Организационно-методические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс"
статья по музыке ( класс) на тему
Статья содержит подробное описание организационно-методических условий реализации дполнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс" в условиях начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsionno-metodicheskie_usloviya.docx | 23.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Организационно-методические условия
реализации дополнительной общеразвивающей
программы «Хоровой класс»
В.И.Панайотова,
педагог дополнительного образования
МБОУ НШ № 30, г.Сургут
Дополнительная общеразвивающая программа “Хоровой класс” – практико-ориентированный курс, в ходе реализации которого:
- При организации занятий необходимо делить хор на два основных состава. В первый состав входят учащихся первого класса, во второй состав- учащиеся второго, третьего, четвертого классов.
- При организации учебного процесса необходимо руководствоваться интересами обучающихся и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с индивидуальными, объединенными и групповыми. Этот принцип будет способствовать плодотворной работе хорового класса.
- Развивать интерес к вокально-хоровому творчеству.
- Воспитание хорового коллектива единомышленников, который использует свои индивидуальные творческие возможности для достижения гармоничного и целостного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
- Выбирая репертуар нужно исходить из певческих возможностей хорового класса, не забывать о важности расширения музыкально-художественного кругозора ребят, о том, что хоровое пение – мощное средство нравственного, эстетического воспитания обучающихся. В репертуаре должно быть переплетение произведений зарубежной и русской классики, произведениями современных композиторов должны переплетаться с народными песнями разных жанров. Необходимо ежегодно обновлять репертуар.
- Развитие личностных качеств: ответственности, усидчивости и внимательности, самостоятельности, воспитание целеустремлённости, а также чувства потребности в саморазвитии.
- Обучение вокально-певческим навыкам: певческой дикции, чистому интонированию, многоголосию, дыханию и артикуляции;
- Воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры и культуры слушателя;
- Воспитание у учащегося активной жизненной позиции через знакомство с различными культурно-историческими направлениями и национально-музыкальными традициями разных стран;
В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, ответственности каждого за результаты общего дела, взаимопомощи. Именно такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, воспитывает чувство локтя и помогает ему поверить в свои силы, потому что именно в этом кроется залог высоких художественных результатов хора.
Условия реализации программы:
- образовательная программа;
- нормативно-правовые документы;
- методические материалы (разработки, рекомендации по работе с хором);
- материально- техническое обеспечение:
- специальная литература (книги, пособия, журналы, нотные сборники, видеокассеты, аудиокассеты, СD- диски).
- музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор);
- концертные костюмы, реквизит.
- хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;
- стационарная аппаратура (магнитофон, усилитель звука, колонки, записи фонограмм, микрофон, видеокамера для записи концертов)
Содержание программы.
Программа «Хоровой класс» для каждого хорового состава имеет следующие направления:
Вводное занятие. Знакомство с правилами поведения расписанием занятий, беседа о предмете и его особенностях, просмотр портфолио хора.
Диагностика. Диагностика проводится с целью определения уровня развития музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений, навыков, динамики развития творческих способностей обучающихся, и делится на начальную (первичную для обучающихся 1 класса), срезовую и итоговую.
Первичная диагностика: выполнение диагностических тестов.
Начальная диагностика: проведение музыкально-дидактических игр, выполнение диагностических тестов.
Срезовая диагностика: вокально-хоровые упражнения, работа с музыкально-дидактическими играми, выполнение диагностических тестов.
Итоговая диагностика: участие в музыкальных спектаклях, выступления в концертах.
Техника хорового исполнения. Ознакомление и выработка основных вокально-хоровых навыков.
Самым важным результатом работы руководителя и всего хора является овладение певческими навыками. Упорядочить и воспитать вокальные возможности ребят- задача педагога. К певческим навыкам относятся: дыхание, правильное звукообразование, ритмичность, дикция, выразительность и экспрессия. Все эти навыки должны представлять собой стройную систему, в которой все тщательно согласовано и отлажено. Поэтому нужно постепенно усложнять задачи, расширять диапазон певческих способностей детей.
Работа над звукообразованием:
- работа над округлым звучанием гласных;
- выработка хорошего унисона;
- работа над однородностью звучания голоса по всему диапазону;
- работа над звонким, свободным, естественным звучанием;
- работа над слаженностью и протяжностью гласных;
- освоение динамических оттенков в пении.
Работа над дыханием:
Систематическая работа над дыханием необходима для хорового коллектива. Дыхание необходимо для красивого пения, точного строя и ансамбля. Занимаясь в хоре, ребёнок усваивает элементарные навыки В хоре работа над дыханием должна проводиться систематически. Правильное дыхание – ключ к выразительности дыхания: тренировка по руке дирижера вдоха – дыхание должно быть глубоким и бесшумным, а выдох должен быть равномерным и ровным; подача воздуха «в живот» естественно экономично, спокойно; тренировка полученных навыков дыхания в процессе пения одного звука, трёх звуков, целой фразы; тренировка цепного дыхания во время исполнения вокальных упражнений дыхания
Очень эффективна в применении на хоровых занятиях дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой:
- «Накачка мяча» - энергичный вдох при одновременном наклоне расслабленной верхней части тела и последующий плавный выдох с выпрямлением и опусканием рук;
- «Кулачки» - сжатие кулаков на коротком, энергичном вдохе через нос и постепенное их расслабление при медленном выдохе через рот;
- «Кошачий танец» - активный короткий вдох при приседании и развороте туловища направо (налево) и последующий медленный выдох при возвращении в исходное положение;
- Наклоны головы влево- вправо, а также вперѐд-назад (на энергичном вдохе) с последующим медленным выдохом при возвращении в исходное положение.
