Статья " Развитие творческого мышления у младших школьников во внеурочное время".
материал

Ерохова Нонна Валерьевна

В современных условиях жизни необходимо формировать творческое мышление у детей. Творческие способности присущи любому нормальному ребенку - нужно только суметь вовремя их раскрыть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие творческого мышления.37.6 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности.

На современном этапе развития общества отмечается высокий темп научно-технического роста, появление новых информационных технологий, что предъявляет повышенные требования к продуктивности мышления человека. Уже выпускник начальной школы должен владеть элементами творческой деятельности, мыслить самостоятельно, ориентироваться в сложных ситуациях, принимать нестандартные решения и т.д. Вместе с тем, в современной начальной школе еще только начинается переход от усвоения учащимися готовой информации, трансляции ученику готового знания - специальных отобранных ситуаций социального опыта - к обучению, способствующего обогащению смысловой сферы, присвоению норм и традиций, культурных, исторических ценностей, на основе раскрытия противоречий, нахождения и проверки гипотез, оригинальных путей достижения цели. Обращение современного образования к задачам разностороннего развития личности предполагает необходимость интеграции урочной и внеурочной деятельности, которая связывает формирование знаний и умений обучающихся с творческой деятельностью, направленной на развитие индивидуальных способностей учащихся, их творческой активности.  В процессе творческой деятельности происходит изменение действительности (создание культурных, духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д.) и самореализация личности, в ходе которой познаются и совершенствуются человеческие возможности. Творчество напрямую связано с психологическими характеристиками развития способностей, выступающих как механизм развития деятельности. Все это позволяет выделить основные компоненты творчества: - перцептивный, заключающийся в наблюдательности, особой концентрации внимания); - интеллектуальный, включающий интуицию, воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстроту мышления и т.д.); - характерологический, связанный со стремлением к открытиям, обладанию фактами, способностью удивляться, непосредственностью. Творчество являет собой человеческую деятельность по созданию качественно новых материалов и духовных ценностей. Для этого человеку нужна совокупность свойств и качеств, позволяющих успешно осуществлять деятельность творческого характера, искать оригинальные, нестандартные решения в разных ее видах . Творчество предполагает создание продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью, что подразумевает наличие у человека его создающего определенных способностей, мотивов, знаний и умений. Творческая личность отличается созидательно-инновационным характером, самосовершенствованием и рядом других характеристик: - творческая направленность, связанная с мотивационно-потребностной ориентацией на творческое самовыражение, целевыми установками на личностные и общественно значимые результаты; - творческий потенциал, выраженный в совокупности знаний, умений и навыков, способности применять их при постановке проблем и поиске путей решения на основе интуиции и логического мышления, одаренности в той или иной сфере; - индивидуальное и психологическое своеобразие, обусловленное наличием волевых черт характера, эмоциональной устойчивости при преодолении трудностей, самоорганизации, критической самооценки, восторженного переживания достигнутого успеха, осознания себя как создателя материальных и духовных ценностей . Среди других особенностей творческих способностей выделяют: - видение проблемы там, где ее не видят остальные; - применение навыков, приобретённых при решении одной задачи в решении другой; - легкость ассоциирования отдалённых понятий; - включение вновь воспринятых сведений в уже имеющуюся систему знаний; - дорабатывать детали, совершенствовать первоначальный замысел. Творческие способности можно определить как комплекс свойств и качеств личности, способствующих успешному осуществлению деятельности творческого характера, поиску оригинальных, нестандартных решений в разных ее видах. Творческие способности выражаются в том, насколько человек не традиционно решает повседневные вопросы, отказываясь от общепринятых шаблонов, разнообразна его деятельность, инициативен, активен и самостоятелен. Ведущим мнением, в котором подчеркивается роль творчества в формировании личности ребенка, принадлежит отечественному психологу Л.С. Выготскому, подчеркивающему, что творчество - нормальный и постоянный спутник детского развития . Вместе с тем, психологи обнаружили, что 37% детей, поступающих в школу, имеют высокий потенциал творческой активности, а к окончанию первого года обучения в школе он снижается до 17%. В среде взрослых творчески активными можно назвать лишь 2% . Таким образом, можно утверждать, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей, поскольку по своей природе в этот период ребенок наиболее активен и любознателен. Отсюда важное значение приобретают задачи развития творческих способностей обучающихся на этапе начального общего образования, именно в этот период необходимо эффективно формировать умения работать нестандартно. На каждом возрастном этапе происходит вхождение ребенка в ту или иную систему общественных отношений, что определяет жизнь ребенка и наполняет ее специфическим содержанием: отношениями с окружающими, деятельностью, характерной для данного этапа – игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять. Между тем практика показывает, что нет детей абсолютно не способных к творчеству, а «неспособность» человека почти всегда объясняется тем, что в детские годы он не получил надлежащего целенаправленного творческого воспитания. Для того чтобы развивать творческие способности ребенка, необходимо создать условия, заниматься с ним тем или иным видом творческой деятельности, дать возможность самовыражения. .  Младший школьный возраст характеризуется периодом от шести до десяти лет и в этом возрасте ребенок осваивает новое, более ответственное положение в жизни, выполняет важную не только для него самого, но и для окружающих деятельность. Ребенок начинает занимать новое социальное положение школьника, и учение предстает как новая социально значимая деятельность. Иногда, проявляющееся характерное наивное и игровое отношение к некоторым знаниям связано с постоянным соприкосновением детей этого возраста со всевозможными понятиями мира взрослых и с тем, что им пока не свойственно задумываться о каких-либо сложностях и трудностях. Они легко и беззаботно относятся ко всему, что не связано с их непосредственными делами. Обучаясь, познавая, они как бы играют, а усвоение многих понятий в значительной степени носит внешний, формальный характер. Но обладая преимущественно наивно-игровым характером познания, свойственным детям этого возраста, обнаруживается вместе с тем огромный потенциал детского интеллекта: при недостаточности жизненного опыта и малой части теоретико-познавательных процессов особенно удивляет умственные возможности младших школьников, их особая расположенность к познанию. Младшие школьники в меру своего развития рассудительны, способны к умозаключениям, но им не свойственна рефлексия. Дети этого возраста совмещают в умственных особенностях правильность суждений, формальную отчетливость суждений и крайнюю односторонность, а зачастую нереальность суждений. Наличие наивно-игрового отношения к окружающему обусловлен необходимым этапом возрастного развития, который безболезненно и весело приобщает ребенка к жизни взрослых, не обращая внимания на трудности. У младшего школьника формируемая самооценка во многом зависит от оценок взрослого: педагога, родителей. В этом возрасте она конкретна, ситуативна и склонна более к переоценке собственных результатов и возможностей. На данном этапе развития большую роль играют широкие социальные мотивы, связанные с долгом, ответственностью, а также личные мотивы – желание быть здоровым, благополучным, престижным. Доминирующим в группе мотивов является мотив получения хороших отметок. Зачастую мотивация достижения успеха у младшего школьника перекликается с мотивацией избегания наказания, получением более легких видов учебных заданий. Мотивы, связанные с избеганием неприятностей, не значатся в числе ведущих в мотивации младшего школьника. Умственное развитие младшего школьника проходит три этапа: - усвоение действий с эталонами по выделению исковых свойств вещей и построение их моделей; - устранение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях; - переход моделей к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями. Происходит и смена характера мышления школьника. Участие в творческих процессах приводит к развитию творческого мышления и качественной перестройке восприятия и памяти, делая их более произвольными, регулируемыми. При развитии мышления ребенка важно учитывать, что это не «недоразвитое» мышление взрослого, и что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным. Мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого, что диктует при процессе его развития опираться на знания особенностей каждого возраста. У ребенка мышление может проявляться очень рано, тогда, когда перед ребенком возникает некоторая задача, она может быть стихийной, например, выдумать интересную игру, а может быть предложена взрослыми специально в контексте решения педагогических задач. Ребенок младшего школьного возраста любознателен по своей природе, ему интересно познавать окружающий мир и создавать собственную картину этого мира. Ребенок в этом возрасте - экспериментатор, он лично устанавливает причинно-следственные связи и зависимости на основе оперирования знаниями, а при возникающих задачах, решает их, возможно и умственно, реально примеряясь и пробуя. Ребенок в своем воображении представляет реальную ситуацию и как бы действует в ней . Психологическим новообразованием мышления младшего школьника считается его готовность анализировать, планировать и рефлексировать конкретные операции и развитие формальных операциональных структур, интенсивное творческое развитие. Это происходит благодаря тому, что к младшему школьному возрасту у детей уже накопился достаточный опыт практических действий, на достаточном уровне уже развиты восприятие, память, мышление, чувство уверенности в своих силах. Это все помогает ребенку ставить все более разнообразные и сложные цели, достижение которых связано с развитием волевой регуляции поведения. В исследованиях К.М. Гуревич доказано, что, ребенок 6-7 лет может достигать далеких целей, применяя значительное волевое напряжение в течение довольно длительного времени . Согласно ФГОС НОО, важнейшей педагогической задачей в этом возрасте на этапе обучения является формирование у младших школьников умения учиться легко и успешно, при этом результат обучения состоит не в накоплении объема знаний, а усвоение разнообразных способов познания и совершенствование умений и навыков работы. Младшие школьники, прежде всего, заинтересованы своим продвижением в освоении учебного предмета, а не содержанием предмета и способами его преподавания. Поэтому любым учебным предметом можно заинтересовать младшего школьника, если дать ему возможность испытать ситуацию успеха. Создание на уроках творчества, включение в него обучающихся как средства активизации познавательных процессов, позволяет создавать им новые образовательные продукты. О творческих способностях младших школьников свидетельствует наличие творческого мышления, творческого воображения, творческой деятельности, чему способствует формирование следующих умений: - классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; - устанавливать причинно-следственные связи; - видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; - прогнозировать; - находить противоположные признаки объекта; - представлять объекты в пространстве; - оценивать оригинальность решения; - ограничивать поле поиска решения; - мысленно преобразовывать. Творческая деятельность младших школьников, как продуктивная форма их деятельности, направлена на овладение опыта творческого познания, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом, результатом чего становится развитие у воспитанников творческих способностей как общей универсальной способности к творчеству.  Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса начальной школы и одна из форм организации свободного времени учащихся, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Сегодня внеурочная деятельность педагогически целесообразна, более разносторонне раскрывая индивидуальные способности ребенка, которые не всегда удаётся распознать на уроке, на основе развития у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умения самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности (творческая, познавательная, спортивная, трудовая, игровая) обогащают опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. При правильной организации, система внеурочной деятельности является сферой, которая может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить воспитание свободной личности. Характеризуя целевое назначение внеурочной деятельности, необходимо отметить, что она направлена на создание условий, в которых произойдет развитие интересов ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Решению цели способствует реализация следующих задач: - активизация педагогического взаимодействия с учащимися в свободное от учебы время, реализации приобретенных на уроках и в жизни знаний, умений и навыков; - актуализация педагогических возможностей общественно-полезной и досуговой деятельности, опыта неформального общения, взаимодействия учащихся в сотрудничестве с внешкольными учреждениями, организациями культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся; - создание условий для выявления интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся, поиска «себя» в различных видах деятельности. В числе задач, решаемых в ходе внеурочной деятельности, существуют задачи, направленные на развитие творческих способностей.  Основной формой организации занятий является групповая, но в ней, во время занятий, реализуются принципы индивидуального и дифференцированного подходов. На каждом занятии планируется теоретическая и практическая части. Теоретическая часть планируется педагогом с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть включает задания и занимательные упражнения, например, для развития пространственного и логического мышления.  Среди критериев вышеуказанных достижений можно выделить те, которые связаны с развитием творческих способностей во внеурочной деятельности, а именно: -умение фантазировать, развитое причинно–следственное мышление, творческое воображение; - умение сочинять рассказы и сказки; - умение решать сложные проблемные задания; - любознательность; - стремление к познанию нового, неизведанного; - умение мыслить логически, нестандартно; - развитая речь, логика мышления; - мотивация к самосовершенствованию. Развитие творческих способностей необходимо осуществлять с учетом психологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Важно учитывать методы и средства творческого развития, соответствующие младшему школьному возрасту. Эффективности развития творческих способностей способствует отбор материала, на основе которого составлена внеурочная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Развитие творческих способностей у младших школьников"

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Это связано с постоянно возр...

Статья. Развитие творческого мышления и познавательных способностей у младших школьников.

Развитие творческого мышления и познавательных способностей у младших школьников....

Статья развитие математических способностей у младших школьников во внеурочной деятельности

Изучение математических способностей школьников и условий их развития и воспитания является очень значимым для практики обучения в школе, поскольку математика – это один из самых важных предмето...

СТАТЬЯ " Развитие исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности".

С Т А Т Ь Я " Развитие исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности".В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может б...

статья на тему ""Развитие творческих способностей у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в урочное и внеурочное время"

Особеннсти развития творческих способноестей младших школьников с интеллектуальными нарушениями...