Региональная открытая конференция «Концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметных областей и учебных предметов: практики реализации»
статья

Бигдай Елена Алексеевна

Педагогический диалог: актуальные проблемы обучения чтению в начальной школе»

«Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников»

 Читательская компетентность младших школьников:

сущность, структура, показатели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moya.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Региональная открытая конференция

«Концепции модернизации содержания и технологий

преподавания предметных областей и учебных предметов: практики реализации»

Секция 1. «Педагогический диалог: актуальные проблемы обучения чтению в начальной школе»

Подсекция 1.3. «Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников»

Бигдай Елена Алексеевна, учитель начальных классов,

первая категория, МБОУ Школа № 99 г.о. Самара

Самара, 2019

Читательская компетентность младших школьников:

сущность, структура, показатели

 Перед современной школой поставлена задача достижения необходимого уровня читательской компетентности, общего речевого развития младших школьников. В контексте Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования – это: овладение техникой чтения вслух и про себя, анализ художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Формирование читательской компетентности младших школьников позволит вывести «чтение на уровень личностной ценности и фактора социального успеха».

Читательская компетентность младших школьников есть личностная характеристика, это сформированная способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Разграничивая понятия «компетентность» и «компетенция»,  применительно к младшим школьникам, первое относится к качествам личности, способной использовать свои знания, умения и навыки для продуктивной читательской деятельности, а второе с содержанием самой деятельности, как способности решать проблемы в процессе чтения. И эти компетенции должны развиваться таким образом, чтобы они способствовали эффективности усвоения знаний школьниками. В процессе обучения необходимо определить критерии особенности детей, определить начальный уровень развитости умений и навыков, от которого нужно отталкиваться в организации читательской деятельности, какие направления в работе будут эффективными.    

Составляющими читательской  компетентности младших школьников являются возрастные новообразования.

В познавательной сфере (развитие интеллекта и механизма познания):

     -        приобретение учеником знаний (запомнил, воспроизвёл, узнал);

     -        формирование понимания и воспроизведения (объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал).

В психологической структуре и содержании деятельности (становление целей, мотивов, способов и средств деятельности): ученик определил ценность и значение учения для собственного развития.

В развитии личности через деятельность (развитие ценностных ориентиров, самопознание, самооценка): ученик научился применять знания в конкретной ситуации, обобщать и систематизировать их.

Стандартом начального общего образования выделены виды УУД, которые необходимо формировать у учащихся как основу умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия включают сформированность  внутренней позиции обучающихся, адекватную мотивацию учебной деятельности  (учебные и познавательные мотивы), действия смыслообразования и самоопределения – личностно-ценностная компетенция.

Регулятивные универсальные учебные действия включают овладение действиями, обеспечивающими организацию учебной деятельностью, целеполагание, прогнозирование, способность понимать учебную цель и задачу, планировать её организацию.

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные (поиск информации) и логические действия (анализ, синтез, сравнение, классификация) – учебно-познавательная компетенция.

Коммуникативные универсальные учебные действия включают умение сотрудничать, принимать и передавать информацию – информационно-коммуникативная компетенция.

Одним из требований  Государственного стандарта к младшему школьнику является его гражданская активность, умение ориентироваться в окружающей среде, способность видеть и понимать в нём свою роль и предназначение. Указанные компетенции являются составляющей читательской компетентности младших школьников. Формирования позитивного отношения к себе как читателю и к книге как предмету культуры, использование читательской деятельности для самовыражения.

Рассмотрим специфику формирования читательской компетентности младших школьников, её структуру.

 Структура читательской компетентности.

1. Владение техникой чтения (когнитивный аспект). В результате овладения первым компонентом читательской компетентности у учащихся должен сформироваться осмысленный навык чтения – это общеучебное умение необходимо для осознанного чтения текстов, работы с различной информацией.

2. Владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения (когнитивный аспект). Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным, но и мыслящим (деление текста на части, опора на ассоциации, значимые слова, короткие фразы). Для осмысления текста используются смысловые догадки, предвидение будущего; высокая интеллектуальная активность.

