Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» (начальная школа) |
2. | Учебно-методический комплект для общеобразовательной школы. Курс «Истоки» (1-4 классы) |
2.1. | Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин. |
2.2. | Е.Ю. Давыдова. Прописи для Азбуки Истоков. В 2-х частях |
2.3. | Е.Ю. Давыдова. Тетрадь по чтению к Азбуке Истоков (1 класс). |
2.4. | А.В. Камкин. Учебное пособие «Истоки» (2 класс). |
2.5. | Н.В. Котельникова, О.А. Бандяк. Рабочая тетрадь «Истоки» 2кл. В 2-х частях |
2.6. | А.В. Камкин. Учебное пособие «Истоки» (3 класс). |
2.7. | Н.В. Котельникова, Н.Ю. Твардовская. Рабочая тетрадь «Истоки» 3 кл. В 2-х частях |
2.8. | А.В. Камкин. Учебное пособие «Истоки» (4 класс). |
2.9 | В.Д. Ергина, Т.Н. Смирнова. Рабочая тетрадь «Истоки» 4 кл. В 2-х частях |
3. | Учебно-методический комплект для общеобразовательной школы. Программа «Воспитание на социокультурном опыте» (1–4 классы) |
3.1. | «Первое слово». Книга 1 для развития учащихся 1кл. |
3.2. | «Добрый плод». Книга 2 для развития учащихся 1кл. |
3.3. | «Слово «Жить». Книга 3 для развития учащихся 1кл. |
3.4. | «Солнце земли Русской». Книга 4 для развития учащихся 1 класса. |
3.5. | «Истоки Великой Победы». Книга 5 для развития учащихся 1 класса. |
3.6. | «Мой род». Книга 1 для развития учащихся 2 класса. |
3.7. | «Родной очаг». Книга 2 для развития учащихся 2 класса. |
3.8. | «Путь-дорога». Книга 3 для развития учащихся 2 класса. |
3.9. | «Труд души». Книга 4 для развития учащихся 2 класса. |
3.10. | «Береги честь смолоду». Книга 1 для развития учащихся 3 класса. |
3.11. | «Добрая надежда». Книга 2 для развития учащихся 3 класса. |
3.12. | «Милосердие идет от Любви». Книга 3 для развития учащихся 3 класса. |
3.13 | «Покаяние учит Любви». Книга 4 для развития учащихся 3 класса. |
3.14 | «Истоки Великой Победы». Книга 5 для развития учащихся 3 класса. |
3.15. | «Традиции Образа». Книга 1 для развития учащихся 4 класс |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 1 класс, 33 часа
№ | Тема занятия | Содержание | Основные понятия | Дата проведения | Корректировка |
Раздел I. Мир | |||||
1 | Введение в предмет. Солнышко, мама и папа | Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит – семья букв. Различные названия и начертания букв. Строчные и прописные буквы. Рукописные шрифты, буквицы. | Родители. Мама. Папа. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Благодарность. | ||
2 | Мир и лад (Поле, школа и семья) | Смысл и значение слова. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв? | Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. | ||
3 | Истоки и школа | Что обозначает слово? (Имена существительные – без терминологии.) Общее и конкретное значение слов. Слово-образ. Слово-символ. Слово-имя. Имена родителей и друзей. (Заглавная буква.) | Колокол. Язык. Книга. Истоки. Отечество. Имена. Уважение к старшим. Школа. | ||
4 | Дар (Рождество) | Праздничное слово. Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление. | Дар. Божий дар. Благодарение. Поздравление. Праздник. | ||
5 | Истоки и радуга | Откуда берутся слова? Связь и общее происхождение слов. (Корни слов.) | Истоки. Живительная сила. Родная земля. Родное слово. Родной очаг. Радуга. Сияние истоков. | ||
6 | Сказки А.С. Пушкина | Сказочные слова и присказки. Каковы отличия сказочной речи от обыденной? | Мир сказок. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. | ||
7 | Родной край | Имя края. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Происхождение названий. | Родной край. Родина. Дом. Родные люди. Народная песня. | ||
8 | Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец) | Героические слова. Слова верности. Слово-действие. (Глаголы – без терминологии.) Что значит «Ищи мира»? Как это делать? | Герб. Щит. Щит-совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. | ||
9 | Святыни России. Илья Муромец | Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с краем? | Богатырь. Добро. Храбрость. Родная земля. Мир. | ||
10 | (Память) | Что более всего запомнилось из пройденного содержания? | Добрая память. Долгая память. Память сердца. | ||
Раздел 2. Слово | |||||
11 | Слово | Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией. | Слово. Бесценный дар. Свет. Добро. Слово и дело. | ||
