Рабочая программа к курсу «Региональная литература» М. Н. Ходаковской ("Лукошко")
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа разработана на основании примерной программы начального общего образования и авторской программы общеобразовательных учреждений М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений, г.Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2008 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpktp_literatura_dv_2_kl.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании примерной программы начального общего образования и авторской программы общеобразовательных учреждений М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений, г.Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2008 г.
В примерную и авторскую программы внесено: формы организации образовательного процесса, перечень контрольных мероприятий, календарно-тематическое планирование, информация об использованных учебниках. Добавлены задачи и цели, в связи с изменениями в учебных планах, уставе школы и веяниями нового времени. Изменено количество часов на работу с текстами из-за того, что в авторской программе указано примерное количество часов и разрешено автором авторской программы М. Н. Ходаковской каждому учителю самостоятельно решать, сколько времени работать с тем или иным произведением. В программу добавлены знания и умения, которые данная программа должна обеспечить учащимся в конце учебного года, т.к. в авторской программе такого не предусмотрено.
Государственные программы не включают тематику детской дальневосточной литературы. Концепция по народному образованию ориентирует учителей на региональный компонент содержания образования.
Требования к урокам литературы Дальнего востока остаются традиционными, меняется только содержание, которое предполагает развитие внимания интереса к чтению книг писателей-дальневосточников и формирует представления детей о социокультуре родного края. Дальневосточная литература знакомит детей с творчеством лучших дальневосточных писателей, пополняет знания детей об истории и природе нашего родного дальневосточного края, рассказывает о жизни детей на севере Чукотки, Охотоморском побережье, в маленьких амурских сёлах. Литературные герои дальневосточной литературы, вошедшие в повести, рассказы и сказки помогают детям задуматься, поразмышлять о том, как важно в жизни быть сильным, справедливым, внимательно относиться к людям, быть верным в дружбе, защищать слабых.
Структурно-образующий принцип программы – жанрово-тематический. В программу введены произведения разные по жанрам. Отдельный раздел хрестоматии отведен сказкам малочисленных народов Приамурья, авторским сказкам, сказкам национальных сказителей. Тексты в хрестоматии объемные, сложные по структуре, они рассчитаны на домашнее чтение и обсуждение в классе. Занятия по литературе Дальнего Востока рекомендуется проводить с использованием различных форм.
Задачи уроков :
- выработка интереса к чтению произведений дальневосточных писателей;
- развитие связной устной и письменной речи, творческих способностей;
- индивидуальное развитие ребенка и его продвижение в совершенствовании навыков чтения;
- выработка умения самостоятельно читать произведение и размышлять над ним.
Программа рассчитана на 68 ч (2 час в неделю); 1четверть-18ч.; 2 четверть-14 ч.; 3 четверть-19 ч.; 4 четверть-17ч.
Для реализации рабочей программы используются учебно- методические пособия, включающие в себя:
Программа по региональной литературе. Начальная школа- Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2008 г.
Учебник:
1.Ходаковская М. Н. «Лукошко» 1, 2 класс: Хрестоматия по дальневосточной литературе, - Хабаровск, издательский дом «Приамурские ведомости», 2008 г.
Содержание тем учебного курса
2 класс – 68 ч (2 час в неделю)
«Живи сказка» -21ч.
В Шульжик «Над Амуром чайка-птица; П. Комаров. Старые сказки. Стихи;Удэгейская сказка. «Два охотника»;Нивхская сказка. «Почему у бурундука на спине полоски»; Негидальская сказка. «Мальчик и тигр»; Нанайские сказки. «Как белка с бурундуком дружить перестали»; Чунер Таксами. «Ленивая навага (по мотивам нивхских народных сказок);Эльвира Кириченко «Сказки дремучей тайги»; Евгений Наумов. «Сказки северного сияния»; Дмитрий Нагишкин «Амурские сказки»; Александр Лепетухин. «Хехцирские сказки»; Вячеслав Сукачев «Карысь»;Петр Комаров «Старые сказки»;
«Моя малая родина» -27ч.
Б. Копалыгин «Письмо к сыну»; А. Максимов «Как я жил в тайге»; В. Шульжик «Лесной пожар»; Е. Кохан «Солнышко забыло»; В. Арсеньев «Страшный зверь»; В. Шульжик «Вокруг острова на «букваре»; О. Кузнецов «Лопухи»; В. Ушаков «Месяц»; В. Щербак «Приключения змеи»; В. Рябов «Домик детства»; В. Захаров «Волшебный лес»; Б. Копалыгин «Кто нашел радугу?»;П. Комаров «Медвежий угол»;
«Живое вокруг нас» -13ч.
