РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему мирудля 4 класса по системе " Начальная школа 21 века"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме
В "Программу" включены такие разделы, как: " Пояснительная записка", Принципы, положенные в основу построения курса", " Средства обучения", " Формы и средства контроля", " Виды контроля", " Требования к уровню готовности оканчивающих начальную школу", " дополнительная литература", " Оборудование и приборы". В календарно- тематическом планирование включены такие разделы: " тема урока", " Тип урока", " Основное содержание", " Требования к уровню готовности учащихся", " Используемые пособия", "Контроль и оценка знаний предмету «Окружающий мир» во 2-4 классах "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.rar | 41.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 32 г. Белгорода»
«Согласовано» Руководитель МО ___________Банина Н.А. Протокол № от « » июня 2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР г. Белгорода ___________ Мясищева Е.Н. « » июня 2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ- лицей №32 г.Белгорода ___________________ Приказ № от « » августа2011 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
4 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
Разработана
учителем высшей категории
Юрий
Людмилой Александровной
20011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Автор примерной программы Виноградова, Н. Ф., Калинова, Г. С.
Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения; опыты; измерения; работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно; источники информации об окружающем мире: учебники, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях), телевидение и др.[1]
Экскурсии с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением.
Практические работы: элементарные приемы чтения плана, карты;; поиск дополнительной информации в различных источниках (включая компьютер); работа со справочниками и энциклопедиями.
Связи между неживой и живой природой (значение Солнца, воздуха, воды для живой природы). Явления природы: половодье, гроза, листопад, перелеты птиц и др. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды: научные прогнозы (общее представление), народные приметы; значение предсказаний погоды для повседневной жизни и хозяйственной деятельности человека.
Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие, газообразные вещества. Воздух – смесь газообразных веществ; легко определяемые свойства воздуха (не виден, не имеет запаха; летуч; легко сжимается; благодаря наличие в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода; легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха; занимает форму любого сосуда); ее распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды. Водоемы, их разнообразие (океан, река, пруд, болото); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика).
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена), их изображение на рисунке, схеме. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения). Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Различение наиболее распространенных съедобных и несъедобных грибов своей местности. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). бережное отношение человека к животным.
Природные сообщества родного края (например, лес, луг, водоем, болото). Взаимосвязи растений и животных: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (на конкретных примерах). Влияние человека на природные сообщества.
Экскурсии: времена года; формы земной поверхности; разнообразие растений и животных; природные сообщества родного края; в краеведческий музей с целью ознакомления с природой родного края (при наличии условий).
Практические работы: моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина; знакомство с полезными ископаемыми своего края; состав почвы; части растения (на примере цветковых растений); условия жизни растений; моделирование связей в природе. Работа с картой (определение различных водоемов).
Солнце – небесное тело, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли, глобус как модель Земли. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.
Практические работы: глобус – модель Земли; материки и океаны на глобусе и карте; изученные страны мира на карте.
История Отечества. Что такое история. Счет лет в истории. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. (Межпредметные связи с «Искусством» и «Литературным чтением»).
Экскурсии к местам исторических событий, памятникам истории и культуры.
Практические работы: Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий; работа с «лентой времени» (определение последовательности исторических событий, соотнесение года с веком; изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов – одежды, вооружения воинов, макетов памятников архитектуры и др.
Принципы, положенные в основу построения курса:
Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения;
Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.
Принцип экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.
Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
Краеведческий принцип обязывает учителя использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в краеведческий, исторический музеи и т. д.
Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Средства обучения:
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
– Виноградова, Н. Ф., Калинова, Г. С. Окружающий мир: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.
– Виноградова, Н. Ф., Калинова, Г. С. Учимся познавать мир: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Всего -68ч., по 2 часа в неделю ,в том числе:
Нетрадиционная форма проведения урока-7
Экскурсии- 9
Формы и средства контроля
Для контроля за освоением программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы.
Тестовые работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.
Контрольные работы проводятся за истекший период работы (год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В содержание контрольных работ входят задания, знакомые детям по текстам учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Поскольку это окружающий мир, проводятся и практические работы, составляются памятки.
