Отчет по теме самообразования "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Методическая тема над которой я работаю «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе».
Мы взрослые, считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом?
В последнее время средства массовой информации много говорят о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.
По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся стабильно на «4» и «5», проводят за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. А ведь к этому нужно ещё добавить и уроки в школе.
Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учеба в школе была в радость?
Работая над задачей создания здоровьесберегающей среды, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Для выполнения этой задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия:
В начале каждого учебного дня перед занятиями проводится утренняя зарядка.
Снять утомление между уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов.
Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии:
- чтобы создать благоприятный настрой необходимо сказать несколько приятных слов классу;
- чтобы успокоить перевозбужденный класс можно провести упражнения на «выдох»: «Надувание воздушного шарика», «Сдувать пушинку с ладони»;
- чтобы «разбудить» вялый класс провести упражнения на «вдох»: «Нюхать что – то приятное» и т.д.;
- чтобы снять усталость после предыдущих уроков, необходимо провести гимнастику: поднимите плечи, разверните и отпустите их (несколько раз);
- чтобы взбодриться, сделаем следующие упражнения:
1) Сложите ладони перед грудью, быстро-быстро потрите друг о дружку (это упражнение способствует поднятию энергии и работы всех внутренних органов, так как на ладонях находится много биологически активных зон и точек).
2) Раздвиньте указательный и средний пальцы на обеих руках, просуньте между ними уши и с силой растирайте кожу. Этот массаж улучшит зрение и активизирует работу головного мозга.
Я разрешаю детям на своих уроках принимать свободную позу (кроме тех моментов, когда ребёнок пишет).
На уроках обучения грамоте, математики в 1 классе при знакомстве с новой буквой или числом я развешиваю по классу заранее подготовленные различные варианты написания этой буквы, цифры и предлагаю детям найти их и собрать.
Учебный материал всех предметов начальной школы предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Я всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и укреплению здоровья детей.
Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через составление и решение текстовых задач.
Например:
При решении задач из учебника «Математика. 2 класс» мы беседуем с детьми о пользе овощей и фруктов (с. 20 № 2, с. 21 № 11), о правильном выборе напитков (что выбрать квас или кока-колу), о правильном питании. Решая задачи (с. 64 № 2 и №1, №2 на странице 65), я рассказываю ученикам о том, что бег тренирует сердечную мышцу, повышает выносливость организма и общую работоспособность человека. Во время работы над задачей №17 на странице 54 того же учебника, мы с детьми говорим об ограничении времени для просмотра телевизора, игры в компьютер. В 4 классе, когда решаем задачи на движение, мы говорим о том, что пешие, лыжные, велосипедные прогулки, а также верховая езда закаляют наш организм и укрепляют здоровье.
На уроках русского языка я обращаю внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха, правильного питания и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» обеспечивает младших школьников полными знаниями о правильном питании (темы «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Наше питание»), режиме дня («Зачем мы спим ночью?», «Режим дня»), об организме человека «Строение тела человека», «Если хочешь быть здоров», «Поговорим о болезнях. Охрана здоровья в разные времена года», «Организм человека», «Как мы воспринимаем окружающий мир», «Надёжная защита организма», «Опора тела и движение», «Наше питание», «О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества», «Здоровый образ жизни»), которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни. На уроках окружающего мира закладывается фундамент здоровых привычек и здорового образа жизни.
Таким образом, на каждом уроке я стараюсь давать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за своё здоровье.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными образовательными технологиями являются физкультминутки. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволяют расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Я применяю различные физкультминутки: это и физминутки в стихах, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, улучшения осанки, аутотренинги.
Для изучения и укрепления здоровья своих воспитанников привлекаю и родителей.
- Провожу Дни здоровья совместно с родителями ;
- Родительские собрания на темы, посвященные здоровьесбережению: «Алкоголь и дети», «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца»
На классных часах провожу исследования в форме тестирования. Тесты позволяют выявить вредные привычки учащихся и проводить коррекционную работу..
Применяю разные формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающих технологий:
1. Беседы учителя на темы: «Чистота – залог здоровья», «И это всё о гриппе», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»
2. Праздники Здоровья.
3. Соревнования («Перестрелка», «Осенний кросс», «Весёлые старты», , «Папа, мама, я – спортивная семья!»).
4. Сочинение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Почему надо беречь своё здоровье?».
5. Санитарные рейды по классу: «Пусть тебя не назовут неряхой», «А ты не забыл носовой платок?».
6. Конкурс рисунков: «Я прививки не боюсь!».
7. Конкурс пословиц и поговорок: «Мудрое слово о здоровье».
8. Практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами.
9. Работа по программе «Разговор о правильном питании».
10.Обсуждение ситуаций: «А если руки не мыть?», «Одеваюсь по погоде».
11. Организация в классе уголка Здоровья.
Применение здоровьесберегающих технологий даёт возможность не только создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, снижать риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников, но и способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы . А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.
В заключение, вслед за Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Физкультминутки в стихах.
Слова текста сопровождаются движениями
Ча-ча-ча, (3 хлопка в ладоши)
Печка очень горяча! (4 полуприседа)
Чи-чи-чи, (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи. (4 прыжка на месте)
Я иду и ты идёшь – раз, два, три. (Шагаем на месте)
Я пою и ты поешь – раз, два, три. (Хлопаем в ладоши)
Мы идём и мы поём – раз, два, три. (Шагаем на месте)
Очень дружно мы живём – раз, два, три. (Шагаем на месте)
Раз, 2, 3, 4, 5 – начинаем в мяч играть.
Правой, левой набиваем
И в ворота забиваем.
Чтоб в ворота мяч забить,
Надо очень ловким быть.
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик).
Этот пальчик – слабенький (безымянный).
Этот пальчик – длинненький (средний).
Этот пальчик – сильненький (указательный).
Этот пальчик – большачок (большой).
Карандаш в руках катаю, (крутят между пальцев карандаш)
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок).
1. Пальчики в замок сцепили,
Вправо, влево покрутили.
2. Кисти вниз, потом подняли.
Так недолго помахали.
3. Каждый пальчик на руке
Помассировать в руке.
4. Пальцы в кулачки сомкнули,
Кисти рук слегка стряхнули. (показывают движения)
1. Трём ладони, милый друг,
Закрывая пальцы рук.
2. Вот ладошки встретились,
А теперь разъехались.
3. Закрываем в кулачки
Друг за другом пальчики. (показывают движения)
1. Пальцы вместе, пальцы врозь
2. Пальцы вытянули дружно,
А теперь сцепить их нужно.
3. Мяч в ладошки быстро взяли
И в ладошках повращали. (показывают движения)
Памятка:
«Берегите зрение»
- не читай лёжа;
- располагай стол слева от окна, настольную лампу на левой стороне стола;
- не наклоняйся слишком низко над книгой или тетрадью;
- не смотри без защитных очков на яркое солнце, включённую лампочку, пламя электросварки;
Гимнастика для глаз.
Исходное положение: сесть на стул, руки положить на колени, расслабиться, все внимание сосредоточить на глазах. Упражнения надо выполнять без напряжения. Дышать медленно.
Первое упражнение. На раз - поднять глаза вверх, на два - смотреть прямо, на три - потупить взор книзу, на четыре - смотреть прямо,8 раз.
Второе упражнение. На раз - смотреть на переносицу, на два - прямо.
Повторить 8 раз.
Третье упражнение. На раз - смотреть влево, на два - прямо, на три -
смотреть вправо, на четыре - перед собой. Повторить 8 раз.
Четвёртое упражнение. Круговые обороты глазами - 4 раза влево, четыре вправо.
Пятое упражнение. Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть. Повторить 5 раз.
- После выполнения упражнений надо дополнительно легонько массировать активные точки, которые находятся вокруг глаз. Стимуляция этих точек помогает при глазных болезнях.
- Сложить пальцы в кулак, мизинец положить на точку внутреннего угла глаза. Сделать девять главных движений по часовой стрелке и девять против неё.
- Провести мизинцем по кромке глазной впадине снизу к внешнему углу глаза и сверху к внутреннему. Эти движения выполнять по три раза.
- Сделать три аналогичных движений в противоположную сторону - три раза.
- Провести кончиками пальцев по бровям от середины наружу. 9 раз.
После массажа растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками.
Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).
Упражнения для профилактики плоскостопия.
1) и.п.- стоя на наружных сводах стоп, полуприсед(4-5раз).
2) и.п. – стоя носками внутрь, пятками наружу, подняться на носки. Вернуться в и.п.(4-5 раз);
3) и.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях (4-5 раз);
4) и.п. – стоя, поднять левую (правую) ногу – поворот стопы наружу, поворот стопы внутрь (3-5раз).
Упражнения для улучшения осанки.
1) и.п.- о.с. Принять правильное положение, зафиксировать его;
2) ходьба с правильной осанкой;
3) ходьба с высоко поднятыми руками;
4) ходьба на носках, разводя руки и сдвигая лопатки (30 сек.)
5) лёгкий бег на носках.
Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг ).
«Водопад»
- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
Разработка классного часа
Тема: Папа, мама, я – спортивная семья!
Форма проведения: соревнование.
Место проведение: спортивный зал.
Оборудование: название и девиз классного часа, спортивный инвентарь, свисток, шары, награды.
Содержание классного часа:
(Выступление ребят – Добрый день, дорогие гости! Давно мы вас ждём. Гость есть гость – хозяину в радость! Тем более сегодня, когда к нам пришли семьи нашего класса.
Чем живёт семья сегодня?
Всех проблем не одолеть.
Мы порою забываем,
Что в заботах и тревогах –
Главное – семью сберечь!
Все вы знаете, что полезно заниматься физкультурой и спортом, чаще бывать на воздухе. Но как трудно бывает порой пересилить себя: встать пораньше, сделать зарядку, облиться холодной водой. Мы порой откладываем это на потом. А что если попробовать начать заниматься вместе, всей семьёй, может тогда получится?
- Выбор названия семейной команды.
- Представление жюри.
- Приветствие.
- Этапы соревнования. (эстафета с обручем, бег в мешках, прыжки по «кочкам», бег с припятствиями, прыжки со скакалкой).
- Награждение победителей.
Подведение итога классного часа:
Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо – семья!
Храните её, берегите её!
Нет в жизни важнее цели!
(Желаем вам здоровья. До новых встреч!).
Предлагаю вашему вниманию разработку родительского собрания
«В первый класс – сколиоз в первый раз!»
Ваш ребенок, наконец, пошёл в школу? Тогда будьте готовы к тому, что ему угрожает серьёзная опасность – сколиоз. Сколиоз – это серьёзное заболевание спины, которое чаще всего встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Это искривление позвоночника, при котором изменения касаются не только костей, но и связок. Сколиоз такой же бич нашего времени, как близорукость и гастрит. Более 5% детей и взрослых в мире страдают искривлением позвоночника. Если его не начать вовремя лечить, то у ребёнка может вырасти горб.
Обратите внимание, если у вашего ребёнка:
- одно плечо выше другого;
- одна лопатка выпирает больше другой;
- просвет между опущенными вдоль боков руками и самими боками неодинаков;
Для лечения сколиоза необходимо:
- обратиться к врачу;
- следить за равномерным распределением нагрузки на спину (купите ранец с двумя шлейками);
- убрать с кровати ребёнка мягкий матрас;
- записать ученика на лечебную гимнастику или плавание;
СКОЛИОЗ. Упражнение для первоклассника:
1.Купите гимнастическую палку. 3 раза в день по 15 минут ребёнок должен ходить, заведя её за спину.
2.Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях горизонтально груди. На счёт 1 – 2 расходящиеся движения руками перед собой. На счёт 3 – 4 расходящиеся движения руками, но уже выпрямленными в локтях.
3.Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, кисти рук лежат на плечах. На счёт «раз» - пять вращательных движений вперёд, на счёт «два» - пять вращательных движений назад.(5 упражнений 3 раза в день).
4. Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях и сцеплены в «замок» на уровне груди. На счёт «раз» -3 поворота туловищем влево на упругих руках, на счёт «два» -3 поворота вправо (5 упражнений 3 раза в день).
5. Попеременные наклоны головы вправо – влево и вперёд – назад, стоя на месте (5 упражнений 3 раза в день).
6. Ноги на ширине плеч. Руки на поясе. По 3 наклона вперёд – назад и вправо – влево, не сгибая ноги в коленях (5 упражнений 3 раза в день).
Тест
«Полезные и вредные привычки»
- Я часто ем сладкое.
- Я чищу зубы 2 раза в день.
- Я использую пасту с фтором.
- Я перекусываю фруктами и овощами.
- Я люблю сосать палец.
- Я грызу ручки и карандаши.
- Я дышу через нос.
- Два раза в год хожу к стоматологу.
- Я люблю перекусывать конфетами.
- Я не завтракаю по утрам.
- Я сплю на низкой подушке.
- За партой я стараюсь сидеть прямо.
(Ученик должен при положительном ответе ставить «+». Если, соединив все «+», он получил цифру «6», то сам для себя делает вывод, что у него больше здоровых, полезных привычек, чем вредных).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы Кени Светланы Анатольевны, учителя МОУ лицея №4 г.Ейска МО Ейский район по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Статья содержит теоритический материал по теме, опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в 1-4 классах, фрагменты уроков, презентацию....
Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...
Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...
Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"
Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...
Выступление на методическом объединении по теме "Применение здоровьесберегающей технологии на уроках в начальной школе"
Использование элементов здоровьесберегающей технологии по методике В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...
Мастер-класс на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.Ответ- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говори...
Родительское собрание на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
Родительское собрание на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе” ...