Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы" 2 класс Шефер Т.Н.
рабочая программа (2 класс)

Шефер Татьяна Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведы" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_kraevedy_2_kl.docx39.83 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                         

Рабочая программа

по внеурочной деятельности «Краеведы»

для 2 «В» класса

учителя: Шефер Татьяны Николаевны

2019-2020 учебный год


Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведы» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования и предназначена для учащихся 2 класса.

Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение.

Программа занятий «Краеведы» изучается  во 2-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках  внеучебной деятельности.  Программа имеет краеведческую, социальную, патриотическую, экологическую направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.

Цель: способствовать воспитанию у детей нравственности и духовности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа.

Задачи:

  • побудить школьника к познанию истории своего народа и самого себя через историю своей семьи;
  • приобщать учащихся к историческому и духовному наследию малой Родины через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры;
  • познакомить ребят с историей села, в котором они проживают;
  • организовать познавательную деятельность младших школьников.

Общая характеристика внеурочных занятий

Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры.

Уникальность нашей области притягивает, удивляет и заставляет задуматься о необходимости и возможности сохранения этого наследия как основы всего нашего жизненного устройства. В связи с этим вопросы изучения родного края становятся все более актуальными для современного образования. Это связано с тем, что объекты природного и культурного наследия обладают значительным потенциалом и способствуют целостному развитию всех сфер сознания личности. Изучение культурного наследия и природного богатства нашего края обеспечивает связь сегодняшнего дня с прошлым и будущим на конкретной территории, а значит, выполняет важную функцию воспитания духовно-нравственных и патриотических качеств подрастающего поколения.

Внеурочная деятельность по краеведению в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает импульс к самостоятельной деятельности. Занятия по изучению родного края способствует формированию нравственных убеждений, творческих способностей. Занятия в кружке помогут учащимся овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в недалеком будущем.

Процесс познания родного края необходимо тесно связывать с изучением его природы, с начальным экологическим и эстетическим воспитанием. Занятия в кружке предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к памятникам прошлого. Следуя таким путем, можно заложить основы высококультурной разносторонней личности. На занятиях ведется целенаправленная работа над осознанием каждым школьником своей личной связи с историей Родины.

Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии по своему родному краю,  встречи с интересными людьми, живущими рядом, сбор краеведческого материала, тематические экскурсии в музеи Калининградской области.

Свои впечатления об увиденном и услышанном на занятиях, учащиеся оформляют в виде фотографий, рисунков, аппликаций, устных рассказов, создают проекты.

Описание места внеурочных занятий

Данная программа предназначена для учащихся 2 класса, рассчитана на 34 ч.

Программа направлена на закрепление умений и навыков, полученных при изучении отдельных тем уроков окружающего мира. Занятия проводятся в форме экскурсий по родному краю.

Ценностные ориентиры:

Ценность человеческой жизни — как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Дар слова — как возможность получать знания, общаться.

Ценность природы — осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимо- поддержка.

Ценность добра — как проявление высших человеческих способностей — любви,

сострадания и милосердия.

Ценность познания мира — ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему — «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора — как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.

 Ценность любви к Родине, народу — как проявление духовной зрелости человека, выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Данная программа способствует формированию у младших школьников следующих видов универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Планируемые результаты реализации программы кружка « Краеведы» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

Школьники приобретают знания об истории города Калининграда, об основных занятиях и быте людей, проживающих на территории старинного города Кенигсберга; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и первых переселенцах; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.

Ученик научится:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).

Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.

Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).

Школьник может приобрести опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.

Ученик научится:

  • включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Содержание занятий

Раздел 1 «Город, в котором я живу»-6ч

Значение слова «Родина». Понятие «малой родины». Место Калининградской области на карте России и значение для страны.

Раздел 2 «Что нас окружает?»- 3ч

Природа Калининградской области

Название реки Преголя. Полезные ископаемые края. Крупные города области. Национальный парк «Куршская коса»

Раздел 3 «Культурное наследие города Калининграда»- 4ч

Культурные места города. Театры, музеи, картинная галерея, Калининградская  филармония и другие культурные места города. Топонимика. Происхождение названий географических объектов Калининградской области по народным преданиям.

Творческая деятельность обучающихся.

Раздел 4 «Спортивная жизнь города»-2 ч

Спортивные сооружения города. Наши чемпионы

Раздел 5 «Моя семья, мои близкие»-3 ч

Моя семья – частичка города. Моя семья. Моя фамилия, имя, отчество. Рисуем свою семью. Пословицы и поговорки о семье. Моя родословная. Создание генеалогического древа.

Раздел 6 «Традиционные народные праздники, народные забавы» 4ч

Народные праздники

Раздел 7 «Растительный мир области»-4ч

Флора Калининградской области. Леса, рощи. Разнообразие растительности области. Кустарники, деревья наших лесов и парков. Растения-хищники.

Красная книга Калининградской области

Раздел 8 «Животный мир области»-4ч

Фауна Калининградской области. Животные Калининградской  области,

занесенные в Красную книгу. Создание альбома.

Красная книга Калининградской области

Раздел 9 «Памяти павших будьте достойны …»-4ч

Великая Война и Великая Победа. Акция «Никто не забыт - ничто не забыто!»

Памятники советским воинам в нашем городе

Литература.

