Рабочая программа коррекционного курса "Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности" слепых обучающихся (вариант 3.3)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Ребенку, с нарушениями зрения сложно ориентироваться в окружающей среде. Интеграция и социальная адаптация таких детей невозможна без речевого общения и межличностного взаимодействия. При недостаточном владении техникой установления коммуникативного контакта возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между ребёнком и обществом.
Первым шагом познания мира является коммуникативный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня коммуникативного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир и умеет взаимодействовать с социумом. У детей с легкой умственной отсталостью коммуникативный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет социальный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений.
Главным социальным институтом для ребенка является школа. Именно она предлагает систему освоения конструктивного общения в коллективе, социального опыта, систему социализации личности, создает условия здоровьесбережения.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности слепых детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.3_formirovanie_emotsionalno-volevoy_i_kommunikativnoy_deyatelnosti.docx | 38.07 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Ребенку, с нарушениями зрения сложно ориентироваться в окружающей среде. Интеграция и социальная адаптация таких детей невозможна без речевого общения и межличностного взаимодействия. При недостаточном владении техникой установления коммуникативного контакта возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между ребёнком и обществом.
Первым шагом познания мира является коммуникативный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня коммуникативного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир и умеет взаимодействовать с социумом. У детей с легкой умственной отсталостью коммуникативный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет социальный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений.
Главным социальным институтом для ребенка является школа. Именно она предлагает систему освоения конструктивного общения в коллективе, социального опыта, систему социализации личности, создает условия здоровьесбережения.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности слепых детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
- Общая характеристика коррекционного курса «Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности»
Коррекционный курс «Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности» направлен на формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими, формирование возможных форм тактильного контакта, формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения, формирование коммуникативных навыков.
Данная программа создаёт специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые потребности слепых детей с легкой умственной отсталостью посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития младших школьников, через основные направления: психодиагностика; психокоррекция; психопрофилактика; психопросвещение и консультирование.
Формирование разнообразных моделей коммуникации необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Критериями выбора предпочтительного способа коммуникации могут служить индивидуальные когнитивные и моторные навыки ребенка.
Благодаря индивидуальному подходу в выборе средств коммуникации, стратегии коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей, существует высокая вероятность успешного овладения ребенком коммуникативными навыками.
Коммуникативное развитие является крайне важным для ребенка, так как затруднения в данной сфере влияют не только на взаимодействие ребенка с окружающим миром, общение, но и на формирование и развитие всех когнитивных процессов.
Коррекционный курс направлен не только на коммуникативное, но и на эмоциональное развитие. Две эти сферы личности тесно взаимосвязаны и от них напрямую зависит развитие личности ребенка в целом. Одна из целей коррекционного курса – преодоление трудности эмоционального контактирования ребенка с окружающим миром, а также формирование потребности в контакте, в том числе эмоциональном.
Коррекция способов эмоционального взаимодействия ребенка с окружающим миром должна основываться сначала на доступном для ребенка нарушениями зрения уровне взаимодействия. Эмоциональное развитие происходит также по мере коммуникативного развития. Данные линии развития тесно связаны в обоих направлениях. На высшем из доступных уровней эмоциональной организации происходит формирование аффективной картины мира и способов реагирования на его воздействия.
Коррекционный курс способствует социализации и интеграции слепого ребенка в общество.
Таки образом, коррекционный курс направлен на преодоление коммуникативных барьеров детей с различным уровнем владения средствами коммуникации, а также на коррекцию эмоционального развития. Формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими. Формирование возможных форм тактильного контакта. Формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения. Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.
- Описание места коррекционного курса «Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности»
В соответствии с индивидуальным планом ФИО обучающегося, класс, обучающегося/обучающейся по адаптированной образовательной программе начального общего образования слепых обучающихся (вариант 3.3) на 20____-20____ учебный год в классе возрастной нормы на дому с частичной инклюзией, коррекционно-развивающие занятия «Формированию эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности» в (1-11) классе по 1 часу в неделю (34 часа в год).
- Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса «Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности»
Данная программа предусматривает успешную адаптацию, быстрейшее включение в учебный процесс и как следствие психологическое здоровье учащихся. Благодаря данным упражнениям ребенок обучается эмоционально отреагировать чувства и переживания, формирует адекватные формы поведения и коммуникации, развивает способности к осознанию себя и формированию адекватного Я - образа, у ученика формируется способность к произвольной регуляции деятельности.
Содержание программы коррекционной работы определяются следующими принципами:
- соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
- системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья.
- непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
- вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в психическом развитии.
- рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Другой важной стороной психологического развития обучающихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым знаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности обучающихся.
- Личностные и метапредметные результаты освоения коррекционного курса «Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности»
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающихся, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
- Личностными результатами занятий являются следующие умения:
- развивать познавательные интересы;
- ознакомить учащихся с внутренним миром личности;
- Метапредметными результатами занятий является формирование:
- умение определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий на занятиях;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- познание внутреннего мира личности через рассказы, игры;
- умение находить ответы на вопросы;
- делать выводы в результате совместной работы обучающихся с педагогом;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других.
- Содержание коррекционного курса «Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности»
Формирование коммуникативной компетентности.
