Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 4 класс
Составлена на основе
Образовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 г. Пушкино, авторской программы
О. М. Александровой, с учётом общих целей изучения курса, определенных федеральным государственным стандартом содержания начального образования и отраженных в Примерной (базисной) программе курса «Литературное чтение на родном русском языке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura.docx | 40.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Пушкинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пушкинского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Пушкино»
141200 Московская обл., г.Пушкино, ул. И. Арманд, д. 15 | тел/факс: (993) 4-37-66 тел: 8 (496) 535-70-15 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
начальное общее образование
4 класс
(уровень образования)
________________________1 год_________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе
Образовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 г. Пушкино, авторской программы
О. М. Александровой, с учётом общих целей изучения курса, определенных федеральным государственным стандартом содержания начального образования и отраженных в Примерной (базисной) программе курса «Литературное чтение на родном русском языке».
Учебные и методические пособия:
О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, В. Ю. Романова и др. Литературное чтение на родном русском языке. 4 класс. – М.: Просвещение, 2021.
Количество часов всего: 16, в неделю – 1
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу: Дмитриева Елена Анатольевна, Бурдина Нина Викторовна
г. Пушкино
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по Литературному чтению на родном русском языке составлена на основе Образовательной программы НОО МБОУ СОШ № 3 г. Пушкино, авторской программыО. М. Александровой, с учётом общих целей изучения курса, определенных федеральным государственным стандартом содержания начального образования и отраженных в Примерной (базисной) программе курса «Литературное чтение на родном русском языке».
Учебные и методические пособия:
О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, В. Ю. Романова и др. Литературное чтение на родном русском языке. 4 класс. – М.: Просвещение, 2021.
На изучение курса «Литературное чтение на родном русском языке» в 4 классе отводится 16 часов (1 ч в неделю).
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
- освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам;
- имеющийся опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- интерес к прогулкам на природе; подвижным играм; участию в спортивных соревнованиях; физкультурно-оздоровительных мероприятиях; занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
- осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:
1)познавательные универсальные учебные действия:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета.
2) коммуникативные универсальные учебные действия:
- развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
3) регулятивные универсальные учебные действия:
- развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обеспечивает достижение следующих предметных результатов:
Обучающийся научится:
-осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;
-определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
-совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными 19 приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
-воспринимать художественнуюлитературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
--писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
- создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Содержание программы
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
- Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
- Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
- Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
- Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев. Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
- Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
- Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста). Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
- Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
- Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
- Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
Перечень произведений, реализующих содержание программы:
4 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (9 ч)
Я и книги(2 ч)
Испокон века книга растит человека
С. Т. Аксаков. «Детские годыБагрова-внука» (фрагмент главы 29 «Последовательные воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент).
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею (2ч)
Скромность красит человека
Пословицы о скромности.
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».
Любовь всё побеждает
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».
И. А. Мазнин «Летний вечер».
Я и моя семья (3 ч)
Такое разное детство
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой
первый «полет»).
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»).
Я фантазирую и мечтаю (2 ч)
Придуманные миры
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (7 ч)
Люди земли русской (2 ч)
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).
Что мы Родиной зовём (3 ч)
Широка страна моя родная
А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент).
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
В. Г. Распутин. «Саяны».
Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе (2ч)
Мороз невелик, да стоять не велит
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин. «Зимой».
В. Д. Берестов. «Мороз».
На небе стукнет, на земле слышно
А. Н. Майков. «Гроза».
Н. М. Рубцов. «Во время грозы».
Ветер, ветер, ты могуч
Загадки..В.А.Солоухин «Ветер»
Тематическое планирование
№ | Тема | Ключевые воспитательные задачи | Формы работы | Кол-во часов, отводимых на изучение темы |
1. | Мир детства. | 1. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. 2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета, подбор соответствующих текстов для чтения. 3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. | Беседы, викторины, диалог, интегрирован-ное занятие. | 9 |
2. | Россия – Родина моя. | 1. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. 2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. 3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. | Беседы, викторины, диалог, интегрирован-ное занятие. | 7 |
Итого: | 16 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Предлагаемая к использованию литература | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. Мир детства (10 ч) Я и книги (2 ч) | |||||
1. | Испокон века книга растит человека | 1 | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада» | 1 н | |
2. | Испокон века книга растит человека | 1 | С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). | 2 н. | |
Я взрослею (2 ч) | |||||
3. | Скромность красит человека | 1 | Л.Л.Яхнин «Храбрец», Е. В. Клюев. «Шагом марш». И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». | 3 н | |
4. | Любовь всё побеждает | 1 | Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». И. А. Мазнин «Летний вечер». | 4 н | |
Я и моя семья (3 ч) | |||||
5. | Такое разное детство | 1 | К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент). М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). | 5 н | |
6 | Такое разное детство | 1 | 6 н. | ||
7 | Такое разное детство | 1 | 7 н | ||
Я фантазирую и мечтаю (2 ч) | |||||
8. | Придуманные миры | 1 | Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). | 8 н | |
9. | Придуманные миры | 1 | 9 н | ||
Раздел 2. Россия – Родина моя (7 ч) Люди земли Русской (2 ч) | |||||
10. | Люди земли Русской. | 1 | Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). К.И.Кунин «За три моря..Путешествие А.Никитина» (отрывок). В. А. Гагарин «Мой брат Юрий». Ю.А.Гагарин «Сто восемь минут», Г.С.Титов «Наш Гагарин» | 10 н | |
11. | Люди земли Русской. | 1 | 11 н | ||
Что мы Родиной зовём (3 ч) | |||||
12. | Широка страна моя родная | 1 | А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент). А. Д. Дорофеев. «Веретено». В. Г. Распутин. «Саяны». Сказ о валдайских колокольчиках. | 12 н | |
13. | Широка страна моя родная | 1 | 13 н | ||
14. | Широка страна моя родная | 1 | 14 н. | ||
О родной природе (2 ч) | |||||
15. | Мороз невелик, да стоять не велит | 1 | Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А. Н. Апухтин. «Зимой». В. Д. Берестов. «Мороз». А. Н. Майков. «Гроза». Н. М. Рубцов. «Во время грозы». ..В.А.Солоухин «Ветер» | 15 н | |
16. | На небе стукнет, на земле слышно Ветер, ветер, ты могуч | 1 | 16 н | ||
Итого: | 16 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке», 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Фе...
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-4 класс
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-4 класс...
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-п...
Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 2 класс
Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 2 классСоставлена на основеОбразовательной программы НОО МБОУ СОШ № 3 г. Пушкино, авторской программыО. М. Алекса...
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 2 класса
Данная рабочая программа разработана для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России» НОО, и рассматривает работу по учебнику «Литературное чтение 2 класс» Л.Ф. Климано...
Рабочая программа по предмету: «Литературное чтение на родном русском языке» 2 класс
Рабочая программа по предмету: «Литературное чтение на родном русском языке» 2 класс 2021 – 2022 учебный год...