  1. Внеурочная деятельность учащихся начальной школы Примерные программы /Авторы: Т.Н. Тишина, И.В. Карпеева, Т.В. Аристова, Е.Н. Бойко. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор: пособие для учителя – М., Просвещение, 2010г.
  3. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов /сост. Р. В. Назарова и др. – Москва «Просвещение», 1988, с. 31-35.
  4. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4). М., «Просвещение», 1990.

Тематическое планирование

№ п/п

Календарные сроки

Темы уроков

Содержание программы

Всего часов

Форма занятия

Раздел 1 «Город, в котором я живу»

 

1

сентябрь

Моя малая родина

Значение слова «Родина». Понятие «малой родины». Место Калининградской области на карте России и значение для страны.

 

1

Беседа, конкурс рисунков на тему «Моя малая родина»

2

сентябрь

Из истории города

Город Кёнигсберг Современный город Калининград

1

3-4

сентябрь

Достопримечательности города Калининграда

Памятные места города.

2

Беседа, дидактические игры

5-6

октябрь

Улицы моего города

Новые и старые названия улиц города. Улицы в числах. Из истории происхождения названий улиц.

2

Виртуальная экскурсия по улицам города

Мини-проект «История улицы, на которой я живу»

Раздел 2 «Что нас окружает?»

 

7

октябрь

Природа Калининградской области

Название реки Преголя. Полезные ископаемые края. Крупные города области.

1

Исследование

8

октябрь

Национальный парк «Куршская коса»

История создания. Флора и фауна. Памятники природы и культуры.

1

Беседа, дидактические игры

9

ноябрь

Учимся беречь природу

Обсуждение правил поведения в природе.

1

Деловая игра, создание плакатов на экологическую тему

Раздел 3 «Культурное наследие города Калининграда»

 

10-11

ноябрь

Культурные места города

Театры, музеи, картинная галерея, Калининградская  филармония и другие культурные места города.

2

Презентация, беседа

Посещение театра, библиотеки, краеведческого музея (на выбор)

12-13

декабрь

Легенды и были

Топонимика. Происхождение названий географических объектов Калининградской области по народным преданиям.

Творческая деятельность обучающихся.

2

Чтение легенд и былей об янтаре Конкурс мини-сочинений о родном крае, инсценирование.

Раздел 4 «Спортивная жизнь города»

 

14

декабрь

Наши земляки – чемпионы спорта

Спортивные сооружения города. Наши чемпионы

1

Ученические презентации

15

декабрь

Малые Олимпийские игры

Проведение спортивных состязаний

1

Спортивный праздник

Раздел 5 «Моя семья, мои близкие»

 

16

январь

Моя семья – частичка города

Моя семья. Моя фамилия, имя, отчество. Рисуем свою семью. Пословицы и поговорки о семье. Моя родословная. Создание генеалогического древа.

1

Конкурс рисунков, диспут, беседа, викторина

17-18

январь

февраль

Семейные традиции

Подготовка и проведение семейного праздника «Мы – одна семья»

2

Семейный праздник

«Мы - одна семья»

Раздел 6 «Традиционные народные праздники, народные забавы»

 

19-20

февраль

Старинные и современные детские игры

Знакомство со старинными и современными детскими играми, разучивание правил.

2

Подвижные игры в помещении и на улице

21-22

февраль

Народные праздники

Масленица. Ждем весну. Старинные обычаи встречи весны. Народные приметы, пословицы, поговорки о весне.

2

Праздник «Встреча весны»

Раздел 7 «Растительный мир области»

 

23

март

Флора Калининградской области

Леса, рощи. Разнообразие растительности области. Кустарники, деревья наших лесов и парков. Растения-хищники.

1

Экскурсия в краеведческий музей

24-25

март

Красная книга Калининградской области.

Растения Калининградской области, занесенные в Красную книгу. Создание альбома.

2

Презентация, викторина

Создание альбома

26

март

В сосновом лесу

 

1

Экскурсия в сосновый лес

Экологический десант

Раздел 8 «Животный мир области»

 

27-28

апрель

Фауна Калининградской области

Богатство животного мира.

2

Викторина, беседа

Заочная экскурсия по лесам области

Создание коллажа

29-30

апрель

Красная книга Калининградской области.

Животные Калининградской  области, занесенные в Красную книгу. Создание альбома.

2

Беседа

Создание альбома

Раздел 9 «Памяти павших будьте достойны …»

 

31

май

Великая Война и Великая Победа

Памятники советским воинам в нашем городе

1

Литературно-музыкальная композиция

32

май

Акция «Никто не забыт - ничто не забыто!»

Участие в митинге, посвященном Дню Победы

1

Митинг у братской могилы п.Луговое

33

май

Фотовыставка «Такой разный город».

Фотографирование красивых (любимых) мест города.

1

Творческий отчет

34

май

Итоговое занятие. Что я знаю и могу.

Защита ученических проектов

1

Научно-практическая конференция «Юный краевед»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по технологии 2 класс Шефер Т.Н.

Рабочая программа по технологии 2 класс Шефер Татьяна Николаевна...

Рабочая программа по музыке 2 класс Шефер Т.Н.

Рабочая программа по музыке 2 класс Шефер Татьяна Николаевна...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" 2 класс Шефер Т.Н.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" 2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс Шефер Т.Н.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...