Внеурочная деятельность.Рабочая программа по курсу"Краеведение"
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение» 3 класса составлена на основе ФГОС НОО основной образовательной программы, учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным следующими нормативными документами:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Краеведение" | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведение» (социальное направление), 3 класса составлена на основе ФГОС НОО основной образовательной программы, учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ч.2, ч. 3 п. 6 ст. 28;
- Письмо минобразования РО от 08.08.2014 г. № 24/4.11 – 4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» с учетом положений федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н;
-Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
- Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 г. № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»,
- Устав МБОУ СОШ № 20.
Данная программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю).
Переход от стандарта 2004 года к новому стандарту предполагает построение системы образования на деятельностной парадигме, постулирующей в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения различных способов действий. Наряду с общей грамотностью выступают такие качества выпускника, как например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности становятся одним из значимых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народов Дона. На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.
Цели курса:
- формирование представлений о древней истории края как части общемировых процессов;
- воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
- развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;
- способствовать воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания.
Задачи курса:
- пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
- дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном своеобразии родного края;
- обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона;
- развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;
- расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;
- воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;
- воспитание культуры межнационального общения, убеждения в бессмысленности и опасности межнациональных конфликтов;
- формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;
- развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.
Для реализации программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционно-семинарская система занятий, ученическая конференция, ролевая игра и другие.
Используются современные педагогические технологии:
- проблемное обучение;
- проектные методы в обучении;
- здоровьесберегающие технологии;
- использование исследовательского метода в обучении;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- технология «Развитие критического мышления» и др.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать:
- место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории;
- последовательность смены населения на Дону, взаимоотношения оседлых и кочевых племен;
- источники комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;
- хронологические рамки появления первых стоянок людей каменного века на территории Нижнего Дона;
- виды хозяйственной деятельности, обычаи, традиции, культуру населения Донского края.
Уметь:
- описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен, их занятия, облик, обычаи;
- осмыслять доступный для их возраста исторический материал;
- объяснять значение основных понятий;
- соотносить историю своей семьи, поселка с региональной историей;
- вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, поселка, Донского края;
- показывать на карте и описывать географическое положение Ростовской области как административно-территориальной единицы, представляющей Донской край;
- составлять своё генеалогическое древо.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий, самостоятельной интерпретации информации;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);
- объяснения уклада жизни своей местности, посильного участия в решении проблем местного сообщества.
Информационно-методическое обеспечение:
- Учебник: Веряскина О.Г. История Донского края (с древнейших времён до конца XVI в.) Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2009.
- Астапенко М. П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родной земли. Учебное пособие. «Баро-Пресс» .2004.
- Веряскина О.Г. История Донского края. Учебно-методические материалы. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2005.
- Веряскина О.Г. Страницы истории Донского края для начальной школы. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2006.
- Изучаем свой край: учебное пособие/ под общ. ред. Г.П.Долженко. Ростов-на-Дону, 1997.
- История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года/ учебное пособие. Под ред. Ф.И.Нарежного, Н.В.Самариной. Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета, 2001.
- Нагорный Б., Левченко В. На донском меридиане: учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов-на-Дону: кн. изд-во, 1994.
- Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению. М.Просвещение. 1995.
Дополнительная литература для обучающихся:
- Астапенко Г.Д. На тихом, на вольном Дону… Ростов-на-Дону, 1998.
- Астапенко М.П. Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов-на-Дону, 1991.
- Астапенко М.П. История донского казачества. Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», 2005.
- Астапенко М.П. Донские казаки 1550-1920. Ростов-на-Дону. «Логос». 1992.
- Картины былого Тихого Дона. т.1. М., «Граница», 1992.
- Крюков Ф.Д. Рассказы. М, 1990.
- Лебеденко П.В. Сказки Тихого Дона. Ростов-на-Дону, 1996.
- Линевский А. Листы каменной книги. М, 1992.
- Мифы и легенды древней Греции (любое издание).
- Петров (Бирюк) Д.И. Дикое поле. КН. 1-3, Ростов-на-Дону, 1945.
- Чеснок В.Ф. Вначале была легенда: Рассказы о Танаисе. Ростов-на-Дону, Рост. кн. изд-во, 1987.
- Чеснок В.Ф. Античный мир юга России. Танаис. Продолжение легенды. Издательство «NB», 2005.
- Шолохов М.А. Донские рассказы (любое издание).
Согласовано Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ № 20 от_______ № ___ ______________/ Пахолка С. В. | Согласовано Заместитель директора по УВР _______________ /Певцова Н. Н. дата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Я - исследователь» для учащихся 1-4 классов
Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Я - исследователь» для учащихся 1-4 классов...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Учусь творчески мыслить» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Учусь творчески мыслить» (по интеллектуальному направлению для учащихся 1-4 классов)...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Я – гражданин России» уровень общеобразовательный
Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Я – гражданин России» уровень общеобразовательный...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу математики «УМНИКИ И УМНИЦЫ»для 1 класса
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе...
Рабочая программа по курсу краеведения «Знатоки родного края» (внеурочная деятельность)
Рабочая программа по курсу краеведения «Знатоки родного края» 1, 2, 3 класс (внеурочная деятельность) Калининградская область....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "В мире книг "1 класс
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по курсу "В мире книг" 1 класс....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности учебного курса «Социокультурные истоки» 1 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияОсновой для разработки программы послужила авторская про...