статья на тему ""Развитие творческих способностей у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в урочное и внеурочное время"
статья

Шалыгина Светлана Евгеньевна

Особеннсти развития творческих способноестей младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_u_detey_s_uo.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) на уроках и во внеурочной деятельности.

     Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобразительной деятельностью способствует развитию всех психических процессов, а именно, мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия и является для них средством коррекции недостатков, имеет лечебное воздействие, способствует их социализации. Для детей важен сам процесс творчества, от него они получает прилив сил и удовольствия. Кроме того,  на занятиях творческим трудом используются доступные детям виды практической деятельности, воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности.

     Творческая  деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом. Очень важным условием является создание среды, которая бы стимулировала разнообразную творческую активность.  Роль взрослого в творческом процессе – помощь, подсказка, которая не вредит процессу творчества. В процессе развития творческих способностей ребёнка важна доброжелательная, комфортная обстановка, умение понять и принять даже самые необычные идеи ребёнка и помочь ему воплотить их в своих работах.

         Развитие творческих способностей детей нужно осуществлять постепенно, в несколько уровней:

  • Мотивационный уровень - развитие интереса к творческой деятельности, к выполнению работ.
  • Формирование наглядно-образной творческой деятельности - эта деятельность является источником возникновения наблюдательности, воображения, фантазии.
  • Формирование умения видеть прекрасное, перестраиваться при выполнении творческого задания - при составление композиций у обучающихся развивается эстетический и художественный вкус, мышление, цветовые сочетания.
  • Самостоятельное овладение новыми знаниями, умениями и навыками - здесь подразумевается поисковая деятельность, связанная с получением нового, оригинального результата труда. При этом у детей развивается мелкая ручная моторика, ловкость и мастерство, аккуратность, бережливость.
  • Развитие эмоциональной сферы - ребенок от видения своего собственного результата получает радость, проявляет душевность.
  • Создание продукта творческой деятельности.

     Очень важно при работе с детьми учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.  Начинать разговор с похвалы, обращать внимание на ошибки только косвенным образом, не критиковать и не делать замечания, вспоминая об ошибках,  задавать вопросы, выражать одобрение, поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой, обиваться того, чтобы у ребенка возник интерес к деятельности.

Создание красивых вещей – процесс творческий, а творчество основано на мастерстве. Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. 

Аппликация способствует развитию творческих способностей, стимулирует сенсорное развитие, формы, ориентировку в пространстве.

Оригами – искусство складывания бумажных фигурок. Оригами имеет многостороннее воздействие на детей : это и развитие мелкой моторики, и всех психических процессов. Воспитывает усидчивость, самостоятельность, целеустремлённость, активность ребёнка.

Пластилинография – способствует снятию мышечного напряжения, развивает воображение, пространственное и художественное мышление, побуждает к самостоятельности, будит фантазию.

       Природный материал как нельзя лучше подходит для развития творческих способностей детей, идеально для развития воображения и фантазии.

На уроках рисования дети приобщаются к художественной культуре, у детей развивается зрительное восприятие формы, величины, цвета, конструкции, положения в пространстве, прививается чувство к прекрасному.

      Важное место для развития творческой деятельности занимает музыка. Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на уроках ритмики и занятиях по хореографии. Музыкально - ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма. Кроме того, такие движения   способствуют развитию пространственных и временных ориентировок. Ребенок попадает в такие игровые ситуации, когда он  сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это развивает его внимание, творческую инициативу.

       На уроках и во внеурочное время часто применяются творческие игры  для  создания у школьников эмоционального настроя,  положительного отношения к выполняемой деятельности, формируется  умение находить решения в нестандартной ситуации. В начале занятия часто звучат загадки по теме урока. Учащиеся выполняют логические задачи, задания на развитие тактильной памяти, упражнения на развитие ассоциативного мышления и цветового восприятия,  играют в различные дидактические игры.

       Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями  трудна, но наполнена   идеями.  Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем.

Литература

1. Аппликация и бумагопластика. – М. : АРТ, 2008. - 164с., ил.

2. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. – М. :

3. Новая Москва, 1925.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб. : СОЮЗ, 1997.

5. Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее образование)     // Вопросы психологии. 1998 №5  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Данная статья разработа на актуальную тему, ведь творческие способности, эта важный стереотип нашей жизни, уметь думать нетрадиционно, создать что-то новое. В статье представлена актуального данной пр...

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА"

На современном этапе общества наиболее остро ощущается потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Создание условий для проявления и...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Презентация на тему "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Выступление на тему "Развитие познавательной активности младших школьников через игровую деятельность в урочное и внеурочное время".

В начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую  игру.Цель выступления:-показать воспитательный и обу...