В. Арсеньев «Рассказ зверолова»; В. Коржиков «Полосатые внуки»; Т. Чинарёва «Деревня сверчка Питирима»; Б.Алёнкин «Яшка»; В. Захаров «Рябчик»; П. Комаров «Теремок»;
«Детям о детях» -7ч.
Е. Кохан «Детство, опалённое войной» (маленькая повесть); Б. Алёнкин «Воробышек»; Н. Наволочкин «Двое»; В. Шульжик «Стукофон», «Зимние каникулы».
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
- прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;
- воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;
- выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
- излагать личное мнение о литературном произведении;
- организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
- основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки, рассказы, повести, стихотворения);
- пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпо-ритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей.
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата фактич. | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока |
Живи, сказка | |||||
1 | Вводный урок. Обращение автора. В Шульжик «Над Амуром чайка-птица. | 1 | ВУ | ||
2 | Удэгейская сказка. «Два охотника». | 1 | НТ | ||
3 | Нивхская сказка. «Почему у бурундука на спине полоски». | 1 | НТ | ||
4 | Негидальская сказка. «Мальчик и тигр». | 1 | НТ | ||
5 | Нанайские сказки. «Как белка с бурундуком дружить перестали». | 1 | НТ | ||
6 | Чунер Таксами. «Ленивая навага (по мотивам нивхских народных сказок). | 1 | НТ | ||
7 | Чунер Таксами. «Как собака себе друга искала | 1 | НТ | ||
8 | Э.Кириченко «Тигр и тигрёнок-полосатик», «Ласка-непоседа» | 1 | НТ | ||
9 | Э.Кириченко «Как барсук хотел увидеть солнце», «харза-плясунья» | 1 | НТ | ||
10 | Е.Наумов «Сказки северного сияния» | 1 | НТ | ||
11 | Е.Наумов «Три шубки» | 1 | НТ | ||
12 | Д.Нагишкин «Самый быстрый» | 1 | НТ | ||
13 | Д.Нагишкин «Как звери ногами менялись» | 1 | НТ | ||
14 | Е.Трофимов «Зимородок» | 1 | НТ | ||
15 | А.Лепетухин «Петрович» | 1 | НТ | ||
16 | А.Лепетухин «Новогодняя сказка» | 1 | НТ | ||
17 | А.Лепетухин «Впервые в городе» | 1 | НТ | ||
18 | В.Сукачёв «Карысь» (1,2 части) | 1 | НТ | ||
19 | В.Сукачёв «Карысь» (3, 4 части) | 1 | НТ | ||
20 | П.Комаров «Старые сказки» | 1 | НТ | ||
21 | Обобщение по разделу «Живи,сказка» | 1 | РУ | ||
«Моя малая родина» | |||||
22 | Б.Копалыгин «Письмо к сыну» | 1 | НТ | ||
23 | А.Максимов «Зима» | 1 | НТ | ||
24 | А.Максимов «Амур проснулся» | 1 | НТ | ||
25 | А.Максимов «Заяц» | 1 | НТ | ||
26 | А.Максимов «Кот – ворюга» | 1 | НТ | ||
27 | А.Максимов «Медвежьи причуды» | 1 | НТ | ||
28 | А.Максимов «Пожар» | 1 | НТ | ||
29 | А.Максимов «Поиски» | 1 | НТ | ||
30 | В.Шульжик «Лесной пожар» | 1 | НТ | ||
31 | В.Шульжик «Утренний лес», «Запах моря» | 1 | НТ | ||
32 | Е.Кохан «Солнышко забыло», «На Амуре» | 1 | НТ | ||
33 | Е.Кохан «Воробьиная радость», «Мошкара» | 1 | НТ | ||
34 | В.Арсеньев «Страшный зверь» | 1 | НТ | ||
35 | Л.Магистрова «матушка тайга», Л.Миланич «Ягода малина» | 1 | НТ | ||
36 | В.Шульжик «Вокруг острова на «Букваре», «В Домодедово» | 1 | НТ | ||
37 | В.Шульжик «Ворота в океан» | 1 | НТ | ||
38 | В.Шульжик «Морской букварь», «Земля!!!» | 1 | НТ | ||
39 | В.Шульжик «Нерестовая речка», «Керосин-вода» | 1 | НТ | ||
40 | В.Шульжик «В гостях у эвенков», «Игра в города» | 1 | НТ | ||
41 | В.Шульжик «Урок ботаники», «Татарский пролив» | 1 | НТ | ||
42 | В.Шульжик «Ушастые тюлени», «Прощай, букварь», «Морской паром». | 1 | НТ | ||
43 | О.Кузнецов «Лопухи» | 1 | НТ | ||
44 | Е.Неменко «Багульник», в.Ушаков «Месяц» | 1 | НТ | ||
45 | В.Щербак «Приключения змеи» | 1 | НТ | ||
46 | В.Щербак «неведомая птица», «Драчунья» | 1 | НТ | ||
47 | В.Рябов «Домик детства», В.Захаров «Волшебный лес», П.Комаров «Медвежий угол» | 1 | НТ | ||
48 | Обобщение по разделу «Моя малая Родина» | 1 | РУ | ||
Живое вокруг нас | |||||
49 | Н.Наволочкин «Городская жизнь Егора и его путешествие» | 1 | НТ | ||
50 | Н.Наволочкин «Первое знакомство», «Подвиг кота Егора» | 1 | НТ | ||
51 | Н.Наволочкин «Егор заболел», «Проводы» | 1 | НТ | ||
52 | Е.Неменко «Таксист», В.Рябов «Лисица-огневица», П.Комаров «Серый щенок» | 1 | НТ | ||
53 | В.Арсеньев «Рассказ зверолова» | 1 | НТ | ||
54 | В.Коржиков «Усатый наездник», «Цирковой слон» | 1 | НТ | ||
55 | В.Коржиков «Подарок», «Полосатые внуки» | 1 | НТ | ||
56 | О.Кузнецов «Медвежий островок» | 1 | НТ | ||
57 | Т.Чинарёва «Завтрак для волка», «Наша Марта», «Козлёнок Тришка» | 1 | НТ | ||
58 | Т.Чинарёва «Пожар», «Сверчок Питирим» | 1 | НТ | ||
59 | Б.Алёнкин «Полкан и Барбос» | 1 | НТ | ||
60 | Б.Алёнкин «Гордый», «Яшка» | 1 | НТ | ||
61 | В.Ушаков «Куропатки», П.Комаров «Теремок». Обобщение по разделу. | 1 | НТ, РУ | ||
Детям и о детях | |||||
62 | Е.Кохан «Память детства», «Костёр», «мы тоже – солдаты» | 1 | НТ | ||
63 | Б.Алёнкин «Воробышек» | 1 | НТ | ||
64 | Н.Наволочкин «Двое», «Откуда течёт Морошка» | 1 | НТ | ||
65 | В.Шульжик «Стукофон», «Зимние каникулы» | 1 | НТ | ||
66 | Ю.Рытхеу «Повелитель ветров» | 1 | НТ | ||
67 | Е.Трофимов «Как эвенский мальчик Савва профессором стал» | 1 | НТ | ||
68 | Т.Чинарёва «Деревня сверчка Питирима», Г.Долинина «Театральный этикет» Обобщение по разделу. | 1 | НТ, РУ |
Материально- техническое обеспечение
Методические и учебные пособия.
Программа по региональной литературе. Начальная школа- Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2008 г.
Учебник:
1.Ходаковская М. Н. «Лукошко» 2 класс: Хрестоматия по дальневосточной литературе, - Хабаровск, издательский дом «Приамурские ведомости», 2008 г.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц |
Магнитная доска |
Экспозиционный экран |
Персональный компьютер |
Мультимедийный проектор |
Принтер лазерный |
Интерактивная доска |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Русская литература 19-20 века"
программа расчитана на 34 часа во 2 классе...
Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"
Программа предметного курса "Алтаские жарки" направлена на расширение знакомства учащихся с произведениями алтайских писателей для детей, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребён...
Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"
Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"...
Рабочая программа учебного курса "Мордовская литература во 2 классе"
Рабочая программа учебного курса "Мордовская литература во 2 классе"...
Рабочая программа учебного курса «Родная литература».
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов....
Рабочая программа по родному языку (литературное чтение ) 1 класс с КТП на основе авторской программы М. Н. Ходаковской к курсу «Региональная литература» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по курсу "Родная литература"
Рабочая программа по курсу "Родная литература"...