3.  Знание книг и умение их самостоятельно выбирать (когнитивный и мотивационный аспект). Самостоятельное чтение – это индивидуальное, без помощи взрослого общение с миром книг, осознанный выбор книг для себя. Компетентный читатель – тот, кто обращается за ответом прежде всего к книгам.

4. Эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе (ценностно-смысловой аспект). Понимание  произведения как особого вида искусства, его ценность и выразительность; сравнение искусство слова с другими видами искусства (музыка, живопись и др.); находить сходства и различия; создавать свои произведения на основе прочитанных.

5.  Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений (ценностно-смысловой аспект). В процессе работы с произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствуют воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Для выявления взаимосвязи между элементами структуры необходимо рассмотреть функции компетенций (деятельности). Образовательная – читать, чтобы знать; коммуникативная -  читать, чтобы уметь;  информационная – читать, чтобы владеть;  гедоническая – читать, чтобы получить удовольствие,  эстетическое наслаждение;  социальная – читать, чтобы адаптироваться в обществе;  развивающая – читать, чтобы понимать, ориентироваться в книжном окружении. Все читательские компетенции между собой взаимосвязаны.

В формировании читательской компетентности младших школьников есть определенные критерии.

Мотивационный критерий – выявление внутренних и внешних мотивов читательской деятельности, создание условий, которые способствуют вхождению в мир литературы, в выборе книжного окружения, влияющие на отношение младших школьников к чтению. Основой усвоения чтения становится формирование устойчивого интереса к книге как источнику осознания читателем окружающей действительности: полноценно читать – это значит думать над книгой до её чтения, в процессе чтения и после того, как книга закрыта.

Чтение обогащает внутренний мир читателя, развивает творческое мышление, закрепляет читательские знания и умения, учит общению и самостоятельности. Эти способности должны быть развиты в процессе чтения и воспитания у каждого ребёнка, хотя уровень их развития будет у каждого свой. Задача учителя – определить индивидуальные задатки младших школьников и найти подходы к формированию у всех детей «стремления всегда слушать и слышать книгу».

Показателями мотивационного критерия является потребность в чтении, самостоятельность в работе с книгой, наличие личностного отношения к чтению.

Потребность в чтении проявляется в умении ставить цели чтения, пересказывать текст полно, выборочно, кратко, выделять главные слова в тексте, обороты речи, формулировать смысл произведения. Читательская самостоятельность проявляется в умении использовании метода чтения-рассматривания книги, составлять аннотацию, ставить типовые вопросы, знать приёмы чтения и жанры произведений, определять авторское отношение к тексту.

С совершенствованием чтения увеличивается мотивация учебно-познавательной деятельности, не только наличие знаний, но и их приобретения. Данный критерий является основным побуждающим фактором при обучении чтению, развитию познавательных, коммуникативных и информационных навыков детей.

Деятельностный  критерий – характеризует обучение, связанное с усвоением знаний, формированием умений и навыков чтения. Развитие мотивированности чтения и формирования читательских умений, переносит познавательные потребности и мотивы в читательскую деятельность. Главным при этом является развитие личности младшего школьника при овладении читательской деятельностью, создание условий для постановки собственных целей чтения и их достижения.

Деятельностный критерий несёт умение пользоваться полученной информацией, работать с тестом, наличием навыка чтения и развитием умения учебного сотрудничества.

Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.

Этапы формирования читательских интересов:

6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - «малышки» они неизменно предпочитают «толстым».

8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

Формирование навыка чтения тесно связанно с полным и глубоким пониманием прочитанного. Скорость чтения не может быть показателем сформированности навыка чтения, так как она постоянно меняется. К внешним признакам навыка чтения относим: правильность, беглость, осознанность, выразительность. Навык чтения в начальной школе проходит несколько этапов: чтение по слогам, целыми словами, словосочетаниями, про себя, поисковым способом.

В начальных классах формируется правильность и осознанность чтения, наращивается беглость и элементарная выразительность чтения. Это -  качество навыка чтения, который и является средством формирования читательской компетентности младшего школьника.

При обучении чтению важным является освоение технических навыков чтения. Вместе с тем, ещё Л.С. Выготский говорил, что чисто механическая способность читать скорее задерживает, чем продвигает вперёд интеллектуальное развитие ребёнка.