- «Крепкие объятия» - шумный вдох при заведении сжатых в кулаки рук за спину и последующий спокойный выдох с возвращением в исходное положение;
- обучение вдоху энергичному, с небольшой задержкой, короткому;
- быстрая смена дыхания в подвижном темпе;
- обучение вдоху в темпе и характере произведения;
- формирование певческого выдоха, рассчитанного на всю продолжительность музыкальной фразы, дыхание должно быть постепенным;
- цепное дыхание в длинных фразах.
В работе над дыханием педагогу нужно использовать дыхательную гимнастику, и обязательно включать в нее элементы дыхательной гимнастики А. Стрельниковой, а также необходимо включать упражнения, которые развивают протяженность выдоха и глубину вдоха.
Работа над дикцией:
Активная работа артикуляционного аппарата – залог прекрасной дикции в хоре. Скороговорки и попевки, специально подобранные, активизируют речевой аппарат ребёнка. Хорошая дикция и дыхание связаны неразрывно. На попевках и упражнениях постоянно ведётся работа над культурой речи; чётким произношением согласных и гласных звуков; осмысленным и ясным произношением текста; правильными ударениями в словах.
За годы обучения хоровому пению дети должны научиться:
- Определять и выделять голосом начало, вершину и конец фразы.
- Дотягивать каждую гласную до следующего слога.
- Петь легато и нон легато.
- Научиться петь фразами, а не отдельными словами.
Практические занятия:
- Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса;
- Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации;
- Тренажер самоконтроля развития дикции;
- Артикуляционная гимнастика;
- Дыхательные упражнения по методике И.О. Исаевой;
- Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О. Исаевой.
Работа над стройностью:
- повторение фраз различными способами: легато, медленно, быстро, форте, стаккатто, пиано...
- четкое воспроизведение звуков заданной высоты;
- звучание гармонических и мелодических интервалов (в двухголосии);
- “звуковой диктант”;
Работа над ритмичностью:
- вырабатывать ровный, без отклонений темп;
- вырабатывать с хоровым коллективом точное начало и окончание пения, соблюдать паузы и т. д.;
- четко следовать замыслу композитора.
Работа над выразительностью и экспрессией (работа над художественным произведением в целом):
- проводить систематическую работу над элементами хоровой звучности;
- перед началом работы иметь ясное представление о стиле и характере исполнения;
- обсуждать характер исполнения.
Музыкальная грамота.
1-й год обучения – “Звуки которые нас окружают ”: Рождение звуков; Звуки низкие и высокие.
2-й год обучения – “Семь нот- это семья ”: Длительности нот и их названия.
3-й год обучения – “Музыкальная грамота”: Лад: мажор, минор; Нотная грамота; Ритм; Пауза.
4-й год обучения – “Музыкальная грамота”: Знакомство с сольфеджио; Размер; Такт, тактовая черта.
Разучивание репертуара.
Для каждой группы хора занятия проводятся следующим образом: прослушивание произведения, анализ. обсуждение, разучивание по фразам, куплетам, соединение с фонограммой. Работа над вокально-хоровыми навыками проводится в системе. Каждый год обновляется репертуарный список песен. При этом учитываются интересы и способности детей.
Экскурсии, посещение концертов.
Учащиеся ходят на экскурсию в музыкальную школу, где происходит знакомство с музыкальными инструментами. Ребята делятся опытом с обучающимися музыкальной школы. Обязательным условием хорового воспитания является посещение концертов, которые проводятся на площадках города, посещение Филармонии.
Музыкальная гостиная.
В течении учебного времени проводится знакомство и работа над музыкальными постановками. Дети принимают активное участие в музыкальных спектаклях, тематических вечерах, операх, музыкальных сказках, мюзиклах.
Итоговые занятия: конкурсы, музыкальные спектакли, концерты, вечера.
Выступления в городских и школьных мероприятиях. Выступления на школьных праздниках. Тематические концерты для ветеранов ВОВ и пенсионеров. Музыкальные постановки для обучающихся и родителей. Участие в конкурсах и фестивалях. Выступления на различных мероприятиях в составе сводного хора.
Сводный хор обучающихся и преподавателей.
Для закрепления и развития интереса к вокально-хоровому искусству один раз в неделю проводятся совместные занятия преподавателей и участников детского хора. Занятия насыщены общением, разучиванием совместного репертуара, выступлениями сводного хора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество. Тропинка.
Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка разработан мною в качестве наглядного пособия для учащихся 2-4...
Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь
Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....
Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 3. Знакомство с водоемами
Продолжая цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 3. Знакомство с водоемами...
Особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Не болей-ка»
В данной статье представлен опыт применения некоторых педагогических технологий при реализации программы "Не болей-ка"...
Приказ № 460 О реализации дополнительных общеразвивающих программ в 2017-2018 учебном году
Приказ № 460 О реализации дополнительных общеразвивающих программ в 2017-2018 учебном году...
Особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ
Статья посвящена приемственности использования здоровьесберегающих технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ в эколого-биологическом отделле ДТ "У Вознесенского моста"...
Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты
Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты...