Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
рабочая программа (3 класс)

Гинзбург Денис Александрович

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса   на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.).
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями и дополнениями от: 8 июня, 28 декабря 2015 г., 26 января, 21 апреля, 29 декабря 2016 г., 8, 20 июня, 5 июля 2017 г.)
  • перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2020 - 2021 учебный год ;
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.15. № 1/5)
  • Основная образовательная программа начального общего  (утвержденная приказом №1 от 31.08.2017 г);
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (распоряжение Правительства РФ  от 29.12.2014 г. №2765-р)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения   в общеобразовательных учреждениях» -
  • Учебный план  
  • Положение о рабочей программе по предмету 
  • Примерная (авторская) (авторы Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»)) программа начального общего образования по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса

 

Для реализации программы используется следующие печатные  издания:

  1. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. оргнанизаций / Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина.  – М.: Просвещение, 2014.
  2. Климанова Л.Ф.  Литературное чтение. 3 класс. учеб. для общеобразоват.  организаций.: в 2-х частях  / Л.Ф. Климанова и др. - М.: Про­свещение, 2020.
  3. Внеклассное чтение: 1 – 4 классы. Составитель Прокофьев Д.Е. / Москва: ООО «Фирма СТД», 2019.

 

        Основная цель курса литературного чтения на родном языке: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

        Задачи курса «Литературное чтение на родном языке»:

1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры,  средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира, обеспечение культурной самоидентификации;

3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение выбирать интересную литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

          Содержание курса «Литературное чтение на родном русском языке» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного русского языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Литературное чтение на родном русском языке» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные языки.

         Приоритетной задачей обучения литературному чтению на родном русском языке на уровне начального общего образования является формирование читательской компетенции, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

          Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

          Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

      Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

  Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения

        На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

         Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

 

Место курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в учебном плане

         Согласно годовому календарному графику ОАНО Начальной общеобразовательной школы «Дари Детям Добро» в 2020-2021 учебном году в 3 классе 34 учебные недели (0,5 учебных часа в неделю) - 17 ч

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_rp_lit_cht_na_rodnom_yaz.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ

 Уровень общего образования (класс):  

 начальное общее образование, 3 класс

Количество часов: 17    

Учитель:                                      

   Программа разработана на основе

примерной программы  по литературному чтению

 для общеобразовательных школ и

 авторской программы  «Литературное чтение»,

 Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной  

М., «Просвещение», 2014 г.

2020 – 2021 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………….……………..... 3  

2. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН………………………………………………………..… …5

3. ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОЧНЫХ И ДИАГНОСТИЧЕСКИХ

РАБОТ……………………………………………………………………………………………...… 5

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ…………………………..…….. 6

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА…………………………..…..   7

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА………..………...…………………..…………..… 12

7. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ…………………………………….… 13

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

9. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ…………………………. 16

1. пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 3 класса   на 2020-2021 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.).
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями и дополнениями от: 8 июня, 28 декабря 2015 г., 26 января, 21 апреля, 29 декабря 2016 г., 8, 20 июня, 5 июля 2017 г.)
  • перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2020 - 2021 учебный год ;
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.15. № 1/5)
  • Основная образовательная программа начального общего  (утвержденная приказом №1 от 31.08.2017 г);
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (распоряжение Правительства РФ  от 29.12.2014 г. №2765-р)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения   в общеобразовательных учреждениях» -
  • Учебный план  
  • Положение о рабочей программе по предмету  
  • Примерная (авторская) (авторы Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»)) программа начального общего образования по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса

Для реализации программы используется следующие печатные  издания:

  1. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. оргнанизаций / Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина.  – М.: Просвещение, 2014.
  2. Климанова Л.Ф.  Литературное чтение. 3 класс. учеб. для общеобразоват.  организаций.: в 2-х частях  / Л.Ф. Климанова и др. - М.: Просвещение, 2020.
  3. Внеклассное чтение: 1 – 4 классы. Составитель Прокофьев Д.Е. / Москва: ООО «Фирма СТД», 2019.

 

        Основная цель курса литературного чтения на родном языке: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

        Задачи курса «Литературное чтение на родном языке»:

1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры,  средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира, обеспечение культурной самоидентификации;

3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение выбирать интересную литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

          Содержание курса «Литературное чтение на родном русском языке» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного русского языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Литературное чтение на родном русском языке» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные языки.

         Приоритетной задачей обучения литературному чтению на родном русском языке на уровне начального общего образования является формирование читательской компетенции, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

          Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

          Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

      Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

  Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения

        На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

         Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

Место курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в учебном плане

         Согласно годовому календарному графику ОАНО Начальной общеобразовательной школы «Дари Детям Добро» в 2020-2021 учебном году в 3 классе 34 учебные недели (0,5 учебных часа в неделю) - 17 ч

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Устное народное творчество

3

2

Поэтическая тетрадь

2

3

Великие русские писатели

3

4

Поэтическая тетрадь

3

5

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

4

6

Зарубежная литература

2

Итого:

17 часов

3. ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОЧНЫХ И ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ

Период обучения

Количество часов

Диагностический материал

1 четверть

4

2 четверть

4

Контрольная работа за 1 полугодие

3 четверть

5

4 четверть

4

Итоговая контрольная работа

Итого

17

Контрольная работа – 2

           4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

     В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» учащиеся научатся:

•        осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации);

•        осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

•        оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

•        вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

•        работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

•        читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

•        читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

•        ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

•        ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

•        использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;

•        передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

•        коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

•        ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

•        составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

•        самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети получат возможность научиться:

•        воспринимать художественную литературу как вид искусства;

•        осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

•        осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

•        определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

•        доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

•        на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

•        писать отзыв о прочитанной книге;

•        работать с тематическим каталогом;

•        работать с детской периодикой.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся:

•        читать по ролям литературное произведение;

•        использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана);

•        создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможность научиться:

•        творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

•        создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

•        работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

•        способам написания изложения

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся:

•        сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

•        отличать прозаический текст от поэтического;

•        распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)

В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получат возможность научиться:

•        сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

•        определять позиции героев и автора художественного текста;

•        создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

       Учащиеся научатся:

 с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

 самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Учащиеся получат возможность научиться: 

 понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

 собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Учащиеся научатся:

 читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

  составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

 выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

 оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);

 фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;

 предлагать варианты устранения причин неудач на уроке.

Учащиеся получат возможность научиться:

 формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

 формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;

 читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

 осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

 предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Учащиеся научатся:

 определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;

 анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;

 сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

 находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;

 самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;

 понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы; понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;

 предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

 определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

 создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;

 сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различи.

Учащиеся получат возможность научиться:

 находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

 анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

 находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;

 сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

 сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

 находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

 сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

 понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы для русской и мировой литературы;

 предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

 определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.  

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Учащиеся научатся:

 высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

 понимать цель своего высказывания;

 пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

 участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

 проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

 опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;  формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;

 объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

 находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);

 готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.).

Учащиеся получат возможность научиться:

 высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

 пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

 предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

 определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

 использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

 определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

 находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

 представлять информацию разными способами.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

•        читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

•        осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

•        понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам;

•        составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

•        употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

•        наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

•         рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;

•        предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

•        пользоваться элементарными приёмами анализа текста;

•        составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

•        самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль;

•        соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;

•        понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

•        задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

•        находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

•        делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

•        находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

•        пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

•        понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов для русской культуры;

•        выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

•        читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

•        пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления;

•        эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

•        участвовать в дискуссиях на нравственные темы;

•        подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

•        формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту;

•        находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

•        делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

•        находить в произведениях средства художественной выразительности;

•        готовить проекты о книгах и библиотеке;

•        участвовать в книжных конференциях и выставках;

•        пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;

•        пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;

•        соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

•        составлять план, озаглавливать текст;

•        пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

•        сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

•        писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;

•        пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

•        сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

•        составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

•        подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни;

•        готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);

•        участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам;

•        участвовать в читательских конференциях.

•        писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

•        понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

•        определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;

•        соотносить с пословицами и поговорками;

•        понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;

•        осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения;

•        различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

•        находить в произведении средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

•        определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

•        создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского тек-ста, используя средства художественной выразительности.

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Устное народное творчество (3 ч)

Русская народная сказка «Хаврошечка».

Русская народная сказка «Мальчик с пальчик»

Русская народная сказка «Зимовье».

Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом.

Поэтическая тетрадь (2 ч)

Ф.И. Тютчев. «Первый лист», А.А. Фет. «Задрожали листы, облетая….», А. Плещеев «Скучная картина».

С. Дрожжин «Миновало лето…», К. Бальмонт «Весёлая осень», А. Майков «Осень»

Настроение. Интонация стихотворения, картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Прием звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений.

Великие русские писатели (3 ч)

А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

И.А. Крылов. «Квартет», «Волк и журавль».

