Обобщение опыта по теме самообразования «Элементы краеведческого компонента на уроках в начальной школе»
материал на тему

Кулеш Ирина Васильевна

Материал будет полезен как для воспитателей, так и для учителей начальных классов, работающих в Республике Адыгея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Лекция в АРИПКа

Краеведение как  часть этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС

( из опыта работы)

Подготовила учитель высшей категории

МБОУ СОШ №3 Гиагинского района

Кулеш Ирина Васильевна.

Краеведение как часть этнокультурного образования младших школьников в рамках реализации ФГОС

(слайд 1) Современная школа живёт в условиях быстро меняющейся действительности, в которой   в настоящее время наблюдается  духовно-нравственный кризис.  Характерной особенностью нашего интернационального российского общества является возрождение этнического самосознания, разнообразие  его этнокультур.   В связи с этим школа должна воспитать не только социально-адаптированного, культурного человека, а также знающего и любящего свой край гражданина.  Всё это оказывает существенное влияние на систему формирования самоидентификации младшего школьника. Учитывая, что ребёнок в возрасте от 6 до 10 лет особенно восприимчив к духовно-нравственному и гражданскому  воспитанию, учитель начальных классов должен уделять более пристальное внимание именно этому направлению воспитательного процесса. Ведь всё пережитое и усвоенное в детском возрасте отличается высокой психологической устойчивостью,  недостатки же воспитания трудно восполнимы в старшем возрасте.

Приобщению детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства призвано этнокультурное  образование. Такое образование  направлено на сохранение этнической идентичности при помощи приобщения к родной культуре и к родному языку. Этнокультурное образование ориентировано на развитие и социализацию личности и как субъекта этноса, и как гражданина Российского государства. Мы должны воспитать активного человека, способного к самоопределению в современных условиях мировой цивилизации.

Именно поэтому текущая действительность  заставляет педагогов искать новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Обучение ребенка в начальной школе – чрезвычайно сложный процесс и один из наиболее важных периодов в жизни ребёнка в социальном, психологическом, а также в физиологическом плане.  Перед учителем начальных классов стоит сложная задача: не только научить ребенка знать и любить свой отчий край, но и разбудить в нём познавательный интерес, привить нормы социального поведения и экологические навыки. Помогает решать эти задачи краеведческий материал.

Как говорил академик Дмитрий  Сергеевич Лихачёв: (слайд 2) «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».  Но в нашей республике нет специального курса, как, например, в соседнем регионе «Кубановедение». Поэтому 15% программы каждого предмета должны быть отведены изучению национальных особенностей нашего региона. Включение элементов краеведения в содержание урока способствует формированию у учащихся интереса к обучению, учит наблюдать окружающие явления, анализировать свои действия, а также  поступки других  людей. Несмотря на то, что уроки краеведения появились на рубеже ХIХ – ХХ веков (тогда этот курс назывался «Родиноведение»), каждый учитель использует краеведческий материал, исходя из своего опыта.

В нашей школе внедрение основ краеведения осуществляется в 3 направлениях:  1) на уроках;  (слайд 3)

2) на внеурочных занятиях: кружки, экскурсии, походы;

3)  и во внешкольной деятельности: посещение выставок, библиотек, музеев и организация тематических праздников.

 Краеведческий материал может быть включён в любой предмет начальной школы. Это не только уроки окружающего мира и литературного чтения, но и уроки математики, русского языка, основ религиозной культуры и светской этики, технологии, физкультуры и изобразительного искусства.

Составляя тематическое планирование на предстоящий учебный год, мы заранее отмечаем темы уроков, в которые включаем материалы краеведения,  учитывая календарь знаменательных и памятных дат.