Виды контроля
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Тесты | 1 | 1 | 2 | |
Практическая работа | 3 | 3 | 2 | 2 |
Составление памяток | 4 | |||
Проверочная работа по теме: «Как устроен и работает организм человека». | 1 | |||
Нетрадиционная форма проведения урока | 2 | 2 | 3 | |
Экскурсия | 3 | 2 | 4 | |
Контрольная работа «Человек и общество, в котором он живёт». | 1 |
Требования
к уровню готовности оканчивающих начальную школу
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села); государственную символику России; государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; общие условия, необходимые для жизни живых организмов; правила сохранения и укрепления здоровья; основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия: объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме); приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных): раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса; определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе: ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране; удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Дополнительная литература
- Справочные пособия (словари и справочники) :
- Природа нашей Родины- Киев : « Радянська школа»,1990- 245с.
- Растительный мир- Киев : « Радянська школа»,1989- 298с.
- Растения- путешественники- Львов: « Каменяр»,2000-158с.
2. Мещерекова В.В. Повторение и контроль знаний . Окружающий мир. 4 класс- М.: Изд. « Глобус»,2010- 128с. + электронное приложение
3. Рудченко Л.И. Окружающий мир. Нестандартные уроки- Волгоград: Учитель,2008.-143с.
Оборудование и приборы
- Таблицы к основным разделам: Земля – наш общий дом, Растительный мир Земли, Грибы, Животный мир Земли, Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)
- Аудиозаписи: голоса птиц, звуки водоёмов
- Видеофильмы : уроки по окружающему миру, с комментариями Виноградовой Н.Ф.
- Мультимедийные презентации : Вселенная, Солнечная система, Грибы, Животный мир, животный мир различных континентов
- Проверочные работы по окружающему миру,4 класс( с мультимедийным приложением)
- Уроки окружающего мира,4 класс( с мультимедийным приложением)
- Мастер-класс( с мультимедийным приложением)
- Детская энциклопедия 2009г.
- Гербарии
- Презентации
Окружающий мир 4 класс по программе УМК Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа 21 век».
№ | Тема урока | Тип урока | Основное содержание | Требования к уровню учащихся | Используемые пособия | дата | ||
план | Коррек. | факт | ||||||
1 четверть | ||||||||
1 | Введение. Человек – часть природы. Природа – источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.. | Интегрированный с русским языком | Обсуждение понятий «прошлое», «настоящее», «будущее»(рассматривание схемы - рисунка)Рассказ учителя об историческом времени. Коллективная работа с форзацами учебника. | Сюжетные ,картинки, Презентация «Окружающий мир» | ||||
Человек – живое существо (30 часов) | ||||||||
2 | Организм человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Роль нервной системы в организме | Изучение нового материала | Оживление опыта учащихся: общие признаки живых существ (человека, животных, растений). Работа по рисункам учебника. Обсуждение гипотезы: чем похожи организмы человека и животного? | Знать: – общее представление о строении организма человека; – основные органы и системы органов человека и их функции. Уметь: – называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных); – раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека; – объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки» | Таблицы «Организм человека»,Презентация «Организм человека», | |||
3 | Опорно-двигательная система: Скелет и мышцы, ее значение в организме | Изучение нового материала | Обсуждение проблемы: почему наши органы работают согласованно и не ошибаются? Работа с текстом учебника, ответ на вопрос «Какую работу выполняют скелет и мышцы?» Демонстрация скелета человека, обсуждение фрагмента диафильма «Гигиена основных систем органов», рассматривание таблиц «Скелет», «Предупреждение искривления позвоночника» | таблицы «Скелет», «Предупреждение искривления позвоночника Сообщения учащихся. «Кости и мышцы необходимо укреплять» Сообщения учащихся «Значение питания в жизни растений, животных, человека». Составление памятки «Уход за зубами и полостью рта» | ||||
4 | Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движение и физкультура. | Комбинированный | Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. Уметь: – различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих | |||||
5 | Пищеварительная система. Ее органы. Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание, как условие здоровья. | Обсуждение сообщений учащихся (домашнее задание) о значении пита- ния, витаминов в жизни человека, об особенностях питания растений и жи- вотных. Работа с текстом учебника: строение пищеварительной системы (с использованием таблицы «Схема строения органов пищеварения»). Обсуждение гигиенических правил ухода за зубами и полостью рта. Работа с рисунками учебника | Презентация «Организм человека»,«Зубы» | |||||