12 | Весна и слово | Слово – сравнение, описание. (Прилагательные – без терминологии.) Метафоры. С чем можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, ищем сравнения. | Весна и слово. Добродетель. Сад добродетелей. Умиротворение. | ||
13 | Золотое сердечко | Пять талантов Золотого сердечка. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения. | Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. | ||
14 | Серебряное копытце | Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям. | Добро. Доброе слово. Доброе дело. | ||
15 | Честное слово. Добрыня Никитич | Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать. | Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. | ||
16 | Слово о родителях | Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений. | Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. | ||
17 | Святое слово. Алеша Попович | Слово и дело в жизни. Работа. Помощник. Слова-помощники. (Предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте – зрительно и на слух. | Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. | ||
18 | Чаша жизни | Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как вести себя, как правильно говорить и писать? Правописание слов с большой буквы. | Жизнь. Любовь. Добрые дела. | ||
19 | Обобщающее занятие (Внимание) | Наиболее увлекательные минуты на уроках «Истоки». Любимые увлечения и важные дела. Когда мы меньше всего устаем от учебного или физического труда? Нужно ли расширять свой кругозор? Внутренний мир. | Внимание. Умение слушать и слышать. Любознательность. Усердие в учебе. Заботливость. Сердечное внимание. | ||
20 | Экскурсионно-тематическое занятие | ||||
Раздел 2. Образ | |||||
21 | Родник | Богатство Родины и богатство языка. Близкие по смыслу слова. Множество оттенков речи. (Синонимы, антонимы – без терминологии). Учимся подбирать точные слова и правильно выражать свои мысли. | Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. | ||
22 | Образ Родины | Похожие слова. Корень слова. Другие части слова, которые могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов. | Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. | ||
23 | Образ защитника Отечества | Дружная жизнь слов в языке. Взаимодействие слов. Изменение формы слова. Зависимость изменения формы одного слова в предложении от изменения формы другого. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения на подбор слова в правильной форме. | Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Подвиг. | ||
24 | Образ праздника (День Победы) | Передача мудрого и доброго слова через книги. Устная передача – предания, сказки, песни. Почему говорят, что «слово из песни не выкинешь»? Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева.) Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания: почему они так называются? Примеры. | Образ праздника. Великая Победа. Святая память. | ||
25 | Обобщающее занятие (Мышление) | Как уроки «Истоков» помогают нам учиться мыслить самостоятельно? Что значит мыслить образно? Что такое образ мыслей? Как меняется наш образ мыслей в процессе учебы? Что значит «чистые мысли»? | Мысль и слово. Мысль и образ. Образная мысль. Образ мыслей. Чистые мысли. | ||
26 | Экскурсионно-тематическое занятие. | ||||
Раздел 4. Книга | |||||
27 | Книга | Разнообразие книг. О чем рассказывают книги? Особенности языка и разные задачи. Угадываем, из какой книги отрывок: из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п. | Книга – живое существо. Добро и красота. Творец. | ||
28 | Книга книг | Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в Древнем Риме, святые братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе. | Книга книг. Библия. Библиотека. Собирание библиотеки. Связь поколений. | ||
29 | Живое слово книги | Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран. | Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. | ||
30 | Первая книга. Мир книги | Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги. Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге. | Слово. Образ. Мир. Добро. Дом. Книга. Истоки. | ||
31 | Годовое обобщающее занятие (Речь) | Слово сохраняет чистоту Золотого сердечка. Что значит «говорить от чистого сердца»? | Чистое сердце. Чистая речь. Доброе слово. | ||
31-33 | Экскурсионно-тематическое занятие. |