Общение (4 часа)
Развитие правильной речи, новых коммуникативных умений и навыков. Развитие способности к сопереживанию. Выбор фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях. Формирование правил и норм поведения в группе.
Формирование предметного и активного и в речи.
Развитие речи (3 часа)
Расширение объема и уточнение предметного и активного словаря речи параллельно с
расширением представлений об окружающей действительности и формирование познавательной деятельности. Усвоение значения новых слов.
Обучение умению подбирать слова с противоположным значением (большой - маленький). Обучение детей использованию слов, обозначающих материал (дерево, стекло, резина).
Развитие памяти и внимания.
Память (11 часов)
Развитие объема и устойчивости слуховой, и двигательной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (2–3) без учета месторасположения, игры «Найди отличия». Запоминание свойств предметов, узнавание их на основе названных свойств. Запоминание и воспроизведение словесного материала.
Внимание (13 часов)
Включает в себя практические упражнения на развитие внимания и его характеристик (устойчивость, концентрация, переключение, распределение).
Развитие свойств сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.
Умение ориентироваться в пространстве (4 часа)
Упражнения на развитие мелкой моторики рук. Развитие осязательного восприятия. Развитие слухового восприятия. Упражнения в распознавании звуков. Распознавание звуков в окружающем пространстве. Развитие слухового восприятия. Локализация перемещающихся источников звука. Определение по голосу эмоционального состояния людей. Упражнения на распознавание звуков в открытом пространстве. Определение движущегося источника звука, дифференциация звуков в окружающем пространстве.
Развитие навыков социального взаимодействия.
Мир эмоций «Я и эмоции» (7 часов)
Распознавание различных эмоциональных состояний, отслеживать тон собеседника и правильно его воспринимать в процессе общения, демонстрация подходящих к случаю жестов, прослушивание звуковых эмоциональных записей - крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций.
Дать понятия «жест» и «мимика» в устной речи.
Позитивное общение «Мой язык общения» (8 часов)
Дать понятия «диалог», «общение»,
«уважение». Правила этикета в общении со сверстниками и взрослыми.
Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты.
Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга»
- Тематическое планирование коррекционного курса «Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности»
Белоносовой Дарины ученицы 1 класса Г
№ п/п | Темы | Основные виды учебной деятельности | Количество часов |
Общение | Развить правильные способы общения и взаимодействия с другими людьми. | 4 | |
Развитие речи | Увеличить объем активного словаря. | 3 | |
Внимание | Развить внимания и его характеристик: устойчивость, концентрация, переключение, распределение. | 6 | |
Память | Развить объем и устойчивость слуховой и двигательной памяти | 4 | |
Умение ориентироваться в пространстве | Развивать мелкую и крупную моторику, научить распознавать звуки. Определение движущегося источника звука, дифференциация звуков в окружающем пространстве. | 4 | |
Мир эмоций «Я и эмоции» | Научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции, осознавать их значение и смысл. | 8 | |
Позитивное общение «Мой язык общения» | Научить подбирать нужные этикетные и речевые формулы приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы. | 4 | |
Итого | 33 |
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Оборудование кабинета является безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель соответствует росту и возрасту детей младшего школьного возраста, игровой материал - обеспечивает максимальный развивающий эффект. Пространство кабинета условно разделено следующими зонами: диагностической, коррекционно-развивающей, релаксационной и консультативной.
Развивающая предметно - пространственная среда позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально - волевой сферы.
Зона для проведения диагностических, коррекционно - развивающих индивидуальных и групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:
- магнитно-маркерную доску;
- стол детский;
- стулья детские;
- дидактические пособия и игры по возрастам;
- детская художественная и познавательная литература;
- набор диагностических методик стимульный материал;
- канцелярские принадлежности.
Консультативная зона включает в себя:
- набор диагностических методик;
- психологическая литература для родителей и педагогов;
- стимульный материал для проведения диагностики.
Релаксационная зона представлена сенсорным оборудованием:
- тактильная дорожка;
- фиброоптический душ;
- акустическая тактильная панель;
- световой стол для рисования песком на ножках;
- фиброоптический тоннель;
- ковровое покрытие и др. оборудование.
В кабинете также имеются:
- игрушки, способствующие установлению эмоционального контакта с детьми;
- комплексы наглядных дидактических пособий и материалов для психолого педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе;
- шкафы для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса "Формирование эмоционально-волевой и коммуникативной деятельности" слепых обучающихся (вариант 3.1)
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (дети ОВЗ) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «КОРРЕКЦИЯ ДЕФИЦИТАРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»
Рабочая программа учителя-дефектолога «Коррекция дефицитарного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра» (далее – Программа) разработана и предназначена для работы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ» (ВАРИАНТ 1)
Рабочая программа учителя-дефектолога «Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» «Думаем, пробуем, действуем» (в...
Рабочая программа коррекционно – дефектологической работы для 1-4 классов, АООП Вариант 1 (срок освоения 1 год)
Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на создание системы комплексной пом...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Индивидуальная логопедическая работа для обучающегося с ТНР"
Рабочая программа для обучающегося 1 класса, вариант 5.2...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие для обучающегося с РАС"
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие для обучающегося с РАС", вариант 8.4...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционной деятельности учителя-дефектолога«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРО...