Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»
статья на тему
Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VIII вида к овладению чтением. Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью овладевают чтением значительно дольше, чем нормально развивающиеся. Обучение чтению у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется прежде всего значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этого навыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboshchenie_opyta_po_teme_samoobrazovaniya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа №7 VIII вида»
Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла
на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Взаимосвязь учителя и логопеда»
Подготовил: учитель-логопед высшей
квалификационной категории – Пискунова И.А.
г. Сергиев Посад
Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь логопеда и учителя.
Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VIII вида к овладению чтением.
Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью овладевают чтением значительно дольше, чем нормально развивающиеся. Обучение чтению у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется прежде всего значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этого навыка.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью сложным является усвоение букв. Этот связано с особенностью их зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечёткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет таких детей процесс слияния звуков в слоги.
У них с трудом формируется обобщённое представление о слоге. Взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня, который наблюдается у детей с нормальным интеллектом.
Значительно осложняется у детей с интеллектуальной недостаточностью и процесс понимания читаемого. В процессе чтения у умственно отсталых детей наблюдается большое количество ошибок.
В логопедической работе по устранению нарушений чтения должен использоваться принцип поэтапного усложнения заданий. Этот принцип является чрезвычайно важным в коррекционной работе с обучающимися школы VIII вида. Этот принцип определяет не только последовательность задач, но и последовательность подачи речевого материала.
Вырабатываемые временные связи у детей с интеллектуальной недостаточностью отличаются нестойкостью. Поэтому необходимо предусматривать большое количество упражнений, которые проводятся продолжительное время до полной автоматизации навыка.
При устранении нарушений чтения следует учитывать и общие дидактические принципы – принципы индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности, которые являются чрезвычайно важными в работе с умственно отсталыми обучающимися.
В своём сообщении я хочу поделиться проблемами чтения у обучающихся нашей школы и методами логопедической коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении этих нарушений у детей с системным недоразвитием речи.
- Недостаточность зрительного гнозиса.
При коррекции этой проблемы я использую на занятии (парные фишки,
дидактическое пособие «Найди отличия», пазловые мозаики, пазловые картинки, дидактическое пособие «Найди все возможные слова»), т.к. любая физическая активность повышает речевую активность, при манипуляциях с мелкими деталями во время игр информация усваивается непроизвольно, но достаточно прочно, а также активизирует речевую деятельность.
- Несовершенство речедвигательных механизмов.
Здесь можно использовать пособие «Вижу-говорю», которое развивает зрительно-пространственную ориентировку, сенсорные эталоны, речедвигательные навык; слоговые таблицы различной сложности; игровые задания при работе с таблицами для чтения;
дидактическое пособие «Прочитай и повтори» с использованием речевых кинестезий, которые позволяют более тонко и точно воспринимать и воспроизводить речь.
- Низкий уровень восприятия лексической наполняемости слова. Неосознанность читаемого.
При решении этой проблемы на занятиях используются пособия «Вкусные слова»,
«Зимние слова» и т.д., «Какое слово лишнее?». Чтение рассказов с картинками, заменяющими отдельные слова способствуют развитию навыков языкового чутья у обучающихся.
- Трудности прогнозирования лексической и грамматической наполняемости слова. Интуитивность чтения.
Здесь можно использовать дидактическое пособие «Закончи слово…»,
игры с мячом – прежде чем начать вспоминаем слова на определённый слог, например, СА-ни, Са-лат, Са-хар, Са-ша и т.д.
- Несформированность навыков глобального чтения.
Многократные разнообразные упражнения со знакомыми словами,
с блоками слов: «Вкусные слова», «Парные слова» - быстро и много набрать, прочитать, угостить и т.д. Многократное прочтение блоков слов эффективно в достижении результатов. Рост положительной динамики при формировании навыка коммуникации посредством письменной речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями даёт использование на занятиях индивидуально-ориентированной обучающей коррекционно-развивающей программы Г.В. Луговой.
- Неустойчивость и прерывистость речевого дыхания.
Дыхание должно быть свободным и плавным, а не зажатым и прерывистым, для развития этого на занятиях используются специальные упражнения на развитие речевого дыхания: упражнения в назывании ряда картинок или чтения ряда ,например, 15-ти согласных на выдохе (таблица), «Словесная горка» - чтение слов, начиная с односложного и, заканчивая многосложным словом с нескольким стечением согласных, чтение любой длинной, стихотворной строки без паузы. Биоэнергопластика – создаёт условия реабилитации детей с органическим поражением ЦНС, тяжёлыми речевыми нарушениями – дизартрия, алалия, заикание.
- Нечёткая дикция - исправляется с помощью традиционной артикуляционной гимнастики, постановки, автоматизации, дифференциации звуков, заучивании чистоговорок, скороговорок с проведением большой словарной работы, связанной с закреплением лексического значения слова.
- Возникновение стереотипа чтения (неправильного).
Побуквенное чтение, вычитывание согласных в их сочетаниях, например, в-с-помнить или с-т-роить, с-п-росить – другая форма предложенного материала, другой ход действия – слоги со стечением на цветных карточках, в слоговых таблицах, в Логопедическом букваре Н.С.Жуковой. Нарушению стереотипии в действиях способствует весь ранее предложенный методический материал.
- Пониженная мотивация к обучению.
Здесь наиболее эффективны нестандартные методы работы над
текстом ,например, деформированным, «Сладкая книжка», изготовленная из фантиков от конфет, «Накорми животных», «Подбери нужные слова», «Колечко-колечко», «Слоговое лото», «Поиграем, почитаем», жетоны в виде звёзд, ёлочек, всевозможные фишки. Новая форма задания стимулирует у детей мотивацию к его выполнению, а значит и процессу обучения в целом.
- Интеллектуальная и познавательная пассивность.
Красочно оформленные книги, цветные карточки, яркие дидактические
пособия, всевозможные занимательные задания, при выполнении которых
обучающиеся должны ощущать уверенность, удачу, успех.
- Отсутствие или недостаточность собственного речевого опыта.
Используется заучивание наизусть посильных стихов, речевых кинестезий - «Послушай – повтори», «Прочитай – повтори», осмысленное произношение скороговорок, отработка произношения слов со сложной слоговой структурой по пособию А.К. Марковой – 13 ступеней усвоения слоговой структуры слова с постепенным усложнением.
Сочетание традиционных методов и приёмов с нетрадиционными – работа с сухим бассейном, пересказ стихов с помощью пантомимики, куклотерапия - способствуют установлению и закреплению ассоциативных связей в третичных зонах коры головного мозга и дают рост положительной динамики в устранении нарушений навыков чтения.
Своевременное устранение нарушений чтения предупреждает возникновение дисграфий, т.к. возникновение дислексий и дисграфий вызывается едиными этиопатогенетическими факторами. Процесс письма, как более сложный психофизиологический процесс, усваивается детьми с интеллектуальной недостаточностью позднее, чем процесс чтения. Таким образом, работа по устранению нарушений чтения во многом предупреждает возникновение нарушений письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации.
Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации....
Технология целенаправленного развития познавательных стратегий школьников при обучении на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.
Применение инновационных педагогических технологий особенно актуально при обучении детей, получающих образование в форме надомного обучения. Технология целенаправленного развития познавательных ...
Обобщение опыта "Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие общее недоразвитие речи. Виды коррекционной работы".
Практика моей логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имею...
Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. В связи с этим возникла потребность в поиске специальных методик, позволяющих не только выявить пробле...
Проект инновационной деятельности по теме: «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве образовательной организации»
Проект, реализуемый в рамках инновационной муниципальной площадки по созданию инклюзивной образовательной среды...
Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г.
Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г....
Технологическая карта урока обучения грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Дифференциация звуков Р-Л".
Технологическая карта урока обучения грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Дифференциация звуков Р-Л". ...