Организационно-методические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс"
статья по музыке ( класс) на тему

Панайотова Валентина Ивановна

Статья содержит подробное описание организационно-методических условий реализации дполнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс" в условиях начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsionno-metodicheskie_usloviya.docx23.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Организационно-методические условия

реализации дополнительной общеразвивающей

программы «Хоровой класс»

В.И.Панайотова,

педагог дополнительного образования

МБОУ НШ № 30, г.Сургут

Дополнительная общеразвивающая программа “Хоровой класс” – практико-ориентированный курс, в ходе реализации которого:

  1. При организации занятий необходимо делить хор на два основных состава. В первый состав входят учащихся первого класса, во второй состав- учащиеся второго, третьего, четвертого классов.
  2. При организации учебного процесса необходимо руководствоваться интересами обучающихся и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с индивидуальными, объединенными и групповыми. Этот принцип будет способствовать плодотворной работе хорового класса.
  3. Развивать интерес к вокально-хоровому творчеству.
  4. Воспитание хорового коллектива единомышленников, который использует свои индивидуальные творческие возможности для достижения гармоничного и целостного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
  5. Выбирая репертуар нужно исходить из певческих возможностей хорового класса, не забывать о важности расширения музыкально-художественного кругозора ребят, о том, что хоровое пение – мощное средство нравственного, эстетического воспитания обучающихся. В репертуаре должно быть переплетение произведений зарубежной и русской классики, произведениями современных композиторов должны переплетаться с народными песнями разных жанров. Необходимо ежегодно обновлять репертуар.
  6. Развитие личностных качеств: ответственности, усидчивости и внимательности, самостоятельности, воспитание целеустремлённости, а также чувства потребности в саморазвитии.
  7. Обучение вокально-певческим навыкам: певческой дикции, чистому интонированию, многоголосию, дыханию и артикуляции;
  8. Воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры и культуры слушателя;
  9. Воспитание у учащегося активной жизненной позиции через знакомство с различными культурно-историческими направлениями и национально-музыкальными традициями разных стран;

      В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, ответственности каждого за результаты общего дела, взаимопомощи. Именно такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, воспитывает чувство локтя и помогает ему поверить в свои силы, потому что именно в этом кроется залог высоких художественных результатов хора.

Условия реализации программы:

  • образовательная программа;
  • нормативно-правовые документы;
  • методические материалы (разработки, рекомендации по работе с хором);
  • материально- техническое обеспечение:
  • специальная литература (книги, пособия, журналы, нотные сборники, видеокассеты, аудиокассеты, СD- диски).
  • музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор);
  • концертные костюмы, реквизит.
  • хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;
  • стационарная аппаратура (магнитофон, усилитель звука, колонки, записи фонограмм, микрофон, видеокамера для записи концертов)

Содержание программы.

Программа «Хоровой класс» для каждого хорового состава имеет следующие направления:

Вводное занятие. Знакомство с правилами поведения расписанием занятий, беседа о предмете и его особенностях, просмотр портфолио хора.

Диагностика. Диагностика проводится с целью определения уровня развития музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений, навыков, динамики развития творческих способностей обучающихся, и делится на начальную (первичную для обучающихся 1 класса), срезовую и итоговую.

Первичная диагностика: выполнение диагностических тестов.

Начальная диагностика: проведение музыкально-дидактических игр, выполнение диагностических тестов.

Срезовая диагностика: вокально-хоровые упражнения, работа с музыкально-дидактическими играми, выполнение диагностических тестов.

Итоговая диагностика: участие в музыкальных спектаклях, выступления в концертах.
Техника хорового исполнения. Ознакомление и выработка основных вокально-хоровых навыков.

Самым важным результатом работы руководителя и всего хора является овладение певческими навыками. Упорядочить и воспитать вокальные возможности ребят- задача педагога. К певческим навыкам относятся: дыхание, правильное звукообразование, ритмичность, дикция, выразительность и экспрессия. Все эти навыки должны представлять собой стройную систему, в которой все тщательно согласовано и отлажено. Поэтому нужно постепенно усложнять задачи, расширять диапазон певческих способностей детей.

Работа над звукообразованием:

  • работа над округлым звучанием гласных;
  • выработка хорошего унисона;
  • работа над однородностью звучания голоса по всему диапазону;
  • работа над звонким, свободным, естественным звучанием;
  • работа над слаженностью и протяжностью гласных;
  • освоение динамических оттенков в пении.

Работа над дыханием:

Систематическая работа над дыханием необходима для хорового коллектива. Дыхание необходимо для красивого пения, точного строя и ансамбля. Занимаясь в хоре, ребёнок усваивает элементарные навыки В хоре работа над дыханием должна проводиться систематически. Правильное дыхание – ключ к выразительности дыхания: тренировка по руке дирижера вдоха – дыхание должно быть глубоким и бесшумным, а выдох должен быть равномерным и ровным; подача воздуха «в живот» естественно экономично, спокойно; тренировка полученных навыков дыхания в процессе пения одного звука, трёх звуков, целой фразы; тренировка цепного дыхания во время исполнения вокальных упражнений дыхания

Очень эффективна в применении на хоровых занятиях дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой:

  • «Накачка мяча» - энергичный вдох при одновременном наклоне расслабленной верхней части тела и последующий плавный выдох с выпрямлением и опусканием рук;
  • «Кулачки» - сжатие кулаков на коротком, энергичном вдохе через нос и постепенное их расслабление при медленном выдохе через рот;
  •  «Кошачий танец» - активный короткий вдох при приседании и развороте туловища направо (налево) и последующий медленный выдох при возвращении в исходное положение;
  • Наклоны головы влево- вправо, а также вперѐд-назад (на энергичном вдохе) с последующим медленным выдохом при возвращении в исходное положение.
  • «Крепкие объятия» - шумный вдох при заведении сжатых в кулаки рук за спину и последующий спокойный выдох с возвращением в исходное положение;
  • обучение вдоху энергичному, с небольшой задержкой, короткому;
  • быстрая смена дыхания в подвижном темпе;
  • обучение вдоху в темпе и характере произведения;
  • формирование певческого выдоха, рассчитанного на всю продолжительность музыкальной фразы, дыхание должно быть постепенным;
  • цепное дыхание в длинных фразах.

В работе над дыханием педагогу нужно использовать дыхательную гимнастику, и обязательно включать в нее элементы дыхательной гимнастики А. Стрельниковой, а также необходимо включать упражнения, которые развивают протяженность выдоха и глубину вдоха.

Работа над дикцией:

Активная работа артикуляционного аппарата – залог прекрасной дикции в хоре. Скороговорки и попевки, специально подобранные, активизируют речевой аппарат ребёнка. Хорошая дикция и дыхание связаны неразрывно. На попевках и упражнениях постоянно ведётся работа над культурой речи; чётким произношением согласных и гласных звуков; осмысленным и ясным произношением текста; правильными ударениями в словах.

За годы обучения хоровому пению дети должны научиться:

  • Определять и выделять голосом начало, вершину и конец фразы.
  • Дотягивать каждую гласную до следующего слога.
  • Петь легато и нон легато.
  • Научиться петь фразами, а не отдельными словами.

Практические занятия:

  1. Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса;
  2. Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации;
  3. Тренажер самоконтроля развития дикции;
  4. Артикуляционная гимнастика;
  5. Дыхательные упражнения по методике И.О. Исаевой;
  6. Упражнение на дикцию и артикуляцию по методике И.О. Исаевой.

Работа над стройностью:

  • повторение фраз различными способами: легато, медленно, быстро, форте, стаккатто, пиано...
  • четкое воспроизведение звуков заданной высоты;
  • звучание гармонических и мелодических интервалов (в двухголосии);
  • “звуковой диктант”;

Работа над ритмичностью:

  • вырабатывать ровный, без отклонений темп;
  • вырабатывать с хоровым коллективом точное начало и окончание пения, соблюдать паузы и т. д.;
  • четко следовать замыслу композитора.

Работа над выразительностью и экспрессией (работа над художественным произведением в целом):

  • проводить систематическую работу над элементами хоровой звучности;
  • перед началом работы иметь ясное представление о стиле и характере исполнения;
  • обсуждать характер исполнения.

Музыкальная грамота.

1-й год обучения – “Звуки которые нас окружают ”: Рождение звуков; Звуки низкие и высокие.

2-й год обучения – “Семь нот- это семья ”: Длительности нот и их названия.

3-й год обучения – “Музыкальная грамота”: Лад: мажор, минор; Нотная грамота; Ритм; Пауза.

4-й год обучения – “Музыкальная грамота”: Знакомство с сольфеджио; Размер; Такт, тактовая черта.

Разучивание репертуара.

Для каждой группы хора занятия проводятся следующим образом: прослушивание произведения, анализ. обсуждение, разучивание по фразам, куплетам, соединение с фонограммой. Работа над вокально-хоровыми навыками проводится в системе. Каждый год обновляется репертуарный список песен. При этом учитываются интересы и способности детей.

Экскурсии, посещение концертов.

Учащиеся ходят на экскурсию в музыкальную школу, где происходит знакомство с музыкальными инструментами. Ребята делятся опытом с обучающимися музыкальной школы. Обязательным условием хорового воспитания является посещение концертов, которые проводятся на площадках города, посещение Филармонии.

Музыкальная гостиная.

В течении учебного времени проводится знакомство и работа над музыкальными постановками. Дети принимают активное участие в музыкальных спектаклях, тематических вечерах, операх, музыкальных сказках, мюзиклах.

Итоговые занятия: конкурсы, музыкальные спектакли, концерты, вечера.

 Выступления в городских и школьных мероприятиях. Выступления на школьных праздниках. Тематические концерты для ветеранов ВОВ и пенсионеров. Музыкальные постановки для обучающихся и родителей. Участие в конкурсах и фестивалях. Выступления на различных мероприятиях в составе сводного хора.

Сводный хор обучающихся и преподавателей.

Для закрепления и развития интереса к вокально-хоровому искусству один раз в неделю проводятся совместные занятия преподавателей и участников детского хора. Занятия насыщены общением, разучиванием совместного репертуара, выступлениями сводного хора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество. Тропинка.

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка разработан мною в качестве наглядного пособия для учащихся 2-4...

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь

Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 3. Знакомство с водоемами

Продолжая цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 3. Знакомство с водоемами...

Особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Не болей-ка»

В данной статье представлен опыт применения некоторых педагогических технологий при реализации программы "Не болей-ка"...

Приказ № 460 О реализации дополнительных общеразвивающих программ в 2017-2018 учебном году

Приказ № 460 О реализации дополнительных общеразвивающих программ в 2017-2018 учебном году...

Особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ

Статья посвящена приемственности использования здоровьесберегающих технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ в эколого-биологическом отделле ДТ "У Вознесенского моста"...

Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты

Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты...