рабочие программы по Доноведению 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Телицына Инесса Зиновьевна

Рабочая программа "Доноведение" 1класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_donovedenie_1_kl_.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЯЧКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Почтовый адрес: 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино, ул. Мира, 16

Телефон: (886386) 35-2-48, 35-2-08

Юридический адрес: 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино,  ул. Мира, 16

Е-mail: dyachkino_sosch@mail.ru

_______________________________________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №1 от 24.08.2020 г.

   _______________

Руководитель МО

(Афанасьева Н.Н.)

   СОГЛАСОВАНО

 с заместителем директора по ВР

Калашникова Т.И.

         (Подпись)

24.08.2020 г.

          ПРИНЯТО

на заседании Педагогического Совета

Протокол № 1 от 28.08.2020г.        Председатель  

 _________________

С.О.Звягинцева

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_____________

С.О. Звягинцева

Приказ от 31.08.2020г. № 49

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Доноведение»

 

           Уровень общего образования : начальное общее, 1класс

           Направление деятельности: гражданско-патриотическое

Количество часов в неделю: 1 час

Педагог дополнительного образования: Телицына Инесса Зиновьевна

Квалификационная категория: первая

                                                2020-2021 учебный год

                                  Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

Законы:

- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015);

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

Постановление:

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы общеобразовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (вместе с «СП 3.1/2.4.3598-20, Санитарно-эпидемиологические правила…») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 №58824).

- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания  внеурочной деятельности  в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. Письмо департамента  государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от18 августа 2017г.№09-1672

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

-Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ Дячкинской СОШ;

-Плана внеурочной деятельности МБОУ Дячкинской СОШ на 2020-2021 учебный год

- Рабочая программа составлена на основе авторской программы по внеурочной    деятельности «Доноведение» канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревской. Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС».2014г

Рабочая программа опираются на:

Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2017-19.

Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г.  Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2020

Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Доноведение» рекомендовано для внеурочной деятельности новым стандартом.

      Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса -  «Доноведение».

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и  формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;  

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

  1. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.  

                Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

 Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
  2. Человек Донского края имеет свои  индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3.   История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

          Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе  перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности.  В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

 Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип  спиралевидности.  Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их. 

  • Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим  материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.

Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На уроках доноведения эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.

  • Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Наша практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются  простым перечнем изображённых лиц и действий. Задача учителя - научить учащихся проводить элементарный анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка. Далее устанавливается, что изображено на заднем плане, слева, справа. Затем следует описать внешний вид людей, их действия, орудия труда, оружие, постройки. Задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображёнными  на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные рисунки, но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства  - по плану: 1- название памятника, 2- время его создания (год, век или период истории), 3 – в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4 – кто его построил, 5 – внешний вид. При этом не всегда можно будет ответить на все предложенные пункты, например, часто неизвестны авторы того или иного творения.  
  • Для детей целесообразно рекомендовать такие  задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать школьный атлас Ростовской области. В рабочих тетрадях «Доноведения» представлены задания, на которых  дети учатся ориентироваться по карте: определять границы области, находить названия, указывать города и реки родного края и т.п.
  • При  подготовке  к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание  младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
  • парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
  • групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
  • командные игры, когда класс делится на две команды.

Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.

   Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся  не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата. 

 На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя  могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.

  • При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
  • В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
  • Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В УМК «Доноведение» представлено описание  обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно использовать и вне уроков.

   Место учебного предмета

       Программа внеурочной деятельности «Доноведение» в 1 классе рассчитана на 33 часа из расчета 1 ч в неделю.

