Представление собственного педагогического опыта по теме: «Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе ».
методическая разработка на тему

Мурзаева Людмила Геннадьевна

Для аттестации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №18»

Представление собственного педагогического опыта

по теме:
«Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе ».

        

                                                                                  Учителя начальных классов

                                                                                  Мурзаевой Л.Г.

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно – воспитательного процесса.

               В течение последних нескольких лет, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

        Современная школа должна не только обеспечить получение определённой суммы знаний учеником начальной школы, её приоритетной задачей становится становление личности младшего школьника; раскрытие его индивидуальных способностей.

               Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных развивающих технологий.  Это способствует обогащению содержания обучения, придает ему проблемно-поисковый характер, а также способствует  активизации познавательного интереса учащихся, развитию их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. 

        Актуальность обобщения  опыта работы  по использованию технологии деятельностного метода обучения в образовательном процессе вытекает из потребности совершенствования системы начального обучения, которая стимулируется социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, потому что только  творческий человек может  успешно адаптироваться  в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию.

Эти задачи успешно решаются при широком использовании и внедрении в практику работы учителей   начальных классов деятельностного  метода обучения, когда учитель предлагает своим ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание и сотворение.

    Сегодня стало уже очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни.

Последовательная реализация деятельностного  метода обучения повышает эффективность учебно – воспитательного процесса по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

2.Формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

           Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования, так как характерной чертой  технологии деятельностного метода обучения в образовательном процессе является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.  Деятельностные методы в обучении младших школьников – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода методологический базис, на котором строятся различные системы  обучения уже со своими конкретными технологиями, приемами и теоретическими особенностями.

Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

        Опыт работы реализуется через использование диагностических материалов, через использование на уроках и во внеурочной деятельности новых форм и методов организации учебного процесса, через использование индивидуальной работы с учащимися.

Сущность опыта заключается в создании педагогических условий использования деятельностного метода обучения младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии деятельностного метода обучения. Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся, потому, что применяя его в учебном процессе можно решить задачи, поставленные перед учителем в свете внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю в полном объёме  использовать в своей работе технологию деятельностного метода обучения, даже в традиционной системе обучения, так как дети от природы любознательны, полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство.

Условия возникновения, становления опыта.

Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. Этого возможно достичь путём представления школьникам значительной степени свободы в образовательном процессе. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности.  Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить хотеть учиться, уметь самим добывать знания.  В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Это заставляет нас, учителей начальной школы, задуматься о том, как учить и чему учить.

       Таким образом, на этом этапе моей педагогической  работы возникли условия становления, изучения и внедрения в мою практическую деятельность технологии деятельностного метода обучения детей.  Это позволяет не только обеспечить высокий уровень обученности младших школьников, но и даёт им  возможность в будущем  найти себя в жизни, быть полезными и востребованными для страны и общества. Самое главное, что новая технология, новый способ организации обучения не разрушают традиционную систему обучения, а преобразовываёт её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей.

3.Теоретическая база опыта.

3.1.Понятие метода деятельностного обучения.

       В основу федерального образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

       Обучение, реализующее принцип деятельности в обучении и образовании, называют деятельностным, поэтому реализовать технологию деятельностного метода можно только через обучение и развитие младших школьников. Процесс учения – это процесс деятельности ученика и учителя, направленный на становление его сознания и  личности в целом.

        Современными педагогами и психологами  были сформулированы  основные положения, связанные с реализацией технологии деятельностного метода обучения младших школьников. Я предлагаю, подробно проанализировать каждое положение и посмотреть, как его можно применить  в  процессе обучения, в связи с внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовании.

    3. 2. Процесс обучения, есть всегда обучение деятельности.  Основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет  заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им новых знаний.

        Таким образом, основным механизмом реализации технологии деятельностного метода обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. 

 Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для решения и выполнения этих задач, мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, проводятся опыты, ведутся наблюдения как краткосрочные, так и долговременные.

      3.3. Процесс обучения должен быть творческим (креативным). Еще Л.С. Выготский в книге «Педагогическая психология», говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества... Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Реализация технологии деятельностного метода обучения младших школьников предполагает открытие перед ребенком всего спектра этих возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и обоснованный выбор той или иной возможности (или же нахождение им новых возможностей, не предусмотренных опытом ребенка и его социальной средой). Иными словами, установки на творчество. В реализации задач такого характера я разрабатываю различные задания творческого характера: придумывание загадок, сочинение стихов, разработки сценариев и постановки мезансцен, создании нестандартных проблемных ситуаций и т.д. Особенно в этом помогает процесс работы над проектами, когда каждый ребёнок чувствует себя составной частью огромной большой серьёзной работы.

