РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Краеведение» для 4 класса.
рабочая программа (4 класс) по теме

prysakova valentina dmitrievna

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение" для 4 класса разработана для изучения тульского края: природа, исторические данные. Указаны авторы книг, по которым можно исследовать тульский край.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

Рассмотрена

на Педагогическом  совете №__

от «___»______201__года

   Утверждаю

   Директор МКОУ «Алексеевская СОШ»

   _______________ М.А.Попова

    Приказ №___ от «___» ______201__года

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по внеурочной деятельности

 «Краеведение» для 4 класса.

Направление «Научно-познавательное »

2018 - 2019 учебный год

                                                       Составитель: Прусакова Валентина  Дмитриевна,

                                                                                      учитель начальных классов

   первой  категории

п. Центральный

Пояснительная записка

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение»   разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе Примерных программ начального общего образования,  Программы по учебным предметам для учащихся 4 класса, который является общеобразовательным классом МКОУ «Алексеевская СОШ». Программа соответствует требованиям ФГОС и учебному плану МКОУ «Алексеевская СОШ»

      Программа данного курса в 4 классе 34 часа (1 час в неделю). Программа четвёртого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.

Направление: научно-познавательное.

Данная программа призвана раскрыть тайны родной земли, её природные и хозяйственные особенности, её уникальные страницы истории.       Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

   

В общей направленности:

- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;

- выделение этапов краеведческой подготовки школьников в соответствии с возрастом обучающихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке обучающихся от ступени к ступени, - сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов.

   

В содержании:

- изложение содержания с территориально – хронологических позиций;

- понимание краеведения как курса, позволяющего обучающимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир;

- пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, улицы, дома;

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;

В организации:

- реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения – гор, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;

- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и  ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

Цель программы: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

 Образовательные задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта.      

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
  • пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
  • формирование толерантности и толерантного поведения;
  • укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только уч-ся, но и родителей;
  • наличие богатых возможностей для большого количества уч-ся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
  • изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
  • позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

 Развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса обучающихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
  • адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
  • ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем. 

Предполагаемые результаты обучения:

  • освоение знаний об основных краеведческих понятиях;
  • особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
  • стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

 Планируемые результаты Реализация программы позволит достичь следующих результатов:

 Личностные результаты:

- сформировать представления учащихся о таких понятиях как: патриот, гражданин, историческая память, долг, честь, гордость;

- вовлечение в социальную деятельность.

 Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- понимать цель и смысл выполняемых заданий;

- понимать важность планирования своей деятельности;

- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

Познавательные УУД

- сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала;

- сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию;

- привить интерес к истории своего города и Отечества.

Коммуникативные УУД

- научить умению слушать и слышать;

- научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала;

- сформировать уважительное общение с людьми старшего возраста;

- присвоение элементарных культурных норм коммуникации;

- сотрудничество в сообществе класса и школы.

 Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете и 1 раз в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, в форме экскурсий, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д.

 В результате освоения программы обучающиеся научатся:

  • собирать и анализировать информацию об истории своей семьи, двора, улицы, города;
  • презентовать собранный материал перед учащимися, учителями и родителями;
  • общаться с людьми разного возраста;
  • готовиться к встрече с интересным человеком – жителем своего дома, города.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 - культуре общения и поведения с соседями по дому;

- культуре общения с животными;

- создавать творческие работы, связанные с благоустройством своего города.

 

Литература:

Бортников М., Логинова С. «33 маршрута выходного дня». ООО «Азимут» - 2011г.

Лихачев Д.С. Заметки о русском. М. «Советская Россия», 1984 г.

Морозов А.В. К вопросу о краеведении в школе. // История в школе. №6, 1989 г.

Сёмушкин С.Н. История тульского края. Тула: АОО «Приок. кн.изд-во» 2007 г.

 Сёмушкин С.Н. Аксёнова Т.С. Хорун Л.В. Тульская область в вопросах и ответах. Тула: АОО «Приок. кн.изд-во» 2013 г.

Тарарина Л.Ф., Хачатурова К.С., Гендель З.С. Природоведение тульского края.  Тула: АОО «Приок. кн.изд-во» 2010 г.

Формы контроля выбраны соответственно формам работы по программе:

Информационный (словесно-иллюстративная информация, электронные презентации, ролики, сообщения и пр.)

Творческо-познавательный (работа с печатными и электронными носителями, работа с текстами, ролевые и дидактические игры, заочные и очные путешествия по микрорайону и по городу, встреча с интересными людьми и др.)

Презентационный (творческие отчеты школьников, экскурсии).

 Занятия будут проводиться в форме: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки, экскурсии.

Календарно-тематическое планирование 4 класс

Тема занятия

Часы

Планируемые результаты(УУД)

1

Географическое положение Тульской области. Рельеф.

1

Л: - сформировать представления учащихся о таких понятиях как: патриот, гражданин, историческая память, долг, честь, гордость;

Р: - понимать цель и смысл выполняемых заданий;

- понимать важность планирования своей деятельности;

- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

П: - сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала;

- сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию;

К: - научить умению слушать и слышать;

- научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала;

2

Почвы. Климат. Полезные ископаемые

1

3

Водные ресурсы: реки, озера, болота.

1

4

Растительный мир края.

1

5

Животный мир края.

1

6

Экосистемы, созданные человеком.

1

Л: - вовлечение в социальную деятельность.

Р: - понимать цель и смысл выполняемых заданий;

- понимать важность планирования своей деятельности;

- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

П: - сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала;

- сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию;

К: - научить умению слушать и слышать;

- научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала;

7

Тульский край в далеком прошлом (до ХI века)

1

8

Тульский край в ХI – XVI веках.

1

9

Развитие нашего края в XVII веке

1

10

Культура Тульского края  в XVII- XVIII веках. 

1

11

Мой дом и его история. Растения моего двора. Двор – место отдыха для всех. Культура общения с соседями. Интересные люди моего дома.

1

12

Древо родства. Семейные праздники. Увлечения в моей семье. Домашние питомцы

1

Л: - сформировать представления учащихся о таких понятиях как: патриот, гражданин, историческая память, долг, честь, гордость;

Р: - понимать цель и смысл выполняемых заданий;

- понимать важность планирования своей деятельности;

- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

П: - сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала;

- сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию;

К: - научить умению слушать и слышать;

- научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала;

13

Тульский край в период Отечественной войны 1812 года.

1

14

Тульский край в первой половине  XIX века.

1

15

Культура Тульского края в XIX- XX веков. Писатели и поэты нашего края. Тема родного края в произведениях местных авторов.

1

16

Тульский край в 1918-1820 годы.

1

17

Тульский край в 20-30 годы. Коллективизация.

1

Л: - вовлечение в социальную деятельность.

Р: - понимать цель и смысл выполняемых заданий;

- понимать важность планирования своей деятельности;

- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

П: - сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала;

- сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию;

К: - научить умению слушать и слышать;

- научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала;

18

Тульская область в период Великой Отечественной войны (1941-1945)

1

19

Решающие бои под Тулой. Наш район 19 декабря 1941 года.

1

20

Наши прадеды, прабабушки в военное время.

1

21

История пожарной охраны. Экскурсия в пожарную часть.

1

22

Культурные традиции нашего района.

1

Л: - сформировать представления учащихся о таких понятиях как: патриот, гражданин, историческая память, долг, честь, гордость;

Р: - понимать цель и смысл выполняемых заданий;

- понимать важность планирования своей деятельности;

- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

П: - сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала;

- сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию;

К: - научить умению слушать и слышать;

- научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала;

23

 Оформление альбома "Наши храмы действующие и разрушенные»

1

24

Сельскохозяйственные профессии. Встреча с агрономом района. Организация беседы за круглым столом на тему: "Как хлеб на стол пришел"

1

25

Куда пойду учиться? Кем хочу быть? Сочинение.

1

Л: - вовлечение в социальную деятельность.

Р: - понимать цель и смысл выполняемых заданий;

- понимать важность планирования своей деятельности;

- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.П: - сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала;

- сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию;

К: - научить умению слушать и слышать;

- научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала;

26

Что дает наш край стране. Природные ресурсы края. Профессии моих родных.

1

27

Экологические проблемы края. Путешествие по стране «Экология»

1

28

Знаменитые места нашего Тепло-Огаревского района, Тульского края.

1

29

Экскурсия в храмы  родного края.

1

Л: - сформировать представления учащихся о таких понятиях как: патриот, гражданин, историческая память, долг, честь, гордость;

Р: - понимать цель и смысл выполняемых заданий;

- понимать важность планирования своей деятельности;

- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

П: - сформировать интерес к деятельности по поиску краеведческого материала;

- сформировать умение собирать и упорядочивать историческую информацию;

К: - научить умению слушать и слышать;

- научить составлять и задавать вопросы на примере исторического и краеведческого материала;

30

Спортивные комплексы тульской области. Спортивные команды Тулы.  

1

31

Как заниматься спортом в районе, в своем поселке. Что я могу сделать для себя?

1

32

Встреча с ветеранами войны и с теми, кто ковал победу в тылу – нашими земляками.

1

33

Каким бы ты хотел видеть родное село в будущем.

1

34

Я - гражданин своего города.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"

Рабочая программа состоит из пояснительной записки и тематического планирования. Рассчитана на учеников 2 класса. Количество занятий- 34 часа ( 1 час в неделю). Занятия включают в себя выполнение колл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование по внеурочным занятиям "Краеведение". Курс расчитан на 34 часа(1 час в неделю). Класс- 2....

Рабочая программа по внеурочной деятельности Краеведение 6 класс

Программа составлена на основе ФГОС; Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования,Примерной программы основного об...

Программа внеурочной деятельности "Краеведение" 2-4 классы. 102 ч.

Рабочая программа курса "Краеведение" составлена в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности г...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение. Моя малая Родина»

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Краеведение»

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в е...