Календарно-тематическое планирование 2 класс, 34 часа
№ | Тема занятия | Содержание | Активные формы обучения | Дата проведения |
Раздел I. Родной очаг | ||||
1 | Введение в предмет. Имя | Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя. | Ресурсный круг «Имя и доброе качество» | |
2 | Семья | Семья – любовь, забота, согласие. Семейные традиции. | Работа в паре «Семья» | |
3 | Семья | Родители. Почитание родителей. Обязанности каждого в семье. | Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям?» | |
4 | Род | Родина. Род. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево. | Работа в паре. «Родовое дерево» | |
5 | Дом | Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом. | Ресурсный круг «Дом» | |
6 | Дом | Мир вещей. Святыни. Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник. | Работа в паре «Родственные вещи» (оценивающий тренинг) | |
7 | Деревня | Деревня – кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка. | Работа в паре «Занятия жителей деревни» | |
8 | Город | Город – труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. Доброта и милосердие. | Ресурсный круг «Город» | |
9 | Обобщающее занятие «Родной очаг» | Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг. | Работа в паре «Вечные ценности» (оценивающий тренинг) | |
Раздел 2.Родные просторы | ||||
10 | Нива и поле | Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная. | Работа в паре «Поле и школа» | |
11 | Нива и поле | Труд земной и труд души на ниве. «Нива – Божья ладонь». | Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа?» | |
12 | Лес | Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. | Ресурсный круг «Лес» | |
13 | Река | Название реки. Ручей – Река – Море – Океан. Течение времени. Живая, святая вода. | Работа в паре «Вода – Живая вода – Святая вода» | |
14 | Река | Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река – дорога. | Ресурсный круг «Река» | |
15 | Море-океан | Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки – Северная святыня. | 1. Работа в паре «Человек и море» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Как море воспитывает человека?» | |
16 | Путь- дорога | Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. | Работа в паре «Путь-дорога» | |
17 | Дорога жизни | Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрестки. Дорога жизни. | Ресурсный круг «Значимые цели жизни» | |
18 | Обобщающее занятие «Родные просторы» | Родные просторы. | Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека?» (оценивающий тренинг) | |
Раздел 3. Труд земной | ||||
19 | Сев и жатва | Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные приметы. | 1. Работа в паре «Полевые работы» 2. Работа в паре «Пословицы и приметы» | |
20 | Братья меньшие | Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному. | 1. Работа в паре «Про кого так говорят?» 2. Ресурсный круг «Кто важнее?» | |
21 | Ткачихи - рукодельницы | Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение. | Ресурсный круг «Ткачихи – рукодельницы» | |
22 | Ткачихи - рукодельницы | Лен. Полотно. Терпение. Сноровка. | Работа в четверке «Как рубашка в поле выросла?» | |
23 | Мастера - плотники | Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство. | 1. Работа в четверке «Инструменты плотника» 2. Ресурсный круг «Мастера – плотники» | |
24 | Кузнецы - умельцы | Мастер – кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость. | 1. Работа в тройке «Подкуем лошадку» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Кузница» | |
25 | Ярмарка | Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник. | Ресурсный круг «Ярмарка» | |
26 | Обобщающее занятие «Труд земной» | Труд земной. | 1. Работа в четверке «Труд земной и орудия труда» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Ценности труда земного» | |
Раздел 4. Труд души | ||||
27 | Слово | Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. | 1. Работа в четверке «Какое бывает слово?» 2. Ресурсный круг «Подари доброе слово» | |
28 | Сказка | Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость. | 1. Работа в четверке «Уроки сказки» (по сказке «Морозко») 2. Ресурсный круг «Любимый сказочный герой» | |
29 | Песня | «Душа поет». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка. | 1. Работа в четверке «Праздничная песня» 2. Ресурсный круг «Душа поет» | |
30 | Праздник | Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души. | 1. Работа в четверке «Смысл праздника» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Любимый праздник» | |
31 | Книга | Книга книг – Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб. | Ресурсный круг «Любимая книга» | |
32 | Икона | Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе. | 1. Ресурсный круг «Икона» 2. Работа в четверке «Иконописный образ» | |
33 | Храм | Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек. | 1. Работа в четверке «Храм души» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Храм души» | |
34 | Обобщающее занятие «Труд души» | Труд души | Ресурсный круг «Мир, в котором мы живем» |
Календарно-тематическое планирование 3 класс, 34 часа
№ | Тема занятий | Содержание | Основные понятия | Активные формы обучения | Дата проведения |
Раздел 1. Вера. | |||||
1 | Вводное занятие | Присоединение к курсу «Истоки-2». Введение в «Истоки-3». | Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. Вера, Надежда, Любовь, София. Истоки. | Ресурсный круг «Какие знания дает предмет "Истоки"?» | |
2 | Вера | Чему доверяет сердце? Как верит пытливый разум? | Вера. Убеждение. Доверие. Уверенность. Нравственность. | Работа в паре «Что объединяет Вера?» | |
3 | С верой приходит доброе дело | Душа верует. Вера – опора дела. Доверие опыту. | Православная вера. Заповеди. Опыт. | Работа в паре «Правила нравственности» | |
4 | Верность – знак веры | Вера и верность. Присяга и клятва. Знак верности. | Преданность. Надежность. Присяга. Клятва. | Ресурсный круг «Верность Родине» | |
5 | Верность не знает мелочей | Верность в повседневных делах. Верность семейным традициям. | Чувство долга. Долг памяти. Традиции. | Работа в паре «Что помогает хранить верность?» (оценивающий тренинг) | |
6 | Правда – путь к истине | Жить по правде. Сила правды. Правда в деле. Правда в слове. | Правда. Правда истинная. Праведный труд. Правдивое слово. | Работа в паре «Пословицы о правде» | |
7 | Правда – путь веры | Правда в образе. Правосудие. | Путеводный образ. Праведность. Справедливость. | Ресурсный круг «Какой образ является путеводным?» | |
8 | Честь | Воинская честь и доблесть. Честь и хвала мудрости. Поклон преподобному. | Честь. Честность. Почести. | 1. Работа в паре «Честь» 2. Ресурсный круг «Береги честь смолоду» | |
9 | Береги честь смолоду | Из малых дел складывается доброе имя. | Доброе имя. Заслуги. | Работа в паре «Честь по заслугам» (оценивающий тренинг) | |
Раздел 2. Надежда. | |||||
10 | Надежда | Надежда на силы и опыт. Сила воли. | Отчаяние. Воля. Надежда. | Ресурсный круг «Как в жизни помогает надежда?» | |
11 | Тщетная и твердая надежда | Тщетная надежда. Надежда, которая не умирает. | Самонадеянность. Упование. Молитва. | Работа в четверке «Что укрепляет надежду?» | |
12 | Согласие | Общая надежда и общее согласие. «Согласие и лад для общего дела клад». | Согласие. Единодушие. | Ресурсный круг «Строительство моста» | |
13 | Согласие ума, сердца, души | Согласие в человеке. Согласие и красота. Несогласие ведет к разногласию. | Единоверие. Единомыслие. Духовная красота. | Работа в четверке «Согласие в деле» | |
14 | Терпение и умение | Без терпения нет умения. Терпение – ключ к успеху. Терпение и надежда. | Терпение. Сострадание. | Работа в четверке «В каких делах необходимо терпение?» (оценивающий тренинг) | |
15 | Терпение и спасение | Опыт терпения – духовное сокровище. Терпение в малом и большом. | Нетерпимость. Опыт терпения. | Ресурсный круг «Самый терпеливый человек» | |
16 | Послушание опыту | Жизненный опыт и мудрые советы. Послушные дети – надежда семьи. | Послушание. Родительское наставление. | Работа в четверке «Послушание» | |
17 | Обобщающее занятие: Послушание совести и закону | Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука. Жизненные правила и законы государства. | Совесть. Законопослушание. | Работа в четверке «Надежда – устремление к доброму исходу дела» (оценивающий тренинг) | |
Раздел 3. Любовь | |||||
18 | Любовь – добро, единство – дружба | Любовь дружит с правдой и терпением. Любовь к ближнему. | Любовь. Дружба. Сердечная привязанность. | Работа в четверке «В чем проявляется любовь к ближнему?» | |