       3.4. Обучение в парах и группах. Реализация технологии деятельностного метода  в обучении связана еще с одним важным положением: обучение в парах и группах. Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

         Знаменитая «зона ближайшего развития» у Выготского - это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно. С самого первого класса я стараюсь на каждом уроке планировать  работу в парах, благодаря этому дети учатся общаться между собой, отстаивать в споре свою точку зрения, слушать и слышать мнение другого ребёнка, обобщать. анализировать и делать выводы.

        Немаловажное значение имеет организация работы в группах, которая в немалой степени позволяет выработать в ребёнке умение самостоятельно ставить перед собой задачи,  усваивать материал, производить контроль и самоконтроль выполненной работы.

        3. 5.Обучение невозможно без целостного представления о мире.  Я.А.Коменский выдвигая принцип научности в обучении считал, что любые природные явления необходимо изучать взаимосвязано, а не разрозненно (не как «кучу дров»). При  решении задач, стоящих перед современным образованием, этот тезис приобретает огромное значение. Это значит, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.  Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. Главное, чтобы у ребёнка не просто  формировалось представление о научной картине мира, но и о личностном отношении ученика к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности. Например, если речь идет об экологических знаниях, то учащийся должен не просто знать, что нехорошо срывать те или иные цветы, оставлять после себя мусор в лесу и т.д., а принять свое собственное решение так не делать. С этой целью я  провожу викторины, экологические праздники, туристические  походы, экологические проекты.

        3.6. Обучение – это непрерывный процесс. Чтобы процесс обучения учащихся был успешным, необходима преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

      В процессе работы я проводила наблюдения за своими выпускниками начальной школы, вплоть до окончания ими школы, затем проанализировала результаты и   пришла к выводу, что если ученик, не овладел приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене он неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Считаю, что реализация деятельностного метода предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. В связи с этим я  разрабатываю способы и приёмы учебной деятельности, благодаря которым, учащийся на любой ступени обучения будет успешным. Например, работа со справочной литературой, первоисточниками, учебными и деловыми статьями.

             Кроме того современная жизнь требует от ученика умения осуществлять выбор - от выбора товаров и услуг до выбора друзей, профессии, жизненного пути. Это предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности рассматривания различных вариантов решения задачи. Умения осуществлять систематический перебор вариантов, вырабатывая у учащихся вариативность мышления я используя различные виды тестовых заданий, провожу работу в парах, использую карточки-подсказки, различные приёмы проверки и самопроверки. Считаю, что перечисленные положения в необходимы и достаточны для реализации технологии деятельностного метода обучения младших школьников.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Применение технологии деятельностного метода в образовательной программе  «Школа России».

        В основу программы «Школа России» заложена модель обучения, с помощью которой мы образовываем и воспитываем ученика нового типа: внутренне свободного, умеющего творчески относится к действительности, способного принимать самостоятельные решения. Данная программа доступна массовой школе и  разработана именно, как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы контроля и мониторинга результатов обучения, кроме того она обеспечивает систему целостного и непрерывного образования.

        Моим коллегам, которые работают по программе «Школа России», жизненно необходимо выполнение реализации технологии деятельностного метода на уроках различной целевой направленности. А осуществить это возможно путём создания проблемных ситуаций,  проблемного диалога.

Организация учебно-воспитательного процесса.

1.Приём организации проблемного диалога. Такой диалог используется в технологии деятельностного метода обучения  используется на уроках различной целевой направленности, но в большей мере на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционный объяснительно-иллюстративный метод объяснения нового материала на деятельностный с  «открытием» знаний. Предлагаю вам вместе со мной провести небольшое сравнение объяснительно-иллюстративного и деятельностного метода обучения в организации учебного процесса.

Объяснительно-иллюстративный

Деятельностный

Цель урока задаётся педагогом

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели урока.

Используются внешние мотивы побуждающие к учебной деятельности.

Опора на внутренние мотивы, побуждающие к учебной деятельности.

Выбираются педагогом.

Совместный с учащимися выбор.

Инвариантные действия учебной деятельности, предусмотренные учителем.

Вариативные действия в учебной деятельности, возможность индивидуального выбора.

Уровень усвоения знаний, конечный результат предполагаемый учителем.

Уровень усвоения знаний  предполагает позитивные внутренние личностные изменения.

Сравнение результативности с эталонами, предложенными учителем: выставление оценки учителем.

Самооценка и самоанализ учебной деятельности  на основе применения индивидуальных эталонов достижения.

.       Метод проблемно – диалогического обучения, по мнению Е.Л. Мельниковой даёт возможность:

            - сохранить преемственность между различными ступенями образования, так как технология метода  проблемного диалога универсальна, она  применима в любом предмете  на любой ступени обучения.

            - сделать учебный процесс единым и непрерывным;  в котором, обучение проходит по принципу: «Хороша та школа, в которой хорошо каждому ребёнку и взрослому». 

2 Методы и приёмы постановки и решения учебной проблемы.

          На уроках можно организовать побуждающий к проблемной ситуации диалог.

Побуждение к созданию противоречия.

Побуждение к формулированию учебной проблемы.

Приём 1.

О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Приём 3. Вы сначала как думали?

Приём 4. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Приём 6. Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

       Урок, на котором учитель создаёт проблемную ситуацию, считает  М.И.Махмутов обеспечивает решение трёх  задач: более качественное усвоение знаний; мощное развитие интеллекта, творческих способностей, воспитание активной личности.

     Обеспечивая творческое усвоение знаний на уроке, ученик проходит четыре этапа научного творчества: постановку проблемы и поиск её  решения – на этапе сообщения новых  знаний; обоснование решения – на этапе воспроизведения, то есть проговаривания полученных знаний в результате решения проблемы.

       При этом,  ученик формулирует учебную проблему и открывает новое знание, лишь для него самого, а не для всего человечества, выражая его в простых формах. « Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – писал И.Гёте.

       Таким образом, главное в  реализации технологии деятельностного метода обучения состоит не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизни, в работе, в любых ситуациях.

               Нельзя не согласиться со словами В.А.Сухомлинского: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. И тогда ваши ученики будут успешны!» поэтому перед учителями встала проблема: как  построить работу на уроке так, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их?

 3. Технология проблемно-диалогического обучения. Эта технология является составной частью деятельностного метода обучения младших школьников. Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.

      Организации учебного процесса проходит по формуле: «Обучаем через открытие». Организация учебного процесса строится на реализации метода проблемности в обучении, который  реализуется  как в содержании учебного предмета,  так и в процессе развертывания этого содержания в учебном процессе.

         Подводящий к теме проблемно-диалогический диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока, которые  не требуют создания проблемной ситуации, хорошо выстраиваются «от повторения».

           Мною были выделены некоторые технологические приемы организации учебного процесса с использованием технологии проблемно-диалогического обучения:

       1) создать для ученика значимую для него проблемную ситуацию,

       2) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью  исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;

        3) сформулировать задания  продуктивного или творческого типа, вытекающие из осознанной учеником проблемы.

4.Можно выделить несколько виды продуктивных заданий.

Виды продуктивных заданий

Особенности применения

На формулирование вопросов темы урока.

Сразу после введения знаний:

- если учебная проблема появилась как вопрос;

- если новое знание открыто с помощью подводящего без проблемы диалога.

В конце этого или начале следующего урока. («Задайте друг другу вопросы по новому материалу».)

На создание опорного сигнала: символ, схема, таблица, опорные слова.

В классе или дома, если опорный сигнал не составляется учителем при введении знания.

На создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение.

Дома по желанию.

Результативность  и обоснованность выбора проблемно-диалогической  технологии можно оценить с помощью критериев:

            1)наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации: («Хочу разобраться…, хочу попробовать свои силы…, хочу убедиться  смогу ли разрешить эту ситуацию...)

            2) Наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере: («Испытываю радость, удовольствие от деятельности…, мне это интересно…, могу усилием воли концентрировать свое внимание...»).

            3) Переживание учащимися радости открытия: («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон...»).

           4) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности: («Лично мне это нужно…, мне важно научиться решать эти ситуации… , мне будут эти знания нужны...»).

           5) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности. 

       Для успешной реализации технологии деятельностного метода обучения, я произвела оптимальный выбор методов обучения:

проблемные: проблемное изложение нового материала; частично-поисковый;         исследовательский.

   Коллективные формы организации учебного процесса: работа в парах;  работа в группах; создание проектов с участием в работе нескольких групп.

     Сущность технологии деятельностного проблемно – диалогического обучения состоит в потребности учащегося в новых знаниях или способах действий: («хочу узнать..., научиться ..., могу сам, без педагога…»)

 5.Создание проблемной ситуации. Такая ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера, соответственно у учащихся возникают интеллектуальные затруднения, когда они не знают, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом, поэтому не  могут достичь целей   с помощью известных им (из ранее изученных ими) способов действия.

