Рабочая программа по внеурочной деятельности Краеведение 6 класс
календарно-тематическое планирование на тему
Программа составлена на основе ФГОС;
Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования,
Примерной программы основного общего образования;
Образовательной программы школы;
Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников;
Требований к результатам основного общего образования.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей.
Актуальность:
Краеведение – одно из важных направлений при воспитании личности ученика.
Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.
Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. Именно в формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у школьников познавательных способностей. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных явлениях и экономических процессах. Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно- тематическое планирование по краеведению для 6 класса Школа России | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Познавайте свой край, свою горушку или речонку.
Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого
вырастает большое». А.Е.Ферсман
Программа составлена на основе ФГОС;
Фундаментального ядра для основной школы содержания общего образования,
Примерной программы основного общего образования;
Образовательной программы школы;
Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников;
Требований к результатам основного общего образования.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания детей.
Актуальность:
Краеведение – одно из важных направлений при воспитании личности ученика.
Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.
Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. Именно в формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у школьников познавательных способностей. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных явлениях и экономических процессах. Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.
Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, походы, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села. Большое внимание уделяется природоохранным мероприятиям, посещение родников, лесов и других интересных уголков природы своего края. Проводятся походы. Во время походов ребят обучают правилам поведения в природе, учат навыкам, которые необходимы туристам: разведение огня, разбивка палатки, оказание первой помощи пострадавшим во время похода. Эти знания пригодятся обучающиеся в дальнейшей жизни. Во время походов учащиеся получают массу положительных эмоций, они учатся видеть доброе и прекрасное в окружающем их мире.
Данная краеведческая работа активизирует мыслительные процессы детей, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.
Экскурсии и походы позволяют глубже понять и увидеть красоту природы района и области, оценить экологическое состояние природных объектов.
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития детей через активное познание родного края
Задачи: Образовательные задачи:
- сформировать знания о природных особенностях своей местности;
- научить школьников устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы;
- углубить знания о местной природе, показать, как познание природы позволяет человеку рационально её использовать, преобразовывать, охранять;
- вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы, истории и культуры своего края, её преобразованию и охране.
Развивающие задачи:
- развивать творческие способности и коммуникативные умения обучающихся, в процессе освоения местного краеведческого материала;
- способствовать воспитанию природно - и культурно охранного, экологического сознания.
- развивать познавательную активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
- развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.
- укреплять здоровье детей на занятиях в условиях природной среды;
Воспитательные задачи:
- формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к родине.
- воспитывать чувства товарищества и личной ответственности.
- воспитывать личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее природу, историю, культуру, национальные традиции;
- сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа рассчитана на детей в возрасте 12 лет
Формы и режим проведения занятий
Содержание внеурочных занятий предполагает разнообразные виды деятельности школьников: рассказ, беседа, игра, доклады, обобщающие занятия (в форме различных викторин и конкурсов), занятия-путешествия.
А также использование различных источников информации, знакомство со способом составления картосхем, исследование территории, географическое описание, наблюдение, проектирование, составление компьютерных презентаций, практические работы на местности, игры и видеофильмы по географии, экологии, краеведению. Исследование природы родного края подразумевает работу в музее, архиве с целью накопления материала. Также проведение экскурсий, походов с целью изучения природных объектов, исследования и мониторинга воды, растительности
Содержание и структура программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения: 6 класс
Количество часов в неделю - 1 раз в неделю
Всего- 33 часов:
- обучающиеся 6 классов
Личностные и метапредметных результаты
Личностными результатами освоения программы являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы разными методами;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного школьного возраста: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения),
составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, графиков, рисунков и т. д.;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
—в познавательной сфере — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
—в трудовой сфере — владение навыками посадки деревьев, подготовка костра и т. д.;
—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных вне учебных ситуаций; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового
образа жизни, о технике безопасности при экскурсии и походе, способах и средствах передвижения на местности пешком, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в походе и на экскурсии, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений, обучающихся к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к другим людям.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими
людьми и принятия на себя ответственности за других.
При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, духовно-нравственной воспитанности социально-коммуникативных компетенций.
Ожидаемый результат:
1. Формирование личности, знающей природу и историю родного края.
2. Создание альбома «Мой край родной», в которых будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы учеников
3. Участие в конкурсах краеведческой направленности.
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «Познай свой край» направлена на пропаганду и развитие природоохранной деятельности. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе родного края, а также формированию исследовательских навыков
Календарно- тематический план
внеурочной деятельности «Познай свой край» 6 «Б» класс – 33 часов
№ п\п | Тема занятия | Деятельность учеников/ Практические занятия | Дата проведения | ||
План. | Факт. | ||||
1. | Введение. Цели и задачи курса “Краеведение” - «Познай свой край». Экскурсия в природу «Организация наблюдений за погодой с помощью приборов и инструментов» | Беседа о значении изучения вопросов краеведения. Ведение календаря наблюдений | 07.09 | ||
2. | Полевая практика «Работа краеведа в полевых условиях» | Практическая работа: «Организация работы обучающихся в полевых условиях с использованием геоприборов» | 14.09 | ||
3. | Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Осень. | Ведение календаря наблюдений | 21.09 | ||
4 | Географическое положение КБР Географическое положение края на карте России | Работа с картой | 28.09 | ||
5 | Изменение ландшафтов родного края во времени. | Сообщения о ландшафтах родного края | 05.10 | ||
6 | Природные зоны КБР | Видеофильм, обсуждение | 12.10 | ||
7 | Животные природных зон КБР | Доклады, презентации, сообщения | 19.10 | ||
8 | Голубые озера Чегемские водопады09.11 | Видеофильм, обсуждение | 26.10 | ||
9 | Экскурсия по курортной зоне | Экскурсия | 09.11 | ||
10 | Экскурсия по парку | Отчёт о походе | 16.11 | ||
11 | Изучение методики изучения рек | лекция | 23.11 | ||
12 | Описание рек нашей местности | Экскурсия Практическая работа | 30.11 | ||
13 | Методика изучения родников | Лекция | 07.12 | ||
14 | Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Зима. | Ведение календаря наблюдений | 14.12 | ||
15. | Особенности климата родного края | Принести фотографии времен года нашей местности | 21.12 | ||
16. | «Наблюдение за погодой. Ведение календаря погоды.» | Вести наблюдения за погодой, составить календарь погоды | 11.01 | ||
17. | «Обработка результатов наблюдения за погодой родного края» | Практическое занятие. Оформление альбома: «Времена года» | 18.01 | ||
18. | Растительные сообщества нашей местности | Изучение литературы, сайтов Интернет | 25.01 | ||
19. | Лес - природная зона нашего края. | Беседа, чтение | 01.02 | ||
20. | Многообразие растений и животных КБР | Составление книжек-раскладушек | 08.02 | ||
21. | Редкие, лекарственные, ядовитые растения родного края. | Памятки об охране редких растений и о правилах использования ядовитых растений | 15.02 | ||
22. | Игра «По заповедным тропам родного края» | Участие в игре | 22.02 | ||
23. | Шоу викторина «Земля у нас – одна». | Участие в викторине | 01.03 | ||
24. | «Экологический эрудит» - игра. | Участие в игре | 15.03 | ||
25. | Оформление выставок рисунков - «Малые реки нашей местности»; - «Родники вы мои, родники» | Оформление выставок рисунков | 22.03 | ||
26 | Известные люди родного края | сообщения | 05.04 | ||
27. | Изображение в творчестве поэтов природы родного края. | Изучение творчества | 12.04 | ||
28. | Изображение в творчестве писателей и художников природы родного края. | Изучение творчества | 19.04 | ||
29. | Трудовой десант: «Уборка территории вокруг храма Параскевы Пятницы» | Трудовой десант | 26.04 | ||
30. | Население Прохладненского района. | беседа | 03.05 | ||
31. | Я родился в Прохладненском районе, традиции моей семьи. Быт и традиции местных жителей. | Сочинение, обсуждение | 10.05 | ||
32 | Работа с литературой, подготовка рефератов, творческих работ к школьным научно-практическим конференциям. | Подготовка творческой работы | 17.05 | ||
33. | Защита творческих работ | защита | 24.05 | ||
ИТОГ | 33ч. |
Материальное обеспечение программы
Кабинет географии и биологии, где представлены представители флоры и фауны, гербарии, коллекции горных пород, приборы и инструменты, карты по тематикам. Компьютеры, проектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, интерактивная доска.
Методическое обеспечение программы
1. - Знакомство с произведениями М.Губжева, К. Кулиева, А. Кешокова и т.д.
2. - Знакомство с нартским эпосом
3. - Чтение русских былин и сказок, сравнение с нартским эпосом.
4. - Пословицы, поговорки народов КБР
5. - Разучивание стихотворений поэтов КБР
Календарно- тематический план
внеурочной деятельности «Познай свой край» 6 «А» класс – 33 часов
№ п\п | Тема занятия | Деятельность учеников/ Практические занятия | Дата проведения | ||
План. | Факт. | ||||
1. | Введение. Цели и задачи курса “Краеведение” - «Познай свой край». Экскурсия в природу «Организация наблюдений за погодой с помощью приборов и инструментов» | Беседа о значении изучения вопросов краеведения. Ведение календаря наблюдений | 02.09 | ||
2. | Полевая практика «Работа краеведа в полевых условиях» | Практическая работа: «Организация работы обучающихся в полевых условиях с использованием геоприборов» | 09.09 | ||
3. | Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Осень. | Ведение календаря наблюдений | 16.09 | ||
4 | Географическое положение КБР Географическое положение края на карте России | Работа с картой | 23.09 | ||
5 | Изменение ландшафтов родного края во времени. | Сообщения о ландшафтах родного края | 30.09 | ||
6 | Природные зоны КБР | Видеофильм, обсуждение | 07.10 | ||
7 | Животные природных зон КБР | Доклады, презентации, сообщения | 14.10 | ||
8 | Голубые озера Чегемские водопады09.11 | Видеофильм, обсуждение | 21.10 | ||
9 | Экскурсия по курортной зоне | Экскурсия | 28.10 | ||
10 | Экскурсия по парку | Отчёт о походе | 11.11 | ||
11 | Изучение методики изучения рек | лекция | 25.11 | ||
12 | Описание рек нашей местности | Экскурсия Практическая работа | 02.12 | ||
13 | Методика изучения родников | Лекция | 09.12 | ||
14 | Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Зима. | Ведение календаря наблюдений | 16.12 | ||
15. | Особенности климата родного края | Принести фотографии времен года нашей местности | 23.12 | ||
16. | «Наблюдение за погодой. Ведение календаря погоды.» | Вести наблюдения за погодой, составить календарь погоды | 13.01 | ||
17. | «Обработка результатов наблюдения за погодой родного края» | Практическое занятие. Оформление альбома: «Времена года» | 20.01 | ||
18. | Растительные сообщества нашей местности | Изучение литературы, сайтов Интернет | 27.01 | ||
19. | Лес - природная зона нашего края. | Беседа, чтение | 03.02 | ||
20. | Многообразие растений и животных КБР | Составление книжек-раскладушек | 10.02 | ||
21. | Редкие, лекарственные, ядовитые растения родного края. | Памятки об охране редких растений и о правилах использования ядовитых растений | 17.02 | ||
22. | Игра «По заповедным тропам родного края» | Участие в игре | 24.02 | ||
23. | Шоу викторина «Земля у нас – одна». | Участие в викторине | 03.03 | ||
24. | «Экологический эрудит» - игра. | Участие в игре | 10.03 | ||
25. | Оформление выставок рисунков - «Малые реки нашей местности»; - «Родники вы мои, родники» | Оформление выставок рисунков | 17.03 | ||
26 | Известные люди родного края | сообщения | 24.03 | ||
27. | Изображение в творчестве поэтов природы родного края. | Изучение творчества | 07.04 | ||
28. | Изображение в творчестве писателей и художников природы родного края. | Изучение творчества | 14.04 | ||
29. | Трудовой десант: «Уборка территории вокруг храма Параскевы Пятницы» | Трудовой десант | 21.04 | ||
30. | Население Прохладненского района. | беседа | 28.04 | ||
31. | Я родился в Прохладненском районе, традиции моей семьи. Быт и традиции местных жителей. | Сочинение, обсуждение | 05.05 | ||
32 | Работа с литературой, подготовка рефератов, творческих работ к школьным научно-практическим конференциям. | Подготовка творческой работы | 12.05 | ||
33. | Защита творческих работ | защита | 19.05 | ||
ИТОГ | 33ч. |
Календарно- тематический план
вне учебной деятельности «Познай свой край» 5 класс – 33 часов
№ п\п | Тема занятия | Деятельность учеников/ Практические занятия | Дата проведения | ||
План. | факт | ||||
1. | Введение в краеведение Поход в природу | Беседа о значении краеведения | |||
2. | Азбука краеведения. | Краеведческие должности: юный историк-краевед; краевед-летописец; краевед фотограф, метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, краевед-географ, краевед-эколог. | |||
3 | Методы изучения природы. Работа в полевых условиях | Практикум: Наблюдение, измерение, сравнение | |||
4 | Знакомство с географическими приборами и инструментами | Практикум: Наблюдение, измерение, сравнение | |||
5 | Акция «Зелёный наряд Отчизне!» | Посадка аллеи сосен у школы и у домов | |||
6 | Экскурсия в природу «КБР» Правила поведения на экскурсиях и в походах | Практическое занятие: Чтение инструкции. Вводный инструктаж по технике безопасности. Сбор подписей под инструктажем. | |||
7. | Определение сторон горизонта разными способами. Экскурсия в село Красносельское. | Практическое занятие: Определение сторон горизонта разными способами. | |||
8. | Определение сторон горизонта с помощью местных признаков. Экскурсия. | Практическое занятие: Определение сторон горизонта разными способами. | |||
9. | Ведение дневника краеведческих наблюдений. | Практические занятия Ведение дневника наблюдений и впечатлений. | |||
10. | Поделки из природного материала. Знакомство с правилами составления экспозиций из природных материалов. | Практические занятия Поход в лес за природными материалами. | |||
11. | Поделки из природного материала. Конкурс «Природа и фантазия». | Практические занятия Выставка поделок. | |||
12. | Лесная кладовая | Схема, таблица. Рисунки видеофильм | |||
13. | Оформление памятки юному туристу «Не теряй ориентир!» | Работа с компьютером: буклет | |||
14. | Географические названия населенных пунктов нашей местности. | Работа с картой Холмского края, анализ карты | |||
15. | Топонимика населенных пунктов | Заполнение таблицы | |||
16 | Из истории названия села Красносельского. Почему Красносельский? Рельеф своей местности. | Беседа: связь с рельефом своей местности | |||
17 | Исчезнувшие деревни нашего края | Изучение презентации | |||
18. | Беседа со старожилами о народных промыслах | Беседа со старожилами. Фотографирование | |||
19. | Занятия местных жителей в настоящее время. | Беседа со старожилами. Фотографирование | |||
20. | Викторина «Знаешь ли ты свой край?» | Ответы на вопросы викторины | |||
21. | Составление викторины об истории своего края | Составление вопросов викторины | |||
22 | Культурное наследие родного края | Презентация | |||
23 | О памятнике воинам - погибшим в годы Великой Отечественной войны | Практические занятия Экскурсия к памятнику «Павшим войнам», Минута молчания. Уборка территории. | |||
24. | Природное наследие Памятники природы КБР. | Практические занятия Экскурсия в зимний лес. Ведение дневника наблюдений за природой. | |||
25. | Природное наследие КБР | Изучение презентаций детей | |||
26. | Природа родного края | Сбор материала | |||
27. | Милый сердцу уголок природы родного края | Составление презентации | |||
28. | Акция «Украсим школьный двор». Изготовление поделок из бытового мусора. | Практическое занятие: Изготовление поделок из бытового мусора. | |||
29. | Акция «Украсим школьный двор». Установка поделок | Практическое занятие: Изготовление поделок из бытового мусора. | |||
30 | Посадка декоративных растений на школьном участке. Фотовыставка «Войди в природу другом!» | Практическое занятие: посадка декоративных растений на пришкольном участке. Оформление фото стенда «Войди в природу другом!» | |||
31 | Город у синей горы | Практическое занятие: выставка фотографии | |||
32 | «Уничтожить секунду - вырастить годы» | Изучение презентаций детей | |||
33 | Край родной» | (просмотр слайдов) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и тематического планирования. Рассчитана на учеников 2 класса. Количество занятий- 34 часа ( 1 час в неделю). Занятия включают в себя выполнение колл...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование по внеурочным занятиям "Краеведение". Курс расчитан на 34 часа(1 час в неделю). Класс- 2....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Краеведение» для 4 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение" для 4 класса разработана для изучения тульского края: природа, исторические данные. Указаны авторы книг, по которым можно исследова...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение. Моя малая Родина»
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Краеведение»
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в е...