6 | Дыхательная система. Ее органы. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания. | Комбинированный | Обсуждение проблемы: какой путь проходит воздух при вдохе и выдохе? Работа с таблицей и рисунком-схемой. Система органов дыхания. Демонстрация фрагмента диафильма «Гигиена основных систем органов человека». Беседа «Как защитить органы дыхания от заболевания?» | таблица «Схема строения органов пищеварения») Составление памятки «Охрана органов дыхания». | ||||
7 | Кровеносная система. Ее органы. Кровь, её значение. | Урок-путешествие | Оживление опыта детей: ответ на вопрос «Есть ли у животных кровеносная система?» Рассказ учителя о клетках крови, их значении. Работа с текстом и рисунками учебника, Об- суждение проблемы: почему кровеносную систему называют транспортной? | Таблица, рисуноко-схема Практическая работа: «Подсчёт пульса» | ||||
8 | Сердце – главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболевании сердца и кровеносных сосудов. | Комбинированный | ||||||
9 | Органы выделения. Их роль в организме. Главный орган выделения - почки. | Комбинированный | Обсуждение вопроса: «Какое значение имеет выделение из организма ненужных ему жидких веществ?» Работа с текстом и рисунками учебника | таблица «Выделительная система» | ||||
10 | Кожа, её строение и значение. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. | Комбинированный | Работа с рисунками учебника, рассматривание таблицы «Кожа». Практическая работа: оказание первой медицинской помощи. Обсуждение правил ухода за кожей | Знать и применять в самостоятельной повседневной деятельности правила здорового образа жизни. Уметь: – различать полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих | Практическая работа: «Первая помощь при повреждении кожи» таблица «Кожа». Практическая работа: «Первая помощь при повреждении кожи» Составление памятки «Охрана кожи» | |||
11 | Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. Гигиена зрения. | Комбинированный | Оживление опыта детей: «Наши помощники — органы чувств». Работа с текстом учебника «Глаза -органы зрения».Выполнение заданий в рабочей тетради. Беседа «Как защитить глаза от болезней и травм?» Упражнения «Если глаза устали» | Рисунки карточки Практическая работа – игровые упражнения «Правила охраны зрения» | ||||
12 | Слух. Гигиена слуха. | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника. Обсуждение проблемы «Как шум влияет на слух?» | Презентация Составление памятки «Гигиена слуха» | ||||
13 | Обоняние, осязание. Их роль в жизни человека. | Комбинированный | Работа с текстом и рисунками учебника, выполнение заданий в рабочей тетради. Обсуждение проблемы: «Связаны ли между собой обоняние и вкус?» Оживление опыта детей: гигиена питания, профилактика простудных и желудочно-кишечных заболеваний. Обсуждение проблемы: «Связано ли дыхание и пищеварение с обонянием и вкусом?» | Презентация «Наши органы чувств», Сообщения учащихся «Наши органы чувств», «Органы чувств животных» | ||||
14 | Вкус. Его роль в жизни человека. | Комбинированный | Презентация «Вкус» | |||||
15 | Эмоции. Чувства. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств | Изучение нового | Обсуждение проблемы: «Есть ли эмоции у животных? Чем они отличаются от эмоций человека?» Работа с рубрикой «Картинная галерея». Обсуждение правил управления своими эмоциями и чувствами. Выполнение заданий в рабочей тетради | Презентация «Эмоции. Чувства»Сообщения учащихся «Правила управления эмоциями» | ||||
16 | Внимание, его роль в жизни человека. | Изучение нового | Работа с текстом учебника. Оживление опыта учащихся: «Нужно ли мне внимание?» (обсуждение жизненных ситуаций, связанных с безопасностью жизни и деятельности человека). Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради | Презентация «Внимание, его роль в жизни человека.» тесты | ||||
2 четверть, 16 часов | ||||||||
1. | Память, речь, мышление. Условия их развития. | Изучение нового | Дидактические игры: «Кто больше и быстрее запомнит?» Работа с текстом учебника «Зачем человеку память», обсуждение проблемы «Можно ли улучшить память?» | Знать о психологических особенностях человека, индивидуальных чертах. Уметь выполнять упражнения по тренировке внимания, памяти | Иллюстрации по теме урока, таблица. | |||
Ты и твое здоровье. | ||||||||
2. | Здоровье человека. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. | Изучение нового | Оживление опыта детей: обсуждение вопросов «Что такое здоровье», «Здоровый образ жизни». Работа с текстом и рисунками учебника. Работа с рубрикой «Картинная галерея». | Знать о психологических особенностях человека, индивидуальных чертах. Уметь выполнять упражнения по тренировке внимания, памяти | Сообщения учащихся «Здоровый образ жизни» | |||
3. | Режим дня школьника. Здоровый сон. . | Комбинированный | Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Охрана детства. Права ребенка | Уметь: – составлять связный рассказ на темы раздела; – применять в повседневной жизни правила нравственного поведения (в отношении к детям, взрослым, знакомым и незнакомым | Практическая работа. «Составление режима дня школьника для будней и выходных» | |||
4.