          Проблемная ситуация побуждает учащихся искать новый способ объяснения или действия. Она включает в себя положение, содержащее противоречие, которое  не имеет однозначного решения; и формирует у учащихся особое психологическое состояние познающей личности, характеризующейся появлением познавательной потребности у детей. Можно выделить несколько признаков учебной проблемы:

       1) отсутствие у учащихся знаний, необходимых для решения проблемной ситуации,

       2) отсутствие достаточного опыта у детей;

       3) осознание учениками противоречивости ситуации, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений, процессов или отношений между ними.

     Используя различные типы проблемных ситуаций и противоречий  можно выделить  следующие приёмы создания проблемных ситуаций.

Тип проблемной ситуации.

Тип противоречия.

Приёмы создания проблемной ситуации.

С удивлением.

Между двумя (или более)

положениями

- Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

- Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Между житейским представлением учащихся и научным фактом.

_ Сначала обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Потом предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затруднением.

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

- Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

- Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

- Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими

- Доказать, что задание учениками не выполнено.

        Проблема в образовательном процессе - это осознание учащимися невозможности разрешить в данной ситуации противоречие или затруднение средствами имеющегося  опыта и знаний. Чаще всего учебная проблема имеет форму познавательной задачи либо заданий продуктивного типа, содержащих некоторые противоречия в своих условиях: избыточные данные, недостающие данные,  неверные данные, альтернативные данные.

         Обнаружение учащимися противоречивости в проблемном задании, продуктивной задаче приводит к переживанию детьми состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний.

        В связи с этим у учащихся возникает субъективная потребность в новых знаниях, так как, осознав недостаточность ранее усвоенных знаний, и пережив состояние интеллектуального затруднения, ученики строят предварительные предположения относительно способа разрешения проблемной ситуации.

       Проверка выдвинутых предположений приводит учащихся к тому, что проблемная ситуация для учеников становится проблемой, то есть задачей продуктивного типа, либо превращается в репродуктивную задачу, которую можно решить путем преобразования определенных условий. Можно обозначить несколько  приёмов постановки учебной проблемы.

Побуждение к созданию противоречия.

Побуждение к формулированию учебной проблемы.

Приём 1.О фактах, теориях: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы наблюдали факты? Что вас удивило? Сколько существует теорий, точек зрения?

Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Приём 3. Вы сначала как думали?

Приём 4. Вы смогли выполнить задание? Что вызвало затруднения?

Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Приём 6. Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Выбрать подходящее

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?

        Можно выделить 2  метода решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знаний диалог. ( См. Приложение № 5)

Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез

Общее побуждение

- Какие есть гипотезы? Догадки? Предположения?

- Согласны с этой гипотезой?  Почему? Как можно её проверить?

Подсказка

 Учителем приводится довод за или против гипотезы.

Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.

Сообщение

Решающая гипотеза.

Учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.

6.Моделирование форм уроков различной целевой направленности.

           Реализуя технологию деятельностного метода обучения в образовательном процессе, я  моделирую формы уроков, учебных занятий различной целевой направленности.

                Теоретические исследования учёных показывают, что способность к саморазвитию формируется  при организации учебной деятельности в соответствии с определённой структурой: индивидуальная деятельность ученика; затруднение в индивидуальной деятельности; выявление причин затруднения; определение пути выхода из затруднения и осознание собственной деятельности по выходу из затруднения.

          Научить детей развиваться можно только при постоянном включении их

 в деятельность по преодолению затруднений с последующим осознанием последовательных этапов деятельности, позволивших выйти им из затруднения. В этом во многом помогают так называемые развивающие уроки. В соответствии с целями, которые ставятся на уроках их можно распределить на 4 группы (по Г.Г.Щедровицкому и О.С.Анисимову): уроки открытия новых знаний, уроки рефлексии, уроки-тренинги, уроки контроля.

         Предлагаю рассмотреть структуры уроков и учебных занятий различной целевой направленности, на которых реализуются основные этапы технологии деятельностного метода обучения.

Урок открытия новых знаний.

           Цель: формирование новых понятий.  

1.Организационный момент (1-2 минуты)

         -Самоопределение к деятельности, целью которой является включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.        «Хочу, потому что смогу». У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

На уроке использую следующие приёмы работы: в начале урока высказываю добрые пожелания детям, предлагаю пожелать друг другу удачи; затем предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; выслушиваю высказывания детей; вместе с детьми выдвигается своеобразный эпиграф: «С маленькой удачи начинается большой успех».

2. Проверка домашнего задания.

        - Проверка и  самопроверка домашнего задания по образцу.

3. Актуализация знаний. (4-5 минут)

         Целью этого этапа урока является повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний»,  и  выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Возникновение проблемной ситуации.

