Рабочая программа по доноведению 3 класс.
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Доноведение» для 3 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями).
- Примерной программы. Доноведение, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения. Авторы: Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко. БАРО-ПРЕСС,2014 г.
- Учебника «Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе». Авторы: Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. БАРО – ПРЕСС, 2014 г.
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 10» (ФГОС НОО 1-4 классы).
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине -Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
- пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, их традициях, историко-культурном наследии; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;
- воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма;
- формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
В соответствии с образовательной программой школы, рабочая программа по доноведению рассчитана на 35 часов в год (1час в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком и особенностями расписания учебных занятий на 2019-2020 учебный год количество часов по программе фактически составляет 35 часов.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
- представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
- представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины — как духовной ценности разных народов)*;
- представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным*;
- первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через знакомство с трудом людей разных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
-выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике
для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом,
оформление в рамки и пр.);
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
- располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог с учителем;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД).
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- различать материальную и духовную культуру донского казачества, понимать их специфику;
- понимать значение искусства в жизни человека и общества родного края;
- воспринимать и характеризовать художественные образы, представленные в произведениях искусства Дона;
- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально-ценностно относиться к культуре Донского края; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
- навыкам коллективного творчества, умением взаимодействовать в процессе совместной художественной-творческой деятельности;
- называть ведущие музеи Ростовской области.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выполнять основные правила бережного отношения к культуре Дона;
- анализировать, сравнивать, группировать и устанавливать причинно- следственные связи (на доступном уровне);
- извлекать из различных источников необходимую информацию.
Содержание учебного предмета
Я и окружающий мир.
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.
Моя семья. Родословная.
Природа Донского края.
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.
Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч-Гудило. Природная экосистема водоёма.
Жизнь на Дону.
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.
Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
Природа Донского края.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.
Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
Человек и природа.
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).
№ п/п | Изучаемый материал | Количество часов |
1 | Я и окружающий мир | 4 |
2 | Природа Донского края | 6 |
3 | Жизнь на Дону | 13 |
4 | Природа Донского края | 6 |
5 | Человек и природа | 6 |
Итого фактически | 35 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема Раздел | Кол-во часов |
Я и окружающий мир | 4 | ||
1. | 05.09 | Край, в котором я живу. | 1 |
2. | 12.09 | О городах и станицах родного края. | 1 |
3. | 19.09 | С днём рождения, родной город! | 1 |
4. | 26.09 | С днём рождения, родной город! | 1 |
Природа Донского края | 6 | ||
5. | 03.10 | У природы нет плохой погоды. | 1 |
6. | 10.10 | У природы нет плохой погоды. | 1 |
7. | 17.10 | У природы нет плохой погоды. | 1 |
8. | 24.10 | Живая вода. | 1 |
9. | 07.11 | Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края. | 1 |
10. | 14.11 | Растения и животные водоёмов. | 1 |
Жизнь на Дону | 13 | ||
11. | 21.11 | Тайны Донской земли. | 1 |
12. | 28.11 | Танаис – древний город. | 1 |
13. | 05.12 | Дикое поле. | 1 |
14. | 12.12 | Донской край – казачий край. | 1 |
15. | 19.12 | Первые казачьи городки. Казачья семья. | 1 |
16. | 26.12 | Жилище казака. | 1 |
17. | 09.01 | История вещей. Одежда. | 1 |
18. | 16.01 | История вещей. Посуда. | 1 |
1 | 23.01 | Славен Дон! | 1 |
20. | 30.01 | Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону. | 1 |
21. | 06.02 | Сретение. Сороки. | 1 |
22. | 13.02 | Встреча птиц. | 1 |
23. | 20.02 | Пасха. Вербное воскресенье. | 1 |
Природа Донского края | 6 | ||
24. | 27.02 | Природная поверхность нашего края. | 1 |
25. | 05.03 | Из недр Донской земли. | 1 |
26. | 12.03 | Почвы родного края. | 1 |
27. | 02.04 | Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. | 1 |
28. | 09.04 | Природные экосистемы луга. | 1 |
29. | 16.04 | Природные экосистемы леса. | 1 |
Человек и природа | 5 | ||
30. | 23.04 | Донская земля – житница России. | 1 |
31. | 30.04 | Сельское хозяйство на Дону: земледелие. | 1 |
32. | 07.05 | Казачьи посиделки. | 1 |
33. | 14.05 | Сельское хозяйство на Дону: животноводство. | 1 |
34. | 21.05 | Сельское хозяйство на Дону: полеводство. | 1 |
35. | 28.05 | Славься наш край! | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по доноведению
В предлагаемой программе отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом целей и задач изучения предмета «Доноведение».Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Рос...
Пояснительная записка к рабочей программе по доноведению для 3 класса.
Рабочая программа по доноведению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития...
Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса
Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса...
Рабочая программа по доноведению 1 класс.
Рабочая программа по доноведению 1 класс....
Рабочая программа по доноведению 2 класс.
Рабочая программа по доноведению 2 класс....
Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса
Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса...
рабочие программы по Доноведению 1 класс
Рабочая программа "Доноведение" 1класс...