Рабочая программа по доноведению 2 класс.
рабочая программа (2 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного курса «Доноведение» для учащихся 2 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями);
- Авторской программы курса «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), Баро - Пресс, 2014.
- Учебник для чтения в начальной школе «Природа и история родного края» Астапенко М. П., Е. Ю. Сухаревская, Ростов н/Д, Баро - Пресс, 2014.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 10» (ФГОС НОО 1-4 класс).
Цель курса:
Формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине -Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи:
1. Образовательные:
- пробуждение интереса к малой Родине и формирование элементарных представлений о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном стоянии и перспективах культурного развития Донского края.
2. Развивающие:
-развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;
-формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историк о- культурного потенциала Донского края.
3. Воспитательные.
- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;
-воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Программа учебного курса «Доноведение» рассчитана на 35 часов в год при 1 часе в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного курса
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся будут иметь представление:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на донской земле;
- об истории родного края;
учащиеся научатся называть:
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоемы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры ее охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трех);
- родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице.
Учащиеся научатся:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края — деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры бережного и негативного взаимодействия человека с природой родного края;
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и свое местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
- использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;
учащиеся могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям,
обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию
учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям,
обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца;
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- - ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4.коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Содержание учебного предмета
Я и окружающий мир
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)
С днём рождения, родной город (село).
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города (села).
Вместе дружная семья.
Повторение по разделу природа донского края
Экскурсии
«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички. Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»
Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …».
Тематическое планирование
№ п/п | Изучаемый материал | Количество часов |
1 | Я и окружающий мир | 3 |
2 | Жизнь на Дону | 1 |
3 | Природа Донского края | 10 |
4 | Я и окружающий мир | 2 |
5 | Жизнь на Дону | 3 |
6 | Природа донского края | 8 |
7 | Человек и природа | 3 |
8 | Жизнь на Дону | 2 |
9 | Повторение по разделу жизнь на Дону | 3 |
Итого фактически | 35 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема Раздел | Кол-во часов |
Я и окружающий мир | 3 | ||
1 | 04.09 | С чего начинается Родина... | 1 |
2 | 11.09 | Школа — светлая гавань детства | 1 |
3 | 18.09 | С днём рождения, родной город (село)! | 1 |
Жизнь на Дону | 1 | ||
4 | 25.09 | Дорога от дома до школы (экскурсия) | 1 |
Природа донского края | 10 | ||
5 | 02.10 | Природа | 1 |
6 | 09.10 | Природа | 1 |
7 | 16.10 | Город и природа | 1 |
8 | 23.10 | Что за дерево такое? | 1 |
9 | 06.11 | Что за дерево такое? | 1 |
10 | 13.11 | Кустарники | 1 |
11 | 20.11 | Травушка- муравушка | 1 |
12 | 27.11 | Травушка- муравушка | 1 |
13 | 04.12 | Растения и мы | 1 |
14 | 11.12 | Краски Тихого Дона | 1 |
Я и окружающий мир | 2 | ||
15 | 18.12 | Мои имя, фамилия, отчество.. | 1 |
16 | 25.12 | Что ты знаешь о роде своём... | 1 |
Жизнь на Дону | 3 | ||
17 | 15.01 | Чудесный праздник - Новый год! Зимние обряды на Дону. | 1 |
18 | 22.01 | Коляда (праздничное мероприятие) | 1 |
19 | 29.01 | Зимние обряды на Дону. Масленица | 1 |
Природа донского края | 8 | ||
20 | 05.02 | Животный мир Ростовской области | 1 |
21 | 12.02 | Домашняя мохнатая азбука | 1 |
22 | 19.02 | Мой домашний милый друг | 1 |
23 | 26.02 | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми | 1 |
24 | 05.03 | Родные просторы | 1 |
25 | 12.03 | Чем богаты наши недра? | 1 |
26 | 19.03 | Что такое почва? | 1 |
27 | 02.04 | Почва нам и стол и дом | 1 |
Человек и природа | 3 | ||
28 | 09.04 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка | 1 |
29 | 16.04 | Человек — хозяин природы? | 1 |
30 | 23.04 | Спасём и сохраним! (открытое праздничное мероприятие, посвященное защите природы) | 1 |
Жизнь на Дону | 2 | ||
31 | 30.04 | День освобождения города (села) | 1 |
32 | 07.05 | Международный день защиты детей. Вместе дружная семья (праздничное мероприятие) | 1 |
Повторение по разделу природа донского края | 3 | ||
33 | 14.05 | Повторение по разделу природа донского края. | 1 |
34 | 21.05 | Повторение по разделу жизнь на Дону | 1 |
35 | 28.05 | Повторение по разделу жизнь на Дону | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....