19 | Семейная любовь | Семья и семейный лад. Как сохранить семейную любовь? | Лад. Взаимопонимание. Забота. | Ресурсный круг «Почему любовь – это труд души?» | |
20 | Милосердие | Милосердие в слове. Милосердие в деле. | Милосердие. Сострадание. Равнодушие. | Работа в четверке «Милосердие» | |
21 | Где гнев – там и милость | Доброе дело – благо. Гнев и милость. | Благотворительность. | 1. Работа в четверке «Слово о милосердном человеке» 2. Ресурсный круг «В чем проявляется твое милосердие?» | |
22 | Доброта | Доброе слово. Доброе дело. | Доброта. | Работа в четверке «Добрые дела» (оценивающий тренинг) | |
23 | Доброта истинная и ложная | Доброта бывает разная. | Доброжелательность. Истинная доброта. | Работа в четверке «Доброта истинная и доброта ложная» Ресурсный круг «Что такое делать добро?» | |
24 | Покаяние | Раскаяние и прощение. Покаяние в храме. | Раскаяние. Грех, стыд. Покаяние. Прощение. | Работа в четверке «Раскаяние» | |
25 | Покаяние и любовь | Почему покаяние и любовь неразлучны? | Исповедь. | Работа в четверке «На пути раскаяния» | |
26 | Обобщающее занятие: Сад добродетелей | Как любовь объединяет милосердие, доброту и покаяние? | Любовь. | Работа в четверке «Сад добродетелей» (оценивающий тренинг) Ресурсный круг «Почему любовь делает мир чище и лучше?» | |
Раздел 4. София | |||||
27 | Ум да разум | «Ум без разума беда». Сердечный ум. Второе рождение человека. | Ум. Разум. Размышление. | Работа в четверке «Ум да разум» | |
28 | Ум да разум | Разум рассуждает, уму помогает. | Вразумление. | Ресурсный круг «Ум да разум» | |
29 | Истина | Истина в слове. Истина в образе. | Истина. Искренность. | Ресурсный круг «Истина в слове» | |
30 | Истинный человек | Истина в деле. | Истовость. | Ресурсный круг «Как предмет "Истоки" помогает постигать истину?» | |
31 | Знания – плод учения | Отрасли знания. | Знания. | Работа в четверке «Мудрые советы Владимира Мономаха» (оценивающий тренинг) | |
32 | Мудрость | Мудрость и мудрецы. Духовные книги. | Мудрость. Мудрецы. Праведность. | Ресурсный круг «Какими словами ты расскажешь о мудром человеке?» | |
33 | Премудрость | София. | Премудрость. Истинное знание. | Работа в четверке «Истоки победителя» | |
34 | Обобщающее занятие: Дорога Веры, Надежды, Любви | Почему Вера, Надежда, Любовь –родные сестры? Единение Веры, Надежды, Любви, Софии. | Твердая вера. Истинная надежда. Созидательная любовь. | 1. Работа в четверке «Что помогает нам идти по дороге Веры, Надежды и Любви?» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету "Истоки"?» (итоговый тренинг) |
Календарно-тематическое планирование 4 класс, 34 часа
№ | Тема занятия. | Содержание. | Основные понятия. | Активные формы обучения. | Дата проведения |
Раздел 1. Традиции образа | |||||
1. | Вводное занятие. | Присоединение к курсам «Истоки»-2 и «Истоки»-3. Введение в «Истоки»-4. Что такое традиция? Значение традиций в жизни человека, народа, общества. | Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. Вера. Надежда, Любовь, София. Традиции образа. Традиции. Традиции слова. Традиции дела. Традиции праздника. | Ресурсный круг «Что я жду от уроков «Истоки» в этом году?» | |
2. | Первые образы. Отец. Мать. | Почему отца величают главой семьи и родоначальником, а мать хранительницей очага и его души? | Отец. Глава семьи. Кормилец. Заступник. Родоначальник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный, названный, отчим. Мать. Утешительница. Хранительница очага. Первая молитвенница. Мать родная, крестная, богоданная, названная, молочная, мачеха. | Работа в паре «Роль отца и матери в традиционной семье» | |
3. | Родители. | Семья-любовь, забота, согласие. | Семья. Родители. Почитание родителей. Послушание. | Работа в паре «Принципы жизни в семье» Ресурсный круг «Моя будущая семья» | |
4. | Отечество. | Как в образе отечества отражается живая связь времен? | Отечество. Образ Родины. Малая Родина. Родные просторы. Памятники. Связь времен. Щит и меч, воинские и духовные. | Мнемотехника «Отечество мое Святая Русь» | |
5. | Мир. | Какие три образа живут в слове «мир»? | Мир-Вселенная. Мир-сообщество. Мир-согласие. Община, артель, сотня, гильдия, цехи, собор, дружина, братия. | Работа в паре «Традиции жизнеустройства в мире-сообществе» | |
6. | Священные образы. Спаситель. | «Спасы» в народной культуре и традициях. Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда. | Спаситель. «Спас Нерукотворный». «Спас Вседержитель». «Спас в силах» | Работа в паре «Традиции образа Спасителя» | |
7. | Богородица. Ангел-хранитель. | Богородица-Заступница за весь мир, Утешительница, Охранительница от всех скорбей. Образ Ангела-хранителя. | Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Ангел-хранитель. Именины. | Работа в паре «Богородица- Заступница, Утешительница, Охранительница» Ресурсный круг «Почему иконы так дороги русскому человеку?» | |
8. | Светлые образы. Свет и просветители Праведники и мудрецы. | Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Во имя чего люди тянутся к свету и обращаются к крестной силе? | Свет. Свеча. Лампада. Просветители. Праведная жизнь. Мудрецы. Бессеребренники. Исповедники. Преподобные. Святые. Истина. | Работа в паре «Пути праведности» | |
9. | Образы-знаки. | Дерево, птица, конь, на русских иконах и в народном творчестве. Почему среди любимых образов нашего народа много символов-знаков? | Символ. Конь. Дерево. Птица. Крест. Якорь. Купол. | Работа в паре «Символы храмостроительства» Ресурсный круг «Традиции образа» | |
Раздел 2. Традиции слова | |||||
10. | Священные слова. Заповеди и заветы. Молитва. | Что называют заповедями Божиими, а что заветами предков? Как заповеди и заветы живут в народных обычаях и порядках? Обычаи и традиции молитвы. | Заповеди Божии. Заветы предков. Молитва. Благодарение. | Работа в четверке «Заповеди и заветы» Ресурсный круг «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?» | |
11. | Сердечные слова. Родительское благословение. | Почему жить с родительским благословением спокойнее и надежнее? | Родительское благословение. Благое слово. Крестное знамение. Благословенные иконы. Духовные грамоты. | Работа в четверке «Родительское благословение» | |
12. | Родительское благословение. | Доброе дело начинается с благословения. | Родительское наставление. Родительская воля. Почитание родителей. Послушание. Уверенность. Успокоение. | Ресурсный круг «На какие дела необходимо родительское благословение?» | |
13. | Сердце сердцу весть подает. | Когда сердце сердце чует, и сердце сердцу весть подает? | Добрые слова, Слова поздравления и пожелания. Благодарные слова. Памятные слова. Слова любви. Слова совести. | Работа в четверке «Сердечные слова» | |
14. | Сердечные слова. | Доброе слово способно вершить великие дела. | Примирение. Утешение. Прощение. | Ресурсный круг «Может ли сердечное слово примирить людей?» | |
15. | Честные слова. | Почему говорят, что лучше споткнуться ногами, чем языком? | Договор. Уговор Присяга. Обет. Доверие. | Работа в четверке «Традиции честного слова» | |
16. | Правила честного слова. | Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь. | Правдивое слово. Искренность. Вера. Совесть. | Ресурсный круг «Образ честного человека» | |
Раздел 3. Традиции дела | |||||
18. | Труд. Земледельцы. | Земледельцы кормят все Отечество. | Земледелие. Взаимопомощь. Опыт. Ответственность. Пахота. Сев. Сенокос. Жатва. Страда. | Работа в четверке «Законы земледелия» | |
19. | Ремесленники. | Традиции ремесла. Мастер - золотые руки. | Ремесленники. Мастер. Ученик. Подмастерье. Добросовестность. Репутация. Терпение. | Работа в четверке «Каково полотно – такова и строчка» Ресурсный круг «Люби дело – мастером будешь» | |
20. | Купцы и предприниматели. | Деловые люди сближают людей, города и земли, страны и народы. | Купец. Предприниматель. Деловые люди. Дальновидный ум. Ярмарка. Торжок. Честная торговля. Добрые дела. Доброе имя. | Работа в четверке «Дерево ценят по корням, а человека по делам» | |
21. | Служение. Воинство. | Почему воинское служение считается священной обязанностью? | Боевые традиции. Боевые знамена. Дисциплина. Неустрашимость. Мужество. Отвага. Отцы – командиры. Талант полководца. «храм – памятник» | Работа в четверке «Защита Отечества – священный долг» | |
22. | Священство. | Традиции духовного служения. Духовные войны. | Подвижник. Священник. Монахи. Монастырь. Владыка. Терпение. Любовь к ближним. | Ресурсный круг «Духовные войны Руси» | |
23. | Суд и управление. | Как соблюсти порядок и справедливость? Как соединить закон и правду? | Управление государственное и местное. Власть. Суд. Добросовестность. Рассудительность. Строгость. Любовь. Мудрость. | Работа в четверке «Мудрые правители земли русской» | |
24. | Творчество. Искусники. | Талант – способность к творчеству. Икона – окно в духовный мир. Картина – отображение земного мира. Талантливый человек – большой труженик. | Творчество. Талант. Иконописцы. Горний мир. Дольний мир. Художники. Живописцы. Художественный язык. Вышивальщицы. Золотошвейки. Терпение. | Ресурсный круг «В мастерской художника» Работа в четверке «Рождение иконы» | |
25. | Книжники. | Подлинное научное знание верно служит народу и Отечеству. | Наука. Знания о мире. Книжники. Достоверные знания. Дискуссия. Уважение к достижениям предшественников. | Работа в четверке «Испокон века книга растит человека» | |
26. | Обобщающее занятие. «Традиции праведного дела» | Жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества. | Праведное дело. Освящение труда. Опыт. Трудолюбие. Умение. Смекалка. Честность Благотворительность. | Работа в четверке «Праведное дело сродни подвигу» | |
Раздел 4. Традиции праздника | |||||
27. | Гулять всем миром. | Какие праздники связанны с земледельческим календарем? Когда и как отгащивали, собирались на братчину и шли крестным ходом? | Праздник. Земледельческий календарь. Общинные праздники. Братчины Заветные и обетные. Храмовый престольный праздник. | Работа в четверке «Древние праздники Руси» | |
28. | Гулять всем миром. | К празднику готовились всем миром. | Гулянье. Хоровод. Трапеза. Ярмарка. Молебен. Крестный ход. Гостевание. | Ресурсный круг «Почему праздники сближают людей?» | |
29. | Радоваться всей семьей. | Торжество семьи – семейный праздник. Верность семейным традициям. | Семья. Гостеприимство. Трапеза. | Ресурсный круг «Любимый семейный праздник» | |
30. | Радоваться всей семьей. | О чем напоминает крестильная рубашка и что означают слова: «Кашу на ложки, а имя на ножки»? | Крещение. Крестины. Именины. День ангела. Крестильная рубашка. Крестильный крест. Крестные родители. | Работа в четверке «Кума и кум наставляй на ум» | |
31. | Помнить всем Отечеством. | Единство русского духа. | Возложение венков. Минута молчания. Воинский парад. Долг памяти. Благодарность. | Мнемотехника «Праздник памяти и славы» | |
32. | Помнить всем Отечеством. | Праздники государственные и гражданские. | Торжественное богослужение. Народное гуляние. Ярмарка. Память. Уважение. | Ресурсный круг «День рождения города» | |
33. | Молиться всей церковью. | Обычаи православного праздника. | Крестный ход. Богослужение. Водосвятие. Моление. Ликование. Духовная радость. Вера. Надежда. Мудрость. | Работа в четверке «Православные праздники» | |
34. | Потрудиться душой. | Традиции праздника. Особый настрой. Заветное и заповедное слово праздников. | Единодушие. Гостеприимство. Любовь. Уважение. Почитание. Забота. | Работа в четверке «Традиции праздника» Ресурсный круг «Жизнь без праздника, что еда без хлеба» | |
Традиции Отечества. | Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? | Истоки. Традиции. Отечество. Память. | Ресурсный круг «Традиции моего Отечества» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Истоки" для 2 класса
В рабочей программе представлена пояснительная записка курса "Истоки" для 2 класса и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа внеурочного социокультурного курса для 2 класса " Истоки"
Курс внеурочной деятельности «Школа для всех» состоит из нескольких самостоятельных разделов: разговор о правильном питании; питание и зубы; умывание и купание; твой режим дня; забота о гл...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Истоки нравственности» 4 класс 2018 – 2019 учебный год
Цель курса: создать условия для развития личности младшего школьника при сохранении ее уникальности и самобытности, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения четвероклассников. З...
Рабочая программа ВНД. "Социокультурные истоки", 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1-4 классов разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа по курсу "Истоки" 1-4 классы
Рабочая программа по курсу "Истоки" расчитана на 4 года обучения, с 1 по 4 класс...
Рабочая программа по "Социокультурным истокам" 1 класс
Вашему вниманию предлагается рабочая программа по "Социокультурным истокам" за 1 класс....