Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке», 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"2018 – 2019 учебный год
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Литературное чтение. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1-4 кл./ Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, И.В.Карпеева. – М.: Академия/Учебник, 2016. Программа рассчитана на 16 ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_na_rodnom_russkom_yazyke.docx | 31.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке», 1 класс, 2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Литературное чтение. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1-4 кл./ Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, И.В.Карпеева. – М.: Академия/Учебник, 2016.
Программа рассчитана на 16 ч.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения на родном русском языке, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, — и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются весьма разноплановые предметные задачи:
— духовно-нравственная (от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
— духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
— литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект);
— библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).
Результаты изучения курса «Литературное чтение на родном языке» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный и устный опрос.
Методы контроля: устный, письменный и практический контроль, дидактические тесты, наблюдения, метод графического контроля, пользование книгой, проблемные ситуации.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Содержание тем учебного курса
1 класс (16ч)
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого текста,
воспринятого на слух.
Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм с предварительным (в случае необходимости) подчеркиванием случаев расхождения произношения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.
Чтение по ролям, чтение по цепочке.
Чтение про себя коротких маркированных фрагментов текста.
Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответы на вопрос учителя.
Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием.
Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведениях. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.
Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре.
Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (практическое освоение)
Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной и кумулятивной сказки (сказки-цепочки).
Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т.д.), различение жанровых особенностей (народная и авторская сказки и др.).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение по ролям шуточных авторских стихотворений и маркированных отрывков из прозаических произведений.
Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора (заклички, докучной сказки, колыбельной песенки).
Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Раздел «Круг чтения»
Малые жанры фольклора: прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.
Русские народные сказки
Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок»*, «Три медведя»*, «Маша и медведь»*.
Современная русская и зарубежная литература
Поэзия
А. Барто, Д. Хармс, Тим Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак.
Проза
Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок);
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия | |
По плану | Фактически | ||||||
1 | 11.09 | Слово как часть предложения. Слово-название предмета, обобщающее слово | комбинированный | Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы | • на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст; • составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек | Регулятивные УУД: -выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные УУД: - чтение вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество | |
2 | 25.09 | «Чтение» слов по звуковым моделям с интонированием звука | комбинированный | Упражнение в различении гласных звуков на слух. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. | • на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст; • называть и различать по форме структурные единицы графической системы — элементы печатных и письменных букв русского алфавита; • правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их. | Регулятивные УУД: -прогнозирование (предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи); Познавательные УУД: - понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста; Коммуникативные УУД: - взаимодействие | |
3 | 09.10 | Ударение. Роль ударения в определении значения слова | комбинированный | Упражнение в различении гласных звуков на слух. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. | • читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически; • обозначать звуки буквами и условными значками | Регулятивные УУД: -планирование (выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); Познавательные УУД: - находить средства художественной выразительности в тексте Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество | |
4 | 23.10 | Обозначение мягкости согласного звука предшествующей буквы гласными | комбинированный | Дифференциация мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова | • различать звуки и буквы русского языка; • делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью; • определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие; • акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику; • обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов) — создавать звуковую схему — модель слова; • читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически; | Регулятивные УУД: -коррекция (вносить необходимые коррективы в действие после его завершения) Познавательные УУД: - понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста; Коммуникативные УУД: - взаимодействие | |
5 | 13.11 | Обозначение мягкости согласного звука | комбинированный | Дифференциация мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова | Регулятивные УУД: -устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные УУД: - находить иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам, сравнивать тексты и иллюстрации. Коммуникативные УУД: - взаимодействие (формулировать собственное мнение и позицию) | ||
6 | 27.11 | Работа над текстом «Не дразни гусей» | комбинированный | Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров. | • пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита; • правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями; • читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном темпе; • применять приемы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания | Познавательные УУД Информационные (поиск и выделение необходимой информации): - работа с текстом и иллюстрациями Регулятивные УУД: - целеполагание (формулировать и удерживать учебную задачу); Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество (ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь) | |