Литературная сказка. Басня, иносказание, мораль, наставления, ироническое описание, стихотворная форма, крылатые выражения. Герои произведений. Характеристика героев произведений.

.

Поэтическая тетрадь (3 ч)

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

К.Д. Бальмонт «Золотое слово»

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…»

Приёмы интонационного чтения (сила голоса, тон и темп чтения). Средства художественной выразительности. Образные слова и выражения.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (4 ч)

Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды».

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Юмористические рассказы. Герои произведения. Характеристика героев произведения. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков

Зарубежная литература (2 ч)

Древнегреческий миф «Храбрый Персей»

Знакомство с мифами Древне Греции. Анализ и пересказ текста. Составление характеристики персонажей.

7. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.

Особенности организации контроля по литературному чтению на родном (русском) языке

      В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

       При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

       Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

        Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

        Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

         Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.. Для проверки понимания текста учитель после чтения задает вопросы.

Критерии сформированности навыка чтения третьеклассников:

-        умение читать целыми словами и словосочетаниями;

-        осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 60-70 слов в минуту в первом полугодии, 70-80 (на конец года);

-        умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

-        безошибочность чтения.

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

-        «3» - если сделано не менее 50% объема работы;

-         «4» - если сделано не менее 75% объема работы;

-         «5» - если работа не содержит ошибок.

К концу второго полугодия в 3 классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

-         Индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);

-         Индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;

-         Индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости – в соответствии с характером текста);

-         Индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;

-         Умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;

-         Ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;

-         Интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

-         Замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);

-         Ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению жанровой принадлежности литературных произведений;

-         Выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);

-         Выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;

-         Выполнение заданий по ориентировке в книгах;

-         Наблюдение учителя за соблюдением продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);

-         Наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;

-         Наблюдения за читательской деятельностью учащихся;

-         Анализ читательского дневника;

-         Анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;

-         Анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Печатные пособия

Портреты писателей

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой программы (в том числе и в цифровой форме)

Словари: толковый словарь, словарь устаревших слов, словарь однокоренных слов, орфографический словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь фразеологизмов.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

- Классная доска с креплениями для таблиц, постеров, картинок.

- Персональный компьютер с принтером.

- Мультимедийный проектор.

- Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Оборудование класса

Ученические одно- и  двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.

9. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата

проведения

Тема

урока

Тип

урока

Технология

Решаемые

проблемы

Виды

деятельности

(элементы

содержания,

контроль)

Планируемые результаты

Материально техническое обеспечение

Дом.

задание

план

факт

Предметные

Метапредметные УДД

Личностные УДД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

11.09

Русская народная сказка «Хаврошечка».

Урок общеметодологической направленности

Проблема По каким признакам можно определить волшебную сказку?

Цели:

создать условия для ознакомления учащихся с русской народной сказкой и определения её вида  (волшебная)

Русская народная сказка. характеристика героев сказки

Научатся определять особенности волшебных сказок; ориентироваться в тексте; выразительно читать текст, правильно передавать с помощью интонации характеры, чувства и настроения героев сказки;

Регулятивные: планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий; оценивают результаты своей работы;

Познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки; выделяют эпизоды для ролевого чтения Коммуникативные: выбирают для себя соответствующую роль при чтении в лицах (или инсценировании) сказки и объясняют свой выбор товарищам

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

25.09

Русская народная сказка «Мальчик с пальчик».

Урок общеметодологической направленности

Проблема По каким признакам можно определить волшебную сказку?

Цели:

создать условия для ознакомления учащихся с русской народной сказкой и определения её вида  (волшебная)

Русская народная сказка. характеристика героев сказки

Научатся определять особенности волшебных сказок; ориентироваться в тексте; выразительно читать текст, правильно передавать с помощью интонации характеры, чувства и настроения героев сказки;

Регулятивные: планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий; оценивают результаты своей работы;

Познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки; выделяют эпизоды для ролевого чтения Коммуникативные: выбирают для себя соответствующую роль при чтении в лицах (или инсценировании) сказки и объясняют свой выбор товарищам

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

09.10

Русская народная сказка «Зимовье».

Урок общеметодологической направленности

Проблема В чем смысл сказки?

Чему научила вас эта сказка?

Цели:

создать условия для ознакомления учащихся с русской народной сказкой и определения её вида  (сказка о животных)

Русская народная сказка. характеристика героев сказки. Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом.

Научатся читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; участвовать в диалоге при обсуждении произведения

Регулятивные: стремятся достигать необходимый для продолжения образования уровень читательской компетентности и общего речевого развития;

Познавательные: читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия

Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Выражают собственные чувства
при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; осознают смысл определения учебных

задач при работе с художественным произведением

23.10

Ф.И. Тютчев. «Первый лист», А.А. Фет. «Задрожали листы, облетая….», А. Плещеев «Скучная картина».

Урок общеметодологической направленности

Проблема Как научиться читать стихотворение, передавая настроения с помощью голоса?

Цели: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворениями, обучать правильному чтению стихов.

Стихотворный текст, прозаический текст, интонация, ритм, рифма

Научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте

Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); выбирают вместе с группой форму и критерии оценивания результатов, осознают смысл и назначение позитивных

установок на успешную работу

Познавательные: осмысленно читают литературные тексты; понимают настроение стихотворения; определяют свое собственное отношение

Коммуникативные: осознают цель своего высказывания; объясняют сверстникам способы бесконфликтной деятельности

Эмоционально отзываются на прочитанное произведение; принимают социальную роль учащегося; осмысливают мотивы учебной деятельности

13.11

С. Дрожжин «Миновало лето…», К. Бальмонт «Весёлая осень», А. Майков «Осень»

Урок общеметодологической направленности

Проблема Какие приемы использует поэт для создания образов?

Цели: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворениями, обучать пониманию поэтической речи, правильному чтению стихов

Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, олицетворение.

Научатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, осмыслять специфику лирического стихотворения; читать вслух бегло, осознанно, выразительно.

Предлагают формы и варианты проявления своих чувств по отношению

к Родине в стихах

27.11

А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Урок общеметодологической направленности

Проблема Какова главная мысль в «Сказке о попе и о работнике его Балде …»?

Цели: создать условия для ознакомления с историей создания сказки, содержанием произведения; обучения нахождению отличительных и схожих черт с народной сказкой

Литературная сказка, народная сказка

Научатся понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение к прочитанному.

Регулятивные учится работать по предложенному учителем плану

Познавательные

понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить, высказывать свои предположения, делать обобщения, выводы

Коммуникативные

делиться своими размышлениями, впечатлениями, проявлять эмпатию по отношению к героям произведения

Формирование чувства гордости при чтении произведений А.С. Пушкина, использование понравившихся сравнений, эпитетов и метафор в своих художественных высказываниях.

11.12

И.А. Крылов. «Квартет», «Волк и журавль».

Урок общеметодологической направленности

Проблема Какой прием использовал И.А. Крылов для высмеивания людских пороков?

Цели: создать условия для ознакомления учащихся с баснями И.А. Крылова; учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни

Басня, иносказание, мораль, наставления, ироническое описание, стихотворная форма, крылатые выражения

Научатся составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть; определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами
и поговорками

Регулятивные: анализируют причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы;

Познавательные: осмысливают понятия наставления, иносказания, нравоучительный комический рассказ; работают с текстом (осмысление структурных особенностей басни; характеристика героев басни; понимание нравоучения); Коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

Понимают нравственные уроки, которые даёт басня; анализируют причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делают на основе этого выводы.

25.12

Контрольная работа за 1 полугодие.

Урок развивающего контроля

Проблема Каких успехов добились? Как и где мы можем применить полученные знания?

Цели: проверить и систематизировать свои знания.

Изученные понятия

Научатся читать, понимать и выполнять предложенные задания

Регулятивные:  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные:  уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика».

22.01

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Урок общеметодологической направленности

Проблема Как научиться выразительно читать стихотворение?

Цели: способствовать формированию умения эмоционально воспринимать художественный текст, красоту поэтического слова; развитию умения находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения; создать условия для обучения определению темы, главной мысли, содержания, осмыслению специфики стихотворений

Стихотворные текст, средства художественной выразительности.

Научатся выделять структуру, тему текста, специфику его литературной формы (жанра), события, составляющие основу художественного произведения; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение); высказывать позицию читателя путем включения в эмоционально-творческую деятельность; выразительно читать  стихотворение.

Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

Познавательные: осмысливают произведения литературы; создают свой текст на основе ключевых слов и выражений;

Коммуникативные: понимают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); строят диалог в паре или группе, задают вопросы

Оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.

05.02

К.Д. Бальмонт «Золотое слово».

Урок общеметодологической направленности

Проблема Как научиться выразительно читать стихотворение?

Цели: способствовать формированию умения эмоционально воспринимать художественный текст, красоту поэтического слова; развитию умения находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения; создать условия для обучения определению темы, главной мысли, содержания, осмыслению специфики стихотворений

Стихотворные текст, средства художественной выразительности.

Научатся выделять структуру, тему текста, специфику его литературной формы (жанра), события, составляющие основу художественного произведения; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение); высказывать позицию читателя путем включения в эмоционально-творческую деятельность; выразительно читать  стихотворение.

Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

Познавательные: осмысливают произведения литературы; создают свой текст на основе ключевых слов и выражений;

Коммуникативные: понимают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); строят диалог в паре или группе, задают вопросы

Оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.

19.02

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…»

Урок общеметодологической направленности

Проблема Как научиться выразительно читать стихотворение?

Цели: способствовать формированию умения эмоционально воспринимать художественный текст, красоту поэтического слова; развитию умения находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения; создать условия для обучения определению темы, главной мысли, содержания, осмыслению специфики стихотворений

Стихотворные текст, средства художественной выразительности.

Научатся выделять структуру, тему текста, специфику его литературной формы (жанра), события, составляющие основу художественного произведения; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение); высказывать позицию читателя путем включения в эмоционально-творческую деятельность; выразительно читать  стихотворение.

Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

Познавательные: осмысливают произведения литературы; создают свой текст на основе ключевых слов и выражений;

Коммуникативные: понимают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); строят диалог в паре или группе, задают вопросы

Оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.

05.03

Ю. Ермолаев «Проговорился»

Урок общеметодологической направленности

Проблема О чём данное произведение?

Цели: создать условия для ознакомления  с рассказами Ю. Ермолаева; способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих способностей путем чтения по ролям

Тема, главная мысль, ирония, план текста

Научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.

Регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

Познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

Коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе

Осознают значение юмора для
отдыха, находят подтверждение этому в литературных текстах

19.03

Ю. Ермолаев «Воспитатели»

Урок общеметодологической направленности

Проблема О чём данное произведение?

Цели: создать условия для ознакомления  с рассказами Ю. Ермолаева; способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих способностей путем чтения по ролям

Тема, главная мысль, ирония, план текста

Научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста.

Регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

Познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

Коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе

Осознают значение юмора для
отдыха, находят подтверждение этому в литературных текстах

09.04

Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды».

Урок общеметодологической направленности

Проблема Какой секрет «смешного» присутствует в литературных произведениях Г.Б. Остера?

Цели: создать условия для ознакомления с произведениями Г. Б. Остера; способствовать развитию творческих способностей, мышления, умений задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; понимать особенности стихотворения:

Особенности стихотворения: расположение строк, рифма, ритм;

Научатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; сочинять по материалам художественных текстов свои добрые советы, легенды

Регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагают совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

Познавательные: предлагают вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

Коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы; осознают цель своего высказывания; отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения

Находят примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе детей

23.04

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» 

Урок общеметодологической направленности

Проблема Как можно выразить свое отношение к произведению?

Цели: способствовать развитию умений читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора.

Тема, главная мысль, план текста, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет);

Научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте

Регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;

Познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: типы текстов

(повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет);

Коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет

Посещают по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения

07.05

Древнегреческий миф «Храбрый Персей»

Урок общеметодологической направленности

Проблема Что такое миф?

Цели: создать условия для совершенствования навыков публичного чтения и пересказа литературного текста; представить универсальную картину мира и роли человека в нем средствами разных искусств

Древняя Греция, миф, легенда, Персей

Научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста

Регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

Познавательные: прогнозируют содержание раздела; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения
в совместной коллективной деятельности;

Коммуникативные: готовят небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений; осознают цель своего высказывания

Осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников

21.05

Итоговая контрольная работа.

Урок развивающего контроля

Проблема Как и где мы можем применить полученные знания?

Цели: проверить и систематизировать свои знания 

Изученные понятия

Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Регулятивные:  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные:  уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Формирование умения оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке», 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования  по русскому языку, соответствующей Фе...

Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 4 класс

Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 4 классСоставлена на основеОбразовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 г. Пушкино, авторской программыО. М. Алексан...

Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 2 класс

Рабочая программа по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" 2 классСоставлена на основеОбразовательной программы НОО МБОУ СОШ № 3 г. Пушкино, авторской программыО. М. Алекса...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 2 класса

Данная рабочая программа разработана для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России» НОО, и рассматривает работу по учебнику «Литературное чтение 2 класс» Л.Ф. Климано...

Рабочая программа по предмету: «Литературное чтение на родном русском языке» 2 класс

Рабочая   программа по предмету: «Литературное чтение на родном русском языке» 2 класс 2021 – 2022 учебный год...