Рабочая программа по предмету литературное чтение на родном башкирском языке
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по предмету литературное чтение на родном башкирском языке 2-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr._liter._cht._17_g.docx | 65.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному (башкирскому) языку составлена на основе:
- приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с измен. – приказ МОиН РФ от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009 г. №373»);
- примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федерально-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 г. №1/15);
- «Примерная образовательная программа «Родной (башкирский) язык» и «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» для 1-4 классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения. Автор-составитель: Нафикова З.Г. Уфа - 2017г.
- Устава МОАУ СОШ № 6 городского округа город Нефтекамск РБ;
основной образовательной программы (начальное общее образование) МОАУ СОШ №6 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан;
- учебного плана МОАУ СОШ № 6 городского округа г. Нефтекамск РБ на 2018-2019 учебный год.
Изучение башкирского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
-развитие коммуникативных умений;
-развитие нравственных и эстетических чувств;
-развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к башкирскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место учебного предмета в учебном плане
Во 2-4 классах на уроки «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» отводится по 1 ч (за 2 недели, 35 учебные недели в каждом классе). Во 2 классе 17 часов; в 3 классе 17 часов; в 4 классе 17 часов. Всего 51 час.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение на родном (башкирском) языке»
Личностные результаты - осознание роли башкирского языка как средства познания истории, культуры башкирского народа, ознакомления с современной окружающей действительностью в республике, в России и в мире, инструмента формирования гражданской и этнической самоидентичности; развитие способности использовать приобретенные знания и умения в общение со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни и т.п.
Метапредметными результатами изучения башкирского (родного) языка являются:
- адекватное восприятие звучащей речи,
- приобретение умений и навыков правильного произношения слов, звуков, звукосочетаний, построения предложения,
- составления диалогов,
- умение переводить предложения и текст с русского на башкирский язык и наоборот;
- умения читать и пересказывать текст; самостоятельно выполнять письменные задания;
- анализировать свои знания по башкирскому языку на межпредметном уровне и др.
Предметные результаты освоения содержания примерной программы следующие:
- приобретение умений и навыков аудирования (восприятие речи на слух и понимание основного содержания услышанного);
- знание основных единиц фонетического строя башкирского языка (различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги);
- знание правил правописания (заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания);
- умения читать вслух, про себя, интонировать и выразительно читать отдельные предложения и текст в целом;
- умения делить текст на части и придумывать заглавия к ним, составлять план, дописывать и досказывать задания, описывать предметы или картинки и др.
Требования к уровню подготовки обучающихся, окончивших начальный этап изучения предмета «Литературное чтение на родном (башкирском) языке»
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» ученик должен:
уметь:
- понимать на слух башкирскую речь;
- различать на слух и правильно произносить звуки, сочетания звуков башкирского языка, правильно читать слова, словосочетания и предложения;
- различать и соблюдать интонацию основных типов предложения;
- правильно образовывать формы изменяемых частей речи.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения короткого диалога, построения небольших монологических высказываний в условиях бытового общения;
- соблюдения основных норм произношения специфических звуков башкирского языка, слов, словосочетаний и предложений;
- обогащения запаса слов, необходимого для учебного и бытового общения в пределах изученных тем;
- соблюдения основных правил орфографии и пунктуации в самостоятельных связных письменных высказываниях;
- владения нормами башкирского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения.
Основное содержание курса
Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.
Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста- повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, объявление)
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста- описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки). Перевод текста с одного языка на другой (с русского на башкирский и наоборот).
Содержание учебной программы (17 часов).
2 класс
Тематическое планирование.
1. | Знакомство | 1 |
2. | Моя школа | 2 |
3. | Моя республика | 2 |
4. | Моя семья | 5 |
5. | Я и мои друзья | 3 |
6. | Мир вокруг меня | 4 |
7. | Всего | 17 |
Знакомство (1 час).
Чтение текстов на тему "Знакомство". Расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы ты кто? вы кто? как тебя зовут? ты где живешь? сколько тебе лет? и отвечать на них.
Тексты для чтения: тексты, Ф. Рахимгулова «Я один мальчик».
Моя школа (2 часа).
Школа, учёба, кабинеты, уроки. Школьная жизнь. Перемена. Дежурные по классу. Учебные принадлежности. Числа, дни недели.
Чтение произведений о школе, получение знаний, проведение беседы.
Тексты для чтения: диалоги, тексты. Ф. Тугызбаева «Я - ученик!», Ф. Тугызбаева «Недели».
Моя республика (2 часа).
Беседы о Родине, Отчизне, родной край . Знакомство с понятием малая родина и родной дом. Знакомство с городом Уфа.
Тексты для чтения: диалоги, тексты, пословицы. Р. Ураксина «Столица», Ф. Рахимгулова «Экскурсия в Уфе».
Моя семья (5 часов).
Члены семьи, и их родственные отношения. Освоение этих названий. Занятие близких, мечты, планы на будущее связонное с темой. Родословное семьи, беседа о ее значении, чтение текстов. Части тела. Режим дня. Здоровый образ жизни. Одежда. Культура и манера одевания. Овощи. Здоровое и правильное питание.
Тексты для чтения: тексты, загадки, пословицы, М. Хисматуллина «Наша семья», Р. Ураксина «Это - я», Р. Нигматуллин «Утренняя зарядка», Ф. Тугызбаева «Овощи», Ф. Муртазина «Новое платье».
Я и мои друзья (3 часа).
Друзья. Игры. Домашние животные и птицы. Домашние праздники. Чтение текстов на эту тему.
Тексты для чтения: диалоги, тексты, загадки, пословицы, А. Игебаев «Актуш», Г. Ситдикова «Матери», Р. Хайретдинов «Всем одно ведерка».
Мир вокруг меня (4 часа).
Беседы на тему "Времена года". Наблюдение за природой. Дом, квартира. Правила дорожного движения. Жизнь в деревне.
Тексты для чтения: тексты, загадки, пословицы, Н. Салимов «Светофор», Ш. Биккулов «Ветер дует», «Времена», М. Сиражи «Красивое лето».
3 класс
Тематическое планирование.
1. | Знакомство | 1 |
2. | Моя школа | 3 |
3. | Моя республика | 3 |
4. | Моя семья | 4 |
5. | Я и мои друзья | 3 |
6. | Мир вокруг меня | 3 |
7. | Всего | 17 |
Знакомство (1 час).
Научить учащихся отвечать на вопросы ты кто? вы кто? ты где живешь? ты откуда? простыми предложениями, здороваться и прощаться на башкирском языке.
Тексты для чтения: диалоги, тексты, Т. Давлетбирдина «Школьное воспоминания».
Моя школа(3 часа).
Беседа на тему "День Знаний". Чтение произведений о школе, получение знаний, любимые предметы.
Тексты для чтения: диалоги, тексты З. Хисматуллина «Усердствование», Ф. Тугызбаева «Хитрые числа», Г. Юнысова «Ножницы поют».
Моя республика (3 часа).
Путешествия, достопримечательности Башкортостана, достопримечательности Уфы. Беседы на темы " Малая родина". "Честь и совесть".
Тексты для чтения: диалоги, тексты, Ф. Тугызбаева «Моя прекрасная столица», Р. Бикбаев «Возле памятника С. Юлаева», Ф. Исангулов «На городской улице».
Моя семья (4 часа).
Советы бабушек и дедушек. Составление родословной. Семейные праздники. Увлечения, хобби, спорт. Выбор будущей профессии.
Тексты для чтения: диалоги, тексты, пословицы, Р. Низамов «Бабушка», Г. Ситдикова «Праздник семьи», В. Ислахов «Кем быть?», А. Вахитова «Книга».
Я и мои друзья (3 часа).
День рождения. Подготовка к празднику. Этикет в гостях. Друзья. Игры. Домашние питомцы.
Тексты для чтения: диалоги, тексты, пословицы, загадки, З. Кашапова «Мои гости», Х. Ризванова «Игра». К. Ушинский «Мой котенок».
Мир вокруг меня (3 часа).
Природа Башкортостана. Растения. Дикие животные. Насекомые. Времена года. Деревья. Весенние праздники.
Тексты для чтения: диалоги, тексты, пословицы, С. Муллабаев «Щедрое лето», З. Кутлугилдина «Цветы украшают жизнь», Р. Бикбаев «Великая Победа».
4 класс
Тематическое планирование.
1. | Знакомство | 1 |
2. | Моя школа | 3 |
3. | Моя республика | 4 |
4. | Моя семья | 4 |
5. | Я и мои друзья | 3 |
6. | Мир вокруг меня | 2 |
7. | Всего | 17 |
Знакомство (1 час).
Знакомства. Вежливые слова.
Речь: устная , внутренняя, письменная. Текст: описание, рассуждение, повествование. Части текста.
Тексты для чтения: диалоги, тексты, Ф. Тугызбаева «Вежливые слова».
Моя школа (3 часа).
Беседы и чтение текстов на тему 1 сентября- день Знаний, в библиотеке, школьный сад, школьная площадка.
