Программа краеведческого кружка "Мой Десногорск"
рабочая программа (4 класс) на тему

Шерстобитова Инна Эмильевна

Программа по изучению памятников, установленных в городе Десногорске. Проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_desnogorsk_programma_4_klass.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Мой Десногорск»

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Мой Десногорск» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения учителем Шерстобитовой И.Э.

           Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны.

  Задача современной школы - привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине - любовь, и уважение к необъятной и многонациональной России.

 Как же развивать интерес детей к тому, чем «живёт» и «дышит» его отчизна, в чем она нуждается и чем ей нужно помочь? Кружок «Мой Десногорск», составленный в рамках внеурочной деятельности, призван оказать помощь в решении данных вопросов.

Цель программы:

-формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края

( людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю, стране.

Задачи:

  - изучение малой родины через  знакомство с памятниками своего города, знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, замечательными людьми своего города, области;

- способствование формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своей страны, города, семьи;

-содействие  воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям;

- развитие познавательного интереса учащихся к истории родного края,

-расширение кругозора, обогащение словарного запаса;

- формирование исследовательской культуры у детей младшего школьного возраста.

          Основное   направление  кружка « Мой  Десногорск» -исследовательская и  практическая деятельность. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы, самостоятельно и с помощью взрослых. Ученики развивают наблюдательность, учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Формирование исследовательской культуры младших школьников начинается с достаточно интересного материала. Ребёнок пытается узнать, чему посвящены памятники молодого города. Он начинает исследовать. Для этого он просматривает энциклопедии, посещает библиотеку, встречается людьми, причастными к созданию того или иного памятника. В ходе выполнения работы расширяется и обогащается кругозор и словарный запас младших школьников.

Дети   исследуют свой микрорайон, родной город, область, их достопримечательности. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики, истории. Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-   учебно – познавательного интерес к истории родного края;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

-   основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

  - эмоционально – ценностное отношения к   жизни, осознанного отношения к  общечеловеческим ценностям.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-   планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

 

- формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление,   способность аргументировать свою точку зрения  ;

             Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций  и уважать их;

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

  Программа 4 класса посвящена исследованию   памятников, посвященных Великой Отечественной войне: Курган Славы , более поздних захоронений воинов, погибших в Великой Отечественной войне

Содержание программы 

Введение

1.      Цели и задачи занятий по программе «Мой Десногорск»

  Правила исследователя. Как нужно вести документацию, составление маршрутной карты  исследования.

Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, ведение словаря терминов, составление плана работы.

    2.  «Моя родословная, моя семья» продолжается  знакомство с историческим прошлым своей семьи, даётся элементарное понятие о составлении генеалогического древа.

Практическая работа: сбор материала о членах семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне.

3. «Курган Славы». Сбор материала по памятнику.

Практическая работа: ведение дневника исследования, участие в составлении фотоальбома, поиски документации по памятнику, работа с Интернетом.

4.  Знакомство с работой поисковых отрядов. Встреча с командиром поискового отряда Тимофеевым А.А. и знакомство с музейными экспозициями. Участие в мероприятиях, проводимых поисковым отрядом.

Практическая работа: ведение дневника исследования, участие в составлении фотоальбома.

  1. Деревня Серебрянка. Экскурсия к памятнику совместно с командиром поискового отряда.

Практическая работа: ведение дневника исследования, участие в составлении фотоальбома.

  1. Подготовка к участию и участие в школьном Дне науки.

   Практическая работа: составление презентаций, докладов.

                                               

Учебно-тематический план

Темы

всего часов

теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

2.

  Моя родословная, моя семья

3

0,5

2,5

3.

Курган Славы

10

0,5

9,5

4.

Знакомство с работой поисковых отрядов

10

0,5

9,5

5.

Деревня Серебрянка

6

0,5

5,5

6.

Подготовка к участию и участие в школьном Дне науки

4

1

3

Итого:

34

4

30

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

кружка «Мой Десногорск»

№ занятия

Дата

Тема занятия

1

Вводное занятие

  Моя родословная, моя семья

2

Беседа о правилах сбора информации о членах семьи. Понятие генеалогического древа.

3

Беседа по собранному материалу

4

Оформление страничек электронного альбома

Курган Славы

5-7

Беседа о правилах поведения, технике безопасности при проведении экскурсий. Экскурсия к Кургану Славы

8-10

Встреча с работниками музея, сбор материала о Кургане Славы.

11-12

Систематизация собранного материала.

13-14

Оформление страничек электронного альбома

Знакомство с работой поисковых отрядов

15-18

Беседа о правилах поведения , технике безопасности при проведении экскурсий. Экскурсия в городской краеведческий музей. Встреча с командиром поискового отряда.

19-24

Участие в мероприятиях поискового отряда. Оформление страничек электронного альбома.

Деревня Серебрянка

25-28

Беседа о правилах поведения, технике безопасности при проведении экскурсий. Экскурсия в деревню Серебрянка

29

Беседа по собранному материалу

30

Оформление страничек электронного альбома

День науки

31

Систематизация собранного материала, определение тем выступления на Дне Науки, оформление презентаций

32-33

Участие в школьном Дне науки

34

Итоговое занятие

Составил:                                И.Э. Шерстобитова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка "Родник"

Авторская программа внеурочной деятельности Краеведческий кружок «Родник»...

Программа краеведческого кружка

Рабочая программа краеведческого кружка "Мой край - Тюменский" (с 1 по 4 классы)...

Программа краеведческого кружка «Любимое село» ( 1 год, для детей 7-10 лет)

Программа  краеведческого кружка«Любимое село»( 1 год,    для детей 7-10 лет)...

Программа краеведческого кружка «ЮГОРИЯ»

middot;     Формирование интереса к изучению истории, культуры, природы родного края·     Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительно...

Рабочая программа краеведческого курса "С азбукой по родному краю"

   Программа составлена на основе методических рекомендаций БИПКРО в соответствии с требованиями ФГОС....

Программа краеведческого кружка "Мой родной край"

Рабочая программа краеведческого кружка «Мой родной край» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) ...

Программа краеведческого кружка «Юный краевед» для учащихся 7-9 классов.

Данная программа разработана мной для работы в кружке "Юный краевед" учащихся 7-9 классов...