Так ежегодно в ноябре мы проводим день памяти Хусена  Андрухаева. (слайд 4) В 1 классе на уроке обучения грамоте при изучении буквы «Й» я обязательно рассказываю детям о его подвиге, провожу словарную работу со словами: бессмертный, герой, подвиг. После рассказа о героическом поступке совсем молодого человека и его гибели - в классе наступает тишина. Детей даже не нужно просить о минуте молчания. Во 2 классе в ноябре-месяце на уроке чтения рассказываю уже о литературном наследии Хусена Борежевича Андрухаева и зачитываю его стихотворение «Провожают нас в Красную Армию». А на уроке  русского языка во время минутки чистописания мы списываем пророческие строчки из этого стихотворения: (слайд 5)

«Будь героем, если грянет бой!» -

 Скажет мать, напутствуя меня».

Проводится лексическая работа со словами: отчий дом, отчий край, отвага. В 3 классе, вспоминая славного героя-земляка, прошу учащихся самостоятельно составить предложение о Хусене Андрухаеве.  В 4 классе даю письмо по памяти отрывка из стихотворения поэта «Весна и лентяй»:

(Слайд 6)   «Зима побеждена –

         Приходит к нам весна,

        Кому мила работа,

       Тем по сердцу она».

Проводится лексическая работа и анализ слова «притвора-инвалид» из этого стихотворения, что также помогает воспитывать толерантное отношение к окружающим.

Наша Адыгея многонациональна. В мире и согласии в республике проживает более 80 народностей. На протяжении 12 лет в каждом наборе моего класса есть дети цыганской национальности. Поэтому ежегодно 8 апреля  мы отмечаем Международный день цыган. Сообщаю учащимся,  когда и почему представители этой национальности стали праздновать этот день. Дети данного этноса рассказывают нам о том, как проходит этот праздник в их семьях. Они охотно делятся с нами народными приметами и обычаями. В такие моменты дети испытывают гордость за свой народ и за себя, а одноклассники смотрят на них совсем другими глазами.

Подбирая материал для урока, обязательно нужно учитывать уровень развития и возрастные особенности обучающихся, подавая информацию малыми порциями, постепенно увеличивая её объём из класса в класс.  В 1 классе, например, уже на уроке русского языка ученики списывают: «В Гиагинской протекает река Гиага». Прошу подумать, почему наша станица так называется? После ответов детей привожу другие примеры: река Дах – станица Даховская, река Афипс – аул Афипсип. Эта словарная работа обязательно сопровождается работой с картой. А на перемене дети уже толпятся у карты, пытаясь самостоятельно отыскать взаимосвязанные географические названия. И обязательно находят: река Белая – город Белореченск. Так ненавязчиво учащиеся  знакомятся с азами топонимики.

 Во 2 классе в канун дня рождения станицы на уроке литературного чтения зачитываю стихотворение нашей землячки Светланы Хорунжая о Гиагинской. А на уроке русского языка списываем отрывок из этого стихотворения (слайд 7).

« Нет на свете лучше края,

Чем станица милая моя!

Здесь леса, поля и реки,

Родники в хрустальном свете,

А весною трели соловья.»          (С. Хорунжая).

В 3 классе даётся задание самостоятельно составить и записать предложение о нашей малой родине. На уроке окружающего мира изучаем карту Гиагинского района. (слайд 8) Ко дню рождения станицы Адыгея в  4 классе во время минутки чистописания записываем по памяти отрывок из произведений местного поэта Петра  Афанасова о родной станице. (слайд9) Продолжая эту тему на  уроке математики, вспоминаем дату основания станицы (1862г) и  обязательно высчитываем, какую годовщину отмечаем в текущем году. Для урока окружающего мира к этому дню прошу сделать фотографии или зарисовки памятных мест или любимых уголков. (слайд 10)  Таким образом, в 4 классе наглядность к этим урокам готовят уже сами учащиеся.

2017 год был юбилейным для жителей нашей станицы. Много впечатлений осталось после праздника, участниками которого были многие ребята. Испытанные ими эмоции подстегнули интерес к историческому прошлому своей малой родины. И посещение детьми местного краеведческого музея нашей станицы было уже более осознанным. (слайд 11)

На примерах материалов краеведения процесс формирования патриотических чувств подрастающего поколения идёт эффективнее, так как объектом изучения служат знакомые детям места и события.