  4.Постановка учебной задачи. (4-5 минут)

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

       При проведении урока можно использовать следующие методы постановки учебной задачи: проблемный, побуждающий, подводящий к теме диалог.

  5. « Открытие» детьми нового знания. (7-8 минут)

         Целью этого этапа урока является по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, фиксирование  нового алгоритма  или понятия в языке и знаково. Процесс работы на этом этапе урока заключается в следующем, виды работ: диалог, групповая или парная работа. Применяемые методы работы: побуждающий к высказыванию предположений диалог, подводящий к открытию знаний диалог.

 6.Первичное закрепление. (4-5 минут)

Целью является  проговаривание полученного нового знания и запись его  в виде опорного сигнала. Виды работы на уроке: фронтальная работа, работа в парах.

Используемые средства обучения: комментирование выполнения заданий, обозначение алгоритма работы знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут)

Цель: обучить детей приёмам самопроверки: каждый ученик для себя должен сделать вывод о том, что он уже знает и умеет, а над чем ему еще надо работать.

        Преобладающим видом деятельности на этом этапе урока является выполнение самостоятельной работы небольшого объёма: не более 2-3 типовых заданий, данная работа обязательно выполняется письменно. Рекомендуется использовать методы работы: самоконтроль, самооценка.

 8.Внедрение полученных новых знаний в систему знаний по предмету и неоднократное их повторение. (7-8 минут)

Цель: вести полученные  новые знания в систему уже имеющихся у ребёнка знаний, активно их использовать в решении задач на повторение и закрепление изученного ранее. Работа строится в следующей последовательности: сначала можно предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; затем выполнить упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

 9.Итог урока. Рефлексия деятельности (2-3 минуты)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Беседа по вопросам. Что на уроке у вас хорошо получалось? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом?  Какие получили результаты? Над чем надо поработать?

10.Домашнее задание.

Урок рефлексии.

       Уроки рефлексии направлены на фиксирование затруднений в собственной деятельности учащихся, выявление причин этих затруднений и построение проекта устранения выявленной причины затруднения,  чаще всего в традиционном понимании это считаются уроки закрепления новых знаний. На уроках этого типа деятельность ученика должна быть организована по следующей структуре:

  1. Выявление индивидуальных затруднений;
  2. Локализация места затруднения;
  3. Выявление причины затруднения;
  4. Самостоятельное построение проекта выхода из затруднения;
  5. Анализ собственной деятельности по устранению причин затруднения.                                                                                                            

Урок закрепления знаний.

1.Организационный момент. Во время организационного момента учитель устанавливает

тематические рамки повторяемого содержания.

 2.Актуализации индивидуальных знаний.

        Проводится письменная самостоятельная деятельность детей, которая заканчивается сопоставлением полученных результатов с образцами

 3.Постановки проблемы.

       На этом этапе  учащиеся анализируют ситуацию и фиксируют допущенные ими ошибки, затем устраняют затруднения,  организуют выявление причин

зафиксированных затруднений и разрабатывают проекты выхода их них.

Итогом всей этой проделанной работы становится создание алгоритма, согласно которому, ошибка должна быть исправлена в соответствии с правильным применением алгоритма.

 4.Проговаривания причин  типичных ошибок.

        Прежде чем исправить ошибку, её надо проговорить, затем обсудить типовые затруднения, повторить формулировки алгоритмов и объяснить механизм их использования.

  5.Самоконтроль и  самопроверка.

         При проведении самоконтроля и самопроверки, каждый учащийся выполняет только те задания из числа предложенных, в алгоритме выполнения которых он допустил ошибку, и сравнивает полученные ответы с образцом. Ребята, не допустившие ошибок, выполняют творческое задание.

 6.Выполнение заданий с использованием различных технологий. Работа над этим этапом ведётся согласно содержанию заданий подобранных учителем.

 7.Итог урока. Дети повторяют алгоритмы, вызвавшие  затруднения, и анализируют допущенные ошибки.

Уроки-тренинги.

       Уроки-тренинги – уроки активной мыслеречевой деятельности учащихся, ведущей формой  организации на которых является групповая работа. В 1 классе – это работа в парах, со 2 по 4  класс можно проводить работу в четверках. Наиболее целесообразно использовать тренинги при обобщении и систематизации знаний учащихся.

 1.Организационный момент.

       Урок начинается с постановки задач, определения основных целей урока. Чтения эпиграфа к уроку, слова которого раскрывают свой особый смысл для каждого только в конце урока. Чтобы понять их, нужно «прожить» урок. Задача учителя, чтобы каждый ребенок почувствовал  поддержку, доброе отношение к нему.

2.Самостоятельная работа.

       Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и несколько

вариантов ответов. Правильным может быть один, два, а могут быть и все три варианта.

     На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сделать выбор и подготовиться к объяснению своего выбора товарищу: почему он считает так, а не иначе. Для этого каждому необходимо использовать багаж своих знаний. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательного выбора.

     В процессе этой работы происходит не только систематизация, но и обобщение знаний, так как изученный материал выделяется в отдельные темы, блоки, происходит укрупнение дидактических единиц.

     Работа в парах, четвёрках или более крупных группах строится следующим образом:  поочередное высказывание мнений, обсуждение, принятие общего решения.

    Эта работа требует от ребенка активной речевой деятельности, развивает умения слушать и слышать. Психологи утверждают: ученик удерживают в памяти 90% от того, что проговаривает вслух, и 95% от того, что узнаёт сам. В процессе тренинга ребенок и проговаривает, и объясняет, такие знания, полученные на уроках, становятся востребованными.

      Огромную роль играет выслушивание различных мнений и доказательств. Экспертная оценка учителя. Обязательно после обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный вариант выбора.

 3.Самооценка учеником своей выполненной работы.

       На этом этапе ребёнок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед. Затем дети открывают новую карточку и дальнейшая  работа проводится аналогичным способом.

4.Итог урока.

     Учитель вместе с детьми подводит итоги проделанной работы. Обсуждает содержание слов  эпиграфа. Каждый ребёнок имеет возможность высказать или не высказать свое отношение к эпиграфу, как он его понял.

     Таким образом, На каждом уроке-тренинге последовательность заданий выстраивается соответственно алгоритму действий, которые формируют знания, умения, навыки учащихся по теме.

Уроки контроля, проверки знаний.

      Развивающие уроки контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: написание учащимися варианта самостоятельной или контрольной работы; сопоставление с эталоном выполнения этой работы, оценка учащимися результата сопоставления. В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант, можно провести  следующие формы контрольных уроков: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

5. Анализ результативности.

        Итак, в результате обобщения своего опыта работы я могу подвести следующие  результаты. Мною было  выдвинуто предположение, что  использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделать учёбу в школе единым образовательным процессом.  Это предположение доказано. Доказательством являются:  понижение  уровня заболеваемости  в классе; итоги анкетирования  родителей  класса; участие обучающихся в различных предметных конкурсах, онлайн олимпиадах.

   Обобщая наработанный мною опыт по данной теме, я пришла к следующим выводам:

          1.Реализация программы «Школа России» через использование деятельностного подхода и проблемно – диалогического метода обучения создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.

         2.В результате использования  проблемно – диалогического метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

         3.Образовательная система «Школа России» создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности.

         Эти задачи решаются посредством совместной  и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию.

8. Наглядные приложения

Приложение №1.

Примеры постановки учебной проблемы.

Русский язык  3 класс   тема: « Образование сложных слов».

Деятельность учителя

(Пример применения 2 приёма)

Деятельность учеников

- Сколько мнений в классе?

 (Побуждение к осознанию противоречия).

- Какой же вопрос возникает?

-Два разных мнения (осознание противоречия).

- Кто прав? Сколько корней в слове «ледокол»?

(Учебная проблема как вопрос)

Математики  2 класс  тема: «Прямоугольники».

Деятельность учителя

 (Пример применения 4 приёма)

Деятельность учеников

- Вы выполнили моё задание?

- А почему? В чём испытываете затруднение?

 (Побуждение к осознанию противоречия).

- Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы).

- Нет.

- Не знаем какой прямоугольник чертить.

(Осознание затруднения).

- что такое прямоугольник?

(Учебная проблема как вопрос).

Русский язык  4 класс  тема: «Спряжение глаголов-исключения».

Деятельность учителя

(Пример применения 6 приёма)

Деятельность учеников

- Итак, что вы хотели сделать?

- Какое правило применили?

- Получилось выполнить задание?

(Побуждение к осознанию противоречия.)

- Значит, что это за глаголы?

- Какой будет тема урока?

 (Побуждение к формулированию проблемы).

- Определить спряжение глаголов.

- Правило о спряжении.

- Нет, не получилось.

 (Осознание неприменимости известного правила).

- Глаголы – исключения.

 (Учебная проблема как тема урока).

-Дети формулируют тему урока.

Русский язык  3 класс  тема: «Образование наречий».

Деятельность учителя

(Пример применения 3 приёма)

Деятельность учеников

- Итак, что вы сначала думали по поводу «о»?

- А что оказалось потом?

(Побуждение к формулированию проблемы.)

-Что же такое «о» в наречиях?

(Учебная проблема как вопрос)

- Сначала мы думали, что «о» - это окончание.

- «О» не является окончанием.

 (Осознание противоречия)

-Словообразовательный суффикс.

Математики  2 класс тема: Письменные приёмы вычитания»

Деятельность учителя

(Пример применения 5приёма)

Деятельность учеников

- Вы смогли выполнить моё задание?

- Почему же не получилось выполнить это задание?

 -Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия).

- Какова же будет тема нашего урока?

 ( Побуждение к формулированию проблемы)

- Нет, не смогли.

- Потому что нельзя от меньшего числа отнять большее.

(Осознание затруднения).

-Невозможно использовать алгоритм решения, который мы уже знаем.

(Побуждение к осознанию противоречия).

-Письменные приёмы вычитания с переходом через разряд.

 (Учебная проблема как тема урока)

Приложение №2.

Мотивирующие приёмы продуктивных заданий.

Литературное чтение 3 класс тема: «Театр. Текс-пьеса».

        Дети по цепочке читают отрывок из  текста учебника, в котором рассказывается о том как дети с родителями побывали в детском театре, где они посмотрели спектакль «Алёнушка и братец Иванушка» по русской народной сказке «Гуси-лебеди». Спектакль был музыкальный, яркий, красочный, и дети вернулись весёлыми и счастливыми. По дороге домой они рассказали родителям, что они в классе решили поставить к празднику мам  спектакль, и, наверное, это будет какая-нибудь сказка.

        - Мама, а любую сказку можно поставить на сцене? – спросили дети.

        - Да, любую, но для этого она должна быть написана как  пьеса.

- А что это значит – «как пьеса»?

Сообщение темы: «Ребята! Давайте поможем детям разобраться, что такое пьеса».

Математика 1 класс  тема: «Числовой ряд от 1 до 10».

        Учитель рассказывает детям сказочно-познавательную историю.

     В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Трамвайчик. Дома все его любили, и Трамвайчику  жилось хорошо. Только одна была у него беда – он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Трамвай посоветовал ему отправиться в путешествие и перенумеровать станции, которые Трамвайчик будет проезжать. «Ты построишь, - сказал Умный Трамвай, - волшебный ряд, который называется «числовым рядом от 1 до 10» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит правильно считать и не пропускать числа.

Приложение №3.

Подводящий к теме диалог.

Русский язык  2 класс  тема: « Правописание безударных гласных в корне слова».

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Спишите из упражнения слова: зимовка, зелёный, вылепил.

- Поставьте в словах ударение.

- Подчеркните безударные гласные.

- В какой части слова находятся

безударные гласные?

- Подчеркните их.

- Какое правило  мы  не знаем?

- Значит, какая сегодня тема урока?

-Записывают слова.

-Ставят ударение.

-Подчеркивают.

- Безударные гласные находятся в  корне слов.

-Подчёркивают.

О правописании безударной гласной в корне.

- Правописание безударных гласных в корне слова.

 (Тема урока).

Приложение №4.

Примеры приёмов создания проблемных ситуаций.

Русский язык  3 класс   тема: « Образование сложных слов».

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- В словах, которые  записаны на доске, выделите корень.

- Все согласны?

- Почему вы так решили?

Ученик у доски в слове «ледокол» выделяет один корень  - ледокол.

- Нет. В слове «ледокол» два корня: - лёд - и

- кол -.

- Дети исследуют лексическое значение слова с использованием знаний получаемых из толкового словаря и формулируют ответ.

Математики  2 класс  тема: «Прямоугольники».

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Начертите прямоугольник.

-Почему вы испытываете затруднения?

-Какие?

-Дети оказываются в затруднении, так как передними встаёт проблема, какой прямоугольник.

-Потому что прямоугольники бывают разные.

- Дети дают обоснованный ответ и приступают к выполнению задания.

Русский язык  4 класс  тема: «Спряжение глаголов - исключения».

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Чему мы научились  на прошлом уроке?

- Определите спряжение глаголов, записанных на доске: хвалить, смеяться, юлить, разговаривать.

 

- А теперь определите спряжение глаголов: «держать» и «брить».

- Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске.

- Что вы заметили?

-А почему так произошло?

-Учитель выбирает правильную гипотезу из предложенных  детьми или выдвигает свою с опорой на правило.

- Определять спряжение глаголов.

-Дети выполняют задание, используя знания правила.

-Дети выполняют задание согласно алгоритму предыдущего задания.