Для становления основ читательской компетентности младших школьников необходимо формирование читательских умений работать с текстом: выделять главное, самостоятельно формулировать тему произведения, делить текст на части, устанавливать взаимосвязь смысловых частей.

Наличие знаний, умений и навыков работы с текстом является результатом приобщения младших школьников к чтению. Это мотивирует читательскую деятельность, процесс чтения приобретает личностный смысл, формируется умение пользоваться полученной информацией:

- называть прочитанное произведение;

- определять проблемную ситуацию, излагать суть, находить способы решения проблемы, уметь оценивать результативность;

- умение составлять характеристику героя.

Развитие учебного сотрудничества, способствует формированию таких умений, как:

- участие в дискуссии, поддержка диалога;

- работа в команде, подбирать, обрабатывать, обобщать и сохранять информацию;

- определение для себя цели совместной познавательной деятельности.

В результате формирования умений младшие школьники настраиваются на восприятие произведения.

Когнитивный критерий – развитие познавательных (когнитивных) процессов в учебной деятельности. Задача учителя организовать познавательную деятельность младших школьников на уроках чтения по схеме ученик – учитель - учебный материал так, чтобы она была направлена на развитие потребности в чтении и носила поисковый, творческий характер.

 Показателями данного критерия является: сформированность читательского кругозора и литературоведческих представлений как способности ориентироваться в мире книг, доступных для детского восприятия и понимания.

Читательский кругозор определяется знанием отечественных и зарубежных авторов, жанров, тем чтения. Формирование читательского кругозора начинается после изучения читательских интересов.

Отбор произведений и научно-познавательной детской литературы проходит по трём принципам:

- жанровое и тематическое разнообразие;

- расширения проблематики читаемого;

- оптимальное соотношение произведений.

Наличие литературоведческих представлений характеризуется умением находить средства выразительности, знанием компонентов произведения и умение их находить, знанием жанров литературы. Формирование литературоведческих представлений, целостность восприятия требует системного подхода ко всем компонентам произведения: вопросы ставим по теме и проблеме, об образах, по сюжету, о композиции, о языке, о жанре, об идеях. Для осмысленного выразительного чтения применяется речевая партитура: подчёркиваются важные по смыслу слова, расставляются паузы, показывается подвижность голоса, проговариваются трудные в орфоэпическом плане слова.

Показатели полноценного восприятия литературного текста сводятся к умению: последовательно передавать события, описанные в тексте, разбивать текст на части и озаглавливать их словами из текста, формулировать главную мысль и идею произведения. Необходимо углублять первоначальное представление  от  книги через развитие у учащихся творческого воображения, наблюдательности, мышления, эмоционального сопереживания, на основе представлений о писателях, их творчестве и языке искусства. Восприятие произведения – это понимание и представление прочитанного, проникновение в смысл, умение вести диалог с текстом и автором произведения.

Исходя из определения читательской компетентности, можно выделить личностную направленность как результат, которого может добиться младший школьник  через практику, опыт, мотивацию, а так же знания и умения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования, в основе которого лежит системно–деятельностный   подход, предполагает   воспитание  и  развитие качеств личности,  отвечающих требованиям  информационного общества,  личности,  свободно ориентирующейся  в  потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуча...

Интеграция предметной области ОДНКНР в предметы гуманитарного цикла.

Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России должно помочь в воспитании российской гражданской идентичности, способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Оно д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Язык и речевая практика» по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предметной области «Язык и речевая практика» по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" предметная область "Язык и речевая практика" 1 класс

Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (инте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (II вариант) Предметная область «Математика» учебного предмета «Математические представления» для начального общего образования 4 ГУО класс

Разработала и успешно реализую рабочую программу , на основе АООП начального общего образования обучающихся с глубоко умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант ГБОУ «Русск...

Рабочая программа предметной области «Искусство» учебного предмета «Рисование» для 4 класса

Разработала и реализую рабочую программу на основе АООП начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант, ГБОУ "Русско-Акташская шк...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» (предметная область «Язык и речевая практика») для обучающихся 2 класса (вариант 4.3)

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» (предметная область «Язык и речевая практика») для обучающихся   2 класса (вариант 4.3) содержит поясни...