Для учащихся младшего школьного возраста очень важна эмоциональная подача краеведческого материала. Поэтому при подготовке к урокам с удовольствием использую отрывки из произведений адыгских поэтов: Киримизе  Жанэ, Исхака Машбаша, Хазрета Панеш, Джафара Чуяко, Нальбия Куёк, Аскера Гадагатля и других авторов. Написанные ими произведения для детей всегда находят живой отклик в сердцах младших школьников.

Так, например, во 2 классе на уроке окружающего мира, изучая  правила поведения пассажиров в общественном транспорте, читаем стихотворение Дж. Чуяко «Несознательный народ». А во время литературного чтения проводим «зарядку для мозгов», заучивая отрывок из этого стихотворения: (слайд 12)

«Бабушку трясёт, качает,

А никто не замечает,

Не уступит место ей…

Как же много,

Как же много,

         Невоспитанных людей!»

И обязательно делаем акцент на особом уважительном отношении жителей Кавказа к старшему поколению.

        На уроке русского языка в этот день списываем отрывок из стихотворения К. Жанэ «У адыгов обычай такой»: (слайд 13)

 «Если где-то в кругу молодых

Держит речь седовласый старик,

Ты не думай его перебить,

Придержи свою гордость и прыть,

Уважай его возраст седой –

У адыгов обычай такой.»

На занятиях физической культурой в этот день повторяем технику безопасного поведения не только на уроке, но и в общественном транспорте. Таким образом, одна и  та же тема красной нитью проходит через все уроки в этот день, что помогает осуществлять межпредметную взаимосвязь и связь с жизнью.

Так ненавязчиво элементы  краеведения способствуют духовно - нравственному воспитанию учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

При подборе краеведческой информации к уроку важно учитывать такие аспекты:

1) cобытия дoлжны быть достаточно яркими, эмоциональнo oкрашенными;

 2) фaкты местнoй истoрии и культуры должны быть вaжными для данного региoна, пoнятными и дoступными вoзрасту обучащихся;

3) необходимо предoставлять учащимся вoзмoжнoсть самим совершать маленькие «oткpытия», привлекая их к участию в pабoте пo какой-нибудь теме или знакoмoму объекту. Напpимер, в 3 классе предваряя изучение темы по математике «Чётные и нечётные числа», даю задание: Записать номера домов своих соседей по улице. Выполняя это задание, учащиеся обращают внимание, что после 4 дома идёт 6, а после 13 – сразу 15. Всегда есть дети, которые идя на урок уже выяснили, почему это так. Они с удовольствием делятся своим открытием с одноклассниками.

4) Необходимо учить нaблюдать oкружaющую действительнocть и нахoдить для cебя неoбычное в привычнoм, oтыскивать неизвестнoе в извеcтнoм;

5) инфoрмaция должна прoбуждать интереc к рoдным меcтам, cодейcтвуя фoрмиpoвaнию пaтpиoтичеcких чувcтв, и прививая экологические навыки.

Элементы краеведческого материала, включённые в урок, помогают учителю конкретизировать цели и задачи  урока, обогащают его наглядностью, служат возникновению межпредметных связей.

Так во время проведения математического диктанта в 3 классе было дано задание: «Запишите: длина реки Лабы 321 км, длина реки Белой 229 км».  Один ученик обратил моё внимание, что сейчас идёт математика, а не русский язык, но выслушав задание до конца (найти, на сколько километров река Лаба длиннее реки Белой), увлечённо включился в работу. Свои вычисления он выполнил одним из первых. Прошло 2 года, и недавно этот ученик сообщил мне, что запомнил длину Лабы и Белой на всю жизнь, просто потому что тогда писать ему не хотелось, но эта информация уже пригодилась ему.

Краеведческий материал даёт возможность учащимся установить связи с окружающим миром, учит эффективно взаимодействовать с ним, интересоваться жизнью своей малой родины, даёт почувствовать себя её частицей. При этом у ребёнка повышается самооценка, проявляется познавательный интерес к своей Родине.