Согласно календарному учебному графику МБОУ Дячкинской СОШ  на 2020-2021 и расписанию занятий по внеурочной деятельности,  планирование составлено на 31ч., так как 2 часа приходятся на праздничные дни (3.05, 10.05.). Программный материал будет реализован полностью за счет уплотнения занятий по повторению. Срок реализации программы с 7.09.20г по 24.05.21г

     Раздел 2. Планируемые результаты формирования УУД средствами предмета

«Доноведение»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные УУД

 Обучающийся получит возможность иметь представление:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  • о связях между деятельностью человека  в крае и состоянием природы Ростовской области;
  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
  • об истории родного края;

У обучающегося будут сформированы:

знать:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;
  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
  • государственную символику Ростовской области, своего района;
  • важнейшие события в истории родного края;
  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
  • родственные связи в семье;
  • правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
  • описывать наиболее важные события истории родного края;
  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

Личностные, метапредметные УУД

могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

-    анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

-  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

-  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

-  оценивать собственные знания и умения;

-  доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

-  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

Для учета образовательных результатов внеурочной деятельности используется психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учета как «портфолио»

Экскурсии

В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному селу:

«Родное село», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»

                       Раздел 3. Содержание  предмета «Доноведение»

1 класс

Введение (1ч)

Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.

Я и окружающий мир (2ч)

Родной край.

Природа Донского края (26ч)

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.

Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.

Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.

Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.

Человек и природа ( 4ч)

Занятия людей Донского края в разные времена года.

Экскурсии

В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному селу:

«Родное село», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»

Раздел4. Календарно-тематическое планирование курса «Доноведение»

                                            1 класс   (1ч в неделю)

№ ур

Тема

Кол-во

час

Дата

(план)

Дата

(факт)

1

Вводное занятие Мы теперь не просто дети

1

7.09

2

Родной край.

1

14.09

3

Времена года.

1

21.09

4

Осень. Осенние месяцы.

1

28.09

5

Осенние изменения в природе. Экскурсия.

1

5.10

6

Осенние изменения в природе.

1

12.10

7

Растения осенью.

1

19.10

8

Листья жёлтые летят..

1

26.10

9

Занятия людей осенью

1

9.11

10

Что растёт на огороде и в саду?

1

16.11

11

Что растёт в поле?

1

23.11

12

Жизнь животных осенью.

1

30.11

13

Осень в моём краю.

1

7.12

14

Зимние изменения в природе. Экскурсия.

1

14.12

15

Зимняя сказка.

1

21.12

16

Зимние изменения в природе.

1

28.12

17

Жизнь животных зимой.

1

11.01

18

Живой уголок.

1

18.01

19

Занятия людей зимой.

1

25.01

20

Весна. Весенние месяцы.

1

1.02

21

Весна. Экскурсия.

1

15.02

22

Весенние изменения в природе.

1

22.02

23

Растения весной.

1

1.03

24

Жизнь животных весной.

1

15.03

25

Занятия людей весной.

1

29.03

26

Летние изменения в природе. Экскурсия.

1

5.04

27

Летние изменения в природе.

1

12.04

28

Что растёт на лугу?

1

19.04

29

Что растёт у водоёма? Экскурсия.

1

26.04

30

Жизнь животных летом

Занятия людей летом

1

17.05

31

Обобщение. Проект «Родной край»

1

24.05

                                            Итого

31

                               

                               

                                            Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

Кол-во

экскурсий

Кол-во

проектов

1

Введение

1

2

Я и окружающий мир

2

3

Природа Донского края

24

4

1

4

Человек и природа

4

1

Итого

31

4

2

                       Тематическое планирование курса «Доноведение»    

                                                                            1класс                      

№ ур

Тема урока

№ зад

в тетр

Виды деятельности на уроке

1

Вводное занятие.

1

Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение».  Раскрашивание картинки (с.3)

2

Родной край.

2

Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке.

3

Времена года.

3

Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок (стр.6).

Ответы на задания: 1.весна. 2. осень. 3. зима. 4 лето

4

Осень. Осенние месяцы.

4

Разгадывание кроссворда (с.7). Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах.  Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (7)

Ответы на задания: 1. сентябрь. 2. октябрь.3. ноябрь.

5

Осень. Экскурсия.

Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений об осени. Сбор природного материала.

6

Осенние изменения в природе.

5,6

Раскрашивание картинки (с.9). Беседа об  осенних изменениях в природе.

7

Растения осенью.

7,8,10

Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев)

8

Листья жёлтые летят..

10, 9,11

Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев.

9

Занятия людей осенью

12

Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке.

10

Что растёт на огороде и в саду?

13,14,15.

Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о  съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам.

Ответы на задания: 

13 – 1.огурец, 2.помидор, 3. морковь. 4. щавель, 5. редиска.

14 – 1. вишня, 2. слива, 3. абрикос, 4. яблоко, 5. орех, 6. лимон.

15 – 1.вороний глаз, 2.земляника, 3.малина, 4.ландыш, 5.чёрная смородина, 6. волчье лыко, 7. виноград.

11

Что растёт в поле?

16, 17

Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу.

Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажан)

12

Жизнь животных осенью.

 18, 19

 Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких) 

Ответы на задания: 

18 – 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5. цапля.

19 – 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ёж, 6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса, 11.кот, 12. бобры.

13

Осень в моём краю.

20

Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламированье стихотворений. Составление рассказа по картинке.

14

Зимние изменения в природе. Экскурсия.

Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о зиме.

15

Зимняя сказка.

21, 22

Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок.

Ответы на задания: 21 – 1.декабрь, 2. январь, 3. февраль.

16

Зимние изменения в природе.

23, 24

Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок.

17

Жизнь животных зимой.

25, 26, 27

Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа.

Ответы на задания: 26- ворона, сорока и синица – всеядны; воробей, голубь любят крошки, семена, крупу; свиристель – ягоды рябины.

27 – 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6. олень, 7. сова.

18

Живой уголок.

28

Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда.

 Ответы на задания: 28 – по горизонтали: аквариум, попугай, ящерица; по вертикали: террариум, фикус, рыбки, хомяк.

19

Занятия людей зимой.

29

Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?»

Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке.

20

Весна. Весенние месяцы.

30

Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

21

Экскурсия.

Беседа об изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о весне.

22

Весенние изменения в природе.

31, 32, 33

Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение.

23

Растения весной.

34

Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок.

24

Жизнь животных весной.

35, 36

Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.

25

Занятия людей весной.

37

Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

26

Экскурсия.

Беседа о летних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о лете.

27

Летние изменения в природе.

38,

39, 40, 41

Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок.

28

Что растёт на лугу?

42

Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок.

29

Экскурсия на водоём

Беседа о водоёмах края. Рисование.

30

Что растёт у водоёма?

43

Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок.

31

Жизнь животных летом

44

Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных.

Занятия людей летом

45

Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение.

Обобщающеезаняти

46-47

Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей.

Раздел 5. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности

Для учета образовательных результатов внеурочной деятельности используется психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учета как «портфолио» (дневник личных достижений)

В зависимости от направления формы учета (аттестации) могут быть следующие: собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, практические работы, зачеты, выставки, отчетные концерты, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, турниры, спектакли, итоговые занятия, концертные выступления, защита творческих работ и проектов, докладов, тематические чтения, собеседования.

       

         Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет: Доноведение

Класс: 1

Учитель: Телицына И.З.

№ уро-ка

Дата

 по плану

КТП

Дата по факту

Тема

Кол-во час

по плану

Кол-во час

по факту

Причина

 корректировки

Способ

корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по доноведению

В предлагаемой программе отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом целей и задач изучения предмета «Доноведение».Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Рос...

Пояснительная записка к рабочей программе по доноведению для 3 класса.

Рабочая программа по доноведению  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития...

Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса

Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса...

Рабочая программа по доноведению 3 класс.

Рабочая программа по доноведению 3 класс....

Рабочая программа по доноведению 1 класс.

Рабочая программа  по доноведению 1 класс....

Рабочая программа по доноведению 2 класс.

Рабочая программа  по доноведению 2 класс....

Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса

Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса...