Рабочая программа по "Социокультурным истокам" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Вашему вниманию предлагается рабочая программа по "Социокультурным истокам" за 1 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sots_istoki_1_klassy.docx | 286.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки»
(общекультурное направление)
1 абвгд класс
(начальное общее образование)
Количество часов: 17 ч.
Составители: Хурамшина А.Н.,
Евстропова В.В.,
Лопатина Т.М.,
Карташова Н.А.,
Богославская И.В.
учителя начальных классов
МБОУ гимназии г. Советский
2021 – 2022г.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы И.А. Кузьмина, А.В. Камкина «Социокультурные истоки» (1-4 классы), – М: Истоки, 2010.
Учебник:
Давыдов Е.Ю., Кузьмин И.А. «Азбука истоков». «Золотое сердечко». Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011;
Цель: освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры.
Задачи:
- Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
- Организовать взаимодействие детей и взрослых;
- Создать условия для развития познавательной сферы ребенка;
- Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
- Формировать способности получать значимые социокультурные результаты.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности .
Курс «Социокультурные истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению обучающимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение 3 человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности. Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Основой данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов. В основе преподавания курса «Социокультурные истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения. Главными целями системы активных форм являются развитие у обучающихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов. В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
∙ Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Социокультурные истоки»;
∙ Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
∙ Управленческий – развитие управленческих способностей;
∙ Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
∙ Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству. Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта.
Место в учебном плане курса внеурочной деятельности:
Программа разработана для учащихся 1 классов. Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности образовательного учреждения, рассчитана на 17 часов. На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю, во втором полугодии, во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности
Описание ценностных ориентиров содержания рабочей программы курса внеурочной деятельности
В 1-м классе являются:
∙ Освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга
. ∙ Развитие системы духовно – нравственных ценностей жизни.
∙ Развитие целостного восприятия мира внешнего и мира внутреннего, способности слышать Слово, видеть Образ, создавать Книгу.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
Личностные УУД.
1. Ставить значимые цели и последовательно стремиться к их достижению;
2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
Регулятивные УУД.
1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
7. Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные УУД.
- Уметь слушать и слышать.
- Учиться приходить к согласию.
- Уметь общаться в паре, группе и классе.
- Приобщаться к единому контексту категорий и ценностпй Истоков.
Учиться доверительному общению с учащимися, родителями и преподавателем/
Предметные результаты
Обучающийся должен знать такие понятия, как:
Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благославение. Благодарность. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. Истоки глазами детей. Рождественский дар. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга –образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир. Добро. Доброе слово. Доброе дело. Честное слово. Родительское благославение. Подвиг. Благославение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. Жизнь. Любовь. Добрые дела. Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. Чтение –сердечный да. Живое слово Книги найдет отклик в в душе читателя. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
Обучающиеся научатся:
- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Мира, Слова, Образа, Книги;
- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;
- выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации;
- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- принимать совместное решение;
- анализировать свою работу, работу пары, группы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ценить духовно-нравственные категории: Мир, Слово, Образ, Книга, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;
- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы
Содержание курса.
Мир (5 часа)
СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благославение. Благодарность.
МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.
ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар.
ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга –образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.
СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.
РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.
ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
Слово (4 часов)
СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.
ВЕСНА И СЛОВО. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающейсиле Слова.
ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово.
СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе слово. Доброе дело.
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное слово. Родительское благославение. Подвиг.
СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благославение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание.
АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.
ЧАША ЖИЗНИ. Жизнь. Любовь. Добрые дела.
Образ (4 часов)
РОДНИК – род, родник родное слово, родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.
ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.
ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.
ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память
Книга (4 часов)
КНИГА. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец.
КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.
ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение –сердечный дар. Живое слово Книги найдет отклик в в душе читателя.
ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего | Основные виды |
1. | Мир | 5 | Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. Ознакомление с основными правилами поведения в школе. Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности вне школы Участие в коллективных играх, приобретение опыта 14 совместной деятельности |
2. | Слово | 4 | Знакомство с важнейшими событиями в истории нашего города . Приобретение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым. Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности. 18 Слово о родителях. Знакомство с профессиями своих родителей, участие в организации и проведении презентаций «Семейный альбом». |
3. | Образ | 4 | Ознакомление с героическими страницами истории России. Ознакомление с героическими страницами истории России. |
4. | Книга | 4 | Разрешение реальных ситуаций, описанных в заданиях путем рассуждения, анализа, решения. Участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. |
ИТОГО | 17 |
Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 учебный год
№ п/п | Тема | Основное содержание | Дата проведения | ||||
по плану | по факту | ||||||
Раздел «Мир» 5 ч | |||||||
1. | Вводный урок Мир и лад. | Ресурсный круг «Зачем я пришел в школу? К. Ушинский «Поле и школа», размышление над пословицами. | |||||
2. | Радуга дружбы. | Работа в микрогруппах «Радужный букет». Т. Григорьева «Росинка» Е. Пермяк «Надежный человек» , В.Катаев «Цветик-семицветик». Рисование Цветика-семицветика. | |||||
3. | Мои близкие и родные люди. Солнышко, мама и папа. Семейный праздник. | Работа в паре «Родительская любовь». Стих» Солнышко» С.Т. Аксаков «Аленький цветочек», размышление над пословицами. Рисование иллюстрации к стихотворению. | |||||
4. | Моя Родина. Щит и герб. Образ защитника Отечества. | Работа в микрогруппах «Слова, посвященные Родине». Стихи И. Никитина «Русь», С.Есенина «Береза» «Тебе одной плету венок», А Пушкин «Зимнее утро», Ф Савинов «Родина», размышление над пословицами. Рисование иллюстраций на тему МОЯ РОДИНА | |||||
Работа в микрогруппах «Защитник. Родины». Подвиги Георгия Победоносца «Чудо Георгия о Змее», Куликовская битва, Дмитрий Донской Илья Муромец, былина; Е.Санина «Святой благоверный князь Александр Невский, рассказы «Невская битва», «Ледовое побоище». | |||||||
5. | Обобщение по разделу «МИР» | Активное занятие в паре «Вопросы – ответы» Работа в паре «Честь по заслугам». Демонстрация страниц Первой книги. Презентации работ. | |||||
Раздел «Слово» 4 ч | |||||||
6/1 | Слово. Бесценный дар. Весна и слово. Добродетель. Сад добродетелей. | Важнейшие события в истории нашего города. | |||||
Работа над страницей «Добродетель». Ответы на вопросы по содержанию, оценивание своих эмоциональных реакций, формулировка главной мысли с помощью учителя. | |||||||
7/2 | Золотое сердечко. Слово о родителях. Серебряное копытце. | Работа над страницей «Мои Таланты», «Талант моих родителей». Работа в четверке «Пять талантов золотого сердечка», «Почему «верная тропа узка?». Рисование семейного портрета. | |||||
Активное занятие в четверке «Доброе слово. Ответы на вопросы по содержанию, оценивание своих эмоциональных реакций, формулировка главной мысли с помощью учителя. | |||||||
8/3 | Честное слово. Подвиг. Добрыня Никитич. | Работа в четверке «Слово – наука». Ответы на вопросы по содержанию, оценивание своих эмоциональных реакций, формулировка главной мысли с помощью учителя. Работа над страницей «Подвиг Добрыни Никитича», «Родительское благословение». | |||||
9/4 | Слово о родителях. Алеша Попович. Богатырская доблесть. | Ресурсный круг «Материнская и отеческая любовь». Работа над страницей «Материнская и отеческая любовь». Сочинение-рассуждение «Послушание в моей семье». Работа в четверке «Честь». Ответы на вопросы по содержанию, оценивание своих эмоциональных реакций, формулировка главной мысли с помощью учителя. | |||||
Раздел «Образ» 4 ч | |||||||
10/1 | Родник. Род. Родник. Живая вода. Образ Родины. | Работа над страницей «Наш род» | |||||
Работа над страницей Моя малая Родина» Работа в четверке «Богатство Родины и богатство языка». Рисование сюжета по поэтическим произведениям С. Есенин «Береза», А. Пушкин «Зимнее утро», С. Санин «Здравствуй, Русь», Ф. Савинов «Родина», И. Никитин «Русь», Ф. Тютчев «Весенняя гроза». | |||||||
11/2 | Образ защитника Отечества Солнце земли русской. Святой Александр Невский. | Работа над страницей «Защитники Отечества», Работа в четверке «Подвиг». Рисунок «Образ защитника». | |||||
Ресурсный круг «Защитник Отечества». Е. Санина «Святой благоверный князь Александр Невский , рассказы «Невская битва», «Ледовое побоище» | |||||||
12/3 | Образ праздника (День Победы). | Работа над страницей «День Победы» .День Победы В. Харитонов Праздник Победы по Н. Васильевой Ресурсный круг «Светлая память» Рисование символа Победы. | |||||
13/4 | Покаяние и любовь. Обобщение по разделу «ОБРАЗ». | Работа в четверке «На пути покаяния» Рисование храма. | |||||
Оценивающий тренинг «Вопрос-ответ». | |||||||
Раздел «Книга » 4 ч | |||||||
14/1 | Книга – живое существо. Святые Кирилл и Мефодий | Ресурсный круг «Моя первая книга». Пословицы про книги. | |||||
Иллюстрации древних книг, букв славянской азбуки. Иконы Святителей Кирилла и Мефодия. Стихотворение Хомякова «Просветители славянские». Ресурсный круг на целостное восприятие: «Что вам понравилось в древнерусской школе?» | |||||||
15/2 | Книга книг. Библия. Библиотека. Связь поколений. | Работа над страницей «Библия – книга книг». Работа в четверке «Истина в слове». | |||||
Ресурсный круг «Какие книги передаются в семье из поколения в поколение. Почему?» | |||||||
16/3 | Живое слово книги. «Моя Первая Книга» . | Работа над страницей «Наша семейная библиотека», работа в четверке «Книга – культурное наследие народа». Ресурсный круг «Моя Первая Книга». Завершение работы по оформлению Первой Книги | |||||
17/4 | Знания и мудрость Обобщение по разделу «Книга». | Активное собеседование по пословицам, работа в четверке «Что помогает нам идти по дороге жизни?». Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету Истоки?» |
Материально-техническое обеспечение курса.
Ссылки на Интернет-ресурсы:
- Сайт ОС «Школа 2100»http://www.school2100.ru/uroki/elementary/
- Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu,ru/
- Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru
- Сайт «Светочъ» православная вера в презентациях http://www.svetoch-opk.ru/
Список литературы.
Дополнительная литература для учащихся:
- В. Белов «Лад»
- Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998
Дополнительная литература для учителя:
- Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998
- Истоковедение, тома 2, 5, 8, 9. Издательский дом «Истоки», 2007 год
- История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева М. «Владос», 1997 Музыка,
- Православный храм и икона, «Эксмо», Москва, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...