Рабочая программа по доноведению
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме
В предлагаемой программе отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом целей и задач изучения предмета «Доноведение».
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_donoved.doc | 94 КБ |
ktp_donoved._3kl.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа курса «Доноведение» для обучающихся 3 «Б» специального класса составлена на основе авторской программы «Доноведение» Е.Ю. Сухаревской, М.Н. Бакревой и др.
В предлагаемой программе отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом целей и задач изучения предмета «Доноведение».
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».
Окружающий мир постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта обучающегося (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью изучения предмета «Доноведение» является формирование у обучающихся целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи изучения предмета «Доноведение»:
образовательные:
- пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;
воспитательные:
- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;
- воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма;
развивающие:
- развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;
- формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации.
Содержание уроков в рабочей программе выстроено с соблюдением основных дидактических принципов: научности, доступности, культуросообразности.
Принцип научности - изложение всех исторических сведений предмета «Доноведение» имеет прочное обоснование в отечественной исторической науке и историографии.
Принцип доступности - учебный материал содержит минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий).
Принцип культуросообразности призван способствовать осознанию обучающимися ценности культурно-исторического наследия Донского края.
Нормативные акты и учебно-методические документы
№ | Нормативные акты и учебно-методические документы |
1. | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 |
2. | Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» |
3. | Региональный компонент стандарта исторического образования Ростовской области (Образовательный стандарт по региональной истории: История Донского края. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области от 24.12.2004 приказ № 9/1) |
4. | Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» |
5. | Авторская программа «Доноведение», Е.Ю.Сухаревской, М.Н.Бакревой, И.Ю.Величко, М.М.Вюнниковой и др. Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2008 |
6. | Основная образовательная программа начального общего образования (ооп ноо) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 26 на 2011 – 2015 гг. |
Место учебного предмета в учебном плане
В основу интеграции содержания по предмету «Доноведение» положено единство системы «природа – человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае;
- человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими;
- история Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у обучающихся представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
В рабочей программе перед обучающимися содержание материала выстроено в хронологической последовательности, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Предлагаемая рабочая программа рассчитана на 35 часов (из расчета 1 учебный час в неделю), выделяемых на изучение предмета «Доноведение» в 3 классе, в соответствии с примерным учебным планом для образовательных учреждений Ростовской области, годовым календарным учебным графиком работы МОБУ СОШ № 26.
Одним из результатов обучения предмета «Доноведение» является осмысление и присвоение обучающимся системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует
формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия играет учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
В содержательную основу рабочей программы включены материалы о рельефе и почвах родного края, о полезных ископаемых, о природных явлениях, характерных для Ростовской области, о животном и растительном мире, о прошлом и настоящем своего Донского края. При изучении раздела «Яркие страницы истории земли Донской» обучающиеся подробно знакомятся с музеями городов Ростовской области. Это дает возможность на близком и наглядном материале познакомить обучающихся с историей и современностью своего Отечества и родного края.
Структура рабочей программы соответствует структуре книги для чтения в начальной школе «Природа история родного края» и структуре рабочей тетради «Доноведение» 3 класс, авторы: М.П.Астапенко, Е.Ю.Сухаревская, рекомендованных Министерством общего и профессионального образования Ростовской области (Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 № 253).
Методический аппарат учебника современен, доступен для понимания и осмысления обучающимися. Многочисленные иллюстрации используются для организации эффективной работы обучающихся на уроках. Ряд материалов, включенных в рабочую тетрадь, поможет обучающимся не только успешно выполнять тематические задания, но и различные творческие работы.
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умений обучающихся является способность охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, а также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с традиционными нравственными и культурными ценностями Донского края.
В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения курса «Доноведение» обучающихся являются:
- критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала);
- критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям);
- критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.
Формы контроля могут быть вариативными: тестирование, написание сочинений, подготовка рефератов, устных сообщений, выставки творческих работ, защита проектов.
Контроль реализации программы
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Вид контроля | Дата |
1. | Раздел I. Я и окружающий мир. | 4 | Тестирование | 24.09 |
2. | Раздел III. Жизнь на Дону. | 13 | Инсценирование. | 04.02 |
3. | Раздел IV. Природа Донского края | 6 | Выставка творческих работ. | 15.04 |
4. | Раздел VI. Я и окружающий мир | 2 | Защита проектов. | 20.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В процессе изучения курса «Доноведение» обучающиеся должны:
иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
- об истории родного края.
знать:
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области.
могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях;
- оценивать характер своего поведения в природе, поступки других людей по отношению к природе;
- моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию обучающихся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно);
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
-доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;
- использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;
-исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края;
- готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Информационно-методическое и
материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплект курса «Доноведение»
для обучающихся
- Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе - Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное, 2006 г.
- Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2013 г.
Учебно-методический комплект курса «Доноведение»
для учителя
- Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008 г.
Печатные пособия
- Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005 г.
- Астапенко Г.Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII–XXвв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002 г.
- Вавилина В.А., Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001 г.
- Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004 г.
- Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. — Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004 г.
- Степаненко Л.Г.Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003 г.
- Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004 г.
- Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001 г.
- Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003 г.
- Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.университета, 2003 г.
Цифровые образовательные ресурсы
- Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение».
Наглядные пособия
- Таблица «Символы Ростовской области» (герб, флаг, гимн).
- Физическая карта Ростовской области.
- Серия плакатов развивающего обучения «Азбучка»: времена года, животный и растительный мир Ростовской области, круговорот воды в природы, дикие и домашние животные.
- Иллюстрации народных казачьих костюмов, жилья, быта казаков.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока | Раздел, тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Коррекционные задачи | Педагогические приемы и формы | Дата проведения | |
план. | факт. | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Раздел 1. Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 часа) | ||||||||
1 | 1 | Край, в котором я живу. | 1 | Дать представление о Ростовской области, как об административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию Ростовской области на карте страны. Познакомить с более крупными городами Ростовской области, с их архитектурой, достопримечательностями, значением. Обратить внимание на бережное отношение к историческим памятникам, сохранению исторических традиций. Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождения названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми. | Формирование познавательного интереса. | Эвристическая беседа. | 03.09 | |
2 | 2 | О городах и станицах родного города. | 1 | Активизация образно-эмоциональной речевой деятельности. | Объяснение учителя с использованием наглядности. Поэтапная помощь учителя. | 10.09 | ||
3 | 3 | С днем рождения, родной город! | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов. | 17.09 | ||
4 | 4 | С днем рождения, родной город! | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 24.09 | ||
Раздел 2. ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ (6 часов) | ||||||||
5 | 1 | У природы нет плохой погоды. | 1 | Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы). Познакомить с профессией метеоролог. Вода ее распространение и значение для живых организмов. Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта, его экологических проблем. Расширить представления обучающихся об экологических связях в мире природы водоема. | Расширение представлений обучающихся о чувствах людей. | Рассказ учителя с элементами беседы. Составление опорной схемы по образцу. | 01.10 | |
6 | 2 | У природы нет плохой погоды. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 08.10 | ||
7 | 3 | У природы нет плохой погоды. | 1 | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Рассказ учителя с элементами беседы. Составление опорной схемы по образцу. | 15.10 | ||
8 | 4 | Живая вода. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 22.10 | ||
9 | 5 | Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края. | 1 | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Рассказ учителя с элементами беседы. Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов. | 05.11 | ||
10 | 6 | Растения и животные водоемов. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 12.11 | ||
Раздел 3. ЖИЗНЬ НА ДОНУ (13 часов) | ||||||||
11 | 1 | Тайны Донской земли. | 1 | Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков. Познакомить с историческими памятниками Ростовской области – городом Танаисом. Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону. Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар). Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселениями и хозяйством казаков. Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей. Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах. Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими. Дать общее представление о весенних обрядах на Дону, общее представление о международном дне птиц, общее представление о весенних обрядах на Дону. | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Составление опорной схемы по образцу. | 19.11 | |
12 | 2 | Танаис – древний город. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 26.11 | ||
13 | 3 | Дикое поле. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов. | 03.12 | ||
14 | 4 | Донской край – казачий край. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 10.12 | ||
15 | 5 | Первые казачьи городки. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 17.12 | ||
16 | 6 | Казачья семья. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 24.12 | ||
17 | 7 | Жилище казака. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 14.01 | ||
18 | 8 | История вещей. Одежда. | 1 | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Рассказ учителя с элементами беседы. Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов. | 21.01 | ||
19 | 9 | История вещей. Посуда. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Рассказ учителя с элементами беседы. Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов. | 28.01 | ||
20 | 10 | Славен Дон! (праздничное мероприятие). | 1 | Увеличение объема памяти. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 04.02 | ||
21 | 11 | Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону. Сретение. | 1 | Формирование познавательного интереса. | Эвристическая беседа. | 11.02 | ||
22 | 12 | Встреча птиц. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 18.02 | ||
23 | 13 | Вербное воскресенье. Пасха. | 1 | Знакомство с весенними праздниками и обрядами на Дону. | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Рассказ учителя с элементами беседы. | 25.02 | |
Раздел 4. ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ (6 часов) | ||||||||
24 | 1 | Природная поверхность нашего края. | 1 | Познакомить с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами. Курганами, терриконами, лиманами, поймы реки Дон; с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения; воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края. Почвы Ростовской области: черноземы, каштановы, луговые. Выявить значение степи для Ростовской области. Закрепить представления о степи, о луге, о лесе как о природных сообществах, раскрыть значение степи, луга, леса для растительного и животного мира, а также для человека. Показать взаимосвязи растений и животных на каждом из этих сообществ. Рассмотреть экологические проблемы каждого сообщества, влияние человека на сообщества степи, луга, леса. | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Рассказ учителя с элементами беседы. Составление опорной схемы по образцу. | 04.03 | |
25 | 2 | Из недр Донской земли. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 11.03 | ||
26 | 3 | Почвы родного края. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 18.03 | ||
27 | 4 | Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 01.04 | ||
28 | 5 | Природные экосистемы луга. | 1 | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Рассказ учителя с элементами беседы. Составление опорной схемы по образцу. | 08.04 | ||
29 | 6 | Природные экосистемы леса. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 15.04 | ||
Раздел 5. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (4 часа) | ||||||||
30 | 1 | Донская земля – житница России. | 1 | Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области. Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве, в животноводстве. Показать значение хлеба для людей; воспитать бережное отношение к хлебу, труду людей. Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 22.04 | |
31 | 2 | Сельское хозяйство на Дону: земледелие. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 29.04 | ||
32 | 3 | Казачьи посиделки (праздничное мероприятие). | 1 | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Рассказ учителя с элементами беседы. | 06.05 | ||
33 | 4 | Сельское хозяйство на Дону: животноводство. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала | 13.05 | ||
Раздел 6. Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (2 часа) | ||||||||
34 | 1 | Славься наш край! | 1 | Закрепить представления и знания обучающихся о Донском крае. | Оречевление деятельности. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 20.05 | |
35 | 2 | Славься наш край! | 1 | Оречевление деятельности. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по доноведению для 3 класса.
Рабочая программа по доноведению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития...
Рабочие программы по "Доноведению" (Природа и история родного края)
Рабочие программы по "Доноведению", помогут учителю правильно организовать учебный процесс. К данному курсудля 1 класса необходимо следующее обеспечение:1. Сухаревс...
Рабочие программы по "Доноведению" (Культура Дона)
Рабочие программы по вариативному курсу "Культура Дона" помогут учтелю в организации внеурочной деятельности в начальной школе.По данному курсу необходимо обеспечение:1. Сухаревская Е.Ю. Учебноое посо...
Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса
Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса...
Рабочая программа кружка Доноведение.
Рабочая программа кружка Доноведение, для 4-го класса. Содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по доноведению 3 класс.
Рабочая программа по доноведению 3 класс....
Рабочая программа по доноведению 1 класс.
Рабочая программа по доноведению 1 класс....