РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Краеведение» для 4 класса.
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение" для 4 класса разработана для изучения тульского края: природа, исторические данные. Указаны авторы книг, по которым можно исследовать тульский край.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по кружку "Краеведение" | 34.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на Педагогическом совете №__ от «___»______201__года | Утверждаю Директор МКОУ «Алексеевская СОШ» _______________ М.А.Попова Приказ №___ от «___» ______201__года |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Краеведение» для 4 класса.
Направление «Научно-познавательное »
2018 - 2019 учебный год
Составитель: Прусакова Валентина Дмитриевна,
учитель начальных классов
первой категории
п. Центральный
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерных программ начального общего образования, Программы по учебным предметам для учащихся 4 класса, который является общеобразовательным классом МКОУ «Алексеевская СОШ». Программа соответствует требованиям ФГОС и учебному плану МКОУ «Алексеевская СОШ»
Программа данного курса в 4 классе 34 часа (1 час в неделю). Программа четвёртого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Направление: научно-познавательное.
Данная программа призвана раскрыть тайны родной земли, её природные и хозяйственные особенности, её уникальные страницы истории. Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
В общей направленности:
- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
- выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом обучающихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке обучающихся от ступени к ступени, - сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.
В содержании:
- изложение содержания с территориально – хронологических позиций;
- понимание краеведения как курса, позволяющего обучающимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир;
- пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, улицы, дома;
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;
В организации:
- реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения – гор, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.
Цель программы: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
- пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей;
- наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
- изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса обучающихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Предполагаемые результаты обучения:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях;
- особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Планируемые результаты Реализация программы позволит достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
- сформировать представления учащихся о таких понятиях как: патриот, гражданин, историческая память, долг, честь, гордость;
- вовлечение в социальную деятельность.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- понимать цель и смысл выполняемых заданий;
- понимать важность планирования своей деятельности;
- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.
Познавательные УУД
- сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала;
- сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию;
- привить интерес к истории своего города и Отечества.
Коммуникативные УУД
- научить умению слушать и слышать;
- научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала;
- сформировать уважительное общение с людьми старшего возраста;
- присвоение элементарных культурных норм коммуникации;
- сотрудничество в сообществе класса и школы.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете и 1 раз в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, в форме экскурсий, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д.
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
- собирать и анализировать информацию об истории своей семьи, двора, улицы, города;
- презентовать собранный материал перед учащимися, учителями и родителями;
- общаться с людьми разного возраста;
- готовиться к встрече с интересным человеком – жителем своего дома, города.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- культуре общения и поведения с соседями по дому;
- культуре общения с животными;
- создавать творческие работы, связанные с благоустройством своего города.
Литература:
Бортников М., Логинова С. «33 маршрута выходного дня». ООО «Азимут» - 2011г.
Лихачев Д.С. Заметки о русском. М. «Советская Россия», 1984 г.
Морозов А.В. К вопросу о краеведении в школе. // История в школе. №6, 1989 г.
Сёмушкин С.Н. История тульского края. Тула: АОО «Приок. кн.изд-во» 2007 г.
Сёмушкин С.Н. Аксёнова Т.С. Хорун Л.В. Тульская область в вопросах и ответах. Тула: АОО «Приок. кн.изд-во» 2013 г.
Тарарина Л.Ф., Хачатурова К.С., Гендель З.С. Природоведение тульского края. Тула: АОО «Приок. кн.изд-во» 2010 г.
Формы контроля выбраны соответственно формам работы по программе:
Информационный (словесно-иллюстративная информация, электронные презентации, ролики, сообщения и пр.)
Творческо-познавательный (работа с печатными и электронными носителями, работа с текстами, ролевые и дидактические игры, заочные и очные путешествия по микрорайону и по городу, встреча с интересными людьми и др.)
Презентационный (творческие отчеты школьников, экскурсии).
Занятия будут проводиться в форме: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки, экскурсии.
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ | Тема занятия | Часы | Планируемые результаты(УУД) |
1 | Географическое положение Тульской области. Рельеф. | 1 | Л: - сформировать представления учащихся о таких понятиях как: патриот, гражданин, историческая память, долг, честь, гордость; Р: - понимать цель и смысл выполняемых заданий; - понимать важность планирования своей деятельности; - принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. П: - сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала; - сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию; К: - научить умению слушать и слышать; - научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала; |
2 | Почвы. Климат. Полезные ископаемые | 1 | |
3 | Водные ресурсы: реки, озера, болота. | 1 | |
4 | Растительный мир края. | 1 | |
5 | Животный мир края. | 1 | |
6 | Экосистемы, созданные человеком. | 1 | Л: - вовлечение в социальную деятельность. Р: - понимать цель и смысл выполняемых заданий; - понимать важность планирования своей деятельности; - принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. П: - сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала; - сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию; К: - научить умению слушать и слышать; - научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала; |
7 | Тульский край в далеком прошлом (до ХI века) | 1 | |
8 | Тульский край в ХI – XVI веках. | 1 | |
9 | Развитие нашего края в XVII веке | 1 | |
10 | Культура Тульского края в XVII- XVIII веках. | 1 | |
11 | Мой дом и его история. Растения моего двора. Двор – место отдыха для всех. Культура общения с соседями. Интересные люди моего дома. | 1 | |
12 | Древо родства. Семейные праздники. Увлечения в моей семье. Домашние питомцы | 1 | Л: - сформировать представления учащихся о таких понятиях как: патриот, гражданин, историческая память, долг, честь, гордость; Р: - понимать цель и смысл выполняемых заданий; - понимать важность планирования своей деятельности; - принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. П: - сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала; - сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию; К: - научить умению слушать и слышать; - научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала; |
13 | Тульский край в период Отечественной войны 1812 года. | 1 | |
14 | Тульский край в первой половине XIX века. | 1 | |
15 | Культура Тульского края в XIX- XX веков. Писатели и поэты нашего края. Тема родного края в произведениях местных авторов. | 1 | |
16 | Тульский край в 1918-1820 годы. | 1 | |
17 | Тульский край в 20-30 годы. Коллективизация. | 1 | Л: - вовлечение в социальную деятельность. Р: - понимать цель и смысл выполняемых заданий; - понимать важность планирования своей деятельности; - принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. П: - сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала; - сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию; К: - научить умению слушать и слышать; - научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала; |
18 | Тульская область в период Великой Отечественной войны (1941-1945) | 1 | |
19 | Решающие бои под Тулой. Наш район 19 декабря 1941 года. | 1 | |
20 | Наши прадеды, прабабушки в военное время. | 1 | |
21 | История пожарной охраны. Экскурсия в пожарную часть. | 1 | |
22 | Культурные традиции нашего района. | 1 | Л: - сформировать представления учащихся о таких понятиях как: патриот, гражданин, историческая память, долг, честь, гордость; Р: - понимать цель и смысл выполняемых заданий; - понимать важность планирования своей деятельности; - принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. П: - сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала; - сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию; К: - научить умению слушать и слышать; - научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала; |
23 | Оформление альбома "Наши храмы действующие и разрушенные» | 1 | |
24 | Сельскохозяйственные профессии. Встреча с агрономом района. Организация беседы за круглым столом на тему: "Как хлеб на стол пришел" | 1 | |
25 | Куда пойду учиться? Кем хочу быть? Сочинение. | 1 | Л: - вовлечение в социальную деятельность. Р: - понимать цель и смысл выполняемых заданий; - понимать важность планирования своей деятельности; - принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.П: - сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала; - сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию; К: - научить умению слушать и слышать; - научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала; |
26 | Что дает наш край стране. Природные ресурсы края. Профессии моих родных. | 1 | |
27 | Экологические проблемы края. Путешествие по стране «Экология» | 1 | |
28 | Знаменитые места нашего Тепло-Огаревского района, Тульского края. | 1 | |
29 | Экскурсия в храмы родного края. | 1 | Л: - сформировать представления учащихся о таких понятиях как: патриот, гражданин, историческая память, долг, честь, гордость; Р: - понимать цель и смысл выполняемых заданий; - понимать важность планирования своей деятельности; - принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. П: - сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала; - сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию; К: - научить умению слушать и слышать; - научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала; |
30 | Спортивные комплексы тульской области. Спортивные команды Тулы. | 1 | |
31 | Как заниматься спортом в районе, в своем поселке. Что я могу сделать для себя? | 1 | |
32 | Встреча с ветеранами войны и с теми, кто ковал победу в тылу – нашими земляками. | 1 | |
33 | Каким бы ты хотел видеть родное село в будущем. | 1 | |
34 | Я - гражданин своего города. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и тематического планирования. Рассчитана на учеников 2 класса. Количество занятий- 34 часа ( 1 час в неделю). Занятия включают в себя выполнение колл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование по внеурочным занятиям "Краеведение". Курс расчитан на 34 часа(1 час в неделю). Класс- 2....
Рабочая программа по внеурочной деятельности Краеведение 6 класс
Программа составлена на основе ФГОС; Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования,Примерной программы основного об...
Программа внеурочной деятельности "Краеведение" 2-4 классы. 102 ч.
Рабочая программа курса "Краеведение" составлена в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности г...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение. Моя малая Родина»
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Краеведение»
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в е...