рабочие программы по Доноведению 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа "Доноведение" 1класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_donovedenie_1_kl_.doc | 221 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЯЧКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Почтовый адрес: 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино, ул. Мира, 16
Телефон: (886386) 35-2-48, 35-2-08
Юридический адрес: 346054, Ростовская область, Тарасовский район, сл. Дячкино, ул. Мира, 16
Е-mail: dyachkino_sosch@mail.ru
_______________________________________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1 от 24.08.2020 г. _______________ Руководитель МО (Афанасьева Н.Н.) | СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по ВР Калашникова Т.И. (Подпись) 24.08.2020 г. | ПРИНЯТО на заседании Педагогического Совета Протокол № 1 от 28.08.2020г. Председатель _________________ С.О.Звягинцева | УТВЕРЖДАЮ Директор _____________ С.О. Звягинцева Приказ от 31.08.2020г. № 49 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Доноведение»
Уровень общего образования : начальное общее, 1класс
Направление деятельности: гражданско-патриотическое
Количество часов в неделю: 1 час
Педагог дополнительного образования: Телицына Инесса Зиновьевна
Квалификационная категория: первая
2020-2021 учебный год
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Законы:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015);
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Постановление:
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы общеобразовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (вместе с «СП 3.1/2.4.3598-20, Санитарно-эпидемиологические правила…») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 №58824).
- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности. Письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от18 августа 2017г.№09-1672
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
-Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ Дячкинской СОШ;
-Плана внеурочной деятельности МБОУ Дячкинской СОШ на 2020-2021 учебный год
- Рабочая программа составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности «Доноведение» канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревской. Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС».2014г
Рабочая программа опираются на:
Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2017-19.
Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2020
Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Доноведение» рекомендовано для внеурочной деятельности новым стандартом.
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
- Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
- Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
- Для установления смысловых связей между основным пропедевтическим содержанием исторического, географического образования и краеведческим материалом важны внутрипредметные и межпредметные связи.
Так, например, дети получают первичные представления о своём крае в контексте основного содержания на уроках окружающего мира. На уроках доноведения эти сведения конкретизируются и расширяются. Каждый содержательный блок данного курса подкрепляется продуктивными видами деятельности. Так, например, на уроках доноведения дети изготавливают коллажи и другие коллективные композиции из поделок и рисунков. Знания и умения, приобретённые на уроках окружающего мира, литературы, изобразительного искусства и трудового обучения, углубляются при знакомстве с жизнью и бытом края. Итоги такой работы демонстрируются во время общих праздников, деловых игр, викторин и др.
- Интегративный подход осуществляется при подготовке рассказа по иллюстрации. Следует помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем об этом рассказать. В младших классах школьники учатся работать с иллюстрациями. Наша практика преподавания свидетельствует, что школьники часто ограничиваются простым перечнем изображённых лиц и действий. Задача учителя - научить учащихся проводить элементарный анализ рисунка, составлять рассказ по иллюстрации. Учащиеся должны знать, что на переднем плане рисунка обычно размещаются главные действующие лица. И именно с них начинается обзор рисунка. Далее устанавливается, что изображено на заднем плане, слева, справа. Затем следует описать внешний вид людей, их действия, орудия труда, оружие, постройки. Задача учителя состоит в том, чтобы учить детей видеть связь между изображёнными на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному. Важно научить их анализировать и описывать не только сюжетные рисунки, но и статичные иллюстрации – памятники архитектуры, искусства - по плану: 1- название памятника, 2- время его создания (год, век или период истории), 3 – в память (в честь чего, кого) какого события построен, 4 – кто его построил, 5 – внешний вид. При этом не всегда можно будет ответить на все предложенные пункты, например, часто неизвестны авторы того или иного творения.
- Для детей целесообразно рекомендовать такие задания: нарисовать сюжет к прочитанному рассказу, подобрать пословицы и поговорки по теме, подготовить сообщение с привлечением дополнительного материала. На уроке желательно использовать школьный атлас Ростовской области. В рабочих тетрадях «Доноведения» представлены задания, на которых дети учатся ориентироваться по карте: определять границы области, находить названия, указывать города и реки родного края и т.п.
- При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах. Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
- парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
- групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
- командные игры, когда класс делится на две команды.
Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.
Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
- При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
- В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
- Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В УМК «Доноведение» представлено описание обычаев и обрядов, уходящих своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. Такие материалы можно использовать и вне уроков.
Место учебного предмета
Программа внеурочной деятельности «Доноведение» в 1 классе рассчитана на 33 часа из расчета 1 ч в неделю.
Согласно календарному учебному графику МБОУ Дячкинской СОШ на 2020-2021 и расписанию занятий по внеурочной деятельности, планирование составлено на 31ч., так как 2 часа приходятся на праздничные дни (3.05, 10.05.). Программный материал будет реализован полностью за счет уплотнения занятий по повторению. Срок реализации программы с 7.09.20г по 24.05.21г
Раздел 2. Планируемые результаты формирования УУД средствами предмета
«Доноведение»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные УУД
Обучающийся получит возможность иметь представление:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
- об истории родного края;
У обучающегося будут сформированы:
знать:
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
Личностные, метапредметные УУД
могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
Для учета образовательных результатов внеурочной деятельности используется психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учета как «портфолио»
Экскурсии
В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному селу:
«Родное село», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»
Раздел 3. Содержание предмета «Доноведение»
1 класс
Введение (1ч)
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.
Я и окружающий мир (2ч)
Родной край.
Природа Донского края (26ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.
Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.
Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.
Человек и природа ( 4ч)
Занятия людей Донского края в разные времена года.
Экскурсии
В школьный двор, парк, зоопарк; к водоёму, по родному селу:
«Родное село», «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма»
Раздел4. Календарно-тематическое планирование курса «Доноведение»
1 класс (1ч в неделю)
№ ур | Тема | Кол-во час | Дата (план) | Дата (факт) |
1 | Вводное занятие Мы теперь не просто дети | 1 | 7.09 | |
2 | Родной край. | 1 | 14.09 | |
3 | Времена года. | 1 | 21.09 | |
4 | Осень. Осенние месяцы. | 1 | 28.09 | |
5 | Осенние изменения в природе. Экскурсия. | 1 | 5.10 | |
6 | Осенние изменения в природе. | 1 | 12.10 | |
7 | Растения осенью. | 1 | 19.10 | |
8 | Листья жёлтые летят.. | 1 | 26.10 | |
9 | Занятия людей осенью | 1 | 9.11 | |
10 | Что растёт на огороде и в саду? | 1 | 16.11 | |
11 | Что растёт в поле? | 1 | 23.11 | |
12 | Жизнь животных осенью. | 1 | 30.11 | |
13 | Осень в моём краю. | 1 | 7.12 | |
14 | Зимние изменения в природе. Экскурсия. | 1 | 14.12 | |
15 | Зимняя сказка. | 1 | 21.12 | |
16 | Зимние изменения в природе. | 1 | 28.12 | |
17 | Жизнь животных зимой. | 1 | 11.01 | |
18 | Живой уголок. | 1 | 18.01 | |
19 | Занятия людей зимой. | 1 | 25.01 | |
20 | Весна. Весенние месяцы. | 1 | 1.02 | |
21 | Весна. Экскурсия. | 1 | 15.02 | |
22 | Весенние изменения в природе. | 1 | 22.02 | |
23 | Растения весной. | 1 | 1.03 | |
24 | Жизнь животных весной. | 1 | 15.03 | |
25 | Занятия людей весной. | 1 | 29.03 | |
26 | Летние изменения в природе. Экскурсия. | 1 | 5.04 | |
27 | Летние изменения в природе. | 1 | 12.04 | |
28 | Что растёт на лугу? | 1 | 19.04 | |
29 | Что растёт у водоёма? Экскурсия. | 1 | 26.04 | |
30 | Жизнь животных летом Занятия людей летом | 1 | 17.05 | |
31 | Обобщение. Проект «Родной край» | 1 | 24.05 | |
Итого | 31 |
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Кол-во экскурсий | Кол-во проектов |
1 | Введение | 1 | ||
2 | Я и окружающий мир | 2 | ||
3 | Природа Донского края | 24 | 4 | 1 |
4 | Человек и природа | 4 | 1 | |
Итого | 31 | 4 | 2 |
Тематическое планирование курса «Доноведение»
1класс
№ ур | Тема урока | № зад в тетр | Виды деятельности на уроке |
1 | Вводное занятие. | 1 | Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение». Раскрашивание картинки (с.3) |
2 | Родной край. | 2 | Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке. |
3 | Времена года. | 3 | Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок (стр.6). Ответы на задания: 1.весна. 2. осень. 3. зима. 4 лето |
4 | Осень. Осенние месяцы. | 4 | Разгадывание кроссворда (с.7). Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (7) Ответы на задания: 1. сентябрь. 2. октябрь.3. ноябрь. |
5 | Осень. Экскурсия. | Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений об осени. Сбор природного материала. | |
6 | Осенние изменения в природе. | 5,6 | Раскрашивание картинки (с.9). Беседа об осенних изменениях в природе. |
7 | Растения осенью. | 7,8,10 | Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев) |
8 | Листья жёлтые летят.. | 10, 9,11 | Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев. |
9 | Занятия людей осенью | 12 | Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке. |
10 | Что растёт на огороде и в саду? | 13,14,15. | Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам. Ответы на задания: 13 – 1.огурец, 2.помидор, 3. морковь. 4. щавель, 5. редиска. 14 – 1. вишня, 2. слива, 3. абрикос, 4. яблоко, 5. орех, 6. лимон. 15 – 1.вороний глаз, 2.земляника, 3.малина, 4.ландыш, 5.чёрная смородина, 6. волчье лыко, 7. виноград. |
11 | Что растёт в поле? | 16, 17 | Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу. Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажан) |
12 | Жизнь животных осенью. | 18, 19 | Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких) Ответы на задания: 18 – 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5. цапля. 19 – 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ёж, 6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса, 11.кот, 12. бобры. |
13 | Осень в моём краю. | 20 | Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламированье стихотворений. Составление рассказа по картинке. |
14 | Зимние изменения в природе. Экскурсия. | Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о зиме. | |
15 | Зимняя сказка. | 21, 22 | Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок. Ответы на задания: 21 – 1.декабрь, 2. январь, 3. февраль. |
16 | Зимние изменения в природе. | 23, 24 | Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок. |
17 | Жизнь животных зимой. | 25, 26, 27 | Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа. Ответы на задания: 26- ворона, сорока и синица – всеядны; воробей, голубь любят крошки, семена, крупу; свиристель – ягоды рябины. 27 – 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6. олень, 7. сова. |
18 | Живой уголок. | 28 | Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда. Ответы на задания: 28 – по горизонтали: аквариум, попугай, ящерица; по вертикали: террариум, фикус, рыбки, хомяк. |
19 | Занятия людей зимой. | 29 | Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке. |
20 | Весна. Весенние месяцы. | 30 | Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. |
21 | Экскурсия. | Беседа об изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о весне. | |
22 | Весенние изменения в природе. | 31, 32, 33 | Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение. |
23 | Растения весной. | 34 | Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок. |
24 | Жизнь животных весной. | 35, 36 | Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных. |
25 | Занятия людей весной. | 37 | Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение. |
26 | Экскурсия. | Беседа о летних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о лете. | |
27 | Летние изменения в природе. | 38, 39, 40, 41 | Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. |
28 | Что растёт на лугу? | 42 | Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок. |
29 | Экскурсия на водоём | Беседа о водоёмах края. Рисование. | |
30 | Что растёт у водоёма? | 43 | Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок. |
31 | Жизнь животных летом | 44 | Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Чтение учителем (с.52) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных. |
Занятия людей летом | 45 | Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» по картинкам. Чтение (с.54) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение. | |
Обобщающеезаняти | 46-47 | Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. |
Раздел 5. Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности
Для учета образовательных результатов внеурочной деятельности используется психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учета как «портфолио» (дневник личных достижений)
В зависимости от направления формы учета (аттестации) могут быть следующие: собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, практические работы, зачеты, выставки, отчетные концерты, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, турниры, спектакли, итоговые занятия, концертные выступления, защита творческих работ и проектов, докладов, тематические чтения, собеседования.
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет: Доноведение
Класс: 1
Учитель: Телицына И.З.
№ уро-ка | Дата по плану КТП | Дата по факту | Тема | Кол-во час по плану | Кол-во час по факту | Причина корректировки | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по доноведению
В предлагаемой программе отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом целей и задач изучения предмета «Доноведение».Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Рос...
Пояснительная записка к рабочей программе по доноведению для 3 класса.
Рабочая программа по доноведению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития...
Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса
Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса...
Рабочая программа по доноведению 3 класс.
Рабочая программа по доноведению 3 класс....
Рабочая программа по доноведению 1 класс.
Рабочая программа по доноведению 1 класс....
Рабочая программа по доноведению 2 класс.
Рабочая программа по доноведению 2 класс....
Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса
Рабочая программа по доноведению начального общего образования для 3 класса...