Тексты для чтения: тексты, пословицы, Ф. Янышев «Зайчата на уроке», З. Ҡутлугилдина «Гимнастика», А. Рамазанова «У лентяя и мозги ленивые».
Моя республика (4 часа).
Малая родина. Достапримечателности Башкортостана. Природа Башкортостана. Народные поэты и писатели. Башкирская культура, башкирский мед, кумыс. Полезные ископаемые Башкортостана.
Тексты для чтения: диалоги, тексты, Р. Афлятунов «Народ, который поет и танцует»,
Р. Гарипов «Родной язык», З. Биишева «Озеро Талкас», Г. Амири «Целебная гора».
Моя семья (4 часа).
Что означает наши имена. Составление родословной. Семейные реликвии. Здоровье. Спорт. Режим дня. Любимое хобби.
Тексты для чтения: тексты, пословицы, З. Яҡшидавлятов «В мире имен», М. Салимов «Спортсмен», «Завещание отца» (Сказка), Ф. Тугызбаева «Кто трудолюбивый?», А. Ихсан «Мамина благодарность».
Я и мои друзья (3 часа).
День рождение. Беседы и чтение на темы дружба, мужество. Кино, музеи.
Тексты для чтения: диалоги, тексты, Ф. Тугызбаева «День рождение», Б. Байымов «Слово джигита», «Дружбой не шутят».
Мир вокруг меня (2 часа).
Природа, времена года. Весенние праздники. Повторение изученного. Планы на лето.
Тексты для чтения: тексты, стихи. загадки, Г. Юнысова «Черемуха», А. Ягафарова «Подснежники».
Интернет ресурсы.
http://pedsovet.org Авторская методика обучения.
http://www.iteach.ru Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.
https://region.bspu/ он-лайн башкирский язык, БГПУ.
https://www.bashkortostan.m/(Информационный портал Республики Башкортостан).
http://www.bibliogid.ru Литературный журнал для детей и взрослых Энциклопедический портал. Все для семьи, школьника, абитуриента.
huzlek/bashqort.com Русско-башкирский онлайн словарь.
www.kitap-ufa.ru (Башкирское издательство «Китап» имени Зайнаб Биишевой)
http: ebook.bashnl.ru (Культурный мир Башкортостана)
http: www.bashenc.ru (Башкирская энциклопедия)
www.bashskazki.ru – башҡорт халыҡ әкиәттәре; -
-incubator.wikimedia.org – Башҡорт халыҡ мәҡәлдәре һәм әйтемдәре.
Учебно-методическая литература.
1. Башҡорт теле. Учебное пособие для 2 класса для изучения родного (башкирского) языка и литературы а общеобразовательных организациях с русским языком обучения. Авторы: Нафикова З. Г., Муртазина Ф. Ф., -Уфа: Китап, 2017. -176 с.
2. Башҡорт теле. Учебное пособие для 3 класса для изучения родного (башкирского) языка и литературы а общеобразовательных организациях с русским языком обучения. Авторы: Нафикова З. Г., Муртазина Ф. Ф., -Уфа: Китап, 2017. -176 с.
4. Башҡорт теле. Учебное пособие для 4 класса для изучения родного (башкирского) языка и литературы а общеобразовательных организациях с русским языком обучения. Авторы: Нафикова З. Г., Муртазина Ф. Ф., -Уфа: Китап, 2017. -176 с
5. Башкирско – русский и русско-башкирский учебный словарь с грамматическим приложением. Авт.: Саяхова Л., Усманова М., Санкт-Петербург - 2007г.
6. Методическое руководство к учебнику «Башкирский язык» для изучения родного (башкирского) языка и литературы во 2-4 классах общеобразовательных организаций русским языком обучения. Авторы: Нафикова З. Г., Муртазина Ф. Ф., -Уфа: Китап, 2017. -352 с.
7. М.И.Баһауетдинова, Г.Н.Йәғәфәрова. Күңелле минуттар. Өфө: Китап, 2011й.
8. Мәктәптә башҡорт теле уҡытыу методикаһы. Авт.: Аҙнағолов Р. Ғ.- Өфө: Китап, 2011.- 232 бит.
9. Примерные образовательные программы по предмету "Родной (башкирскийй) язык и литература" для 1-4 классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения. Авт.: Нафикова З. Г., -Уфа: Китап, 2017г. 52 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке», 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Фе...
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-4 класс
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-4 класс...
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-п...
Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 4 класс
Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 4 классСоставлена на основеОбразовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 г. Пушкино, авторской программыО. М. Алексан...
Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 2 класс
Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 2 классСоставлена на основеОбразовательной программы НОО МБОУ СОШ № 3 г. Пушкино, авторской программыО. М. Алекса...