Дополнительная общеразвивающая программа клуба «Экос» по окружающему миру для 4 класса
рабочая программа (4 класс) по теме
Дополнительная общеразвивающая программа
клуба «Экос»
по окружающему миру для 4 класса
34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_ekos.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к образовательной программе,
введенной в действие приказом №
от
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры естественно-математического образования
Протокол №
Руководитель кафедры: Ан Л.Н. / /
Согласовано
Заместитель директора: Поспелова Т. Б. / /
Дополнительная общеразвивающая программа
клуба «Экос»
по окружающему миру для 4 класса
34 часов
Составитель: Терёхина Наталия Александровна,
учитель начальных классов
Пионерский
2017 год
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье. Познакомить с растениями и животными ХМАО-Югры.
Основные задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
- Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
- Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
- Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Условия реализации программы
Представленная программа разработана для обучающихся 4-х классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу – 35 часов.
Требования к уровню подготовки.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Обучающиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России, ХМАО-Югры;
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
-растительность ХМАО-Югры;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Обучающиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Содержание курса
Раздел 1. «ВВЕДЕНИЕ». (1 час)
Тема 1. Введение. Жизнь на Земле (1 час)
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Раздел 2. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (6 часов)
Тема 2. Времена года на Земле (1 час)
Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.
Тема 3. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (1час)
Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Тема 4. Изменения окружающей среды (1час)
Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)
Тема 5. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (1час)
Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.
Тема 6. Условия жизни растений (1час)
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Растения нашего края.
Тема 7. Разнообразие животных, условия их жизни (1час)
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. Животные нашего края.
Раздел 3. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (4 часа)
Тема 8. Динозавры – вымерший вид животных (1час)
Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков
Тема 9. Взаимоотношения в животном мире (1час)
Рассмотреть виды взаимоотношений в животном мире. Содружество водных обитателей. Временное, но важное сотрудничество. Односторонняя выгода. Взаимные услуги.
Тема 10. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Тема 11. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час)
Знакомство с разделами Красной книги Разгадывание загадок. Красная книга ХМАО.
Раздел 4. «РЕКИ И ОЗЕРА » (8 часов)
Тема 12. Реки и озера (1час)
Пресная вода. Осадки.
Тема 13. Получение кислорода под водой (1час)
Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)
Тема 14. Пресноводные животные и растения (1час)
Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов
Тема 15. Жизнь у рек и озер (1час)
Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)
Тема 16. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» (1час)
Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов
Тема 17. Околоводные птицы (1час)
Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания
Тема 18. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» (1час)
Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.
Тема 19. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час)
Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям (составление и распространении листовок – призывов.
Раздел 5. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ » (8 часов)
Тема 20. Жизнь среди людей (1час)
Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек
Тема 21. Ролевая игра «Это все кошки» (1час)
Тема 22. Домашние животные (1час)
Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.
Тема 23. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час)
Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».
Тема 24. Уход за домашними животными (1час)
Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).
Тема 25. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». (1час)
Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.
Тема 26. Люди и паразиты (1час)
Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.
Тема 27. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час)
Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»
Раздел 6. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (8 часов)
Тема 28. Почва (1 час)
Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Тема 29. Семена овощных и декоративных культур (1час)
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.
Тема 30. Подготовка почвы на пришкольном участке (1час)
Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.
Тема 31. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (1час)
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Тема 32. Декоративные растения (1час)
Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
Тема 33. Вредители сельскохозяйственных культур. Рыхление. (1час)
Закрепить представление о вредителях сельскохозяйственных культур. Изучение орнитофауны челябинской области. Выявить птиц помощников на огороде.
Тема 34. Подведение итогов. (1час .)
Тематическое планирование
№ п/п | № урока в разделе | Наименование разделов/тем | Всего часов | Дата | |
факт | план | ||||
Раздел 1. Введение | 1 | ||||
1 | 1 | Вводное занятие. Жизнь на Земле. | 1 | ||
Раздел 2. Среда обитания | 6 | ||||
2 | 1 | Времена года на Земле | 1 | ||
3 | 2 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | 1 | ||
4 | 3 | Изменения окружающей среды | 1 | ||
5 | 4 | Практическое работа № 1 «Осень в жизни растений» | 1 | ||
6 | 5 | Условия жизни растений .Растения нашего края | 1 | ||
7 | 6 | Разнообразие животных, условия их жизни. Животные нашего края. | 1 | ||
Раздел 3. Жизнь животных | 4 | ||||
8 | 1 | Динозавры – вымерший вид животных | 1 | ||
9 | 2 | Взаимоотношения в животном мире. | 1 | ||
10 | 3 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 | ||
11 | 4 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Красная книга ХМАО | 1 | ||
Раздел 4. Реки и озера | 8 | ||||
12 | 1 | Реки и озера. Реки и озера ХМАО. | 1 | ||
13 | 2 | Получение кислорода под водой | 1 | ||
14 | 3 | Пресноводные животные и растения | 1 | ||
15 | 4 | Жизнь у рек и озер. | 1 | ||
16 | 5 | Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 1 | ||
17 | 6 | Околоводные птицы | 1 | ||
18 | 7 | Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | 1 | ||
19 | 8 | Акция « Сохраним первоцвет!» | 1 | ||
Раздел 5. Человек и животные | 8 | ||||
20 | 1 | Жизнь среди людей | 1 | ||
21 | 2 | Ролевая игра «Это все кошки» | 1 | ||
22 | 3 | Домашние животные | 1 | ||
23 | 4 | Викторина «Собаки – наши друзья» | 1 | ||
24 | 5 | Уход за домашними животными | 1 | ||
25 | 6 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 1 | ||
26 | 7 | Люди и паразиты | 1 | ||
27 | 8 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. | 1 | ||
Раздел 6. Сельскохозяйственный труд | 8 | ||||
28 | 1 | Почва | 1 | ||
29 | 2 | Семена овощных и декоративных культур | 1 | ||
30 | 3 | Подготовка почвы на пришкольном участке | 1 | ||
31 | 4 | Высадка рассады на участке. Составление графика полива. | 1 | ||
32 | 5 | Декоративные растения. | 1 | ||
33 | 6 | Вредители сельскохозяйственных культур. Рыхление. Птицы помощники на огороде. | 1 | ||
34 | 8 | Подведение итогов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему мирудля 4 класса по системе " Начальная школа 21 века"
В "Программу" включены такие разделы, как: " Пояснительная записка", Принципы, положенные в основу построения курса", " Средства обучения", " Формы и средства контроля", " Виды контроля", "...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Организационно-методические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс"
Статья содержит подробное описание организационно-методических условий реализации дполнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс" в условиях начальной школы....
Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллектуальная мастерская" для 4 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Интеллектуальная мастерская» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...
Дополнительная общеразвивающая программа "Проектная деятельность" для 2 класса
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 2 класса, и является механизмом интеграции,...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...