В канун празднования Дня республики в 4 классе, знакомясь на уроке литературного чтения с произведением И. Машбаша «Не спорю», работаем с картой.  На уроке русского языка  предлагаю письмо по памяти отрывка из стихотворения П. Афанасова «Моя республика». (слайд 14):

«В предгорье, где сады белеют,

Лежит цветущая земля

С названьем кратким Адыгея.

Это республика моя!»

Затем на уроке математики в этот день проводим математический диктант: (слайд 15): «Площадь Республики Адыгея 7800 квадратных километров. Площадь Краснодарского края 76000 квадратных километров. Задание: вычислите, во сколько раз площадь Адыгеи  меньше площади Краснодарского края?»  А на уроке окружающего мира выясняем, что на территории нашей небольшой по площади республики представлены почти все природные зоны нашей страны: от степной в равнинной части до зон вечной мерзлоты в высокогорье! Для детей это всегда открытие. Также их удивляет, что летом можно загорать не только у тёплого водоёма, но и в наших горах просто лёжа на снегу! Ведь не зря Адыгею называют «маленькой Швейцарией». Учащиеся всегда испытывают чувство гордости за этот чудный уголок нашей огромной страны и за себя, как её частицу. А ведь развитие в ребёнке гордости за ту этническую культуру, частью которой он является, помогает педагогу формировать этнокультурное самосознание.

Мне в работе с краеведческим материалом очень помогают местные газеты и журналы: «Советская Адыгея», «Красное знамя», журнал «Родничок Адыгеи». На их страницах печатаются интересные статьи и факты из истории нашей республики. Так из небольшой заметки в местной газете «Красное знамя» за 21 октября 2017 года, мы узнали о героическом подвиге моряков-десантников, которые в ночь с 23 на 24 октября 1942 года высадились на окраине города Майкопа, чтобы уничтожить аэродром, на котором базировались фашистские самолёты.  22 храбрых бойца-десантника похоронены на Центральном мемориале Майкопа. (слайд 16) Теперь это памятное место стало для моих учеников одушевлённым. Бывая в Майкопе, они замечают, что происходит на мемориале, какие там расцвели цветы,  покосили ли там траву и делятся этой информацией с одноклассниками.

Отрадно отметить, что ежегодно появляются школьные принадлежности с информацией о Республике Адыгея.  В прошлом учебном году мы с радостью встретили и закупили на класс  Дневник школьника Республики Адыгея, в котором собрана ценная информация по истории, экологии и природе, как нашей республики, так и соседних регионов. Этот материал стал большим подспорьем в работе. Изучая во 2 классе тему «Что значит быть природе другом?», благодаря нашему дневнику выяснили, когда в России зародилось природоохранное движение, и кто был его организатором. В этом году в наборе первоклассника появилась замечательная рабочая тетрадь на печатной основе «Моя Адыгея» с доступной и необходимой информацией.

Нoвыe уcлoвия зacтавляют педагогов переcмaтривaть прежние пoзиции, стaвят перед необходимостью искать новые подходы к oбучению и воспитанию обучающихся. И на первый взгляд, кажется, что подготовка урока с включением материала краеведения занимает очень много времени. Но это совсем не так. Не нужно перегружать учебный материал дополнительной информацией и наглядностью. Достаточно какого-то одного события или факта, который можно использовать на всех уроках в этот день. Перефразируя филолога МГУ Иванова «Один урок – одна цель!», можно сказать: один день – один факт из обширного этнокультурного материала нашей малой родины.

Так в начале каждого учебного года мы начинаем готовиться к празднованию Дня Республики Адыгея.  В 1 классе, например, на предметном уроке окружающего мира рассматриваем листья каштанов, грецкого ореха, акации, ветви и ягоды ежевики, орехи. А на уроке изобразительного искусства знакомимся с узорами мастериц золотого шитья. Учащиеся с радостью узнают растительный орнамент в изделиях народных промыслов. На технологии пробуем повторить узор в разных техниках. А во время занятий физкультурой разучиваем народные адыгейские игры. Начиная со 2 класса, для уроков русского языка и литературного чтения собираем пословицы и поговорки, загадки адыгского народа на различные темы, которые потом записываем на минутках чистописания. (слайд 17)

Мама с папой, братишка, сестра, дедушка, бабушка и я – нет роднее людей у меня. Это вся моя семья!

Загадка:  Пришли казаки без топоров,

               Срубили избу без углов.       (Муравьи).

Водные  богатства  Адыгеи: реки, горные озёра, водохранилища и ледники.

 Восхищаясь на внеклассном чтении красотой родной природы, гор воспетых адыгскими поэтами, продолжаем тему природы и на математике.

 Например, в 4 классе на уроке математики сравниваем высоту гор Оштен (2804 м ) и Чугуш (3238м).  В 3 классе это будет длина рек, а во 2 классе для сравнения можно взять количество городов и посёлков в нашей республике. Кстати, выполняя эту работу, учащиеся часто задают вопрос: чем отличается посёлок от станицы? Не спешу сразу ответить. Говорю, что отвечу на этот вопрос завтра, а тот, кто найдёт ответ самостоятельно, получит пятёрку.

Не стоит бояться нивелировать роль учителя, необходимо пробудить познавательный интерес самостоятельно найти нужную информацию.              Такие умения развивают УУД учащихся, и навык  поисковой деятельности пригодится ребёнку в индивидуальной или групповой подготовке проектов.

 Подводя итог выше сказанному, предлагаю вашему вниманию конкретный пример подготовки уроков по заданной теме для учащихся 2 класса.

Фрагменты уроков во 2 классе на тему краеведения

13 октября: ( Один день – одна тема!)  Водные богатства нашей республики.

1 урок  - окружающий мир. Тема: «….Про воду.»

Совершили на данном уроке экскурсию на речку Гиагу. Вопросы: Что увидели? Какая наша река? Хотите испить воду из неё? Кто виноват, что река  «заболела»?  Сделали вывод, что такая грязная вода не пригодна ни для пищи, ни для питья, ни для купания. Вернувшись в класс, посмотрели видеофрагмент о реках Сахрай, Руфабго. Сравнили воду этих рек и нашей реки. Сделали вывод.

Многие ученики моего класса дважды в день пересекают речку, идя в школу и домой. Хочется верить, что теперь они задумаются, когда захотят бросить бутылку или упаковку от мороженого. На следующий день одна ученица даже придумала стих: (слад 18) 

«Уходя с реки, оглянись, постой!

Свой мусор забери с собой!»

Русский язык. Тема урока «Корень слова . Однокоренные слова.»

Для минутки чистописания подобрала загадку из сборника Лилии Щербашиной: Очень добродушная,

                    Я мягкая, послушная,

                    Но когда я захочу,

                    Даже камень источу.

Дети долго отгадывали, пока не помогла наводящим вопросом: «Что камень точит?»

Затем предложила обратиться к реке  с разной интонацией и по-разному её назвать. В итоге на доске записали слова: Речка, река, реченька, речушка. Даже придумали слово «речица» (Речица, дай воды напиться.) На примере этих слов подошли к теме урока, попутно познакомясь с чередующимися гласными. …

3 урок – математика. Тема: «Способы измерения длины ломаной». (слайд 19)

На этом уроке записали небольшую информацию: В Адыгее протекает 130 средних и малых рек.

Для устного счёта на доске дана таблица длин некоторых рек:

река Дах – 23км

река Гиага – 87км

река Медовка – 19км

река Сахрай – 31км

река Чехрак – 84км

река Улька – 25км

река Грязнуха – 12км

- Задание: расположить длину рек в порядке увеличения их размеров. (12 км, 19км, 23км, 25км, 31км, 84км, 87км.)

Внимание вопрос: Вы когда–нибудь видели совершенно ровную, как линейка речку? Затем, (слайд 20)  понаблюдав по карте за извилинами рек, предлагаю измерить их длину линейкой на карте. (Делаем вывод, что это неудобно.)

- А если мы возьмём в помощники циркуль? (Намного легче).

Далее работаем по теме урока по учебнику математики …

Подводя итог этому уроку, задаю вопрос:  Какой инструмент нам помог справиться с заданием?  А каких помощников вы ещё запомнили?

Экологическая минутка: Ребята, наша республика пока ещё! славится на всю Россию своими бурными горными реками, чистым воздухом. Ежегодно к нам приезжают тысячи туристов полюбоваться красотами Адыгеи. Как вы думаете, если бы все люди в республике относились к своим речкам так, как  мы, было бы чем любоваться? Какой мы должны сделать вывод?

Таким ненавязчивым образом идёт работа по формированию экологической грамотности учащихся, основываясь на их наблюдения и жизненный опыт. И помогает мне в этом краеведение.

        Так в  рамках года экологии мы с ребятами во время кружковой работы составляли экологические задачи по актуальным проблемам Адыгеи. Вот лишь некоторые из них: (слайд 21)

  1. Фауна млекопитающих Адыгеи насчитывает 81 вид, 11 из которых занесены в Красную книгу России и 17 – в Красную книгу Международного союза охраны природы (МСОП). Поставьте разные вопросы и решите задачи.
  2. В 2011 году насчитывалось 560 особей тура западно-кавказского, а в 2016 году 780. На сколько больше стало туров и за сколько лет?
  3. Из незакрытого на перемене крана в школьной столовой течёт вода. За 1 минуту вытекает 8л. Сколько чистой питьевой воды утечёт в канализацию за 2 мин., за 20 мин., за урок?
  4. 1 ц макулатуры сберегает 8 сосен. Поставьте к данному условию разные вопросы и задайте их в паре друг другу.
  5. Для пропитания дятлу в зимний день требуется 10г семян или насекомых. Сколько насекомых-вредителей уничтожит дятел за 8 и за 10 дней?
  6. Брошенная в землю бумага разлагается 2 года. Это на 68 лет быстрее металлической консервной банки и в 50 раз быстрее полиэтиленового пакета. Сколько лет будет разлагаться металл? А полиэтилен?

На личном опыте я убедилась в том, что введение элементов краеведения в канву урока, делает урок интересным, насыщенным и запоминающимся. А материалы краеведения – это неисчерпаемое богатство нашего исторического, природного и культурного наследия, которое помогает учителю воспитать  достойных граждан нашей страны, любящих свою Родину и уважающих её историю.        

    Российское общество является поликультурным сообществом. Своеобразием нашего региона является сосуществование в мире и согласии  его народов, а также умения создавать и поддерживать бесконфликтные отношения, которые возможны лишь тогда, когда народы чтут и уважают традиции и культуру друг друга. Поэтому учитель начальных классов должен не только сформировать этническое самосознание, но и культуру межэтнических взаимоотношений у всех участников образовательного процесса.

Советский историк-этнолог Лев Николаевич Гумилёв (Сын известных поэтов — Анны Ахматовой и Николая Гумилёва)  говорил: (слайд 22) «Этнос, развиваясь в определенном ландшафте, вырабатывает присущий только ей быт, мироощущение, миропонимание». Давайте же вместе их беречь и сохранять.

 Я желаю вам творческих успехов в нашей нелёгкой, но такой насыщенной и замечательной работе. Закончить хочется словами поэта Е. Запяткина:  (слайд 23)

«Ключи нам от грядущего вручили,
Чтоб время мы могли опережать.

Делить добро и зло детей учили,

Затем и прибавлять,  и умножать

Спасибо за внимание.  Мира нашему дому!

Список литературы
  1. Андрухаев Х. Б.: Навечно в строю/ Краснодар, 1983г., С.54.
  2. Афанасов П.Х. : Сборник стихотворений/ Майкоп, 2015г., с.36.
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М.: 1999. – 168 с.
  4. Педагогический энциклопедический словарь: Большая российская энциклопедия/ Москва, 2001г, с. 528.
  5. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Под ред. И.Ю. Добродеевой/  Шуя, 2005, С. 6–9.
  6. Щербашина Л.Д.: Загадки, ребусы, кроссворды по природоведению/ Майкоп, 1996г., С. 70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."

Использование элементов технологии  проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....

Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»

Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности  обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VII...

Обобщение опыта по теме «Стратегии и приемы формирования осознанного чтения в начальной школе».

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и ...

Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).

    В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...