| Правильное питание. | Комбинированный | Работа по учебнику , составление меню, списка вредных продуктов | Составлять меню, знать вредные продукты | Презентация «Питание.»Практическая работа «Составление меню школьника» | |||
5. | Закаливание. | Комбинированный | Дать понять о необходимости закаливаться, как закаливаться, когда начинать закаливание | необходимости закаливаться, как закаливаться, когда начинать закаливание | Презентация « Будь здоров» | |||
6. | Вредные привычки (курение, спиртное) | Демонстрация таблиц «Вред курения», «Вред алкоголя». Рассказ учителя о вредном воздействии на организм алкоголя и никотина. Выполнение заданий в рабочей тетради. Рассматривание рисунков, подготовленных детьми «Мы не будем курить!» (домашнее задание). | Знать, что такое здоровье, компоненты, его составляющие о влиянии вредных привычек на организм человека. Уметь выполнять правила здорового образа жизни | Рисунки Карточки таблицы «Вред курения», «Вред алкоголя». | ||||
7. | Проверочная работа по теме: «Как устроен и работает организм человека». | Контрольный | Проверить усвоение изученного материала | Понятие об огне как источнике развития человечества, так и о последствиях неаккуратного обращения с ним | Тесты | |||
8. | Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг. Острые предметы - это опасно! Работа с компьютером. | Комбинированный | Дать понятия об огне как источнике развития человечества, так и о последствиях неаккуратного обращения с ним | Презентация «Огонь – друг и враг. Острые предметы - это опасно! Работа с компьютером.» | ||||
9. | Опасности улиц и дорог. | Комбинированный | Повторение ПДД, поведение на дорогах | Знать и применять ПДД | Презентация «Опасности улиц и дорог.» | |||
10. | Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Ядовитые растения и грибы. | Комбинированный | Напомнить и углубить знания детей о правилах поведения во время грозы, при встрече с опасными животными. повторить ядовитые растения и грибы. | Знать и применять правила поведения во время грозы, при встрече с опасными животными. повторить ядовитые растения и грибы. | Презентация « Поведение в нестандартных ситуациях» | |||
11. | Детские болезни (грипп, аллергия и др.) | Комбинированный | Напомнить и углубить знания детей о правилах поведения во время эпидемий, объяснить о причинах некоторых заболеваний | Знать и применять правила поведения во время эпидемий | Презентация «Детские болезни» Беседа со школьным врачом | |||
12. | Помощь при головных болях, болях в животе, носовых кровотечениях. Домашняя аптечка. | Практический | Как оказывать помощь при головных болях, болях в животе, носовых кровотечениях | Знать и применять оказывать помощь при головных болях, болях в животе, носовых кровотечениях | Обработка ран, наложение повязок, компрессов. Беседа со школьным врачом | |||
Человек – часть природы. | ||||||||
13. | Отличие человека от животных (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Предшественники человека. Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе*. | Изучение нового | Познакомить с теориями происхождения человека. . Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе | Презентации «Представление о появлении человека» , Энциклопедия Кирилла и Мефодия | ||||
14. | От рождения до старости. Почему пожилым людям нужна твоя помощь. | Комбинированный | Человек и его здоровье. Правила здорового образа жизни. | Знать, что такое здоровье, компоненты, его составляющие, | Презентация «Почему пожилым людям нужна твоя помощь» | |||
Человек среди людей. | ||||||||
15. | Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Умение общаться. Почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми. | Нетрадиционная форма проведения урока | Учить общаться. Почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми. | Знать, что доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека | Энциклопедия Кирилла и Мефодия | |||
Человек и общество, в котором он живет (37 часов) | ||||||||
Родная страна: от края до края. | ||||||||
16. | Экскурсия в краеведческий музей | Экскурсия | Посещение краеведческого музея, экспозиции « Родное Белогорье» | |||||
3 четверть, 21 час | ||||||||
1. | Природные зоны России. Арктика (растительный и животный мир, труд и быт людей) | Изучение нового материала | Познакомить с природными зонами, их особенностями: климат, растительность, животный мир, труд людей. ,показывать на карте природные зоны | Знать природные зоны, их особенности: климат, растительность, животный мир, труд людей Уметь показывать на карте природные зоны | Презентация «Природные зоны России»Сообщения по теме | |||
2. | Тундра (растительный и животный мир, труд и быт людей) | Изучение нового материала | Познакомить с природными зонами, их особенностями: климат, растительность, животный мир, труд людей ,показывать на карте природные зоны | Презентация «Природные зоны России» Сообщения по теме | ||||
3. | Тайга (растительный и животный мир, труд и быт людей) | Изучение нового материала | Познакомить с природными зонами, их особенностями: климат, растительность, животный мир, труд людей, показывать на карте природные зоны | Презентация «Природные зоны России» Сообщения по теме | ||||
4 | Смешанные леса (растительный и животный мир, труд и быт людей) | Изучение нового материала | Познакомить с природными зонами, их особенностями: климат, растительность, животный мир, труд людей, показывать на карте природные зоны | Презентация «Природные зоны России» Сообщения по теме | ||||
5. | Степь (растительный и животный мир, труд и быт людей) . | Изучение нового материала | Познакомить с природными зонами, их особенностями: климат, растительность, животный мир, труд людей, показывать на карте природные зоны | Презентация «Природные зоны России» Сообщения по теме | ||||
6. | Пустыня. Влажные субтропики. (растительный и животный мир, труд и быт людей) | Изучение нового материала | Познакомить с природными зонами, их особенностями: климат, растительность, животный мир, труд людей, показывать на карте природные зоны | Презентация «Природные зоны России» Сообщения по теме тесты | ||||
Почвы России. | ||||||||
7. | Почва – среда обитания растении и животных. Плодородие почв. Охрана почв. | Изучение нового материала | Познакомить со строением разных видов почвы, плодородными почвами. | Знать строение разных видов почвы Стремиться охранять почву. | Образцы почвы Практическая работа «Свойства почвы» Сообщения учащихся «Образование почвы, охрана почв» | |||
Рельеф России. | ||||||||
8. | Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина (особенности, положение на карте) | Изучение нового материала | Познакомить с рельефом России. Учить показывать на карте. | Знать Восточно – Европейскую равнину, Западно – Сибирскую равнину, Уметь показывать эти равнины на карте | Презентация по теме.Практическая работа с картой | |||
Как развивались и строились города. | ||||||||
9. | Особенности расположения Древних городов. «Кремлёвские» города. Улицы. История и происхождение названий. | Изучение нового материала | Знакомство с особенностями архитектуры Древней Руси, с русской иконописью. Памятники архитектуры | Экскурсия в один из музеев города. | ||||
Россия и её соседи | ||||||||
10. | Япония, Китай (особенности географического положения, природы, труда и культуры народа) | Изучение нового материала | Познакомить с соседними государствами: их географическое положение, климат, растительный и животный мир, экономическое развитие, культуру народа | Знать соседние государствами: их географическое положение, климат, растительный и животный мир, экономическое развитие, культуру народа | Энциклопедия Кирилла и Мефодия Сообщения по теме | |||
11. | Финляндия, Королевство Дания. (особенности географического положения, природы, труда и культуры народа). Какие расы живут на Земле. | Изучение нового материала | Познакомить с соседними государствами: их географическое положение, климат, растительный и животный мир, экономическое развитие, культуру народа | Знать соседние государствами: их географическое положение, климат, растительный и животный мир, экономическое развитие, культуру народа | Энциклопедия Кирилла и Мефодия Сообщения по теме | |||
Человек и культура | ||||||||
12. | Человек – творец культурных ценностей. | Изучение нового материала | Знакомство с понятиями «грамота», «летопись», «очевидец». Расширение знаний об истории создания летописей и творчестве летописцев. Первые школы на Руси. Азбука братьев Кирилла и Мефодия. Первые печатные книги. Иван Федоров | Уметь называть основных правителей Российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры), различать год и век, соотносить арабские и римские цифры, различать события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Российское государство, Российская Федерация) | Экскурсия по городу | |||
13. | О чём рассказывают летописи. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты | Изучение нового материала | Энциклопедия Кирилла и Мефодия Сообщения по теме «Летописцы» | |||||
14. | Школы, книги, библиотеки в разные времена. Первые школы на Руси Первые печатные книги. Иван Федоров. «Поучение» Владимира Мономаха. | Изучение нового материала | Энциклопедия Кирилла и Мефодия Сообщения по теме «Первопечатник Иван Фёдоров» | |||||
15. | Просвещение в России при Петре 1. П | Изучение нового материала | Сообщения по теме,презентация | |||||
16. | Просвещение во второй половине 18 века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов. | Изучение нового материала | Просвещение в России при Петре Iи 2.. Знакомство с реформами в образовании | Уметь: – узнавать по тексту, к какому времени относится это событие; – составлять связный рассказ на темы раздела | Энциклопедия Кирилла и Мефодия Сообщения по теме | |||
17. | Школа и образование в 19 веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела. | Изучение нового материала | Первые университеты в России. М. В. Ломоносов | Сообщения по теме, презентация «Образование в Советской России» | ||||
Искусство России в разные времена | ||||||||
18. | Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древняя икона. Андрей Рублев. | Изучение нового материала | Знакомство с особенностями архитектуры Древней Руси, с русской иконописью. Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси | Уметь: – узнавать по тексту, к какому времени относится это событие; – составлять связный рассказ на темы раздела | Афанасий Никитин | |||
19. | Художественные ремесла и музыка в Древней Руси. Древнерусский театр | Изучение нового материала | . Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Знакомство с фольклорным творчеством русского народа. Русская народная песня и ее разновидности. Слушание отрывков духовной музыки. Объяснение учителя: какую музыку называют духовной. Работа с рубрикой «Выскажи предположение», анализ народных песен (определение настроения, темы, выразительных средств) | Духовная музыка | ||||
20. | Искусство России 18 века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова | Изучение нового материала | Знакомство с архитектурными сооружениями данного исторического периода, биографическими сведениями и творчеством выдающихся русских архитекторов. Выразительные особенности зодчества и градостроения. Художники XVIII века и их творчество | Уметь: – находить дополнительный материал к теме урока, используя книги, интернет; – участвовать в обсуждении, высказывать свою точку зрения | Энциклопедия Кирилла и Мефодия тесты | |||
21. | Изобразительное искусство 18 века. Возникновение публичных театров | Изучение нового материала | Художники XVIII века и их творчество. Появление первого в России театра | Знать о театральном искусстве XVIII в. | Возможна экскурсия в музей М.С. Щепкина | |||
4 четверть 15 часов | ||||||||
Искусство России 19 века | ||||||||
1. | «Золотой век русской культуры». «Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин (страницы жизни и творчества) | Изучение нового материала | Расширение знаний о жизни и творчестве | Иметь представление о «золотом веке» культуры. Знать имена великих отечественных писателей и поэтов | Энциклопедия Кирилла и Мефодия | |||
2. | Творчество поэтов, писателей 19 века: В.А. Жуковский. А.Н. Плещеев, Н.А.Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н.Толстой, А.П. Чехов | Интегрированный урок окружающий мир – литературное чтение | Творчество отечественных писателей и поэтов: В. И. Даль, А. П. Чехов | Энциклопедия Кирилла и Мефодия | ||||
3. | Композиторы 19 века. Михаил Иванович Глинка, П.И. Чайковский | Интегрированный урок окружающий мир – музыкальное искусство | Рассказ учителя о великих композиторах М.И. Глинке и П.И. Чайковском. Обсуждение проблем-ных вопросов: «Почему музыку этих композиторов знают во всем мире?»,Почему Глинка написал оперу «Иван Сусанин?» Слушание музыки (по выбору учителя). Рассказ учителя о композиторах XX века. Музыкальная игра «Знаем ли мы музыку для детей?» (домашнее задание). Слушание музыки современных детских композиторов (по выбору учителя). Выполнение заданий в учебнике и в рабочей тетради | Знать имена выдающихся музыкантов и композиторов XIX в. Уметь рассуждать о характере музыкальных произведений | Энциклопедия Кирилла и Мефодия | |||
4. | Художники 19 века. В. А. Тропинин. И. И.И. Левитан. И. Е. Репин. | Интегрированный урок окружающий мир – изобразительное искусство | Рассматривание репродукций картин А.Г. Венецианова и В.А. Тропинина. Оживление представлений детей: ответ на вопрос, какой портрет называют «парадным». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Обсуждение сочинений учащихся «Художники-передвижники» (домашнее задание) Рассказ учителя об И.И Левитане и его творчестве. Рассматривание репродукций картин художника. Обсуждение текста рубрики «Жил на свете человек». | Знать имена выдающихся художников, архитекторов, их произведения. Уметь оценивать произведения изобразительного искусства, архитектурные памятники | Презентация картин художников 19 века | |||
Искусство России 20 века | ||||||||
5. | Творчество архитекторов. Известные сооружения советского периода (Мавзолей. МГУ, Останкинская телебащня и др.). Творчество художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич) | Изучение нового материала | Архитектура и изобразительное искусство ХХ века. Архитектурные памятники нашего города | Знать имена выдающихся художников, архитекторов, их произведения. Уметь оценивать произведения изобразительного искусства, архитектурные памятники | Возможна экскурсия в художественный музей | |||
6. | Поэты 20 века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак. А.Т. Твардовский). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.) | Изучение нового материала | Творчество поэтов ХХ века. Современная литература, отечественная поэзия Викторина «По страницам литературных произведений детских поэтов ХХ века» | Иметь представление о поэзии XX в., известных поэтах и их произведениях | Возможна экскурсия в литературный музей | |||
7. | Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр. | Интегрированный урок окружающий мир – музыкальное искусство | Музыка, музыканты и композиторы XX века. С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович. Современный театр | Знать имена выдающихся музыкантов и композиторов XX в. Уметь рассуждать о характере музыкальных произведений | Возможна экскурсия в музучилище | |||
Человек – защитник своего отечества | ||||||||
8. | Человек – воин. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Боги войны | Изучение нового материала | Человек – воин. Почему люди воюют. Борьба славян с половцами. представление о кочевниках, половцах. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской | Уметь: – раскрывать причины отдельных событий в жизни страны и даты основных войн в истории России; – узнавать по тексту, к какому времени относится это событие; составлять связный рассказ на темы раздела; – работать с географической и исторической картами; – выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради | Практическая работа с историческими картами | |||
9. | Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской Борьба русского народа с польскими захватчиками в 18 веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. | Изучение нового материала | Борьба русского народа с польскими интервентами, причины завоевательной политики поляков. Заочная экскурсия по маршруту ополчения 1612 года | Знать о героических фактах и примерах отечественной истории, о борьбе русского народа за независимость. Уметь рассказывать о событиях, подвигах, сражениях русского народа в разные исторические периоды. Знать литературные произведения, посвященные борьбе русского народа с иноземными захватчиками | Практическая работа с историческими картами | |||
10. | Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Ордена и награды. Военные костюмы. | Изучение нового материала | Отечественная война 1812 года, победа русских войск на Бородинском поле. Знакомство с литературными произведениями, посвященными этому событию. М. И. Кутузов. Партизанская война 1812 года | Энциклопедия Кирилла и Мефодия | ||||
11. | Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Битва под Москвой. Сталинградская битва. | Изучение нового материала | Великая Отечественная война, борьба русского народа с фашистскими захватчиками. Главные сражения советской армии с фашистами. Памятники Славы в нашем городе. Ордена и медали Великой Отечественной войны | Энциклопедия Кирилла и Мефодия | ||||
12. | Великая Отечественная война 1941-1945 г. Танковое сражение на Курской Дуге. Помощь тыла фронту | Экскурсия | Экскурсия в музей-диораму | |||||
13. | Великая Отечественная война 1941-1945 г. Наступление и победа советского народа. | Изучение нового материала | Энциклопедия Кирилла и Мефодия | |||||
Гражданин и государство. | ||||||||
14. | Контрольная работа «Человек и общество, в котором он живёт». Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый президент России. Государственная дума современной России. | Контрольный | Повторение и систематизирование знаний по теме «Древняя Русь, Россия» Повторение и систематизирование знаний по теме «Россия XVII–XX веков» | Уметь выполнить задания по теме | Тесты | |||
15. | Россия – наша Родина. Права и обязанности граждан России. | Практический | Гражданин и государство. Права и обязанности граждан России. Государственная символика – герб, флаг, гимн родной страны. Декларация прав человека (ознакомление) | Уметь: – называть права и обязанности гражданина России; – составлять связный рассказ на темы раздела; – работать с географической картой. Знать и выполнять права и обязанности граждан | Презентация «Россия – наша Родина. » |
Контроль и оценка знаний предмету «Окружающий мир» во 2-4 классах
При организации контроля следует учитывать:
- Психологические особенности младшего школьника;
- Индивидуальные возможности, темп обучаемости, характер овладения способом решения учебной задачи;
- Повышать роль положительной словесной оценки.
Во 2-4 классах вводятся уже все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Основная цель текущего опроса – проверка того, как идёт процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).
Тематический контроль особенно целесообразно проводить: ученику предоставляется возможность переделать, дополнить работу, исправить отметку более тщательно подготовившись.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени – четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год: в конце первой, второй, третьей, четвёртой четверти учебного года.
Опросы учащихся проводятся как в устной, так и в письменной форме. Письменные опросы –самостоятельные и контрольные работы. Самостоятельные работы рассчитываются на 10-15 минут.
Целесообразно проводить короткий (5-10 минут) опросы с целью уточнить и закрепить знания.
Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.д.с
Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих не снижение оценки
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных его признаков; 0 неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.
Особенности организации контроля по "Окружающему миру"
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартных ситуациях с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированное™ его логического мышления, воображения» связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам: поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ- определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Проверочная работа по теме: « Как устроен и работает организм человека».
Задание 1. Напиши, что отличает живой организм от тела неживой природы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Отметь, что входит в нервную систему.
- Головной мозг
- Печень
- Спинной мозг
- Нервы
- Скелет
Задание 3. Напиши, что входит в пищеварительную систему.
_______________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Отметь, правильно ли высказывание.
Кровь движется по кровеносным сосудам по кругу: она вытекает из сердца по артериям, а возвращается по венам. (да, нет)
Задание 5. Сколько у человека органов чувств?
_________________________________________________________________
Задание 6. Отметь, чем человек отличается от животных.
- многое умеет делать руками.
- строит жилища и добывает пищу.
- умеет мыслить и говорить.
- умеет делать различные машины и орудия труда.
- умеет говорить: писать стихи, сочинять музыку, рисовать.
Задание 7. Напиши, какие условия необходимы для роста и развития ребёнка.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Напиши привычки, которые разрушают здоровье человека.
__________________________________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа по теме: «Человек и общество, в котором он живёт».
Задание 1. Приведи пример какого-нибудь литературного памятника.
____________________________________________________________
Задание 2. Отметь правильный ответ: О чём рассказывают летописи?
- Летописи рассказывают о событиях, которые происходят в стране сейчас.
- Летописи рассказывают о событиях очень далёкого прошлого.
Задание 3. Напиши фамилию первого русского печатника.
____________________________________________________________
Задание 4. Напиши, кого называли скоморохами.
____________________________________________________________
Задание 5. Каких композиторов 19 века ты знаешь?
_____________________________________________________________
Задание 6. Каких писателей 19 века ты знаешь?
_____________________________________________________________
Задание 7. Кого объединяло Товарищество передвижников? Отметь правильный ответ.
- художников
- композиторов
- писателей
Задание 8. Закончи предложение.
Отечественная война против армии Наполеона была в _____ веке.
Задание 9. Напиши, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война.
_________________________________________________________________
Задание 10. Напиши, какие ты имеешь права.
_________________________________________________________________
Задание 11. Напиши, какие обязанности имеет гражданин России.
_________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков в третьем классе (образовательная система "Начальная школа XXI века)
Календарно тематическое планирование составлено по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, изобразительному искусству и технологии. В планирование отражены универсальные уч...
Рабочие программы для 3 класса (образовательная система "Начальная школа XXI века")
Рабочие программы для 3 класса (образовательная система "Начальная школа XXI века") составлены по всем учебным предметам с опорой на авторские программы. Календарно-тематическое планирование по предме...
Рабочая программа по математике для 2 класса по системе "Начальная школа 21 века" по ФГОС
Программа составлена по системе "Начальная школа 21 века" Соответствует федеральному государственному стандарту начального общего образования (2009)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА « ТЕХНОЛОГИЯ» ДЛЯ 4 КЛАССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» АВТОР – ЛУТЦЕВА Е.В.
Календарно – тематическое планированиеуроков технологии (интегрированный курс с ИКТ)Настоящий календарно-тематический план разработан на основе программы:Лутцева Е.А.Технология: программа: 1-4 классы ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА « МАТЕМАТИКА» ДЛЯ 4 КЛАССА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» АВТОР – РУДНИЦКАЯ В.Н.
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе программы:Рудницкая В.Н.Математика: программа: 1-4 классы/В.Н.Рудницкая. - М.:Вентана - Граф, 2012.-128с. - (Начальная школа XXIвека)Настоящ...
Урок русского языка во 2 классе по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой. Тема: «Слова и предложения»
В данном материале представлена работа по русскому языку, направленная на развитие умений и навыков различать звуки, слова и предложения. Способствовать коммуникативной активности школьников при работ...
рабочая программа по русскому языку 1 класс образовательная система "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку 1 класс, образовательная система "Начальная школа 21 века"...