Развитие творческих способностей у младших школьников во внеурочное время через предметы: русский язык, литературное чтение. Мероприятие "Праздник цветов в Подонье".
методическая разработка (2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей у младших школьников во внеурочное время через предметы: русский язык, литературное чтение.
Мероприятие «Праздник цветов в Подонье».
Подготовили:
Задорожняя Е. В. учитель МБОУ Кашарской СОШ
Пчелинцева С. А. учитель МБОУ Кашарской СОШ
Задачи:
- Познакомить ребят с легендами, сказаниями о растениях родного края;
- Развивать творческие способности детей на основе воспитания чувства прекрасного и бережного отношения к окружающей среде, малой Родине; развивать находчивость, сообразительность;
- Создать праздничную атмосферу.
Мои примите поздравленья
В чудесный, ясный, апрельский день!
Пусть будет ваше настроение
Всегда цветущим как сирень!
Пусть праздник солнца, праздник света,
Весенний праздник голубого неба
Всегда приходит в гости к вам
И рада я сегодня вам!
Ведущий: Дорогие ребята! Вы попали в царство цветов. В этом цветочном королевстве все поданные следят за собой, за окружающей средой, не любят детей, которые плохо относятся к природе, срывают цветы, топчут газоны.
В это царство попасть непросто. Нужно отгадать загадку о цветах. Задавать я их буду двум ребятам сразу. Если один из вас ответит правильно, то сможет провести и своего товарища.
1.Стоит дуб, полон круп,
Шапочкой накрыт.
Гвоздиком прибит. (мак)
2. Цветок, как бубенчик.
Беленький венчик.
Цветет он не пышно.
Звенит еле слышно. (ландыш)
3. Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице-
Лёгкое воздушное
Ветерку послушное. (одуванчик)
4. У занесенных снегом кочек
Нашли голубенький цветочек. (подснежник)
5.Лик пахучий, хвост колючий. (роза)
6. Мертвым в землю упал
Живым из земли восстал,
Красну шапку уронил
И людей усыпил. (мак)
7.Колосится в поле рожь.
Там во ржи цветок найдешь
Хоть не красный он, а синий.
Все на звездочку похож. (василек)
8.Я звоночек синий цвет
С язычок, а звона нет. (колокольчик)
9.Меня желтоглазым цветком называют.
Сорвали цветок - лепестками гадают. (ромашка)
10. Из-под снега расцветает.
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
11.Кувшины и блюдца не тонут и не бьются. (кувшинка)
Дети рассаживаются по 6 человек за столами. Образуется 4 команды, которые будут сражаться за звание знатоков и любителей цветов.
Определить лучшую команду нам помогут жюри.
Итак, начинаем:
Нет ничего прекраснее цветов.
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
Ребята, мы будем говорить не просто о цветах, а только о тех, которые растут на территории Донского края. Ведь в древности Подонье называли Великим лугом, на котором росло множество цветов. Представьте что стол, вокруг которого вы сидите - ваше жилище, и сейчас вы должны его украсить (всё необходимое у вас рядом со столом), а также назвать свою команду и объяснить почему вы выбрали именно это название.
- Звучит музыка.
Через 3 мин. дети отвечают.
- Итак, дети, назовите свою команду.
Жюри подводит итоги.
- Почти каждый цветок хранит в себе тайну.
И сейчас мы с вами поговорим о цветах в легендах и преданиях. Я буду рассказывать саму легенду, а вы должны узнать о каком она цветке. Если цветок будет угадан, он украсит нашу картину (на подставке стоит картина, к которой будут крепить цветы)
- По легенде он вырос из пылинки упавшей звезды. Это наидревнейшее растение, у древних греков считалось амулетом. Его цветки как последняя улыбка осени. Они красивы и неприхотливы, выдерживают морозы до 7 градусов. Почти в каждом букете к 1 сентября вы найдете его. (Астра)
- По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечалилась Волхова, вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли цветы - символ чистоты, любви и грусти. Этот цветок в лесу самый изящный, душистый, таинственный.
( Ландыш)
- Древняя легенда рассказывает когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда, поэтому этот цветок и стал символом надежды. Расцветая в окружении цветов, оп и сам похож на снежинки. Он выдерживает 10 градусов мороза. ( Подснежник)
- Об этом цветке существует поэтическое сказание. Жил был юноша. Он был прекрасным, нелюдимым и очень застенчивым, любил охоту и много времени проводил в лесу. Однажды он увидел свое отражение и влюбился в него. Долго молил юноша отражение выйти из воды и, не дождавшись, от отчаяния умер. На этом месте лесные нимфы, увидели прекрасный белый цветок. Эти цветы сейчас есть желтые, бело-желтые. Самовлюбленных мужчин называют его именем. ( Нарцисс)
- Этот цветок первым стали выращивать ради красоты и назвали царицей цветов. В Древнем мире этот цветок посвящали богам. Римляне - богу молчания Гарпократу. Поэтому считалось, присутствие этого цветка заменяло обещание хранить все сказанное в тайне. (Роза)
- А теперь для вас будет творческое задание. Нужно придумать свой цветок, нарисовать его, вырезать для того, чтобы поставит в букет, придумать ему легенду(составить и записать несколько предложений).
- Посмотрите какой необычный букет мы создали. Не только потому, что есть несуществующие цветы, но и те что знаем, никогда не смогли бы стоять в одной вазе. Как вы думаете почему? ( Они цветут в разное время).
Физкультминутка.
- Следующим этапом нашей работы будет представление проектов, которые вы подготовили к данному мероприятию по проблеме: «Легенды и стихи о дикорастущих растениях Донского края». Может быть, стоит остановиться и присмотреться к ним «с таким же интересом, с таким же затаенным дыханием» с каким мы останавливаемся перед диковинными покупными букетами цветов?
1 группа: Зверобой продырявленный (Ивановская трава, Иванова кровь, кровавник, семибратная кровь, хворобой)
Листочки – парные.
Цветочки – янтарные,
Плоды коварные:
И лечат и калечат.
Народное название «Ивановская трава» связано с тем, что зверобой начинает цвести в Иванов день, а название «Иванова кровь» — с легендой о смерти Иоанна-Крестителя.На Дону зверобой считался волшебным растением. В сельской местности, набивая детям матрацы, к соломе обязательно добавляли богородскую траву- чабрец, чтобы ребенку снились сладкие сны, и зверобой, чтобы запах этого растения ограждал ребенка от испуга во сне. А взрослые парни и девушки гадали на стеблях зверобоя. Скрутят в руках и смотрят, какой сок появится: если красный- значит, любит, если бесцветный — не любит. Старики считали, что зверобой отгоняет злых духов, болезни и предохраняет человека от нападения диких зверей.
2 группа: Донская степь - пора буйного разгула степной природы. Каких только трав не растет в наших краях... Но ковыль, особенная голубая трава – символ степи.
Легенда рассказывает, что после великого сражения с монголо - татарами пришли люди на поле битвы и начали хоронить тысячи убитых русичей, но их было так много, что холмиков могильных делать не стали , разровняли землю, чтобы ромашки в степи выросли и другие цветы. Только вместо ромашки, чудная трава стала произрастать, жесткая, стеблистая, а под осень каждая травинка выбросила белые волосы. Поседела, выходит, в поле от горюшка людского. В старину ковыль - траву за украшение считали. Всем бы хорош ковыль, только красота иной раз бедой обворачивается. Овцы, коровы набредут на, ковыльные заросли, досыта наедятся - гибнут все.
Еще ковыль - это растение - барометр. Его ось, как часовая пружинка, изменяется от влажности воздуха.
3 группа: Бессмертник.
Об этом травянистом растении существует очень много легенд. Одна из них – об одной женщине – казачке, у которой погибла вся родня, был сожжён дом, а мужа, сына, отца забрали в плен. Больше года женщина искала своих родных, пока не пришла в Орду. Когда хан узнал, что хочет женщина, был поражён её подвигом. Он пообещал отпустить, но только одного родного человека. Выбор женщины настолько поразил хана, что он сорвал цветок сиреневого цвета и приказал: «Иди с ним по моей Орде, пока он не завянет. Если за это время найдёшь своих, забирай их, и идите домой. А если не успеешь, не взыщи – останешься здесь сама».
Женщина посмотрела на цветок, взяла его в руки и … улыбнулась сквозь слезы. Цветок тот был донской бессмертник. Он может жить без воды и не вянуть много месяцев, и даже лет.
Вот как в своем стихотворении о бессмертнике- растении Дона написал поэт А.В.Софронов:
Спустился на степь предвечерний покой,
Багряное солнце за тучами меркнет…
Растет на кургане над Доном- рекой
Суровый цветок – бессмертник.
Как будто из меди его лепестки,
И стебель свинцового цвета…
Стоит на кургане у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром.
4 группа: «Лазорики» называют этот цветок на верхнем Дону, «кубышки» - именуют его жители низовий. Это степной тюльпан – характерный представитель ранневесенней растительности Дона. Об этом цветке много легенд.
Одна легенда гласит, что именно в бутоне желтого тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться, так как бутон не раскрывался, но однажды желтый цветок в руки взял маленький мальчик и тюльпан сам раскрылся. Детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон.
На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому тоже предшествует другая легенда о персидском царе Фархаде. Беспамятно влюбленный в прекрасную девушку Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто его возлюбленная убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего резвого коня на скалы и разбился насмерть. Именно в том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, отныне символ страстной любви - тюльпаны.
Подведение итогов защиты проектов.
- А вы знаете, что существует язык цветов.
Растения создают определенное настроение своим внешним видом, окраской, формой цветов и листьев. Передать это настроение, выразить мысли, чувства можно одним отдельным цветком, умело составленным букетом, венком, гирляндой.
Цветы в руке, в волосах, на запястье или прикрепленные к одежде могут рассказать многое тому, кто владеет языком цветов.
В Японии зародилось искусство составления букетов - икебана. Необходимо в вазе разместить цветы так, чтобы они были все видны.
Например: Если в вазе стоит ветка сосны и пион это означает - пожелание вечной молодости ( сосна вечно зеленое растение и пион - процветание).
В языке цветов очень важна символика красок.
Белый цвет - означает чистоту, невинность;
Красный -любовь, хорошее настроение;
Зеленый - надежду, вечную молодость;
Голубой - верность, надежность;
Желтый - ревность, сомнение;
Черный - скорбь, печаль.
Сейчас вам предстоит составить икебану - пожелание. У вас есть все необходимое. Крепит будете к пластилину. Обозначения цвета цветков у вас напечатано на листке.
(3 мин). Жюри оценивает результат работы после разъяснения командой своей икебаны.
IV. Цветы воспевают в песнях, стихах, картинах и даже в сказках.
Я хочу показать вам несколько отрывков из сказок, в которых важное место отведено цветкам.
- В сказке «Аленький цветочек» А.Аксакова одна из дочерей заказала привезти ей из путешествия аленький цветочек. Почему. ( он красивый)
Значит цветы это- красота, но цветок почти погибает в сказке.
Отчего оживает аленький цветочек. ( от любви Значит цветы - это любовь.
- Давайте посмотрим отрывок из сказки В.Катаева -.(Цветик - семицветик»
Что подарил мальчику Цветик - семицветик? (здоровье)
Значит цветы дарят человеку -здоровье.
Таких цветов много - это лекарственные цветы. В нашем Донском крае очень много растений имеющих чудодейственную лекарственную силу.
Я не степью хожу - я хожу по аптеке,
Разбираясь в ее травяной картотеке.
Беспредельная степь, бесконечная степь,
Ты - природой написанный странный рецепт.
С. Кирсанов.
Выставка проектных работ «Лекарственные растения нашего края».
Вывод: Значит, чтобы сохранить здоровье, любовь, дружбу, жизнь нужно беречь цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок...
Если все и я и ты - Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты И деревья и кусты...
И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.
Тим Собакин.
Значит ли это, что цветы совсем нельзя срывать? (нет)
А что это значит? ( нужно знать меру, нужно знать растения, занесенные в Красную книгу.)
- Какова была цель праздника цветов?
Подведение итогов жюри. Награждение победителей по номинациям.
Рефлексия.
Выходить из класса будем «цепочкой» для того, чтобы в вазу бросить бусину одну из трех цветов: красная- очень понравилось; желтая - понравилось; синяя - не понравилось.
- Я желаю вам всем здоровья, любви, дружбы, долгой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем п...
Приобщение к искусству и развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие интереса у обучающихся к предмету литературное чтение. Приобщение детей к культуре, к литературе, к искусству, к театру. Урок по литературному чтению - мастерская по раскрытию интеллектуальны...
Доклад на тему: " Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время"
Доклад на тему: " Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время"Цель: Создание благоприятных условий для учащихся начальной школы, при которых потенциал каждого обуча...
Статья " Развитие творческого мышления у младших школьников во внеурочное время".
В современных условиях жизни необходимо формировать творческое мышление у детей. Творческие способности присущи любому нормальному ребенку - нужно только суметь вовремя их раскрыть....
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАТема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯКаскова Валентина Николаевна, учитель начальных классовМБОУ «Дубительская СОШ»Профессион...
Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время в начальной школе»
laquo;…Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев».В.А.Сухомлинский...
Развитие творческих способностей обучающихся в урочное и внеурочное время
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Нашему обществу нужны люди, способные самостоятельно, нетрадици...