Дети внимательно просматривают предложенные  учителем варианты ответа и сравнивают со своими.

Что наши ответы и учителя не совпадают.

Дети выдвигают свои гипотезы, предположения.

- Дети находят решение возникшей проблемной ситуации.

 Русский язык  3 класс  тема: «Образование наречий».

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Прочитайте столбики слов, записанных на доске:

              ловкий - ловко

              сладкий - сладко

              мелкий – мелко

- Что можете о них сказать?

- Разберите по составу слова каждого столбика.

- Проверим.

 

Почему вы считаете, что во втором столбике разбор слов выполнен неправильно?

Докажите.  К какой части речи относятся слова 2 столбика?

-Что такое наречие?

- Но тогда чего не может быть у наречий?

-Дети читают слова про себя.

- Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия.

- Ученик у доски выделяет в наречиях окончание – о.

-Дети выражают своё несогласие с результатом выполнения задания учеником у доски.

- Потому что в этих словах нет окончаний.

-Это наречия.

-Неизменяемая часть речи.

- Окончания.

Математики  2 класс тема: Письменные приёмы вычитания»

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

- На доске записаны два примера на вычитание:

        _ 98                         _ 53

           67_                          29_

       

-Выполните решение данных примеров.

Почему невозможно применить письменный  алгоритм вычитания для решения второго примера?

Как бы вы предложили решить эту проблему?

-Учитель вместе с детьми выбирает правильное предположение и выстраивает алгоритм письменного приёма вычитания с переходом через разряд.

-Решение 1 примера выполняют быстро, а с решением второго примера испытывают затруднения.

-Потому что невозможно от 3 отнять 9.

-Дети выдвигают различные предположения, приводят свои аргументы и доказательства.

-Дети согласно новому алгоритму выполняют решение 2 примера.

Приложение  № 5.

Подводящий к открытию знания диалог.

Русский язык  3 класс  тема: «Образование сложных слов»

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Что же это за необычное слово «ледокол».

(Использует подводящий диалог).

- Давайте обратимся к толковому словарю и  попробуем найти ответ на ваш вопрос.

Почему корабль так называется?

- Подберите и запишите однокоренные слова к слову «лёд». Выделите корень.

- Подберите однокоренные слова к слову «колет». Выделите в них корень.

- Есть ли корни  -лёд- и  -кол- в слове «ледокол»?

- Так сколько же корней в слове «ледокол»?

- Такие слова называются сложными.

-Дети формулируют вопрос: сколько корней в слове «ледокол»?

- Это специальный большой корабль, с помощью которого ломается лёд и прокладывается водная  дорога для других кораблей.

-Потому что он колет, разламывает лёд.

-Дети выполняют работу.

-Дети выполняют работу.

- Да, есть.

- Два корня.

- Сложными называются слова с двумя корнями (открытие нового знания)

Приложение  № 6

Итоги результативности обобщения опыта.

1.В анкетировании родителей приняли участие 23 человека.

1. Ваш ребёнок с желанием ходит в школу?

             Да-  19 чел.                         Нет – 2 чел.        Не знаю – 2 чел.

2. Часто ли ваш ребёнок подвергается стрессам?

            Да – 7 чел.                        Нет – 13 чел.           Не знаю – 3 чел.

3. Испытывает ли ваш ребёнок  перегрузку домашними заданиями?

            Да – 5 чел.                Нет – 16 чел.         Не знаю – 4 чел.

4. Не жалеете ли вы, что ребёнка отдали учиться по этой программе?

            Да – 2 чел.                Нет – 21 чел.         Не знаю – 0 чел.

2.Уровень заболеваемости  в 3 и 4 классах: пропущено уроков по болезни:

Список используемой литературы.

1.Афонина Р.М. Развитие творческого мышления учащихся/ журнал «Начальная школа». 2007 №6.

2.Битянова М.Г. Групповая работа в школе //М., 2001

3. Давыдов В.В.  Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

4. Кубышева М.А. «Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности». – Москва. 2005.

5.Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы. – Вып.4. – М.: Просвещение. 2008.

6. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1975.

7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.1977.

8. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения //  Образовательные программы и пути их реализации. – М.: Баласс, 1999.

9. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала.  М.: Баласс, 2000.

10.Савенков А.И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания. //Ярославль, 2002.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе.

Технология деятельностного метода обучения на уроках  в начальной школе «Школа 2000…» Подготовила : Алленова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов...

Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...

Выступление по теме : Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

Выступление по теме : Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе...

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе

О деятельностном методе обучения на уроках в начальной школе...

План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".

План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....