ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"
материал
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Каскова Валентина Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ «Дубительская СОШ»
Профессиональное образование: средне-специальное, учитель начальных классов, диплом ЗТ-I №111268, дата выдачи 4 июля 1986 года.
Стаж педагогической работы: 28 лет. По специальности: 28 лет
Цель работы: выявление возможностей развития творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность, применение эффективных методов и приемов обучения, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
Задачи работы.
Актуальность.
Основная идея опты.
Технология опыта - развитие творческих способностей на уроках математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, а также во время внеурочной деятельности.
Новизна. Результативность. Список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_kaskova_v.n.docx | 51.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Каскова Валентина Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ «Дубительская СОШ»
Профессиональное образование: средне-специальное, учитель начальных классов, диплом ЗТ-I №111268, дата выдачи 4 июля 1986 года.
Стаж педагогической работы: 28 лет. По специальности: 28 лет
Цель работы:
выявление возможностей развития творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность; применение эффективных методов и приемов обучения, направленных на развитие творческих способностей учащихся.
Задачи работы:
-Раскрыть сущность развития творческих способностей младших школьников.
-Рассмотреть особенности методики организации уроков в начальной школе.
-Выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников.
-Разработать задания для развития творческих способностей у младших школьников на уроках.
Актуальность.
Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития.
Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, не шаблонностью, помогая людям увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях.
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности.
Творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Оно предполагает свободное развитие личности. Дети младшего школьного возраста «дышат» воздухом творчества: они хотят рисовать, петь, сочинять. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициативу. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами — это качества, которые основываются на базе детского творчества. Воспитание творческой личности — это одна из основных задач педагогической теории и практики в настоящее время.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом одной из задач является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат — социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха.
В своей педагогической деятельности я стремлюсь способствовать развитию творческих способностей детей через использование нестандартных подходов при организации и проведении уроков и внеурочных занятий, так как они наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребенка. Творческая работа требует самостоятельности ученика, активности, увлеченности, способствует становлению его личности. От того, насколько осознанно, творчески, с желанием будут учиться дети, зависят в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, оживляют познавательный процесс, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл.
Под творческими способностями понимают комплексные возможности ребенка совершать действия, направленные на создание новых образовательных продуктов. Творческая деятельность и творческие способности взаимосвязаны друг с другом, так как способности развиваются и формируются только в процессе деятельности.
Следовательно, творческую деятельность школьников составляют следующие компоненты: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности.
Основная идея опыта заключатся в процессе развития творческих способностей младших школьников и происходит через использование системы различных видов творческих работ на уроках и во внеурочное время.
«Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» известная многим цитата, зачастую приписываемая отечественному педагогу В.А. Сухомлинскому, в виду частого цитирования им, и произнесенная еще мыслителем Древней Греции Плутархом.
Если в системе применять эффективные методы и приемы развития творческих способностей, то возможно воспитать творческую личность, развить детское воображение, восприятие, мышление.
Включение детей в творческую деятельность – основной путь их развития. Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества, оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания.
Теоретической базой моей работы являются труды педагогов прошлых лет и современности - Л.С. Выготского, П.П. Блонского, Д.Б. Богоявленской, В.А. Левина, Ш.А. Амонашвили, В.Н. Былевской, пособия и книжные издания методик обучения учеников младших классов.
Технология опыта
Я, как и многие учителя, ищу способы, «оживляющие» уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, применяю оригинальные, нестандартные приемы, творчество и креативность, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает.
С первых уроков обучения грамоте обращаю внимание детей на выразительность чтения. Даже не умеющий читать ребёнок, пытается, повторяя небольшие стихи, загадки, скороговорки, проявить свои актерские способности. Далее, когда дети овладели навыком чтения, они продолжают работу над развитием этих способностей.
На уроках литературного чтения и русского языка ребята пробуют свои силы в качестве писателей и поэтов. На первых этапах работа бывает коллективной, далее групповой или в парах. В итоге у некоторых получаются неплохие произведения. При сочинении рассказов и сказок у детей формируется умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно, образно. Сочинение устных рассказов и сказок по опорным словам и словосочетаниям, по предложенному плану, серии картинок, иллюстрациям, на основе прочитанного – один из путей развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. Ученики знакомятся с художественными произведениями, которые служат для них образцом правильной речи, а также позволяют свободно высказывать свое мнение при анализе текста, оценке поступков героя, предоставляют возможность проявлять и развивать свои творческие способности, одновременно расширяя представление об окружающем мире и совершенствуя культуру речи.
Написанные учащимися сочинения, отзывы оформляем в книжки-раскладушки. На каждой странице появляются иллюстрации к произведениям, что способствует развитию изобразительных творческих способностей. Этой работе предшествуют интегрированные уроки чтения и изобразительного искусства «Иллюстрирование литературных произведений».
Уроки литературного чтения формирую путем использования различных языковых игр, игр на развитие творческого воображения, психологических и литературных игр. Также как дополнение, использую такие игры, как «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов» и другие. Такие задания ставят детей в активную позицию, пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию, способствуют эмоциональной отзывчивости. Они направлены на пробуждение творческой активности, позволяют в игровой, занимательной форме многому научиться.
Предлагаю детям также интеллектуально-творческие задания. Подобные упражнения развивают артистизм, являясь своеобразной школой театрального и игрового искусства. Изображая явления природы, растения, животных и т. п., дети высвобождают лишнюю энергию, развивается их образное мышление и фантазия.
Творческий пересказ наиболее насыщен простором для фантазии ребенка, для творчества, как для создания нового. К тому же, это хорошее упражнение для развития речи, пополнению словаря, формирование коммуникативных умений и навыков. Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.
Словесное рисование – это способность ребенка выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. У учеников начальных классов необходимо целенаправленно развивать следующие умения: воплощать в слове продукты фантазии и творчества; использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения; устно словесно описывать предмет. На практике использую систему заданий по словесному рисованию.
Урок о русской красавице берёзке не оставил детей равнодушными: одни написали небольшие истории, сказки о берёзе, другие выполнили аппликации и рисунки.
Любят мои дети и уроки – сказки. Сказка сопровождает человека всю жизнь: учит добру, мудрости, вере в человека, учит удивляться и наслаждаться, любить окружающий мир и жить в нём. Нынешние первоклассники полюбили читать, для них – поход в библиотеку - это праздник, поэтому я серьёзно подхожу к проведению урока – сказки. Работа со сказкой пробуждает читательскую активность, заинтересованность, сказка дает ответы на вопросы, которые волнуют каждого ребёнка:
-Кто я и откуда произошёл?
-Что такое счастье и несчастье?
-Что есть добро, и почему рядом с ним живёт зло?
-Чем человек расплачивается за счастье?
-Что такое ум?
-Можно ли избежать страданий?
-Почему любовь может победить смерть?
-Почему сказка – «добрым молодцам урок»?
-В чём смысл жизни?
Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления.
Мышление младших школьников конкретно, их видение мира предметно. Сочиняя загадку, они получают возможность сконцентрировать своё внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. При этом важно иметь в виду, что младшие школьники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объектов. Поэтому проведение наблюдения предполагает обращать внимание не ко всему комплексу признаков, а к отдельным из них, самым ярким, наиболее существенным для данного предмета или явления, притом легко воспринимаемым.
Другой аргумент в пользу загадки связан с особенностями её строения. Загадка обычно предполагает либо замену одного предмета другим близким или похожим по каким-то признакам или действиям, либо описание признаков, действий скрытого предмета. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а, следовательно, и образность речи.
Ещё одна особенность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, особенно в первом классе, когда им доступен для записи небольшой текст.
Работу на уроке провожу в несколько этапов:
Первый этап – отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок:
а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него,
б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета.
Для отгадывания и анализа использую такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются достаточно отчётливо.
Второй этап – наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.
Третий этап – собственно сочинение загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное. Не следует в обязательном порядке добиваться от детей рифмованных загадок. Хотя младшие школьники охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму.
Вот что получилось у детей:
“Звенит звонок на тонкой ножке в фиолетовой одёжке” (Колокольчик).
“В лесу живёт смешной зверёк. Опасность чуть – и он в комок” (Ёжик).
“Цветок белый, листики зелёные, а сама красная, сладкая, прекрасная”. (Земляника).
“Белые цветы с неба летят, на меня сесть хотят” (Снежинка).
Широко в своей работе использую загадки на всех уроках: трудового обучения, русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир. В моём классе дети любят рисовать загадки, придумывают свои загадки. Это ли не творчество?
Очень широко использую пословицы и поговорки в работе на любых уроках. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. Народная мудрость учит ценить в жизни честность и справедливость, а это очень важно для воспитания духовной и нравственной культуры детей. Использование пословиц помогает развивать речь детей, учить объяснять смысл пословиц, находить в них главную мысль, увидеть в пословице воспитательный смысл. Дети используют пословицы при оценке поведения героев, заканчивают ею сказку или рассказ.
При обобщении темы «Устное народное творчество», ребята выполняли с интересом разные сказочные задания. Они попадают к Кощею Бессмертному, у которого 3 сундука: «Золото», «Серебро», «Камни», а в них – пословицы. Проблема! Они все перепутались! Одни – начало с концом поменяли, другие буквы в словах переставили. Условия игры: если дети отгадают все 18 пословиц – Кощей пропустит их, а если отгадают больше 20 – получат ключ от сундука.
Ребята с интересом выполняли эту работу с пословицами, было трудно, непонятно, но очень радостно, от того, что всё получилось, и смысл пословиц ясен! Такая работа развивает учащихся и прививает интерес к урокам чтения.
На уроках математики эффективным средством развития творческого мышления являются задачи повышенной трудности, имеющие исследовательский характер. Высокой оценки заслуживают те, кто предлагает нестандартные способы решения или решают задачу несколькими способами.
В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю на то, чтобы найти большее количество вариантов анализа. На уроке систематически использую материал, способствующий развитию мышления, творческих способностей, интереса к предмету. Предлагаю ученикам систему упражнений, интересные находки, наработки из своей методической копилки. Это могут быть занимательные задачи, дидактические игры, красочные иллюстрации к прикладным задачам, задачи в стихотворной форме, составление ребусов и кроссвордов (загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, знаков), конструирование геометрических фигур, математические диктанты.
Занимательная математика используется в начале урока, в конце, в минуты отдыха. Такие задания повышают уровень процесса обучения.
На уроках окружающего мира дети проявляют свои творческие способности при работе с дополнительной литературой по изучаемым темам. Мало найти интересный материал, надо его оформить и донести до своих одноклассников. Уроки превращаются в конференции. Дети выступают с сообщениями. Затем проходит обсуждение материала, обмен мнениями об услышанном. В классе собрано множество детских творческих работ.
Наряду с традиционными формами уроков окружающего мира применяю и нетрадиционные формы: урок-путешествие, урок-исследование, экскурсии, урок-викторина, урок-встреча, урок - «Эврика», урок-конференция.
Провела открытый урок-путешествие в 1 классе «Весна: пробуждение природы»
Уроки технологии и изобразительного искусства дают большие возможности по развитию детского творчества. Я знакомлю детей с теми или иными приёмами работы (рисование, аппликация, коллаж), различными материалами, показываю простейшие образцы. Далее дети творят сами.
В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ. Высоко оцениваю, когда в выполненную работу ученик вносит что-то своё, индивидуальное. Это является стимулом к постоянному творчеству. Все работы являются экспонатами классной выставки.
Преподавание в начальных классах позволило увидеть противоречия между традиционными методами и приемами обучения младших школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития общества.
Усилить интерес к предметам мне помогает внеурочная деятельность, кружковая работа, познавательные экскурсии, театрализованные представления, праздники, КВНы, викторины, конкурсы, олимпиады, что способствует развитию интеллекта, словарного запаса, творческих и художественных способностей каждого ученика, вносит в процесс обучения радость и удовлетворённость собой. Традиционными в нашем классе стали конкурсы рисунков, газет, плакатов, различные конкурсы поделок (из природного материала, из овощей, из ткани, из ниток и т.д.).
Во внеурочной деятельности одной из самых результативных форм развития творческих способностей, являются литературные гостиные! Поистине, каждый ребёнок – это чудо! В них прячется неиссякаемая возможность фантазировать и творить. Для меня значительно, чтобы каждый мог выразить себя и как исполнитель, и как организатор. Поэтому эта форма внеклассной работы мне очень близка, поскольку при подготовке к ней вырабатываются способности, развивающие организаторские навыки, стимулируются творчество и инициативу, укрепляются межличностные взаимоотношения, определяются благоприятные ситуации для дружного коллектива. На этом месте моя основная роль – выявить в полной мере дарования и способности детей, вселить уверенность свои силы.
Особую роль в развитии творческих способностей играет подготовка и проведение классных праздников. В современном мире много самых различных предложений проведения праздников, но самые запоминающимися являются те мероприятия, где дети сами являются актёрами. Ученики во время подготовки к праздникам становятся раскрепощёнными, сами мастерят себе костюмы и делают декорации к сценкам, сочиняют конкурсы для своих одноклассников, родителей. Главная моя задача в данной работе - это привлечение к работе большего числа учащихся.
Все учащиеся моего класса - активные участники общешкольных творческих конкурсов, олимпиад, спортивных конкурсов. Повышается творческое развитие обучающихся; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности; повышается положительная мотивация и самооценка школьников; развиваются коммуникативные способности.
Новизна опыта проявляется в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в качестве одного из главных способов развития творческих способностей.
В своей педагогической деятельности предпочтение я отдаю мультимедийным презентациям для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации. Цель презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Она даёт мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
Данный вид работы наиболее часто я использую на уроках окружающего мира. Картинки окружающей нас природы, животные, круговорот воды, цепочки питания – все можно отразить на слайдах.
Очень интересно прошёл урок по теме «Планеты солнечной системы», где учащиеся рассказывали о планетах, а затем находили их, выстраивали и ставили надписи под ними.
На уроках русского языка провожу орфографические минутки, а также использую интерактивные плакаты.
На уроках математики при помощи слайдов осуществляю демонстрацию числовых выражений, цепочек для устного счёта, приемы письменного вычисления, организовываю математические разминки и самопроверку.
С помощью интерактивных форм наглядно показываю геометрический материал.
Для решения задач особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому на уроках приходится использовать много иллюстраций, рисунков к задаче, и в этом мне помогают презентации, которые я делаю сама или беру у других учителей. Продуктивность таких уроков очень высокая.
Обучение чтению – сложный творческий процесс. Уроки литературного чтения стараюсь сделать интересными и разнообразными. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки из отдельных эпизодов произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки – все становится интересным, при использовании презентаций и интерактивной доски.
Интенсивно использую ИКТ во внеурочной деятельности и внеклассной воспитательной работе класса – это проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.
Работу по развитию творческих способностей веду на протяжении всех четырех лет начального обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, в атмосфере сотрудничества учителя и ученика.
Результативность опыта
Результатом своей работы считаю - повышение качества знаний по всем предметам, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, усовершенствование навыков мыслить, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива, как детей, так и родителей.
С развитием творческих способностей развивается и личность ребенка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Самой лучшей оценкой моей работы считаю то, что мои ученики успешно обучаются в среднем и старшем звене школы, являются активистами и лидерами в общественной жизни, продолжают активное участие в различных конкурсах, а, значит, продолжается начатая в начальной школе работа по развитию творческих способностей каждого ребенка.
За последние годы педагогической практики дети под моим руководством становились неоднократными призёрами и победителями творческих конкурсов различного уровня.
Прошкина Елизавета, ученица 1 класса, стала победителем VIII Всероссийского конкурса сочинений учащихся «Золотое перо», за сочинение «Люблю березку русскую».
Иванова Светлана, ученица 4 класса, призер IV Республиканской научно–практической конференции исследовательских работ «Моя малая родина: Природа, культура, этнос», за сочинение «Одуванчик–символ моей малой родины».
Ульянкин Константин, ученик 4 класса, занял 2 место в литературном конкурсе «Что я знаю о полиции» в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Полиция и дети».
Куприянова Диана, ученица 7 класса, 1 место в епархиальном историко- культурном конкурсе, посвящённом памяти священника- просветителя А.П. Архангельского «Мой храм» в направлении «Литературное творчество» (Проза).
Сорокина Яна, ученица 4 класса, 1 место на муниципальном этапе предметной олимпиады школьников по мордовскому языку.
Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. Через организацию креативной образовательной среды развивается культура учителя и детей, реализуется гуманистические идеи жизнетворчества как высшей формы существования человека. Я уверена, что человеку творческому в будущем будет легче адаптироваться в новых условиях, что жизнь его будет интереснее, он справится с любой сложной ситуацией и реализует себя как личность.
Вывод:
Я считаю, что в начальной школе урочная и внеурочная деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, потребности.
Одним из эффективных методов реализации личности младших школьников, повышения уровня качества знаний в образовательном пространстве, является творческое развитие.
Список литературы
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. – М., «Политиздат», 1979.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. — М.: Знание, 1981.
- Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. «Начальная школа», №5 – 2000.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Гин С.И. Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. – Вита-Пресс, 2018.
- Жестков В.В. Как и зачем развивать творческие способности учащихся в процессе внеурочной деятельности по технологии // Молодой ученый. — 2016.
- Загурская Е.Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками – Мозырь, 2006.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / Москва, 2013.
- Козырева А.С. Виды работ над текстом на уроках чтения / Начальная школа. – 1990.
- Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993.
- Сухомлинский В.В. Сердце отдаю детям, М., Политиздат, 1987.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2012.
Интернет ресурсы:
- http://pedsovet.su Сообщество взаимопомощи учителей
- https://nsportal.ruСоциальная сеть работников образования «Наша сеть»
- https://moluch.ruНаучный журнал «Молодой ученый»
- http://www.academy.edu.by Академия последипломного образования
- https://allbest.ru База Знаний. Союз образовательных сайтов
- http://lib.convdocs.org Познавательные материалы
- http://www.ucheba.com Образовательный портал «Учеба»
- https://ru.wikipedia.org Википедия - свободная энциклопедия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем п...
Развитие творческих способностей у младших школьников во внеурочное время через предметы: русский язык, литературное чтение. Мероприятие "Праздник цветов в Подонье".
Мероприятие для начальной школы....
Доклад на тему: " Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время"
Доклад на тему: " Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время"Цель: Создание благоприятных условий для учащихся начальной школы, при которых потенциал каждого обуча...
Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время в начальной школе»
laquo;…Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев».В.А.Сухомлинский...
Развитие творческих способностей обучающихся в урочное и внеурочное время
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Нашему обществу нужны люди, способные самостоятельно, нетрадици...
ПЕДОПЫТ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"
Постоянно развивающееся общество требует творческих, профессиональных, компетентных, социально - мобильных, открытых всему новому, умеющих находить нестандартные решения в различных ситуациях личносте...
МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ " РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"
Ежегодно в школы приходят совершенно иные дети. Другое поколение. Все быстрее мыслят, информации вокруг – все больше. Только вот удивляются миру вокруг, восхищаются они все меньше. Круг инте...