7 | 11.12 | Работа над текстом «Барбос на рыбалке». Пересказ | комбинированный | Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров. | • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; • пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения); • озаглавливать прослушанный текст; • осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме; • применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’]; | Познавательные УУД Информационные (поиск и выделение необходимой информации): - работа с текстом и иллюстрациями Регулятивные УУД: - осуществление учебных действий (выполнять учебные действия) Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества (договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности); | |
8 | 25.12 | Работа над скороговоркой. «Веселые стихи» | комбинированный | Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки. | • анализировать звучащую и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка и моделировать их с помощью соответствующих символов. | Познавательные УУД Информационные (поиск и выделение необходимой информации): Регулятивные УУД: - контроль и самоконтроль (сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату); Коммуникативные УУД: - взаимодействие - управление коммуникацией (определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль). | |
9 | 22.01 | Выборочное чтение, сжатый пересказ | комбинированный | Усвоение содержания текста. Пересказ. Составление предложений по иллюстрациям и моделирование их. | • пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита; • правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями; • читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном темпе; • применять приемы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания; | Регулятивные УУД: -планирование (выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); Познавательные УУД: - находить средства художественной выразительности в тексте Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество | |
10 | 05.02 | Работа над текстом «Дружище» | комбинированный | Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров. | • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; • пересказывать отдельные части текста (2–3 предложения); • озаглавливать прослушанный текст; • осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме; • применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й’]; | Регулятивные УУД: -коррекция (вносить необходимые коррективы в действие после его завершения) Познавательные УУД: - понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста; Коммуникативные УУД: - взаимодействие | |
11 | 05.03 | Работа над текстом «Белая акация». | комбинированный | Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров. | • анализировать звучащую и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка и моделировать их с помощью соответствующих символов. | Регулятивные УУД: -коррекция (вносить необходимые коррективы в действие после его завершения) Познавательные УУД: - понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста; Коммуникативные УУД: - взаимодействие | |
12 | 19.03 | Законы докучной сказки. | комбинированный | Рассказывать сюжет интриги по карте путешествий. Совершенствовать навык выразительного чтения (Т, «№4,5, с. 4). Слушать, читать докучную сказку с целью поиска повторов. Рассказывать докучную сказку с опорой на иллюстрацию. Сравнивать докучные сказки. Объяснять, почему их легко запомнить. Сочинять свои докучные сказки. Разыгрывать их по ролям. | Знакомство с докучной сказкой на материале сказок «Про белого бычка». Повторы как одна из важнейших особенностей жанра докучной сказки. Композиционные особенности жанра докучной сказки. | Регулятивные УУД: -выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные УУД: - чтение вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество | |
13 | Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) | комбинированный | Читать и перечитывать текст сказки. Узнавать особенности стихотворного текста. Читать по цепочке с опорой на цветовые метки на полях. Читать по ролям, опираясь на цветовое маркирование. Видеть в стихотворении рифму и понимать важность смысла | Подведение к выводу, что рифма - это и есть созвучные концы слов. Пропедевтика понимания поэзии как способа по-другому увидеть мир. | Регулятивные УУД: -прогнозирование (предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи); Познавательные УУД: - понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста; Коммуникативные УУД: - взаимодействие | ||
14 | Звучащие стихи. Е. Благинина. А. Усачёв. | комбинированный | Находить в поэтических произведениях звукопись, понимать варианты её использования. Высказываться о своем отношении к содержанию произведений, обнаруживать приём звукописи поэтическом тексте. | Знакомство с новым художественным приемом выразительности – звукопись на материале поэтических текстов А. Усачева. Обнаружение различных вариантов его использования. | Регулятивные УУД: -планирование (выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации); Познавательные УУД: - находить средства художественной выразительности в тексте Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество | ||
15 | Особый взгляд на мир. С. Козлов | комбинированный | Средства выражения авторского отношения к изображаемому (тайна особого зрения) на материале стихотворений С. Козлова «Туман». Развитие навыков осмысленного и выразительного чтения, навыков внутреннего чтения. | Регулятивные УУД: -коррекция (вносить необходимые коррективы в действие после его завершения) Познавательные УУД: - понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста; Коммуникативные УУД: - взаимодействие | |||
16 | Искусство иллюстрации. Что видит художник | комбинированный | «Выставка работ Юрия Васнецова» иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам (закличкам, прибауткам, небылицам), сравнивать тексты и иллюстрации. Обнаруживать подвижность границ между жанр | Выявление закономерностей выстраивания своей картины мира художником, средств выражения авторского видения | Регулятивные УУД: -устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные УУД: - находить иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам, сравнивать тексты и иллюстрации. Коммуникативные УУД: - взаимодействие (формулировать собственное мнение и позицию) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-п...
Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 4 класс
Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 4 классСоставлена на основеОбразовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 г. Пушкино, авторской программыО. М. Алексан...
Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 2 класс
Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 2 классСоставлена на основеОбразовательной программы НОО МБОУ СОШ № 3 г. Пушкино, авторской программыО. М. Алекса...
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 2 класса
Данная рабочая программа разработана для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России» НОО, и рассматривает работу по учебнику «Литературное чтение 2 класс» Л.Ф. Климано...
Рабочая программа по предмету: «Литературное чтение на родном русском языке» 2 класс
Рабочая программа по предмету: «Литературное чтение на родном русском языке» 2 класс 2021 – 2022 учебный год...