Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Прогулка по станице"
план-конспект
Интегрированное занятие в старшей группе ОО Развитие речи, ОО Художественно - эстетическое развитие. Музыка.
Создание условий для приобщения старших дошкольников к казачьему фольклору и казачьей сказке как составляющей части культурного наследия донских казаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_u_skazki_tihiy_golosok_2_variant.docx | 38.93 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №62
Конспект интегрированного занятия в старшей группе
ОО Развитие речи, ОО Художественно - эстетическое развитие. Музыка.
Тема: « Прогулка по станице».
Разработали: воспитатель
старшей группы общеразвивающей направленности №5
Бородина А.И.
музыкальный руководитель
Щербакова Е.В.
Новочеркасск 2019г
Цель: Создание условий для приобщения старших дошкольников к казачьему фольклору и казачьей сказке как составляющей части культурного наследия донских казаков.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепление представлений об образе казачьего быта, традициях.
Развивающие:
- Развивать у детей вкус, эмоционально-эстетические чувства ,общечеловеческие, нравственные проявления через литературные, музыкальные произведения.
Воспитательные:
- Воспитывать патриотические чувства на основе приобщения дошкольников к природному и культурному наследию Донского края.
Предварительная работа:
- Чтение и обсуждение казачьего фольклора;
- Рассматривание иллюстраций к казачьим сказкам.
- Создание презентации к занятию;
- Разучивание развивающей речевой игры с голосом «Пробуждение»;
- Разучивание хоровода.
Оборудование: ПК, мультимедийная установка, костюм казачки, цветок, столы- полянки, клубочек, разрезанные на шесть частей картинки.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал с воспитателем, под казачью песню «Варенька» . В музыкальном зале расставлены атрибуты казачьего быта.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло, давайте поздороваемся с гостями. Так как мы с вами живем на Дону, а на донской земле живут казаки, поздороваемся с гостями по нашему, по казачьи. А как казаки приветствовали друг друга?
Дети: Здорова дневали!
Воспитатель: Что за народ за народ собрался на берегу Тихого Дона? Ой, кто это ребята, посмотрите на экран СЛАЙД 1
(На экране появляется видеозапись: казаки прохаживаются по берегу Дона - поют казачьи песни).
Дети: Казаки и казачки.
Воспитатель: А вы можете сказать, кто же такие казаки?
Дети: Казаки – это люди которые живут на Дону. Здесь протекает большая река Дон. И казаков называют донскими казаками.
Воспитатель: А что они делают?
Дети: Казаки веселый народ, любя петь и танцевать.
Воспитатель: Может, кто знает из вас, как называются у казаков такие прогулки?
Дети: Казачьи посиделки, вечери.
Воспитатель: Действительно, такие прогулки вдоль Дона назывались- вечери или казачьи посиделки. В давние времена, у казаков был такой обычай, как заканчивались поливные работы , коротали вечера вместе, устраивали посиделки. Как все переделано не грех и повеселиться. А с чего начиналось веселье?
Дети: Казаки ходили друг к другу в гости, пели песни, водили хороводы, дети играли в веселые игры. Казачки одевали самые лучшие и красивые одежды: яркие юбки, кофты, сарафаны.
Воспитатель: А вот и к нам гостья идет, да это же казачка Аксинья.
Входит казачка.
Казачка: Здорова дневали, казачата!
Дети: Слава Богу!
Казачка: Я- донская казачка Аксинья, пришла к вам в гости из станицы Вешенская, слышала вы песни и сказки казачьи любите.
Дети: Да.
Казачка: Я очень люблю сказки. Помниться мне с детства, заберусь я на лежанку к деду, а он мне давай сказки гутарить, да такие интересные заслушаешься…
Воспитатель: Подумайте, как можно сказать о сказке, если в ней есть чудо? Какая она? ( Чудесная). Если есть волшебство, то…(волшебная); есть добро то ….(добрая); есть радость, то….(радостная); есть мудрость, то… (мудрая).
Казачка: Я предлагаю вам, отправится ко мне в гости , в станицу Вёшенскую. Вешенская одна из старейших донских станиц. Станица прославлена великим земляком- М.А. Шолоховым. В своих произведениях он описывал красоту родной природы, традиции и жизнь донского казачества. СЛАЙД 2
Казачка: А поможет нам в станицу попасть мой цветочек степной - лазориком его в народе зовут.
Степь лазоревая наша...
Нет на свете тебя краше!
Как весною зацветёшь...
Так к себе нас всех зовёшь.
На красу твою взглянуть...
Аромат степей дыхнуть.
Только солнышко взойдёт...
Казак в гости к тебе идёт. ….
Чтобы попасть в станицу, нужно сказать заветные слова: « Раз, два, три, повернись, в донской станице окажись».
( Казачка, под звуки волшебной музыки, прикасается каждого ребенка в цветком. Дети проходят на стульчики).
Казачка: Вот мы и попали в станицу казачью, где живут казаки вольные, да казачки – хозяюшки.
На Дону что не хутор, то своя запевка
На Дону и камень казаку подпевка
Веселы привалы, где казаки запевалы….
Какие казачьи песни вы знаете?
Дети: « Пчелочка златая», « Веники помелики», « По Дону гуляет».
Казачка: Ну тогда чтоб дорога скучной не казалась, давайте споем.
Поется песня 1 куплет « По Дону гуляет».
Казачка: Я очень рада, вы пришли в ко мне в гости. СЛАЙД 4
Приглашаю к нам на станичную площадь. А кто, из вас знает, как ее называют казаки?
Дети: Майдан СЛАЙД 5
Казачка: Правильно. На майдане можно все станичные новости узнать, о героических казачьих подвигах услышать, особенно интересно их рассказывает дет Щукарь. Вот мы и пришли на хутор, где живет дед Щукарь. Что-то я его на майдане не видно заработался.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какой чистый и выбеленный дом у дедушки. А кто знает, как называют казачьи дома?
Дети: Курень.
Казачка: Ой, и забор дед новый поставил. А как называют его?
Дети: Плетень.
Казачка: Добрый плетень, теперь не одна курица деда на дорогу не выскочит со двора.
Казачка смотрит в сторону.
Казачка: Ну пойдемте к хате, дедушку позовем, он очень любит всякие небылицы, да сказки сказывать.
Дети зовут деда Щукаря.
Дети: Дедушка вы дома? Выходите!
Казачка: Нет деда дома, только сундучок стоит, хранит он в сундуке, сказки разные. Заглянем в сундучок?
Дети: Да
Воспитатель: Посмотрите, сколько много здесь книг….
Казачка достает книги и конверт открывает его.
Он для нас приготовил вопросы по сказкам. Готовы на них ответить?
Дети: Да
Дети, воспитатель и казачка Аксинья садятся на скамейку.
Казачка: Ребята послушайте, из какой донской сказки я вам прочту отрывок, а после попробуйте угадать, что это за сказка.
« Ах, ты, каналья, обманщица окаянная!- говорит казак.
А лиса казаку:
- Моя хитрость меня кормит, поит, к доверчивым людям водит. Спасибо тебе, казачок, за петушка. Забегу еще - готовь курочку.»
(Сказка называется « Казак и лиса»). СЛАЙД 6
Казачка: А вот такой вам вопрос…Как звали кота из сказки «Кот и лиса»? ( Кот Бромбеус о двенадцати ус. СЛАЙД 7
- В какой сказке Царь свою дочь на козленке женил? ( Про царскую дочь и козленочка). СЛАЙД 8
- Как звали мальчонку, которого похитил хищная птица орёл? (Петрусь). СЛАЙД 9
Воспитатель:Ай да, Молодцы! С этим заданием вы справились. А что добавим деду Щукарю в сундук на память? Я предлагаю рассказать пословицы и поговорки про казаков.
- Казак без коня не проживёт и дня.
- Казак сам не поест, а коня накормит.
- На Дону и камень казакам подпевает.
- Казак пешком, что нищий с мешком.
- Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.
- Казачья смелость порушит любую крепость.
- Казак костьми ляжет, а путь на Дон не укажет.
- Казак без друзей, что дуб без коры.
- На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.
Казачка: Молодцы, много знаете пословиц. Думаю,что деду Щукарю они пополнят сундук. Друзья, нам нужно продолжить свой путь и отправиться дальше.
Воспитатель: А чтобы веселей нам было в дороге идти давайте споем казачью песню « По Дону гуляет». (Дети поют 1 куплет песни).
Казачка: В этом дворе живут упрямцы казачата. СЛАЙД 10
Воспитатель: И мы немного пошалим, превратимся с вами в упрямцев, которые делают все наоборот.
Казачка Я даю вам волшебный клубочек и называю слово, а вы говорите наоборот. Например: темно, а наоборот – светло.
Друг…. враг
Плохо ….. хорошо
Тяжело….легко
Высоко….низко
Быстро….медленно
Тихо…..громко
Грустно…весело
Зло…..добро
Жара ….холод
Говорить…..молчать
Грустно……весело
Воспитатель: Дети, вы хорошо справились с заданием.
Казачка: Нам пора в путь…
Поют 1 куплет песни. « По Дону гуляет».
Воспитатель: Дети куда мы с вами пришли?
Дети: На полянку, на лужок.
Казачка: Мы идем по цветущему лугу
Высыхает на травах роса
Ковыли кивают упруго
И нам чудятся их голоса
Они шепчут: « Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни
Мы для глаз и для сердца- отрада,
Угощенье донской степи!»
Вот мы и в степи оказались, посмотрите как здесь красиво, прислушайтесь …
Что вы слышите? Грам запись
Дети: Пение птиц, стрекочут кузнечики, дует степной ветерок.
Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Пробуждение»
Развивающая игра с голосом «Пробуждение» СЛАЙД __
Воспитатель Ветер дут – задувает –ш-ш-ш- показ ладошками.
Ветер тучки угоняет –у-у-у- волнообразное звучание –громко-тихо.
Ветер в небо улетает –а-а-а-от громкого к тихому
Ветерок нагнал осеннюю тучку
Капельки к ним прилетели и звонкую песню запели. (кап-кап-кап—нисходящим звуком)
Ветер громче зашумел -ш-ш-ш-
И закачались на ветру деревья.
Упражнение «Ветер и ветерок».
Казачка:И разбудил всех на свете.
Кошку и с ней котенка,(МУР-мур, мяу-мяу в разных регистрах)
Спавшего в люльке ребенка (уа-уа-уа)
Болотных зеленых лягушек (ква-ква-ква )
И даже ворчливых старушек (бу-бу-бу)
Злую собаку (гав-гав-гав)
Назойливых мух (з-з-з-з)
Вскоре проснулся петух (ку-ка-ре-ку)
Звонко пропел он.
Солнышко тоже проснулось,
И ласково всем улыбнулось
Казачка: Отдохнули?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда в путь.
Поют песню « По Дону гуляет.
Воспитатель: Ребята, какой красивый лес. СЛАЙД 11
Что вы можете сказать про осенний лес, какой он?
Дети: Чудесный, золотой, молчаливый, грибной, сосновый….
Казачка: В лесу живут разные звери, которые встречаются в донских сказках.
А как называют животных, которые обитают в степях, полях и лесах нашей Родины?
Дети: Дикие животные.
Казачка: Как называют животных, которые живут у казаков на подворье?
Дети: Домашние животные.
Проводится игра «Путаница». На магнитной доске изображены 2 картинки.
Осенний лес- с дикими и домашними животными.
Казачий двор- с дикими и домашними животными.
Воспитатель: Дети посмотрите, все ли на картинках изображено верно?
Дети: Нет. Все животные перепутались.
Воспитатель: Как же быть, ведь корова не должна жить в лесу, а медведь в будке?
Дети: Нужно распределить животных местам.
Казачка: Где должны обитать дикие животные?
Дети: В лесу, степи, полях.
Казачка: А домашние животные, где должны жить?
Дети: Во дворе у казака.
Казачка: Ну что приступим к выполнению задания?
Дети: Да
Дети располагают животных на свои места.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо знаете домашних и диких животных донского края.
Казачка: Отправляемся в путь, мои друзья, а чтоб дорога скучной не казалась, давайте споем.(Песня « По Дону гуляет»).
Казачка: А вот и наша реченька. СЛАЙД 12
Воспитатель: Дети вы знаете, как называется главная река в Ростовской области?
Дети: Река Дон
Казачка: А что означает слово Дон?
Дети: Вода
Казачка: Ребята, вы знаете о том, что издревле реку Дон называли Дон- Батюшка. Как вы думаете, почему?
Дети: Раньше Батюшкой называли отца- кормильца, который заботился о своей семье, детях, поэтому и Дон называли точно также: река поила, кормила, радовала своей красотой.
Казачка: Я очень рада, что вы побывали у меня в гостях. Нам пора причаливать к берегу и возвращается в детский сад.
Ребята, часто мы живем и не догадываемся, что рядом с нами происходят удивительные события, что-то интересное, важное и очень для нас нужное. Каждый день мы соприкасаемся с загадочны миром родного края. Однако по- настоящему он открывается лишь тем, кто умеет его видеть душой. Глаза смотрят с любовью замечая все самое лучшее.
Воспитатель:
- Как вам кажется, мы хорошо провели время?
- Чем запомнилось наше путешествие?
- У нас были разные задания, какое было самое интересное?
Казачка: А мне понравилось, что вы были добрые, дружные и веселые.
Спасибо вам, вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам на пути.
Воспитатель: Предлагаю закончить нашу прогулку по станице - хороводом.
Дети с воспитателем говорят слова:
Широки у нас степи,
Глубоки у нас реки,
Изобильная, родная-
Славься Родина Донская!
Звучит фонограмма песни «Моют вербы золотые косы». Хоровод.
Казачка: До свидания, ребята-казачата. До новых встреч.
Уходит.
Воспитатель: Этот цветочек поможет вам вернуться в детский сад.
«Со сказкой мы прощаемся и в группу возвращаемся».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.
интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящ...
КОНСПЕКТ Интегрированного занятия в старшей группе На тему: «Моя Россия»
Цель: закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных инструментах. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. З...
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста Интерактивная игра «В царстве Нептуна»
математика+физическая культура:...
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы на тему: "Люблю тебя, родной Урал"
Интегрированное занятие для старшей группы на тему «Люблю тебя, родной Урал»Цели: знакомство детей с древним ремеслом – гончарным делом; знакомство детей с уральской домовой росписью...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «В поисках волшебной книги сказок» (старшая группа)
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках; Дать детям понятие, что такое устное народное творчество.Задачи:Учить узнав...
Конспект интегрированного занятия для старшей группы "Путешествие на весеннюю полянку"
Цель:· Создать условия для развития детей путем интеграции образовательных областей: познавательное, развитие речи , изодеятельность.·...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (совместно с родителями) «Путешествие по планете Земля»
Развить интерес к естественно- научным знаниям...