Программа учебного курса "Край, в котором я живу"
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему

Куриленко Оксана Викторовна

Рабочая программа учебного курса «Край, в котором я живу» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Примерной основной образовательной программы начального общего образования и с учётом авторской программы

«Край, в котором я живу»  Е.В. Полякова, Э.М. Деминой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2-4_klassy.docx75.19 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса

«Край, в котором я живу»

 начального общего образования

Срок реализации программы - 3 года

Рабочая программа учебного курса «Край, в котором я живу» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Примерной основной образовательной программы начального общего образования и с учётом авторской программы

«Край, в котором я живу»  Е.В. Полякова, Э.М. Деминой

Составитель

Куриленко Оксана Викторовна,

учитель  начальных  классов  

Воркута

2018

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Программа учебного курса «Край, в котором я живу» (далее - программа) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Примерной основной образовательной программы начального общего образования и с учётом авторской программы «Край, в котором я живу»  Е.В. Полякова, Э.М. Деминой.  Концептуальной основой программы является Концепция образования этнокультурной направленности в Республике Коми.

Настоящая программа раскрывает краеведческое (региональное и этнокультурное) содержание основных разделов учебного предмета «окружающий мир» - «Человек и природа», «Человек и общество», а также предметных областей «Искусство» и «Технология», основанное на материале местности проживания и окружающей младшего школьника действительности, Республики Коми в целом. При этом обеспечивается преемственность учебного материала по отношению к содержанию программ учебных предметов «окружающий мир», «изобразительное искусство» и «художественный труд», так как они не могут качественно преподаваться в отрыве от изучения природных, исторических и этнокультурных особенностей территории, на которой живёт младший школьник.

Программа направлена на формирование системы знаний, умений, способов деятельности, ключевых компетенций как готовности учащихся использовать их в реальной жизни для решения практических задач, развитие и воспитание младших школьников на основе интегративных связей предметного и краеведческого содержания образования.

Целью изучения учебного курса «Край, в котором я живу» является формирование элементарных навыков адекватного природно- и культуросообразного поведения младшего школьника в окружающей его природной и социальной среде на основе знакомства с природно-культурным и культурно-историческим наследием Коми края.

Основными задачами освоения регионального и этнокультурного содержания образования являются:

• формирование уважительного отношения к семье, к месту проживания, Республике Коми в целом, её природе, культуре и истории;

•        формирование личности младшего школьника как представителя Республики Коми и умелого хранителя социокультурных ценностей;

•        формирование у младших школьников активной гражданской позиции, патриотичности, экологической культуры, личностно-ценностного отношения к прошлому, настоящему и будущему Коми края;

•        воспитание у младших школьников любви к своей малой Родине;

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей младших школьников; формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни младшего школьника.

Содержание программы предоставляет широкие возможности учителю начальных классов для использования регионального и этнокультурного содержания образования в качестве дополнительного учебного материала рабочих программ учебных предметов «окружающий мир», «изобразительное искусство» и «художественный труд» вне зависимости от используемых УМК. А также в качестве основы разработки дополнительных общеразвивающих программ, направленных на привитие интереса к краеведению через организацию различных видов и форм внеурочной и внеучебной деятельности младших школьников.

При реализации программы необходимо учитывать следующие подходы:

•        системно-деятельностный, который предусматривает развитие личности младшего школьника как субъекта жизнедеятельности;

•        проблемно-поисковый, который предусматривает развитие познавательной и творческой самостоятельности младших школьников в познании окружающего его мира;

•        этнокультурный, который предусматривает изучение младшими школьниками нового материала через призму знакомства с природным, историческим, а также материальным и нематериальным этнокультурным наследием Республики Коми.

Особое место при реализации программы отводится проектной и исследовательской деятельности учащихся, использованию практико - ориентированных методов обучения: выполнение практических работ, наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей и др. А также, в зависимости от места проживания младших школьников, могут применяться следующие формы учебной и внеурочной деятельности:

  • экскурсии, походы, образовательные путешествия;
  • встречи со знаменитыми земляками (поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий);
  • устные журналы, викторины, беседы;
  • тематические праздники;
  • сбор и оформление материалов для фондов школьного или краеведческого музеев;
  • участие в школьных, районных, республиканских конкурсах;
  • проведение музейных часов и другие.

Важным средством освоения краеведческого содержания образования является субъектный опыт школьника, источники которого представлены собственной биографией (влияние семьи, национальной, социокультурной принадлежности), результатами повседневной жизнедеятельности, реальным и взаимоотношением с миром вещей и людей.

Содержание программы строится с учётом следующих дидактических принципов:

•        пространственной дифференциации - предусматривает разделение учебного материала в условиях разнообразия природы и хозяйственной деятельности населения на территории Республики Коми;

•        доступности — предусматривает учёт познавательных возможностей младших школьников при изучении этнокультурных особенностей родного края;

•        учёта возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников - предусматривает отбор учебного материала этнокультурной направленности, форм и методов работы, адекватных психофизиологическим возможностям развития младшего школьника.

Структура программы соответствует требованиям п. 19.5 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к содержанию программ учебных предметов, курсов и содержит: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного курса; общую характеристику учебного курса; описание места учебного курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного курса; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса; содержание учебного курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; планируемые результаты освоения учебного курса на конец каждого года обучения; рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса.

1.2. Общая характеристика учебного курса.

Содержание учебного курса направлено на формирование пространственно-временного восприятия младшим школьником родного края и осознание его в качестве «дома» (в узком и широком значении), что способствует выработке стратегии поведения, направленной на сохранение среды жизнедеятельности и в ней себя самого.

Приоритетной ценностью содержания учебного курса является понятие «родной край», которое отражает географические, исторические, этнокультурные и национальные особенности региона, в котором происходит жизнедеятельность обучающегося. При этом в качестве ценностных объектов выступают природа, история и культура родного края. На основании этого при отборе содержания учебного курса применён комплексный подход к изучению окружающей младшего школьника действительности, который обуславливает выделение трёх содержательных разделов «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и культура».

Природа является самостоятельной ценностью в силу своей уникальности, единственности и неповторимости, выступая не только объектом изучения, но и источником развития нравственных чувств. Природоведческие вопросы в краеведческом содержании образования - это основа для формирования у младшего школьника экологического сознания.

Существенное место в изучении родного края занимает его история. Школьникам необходимо иметь чёткое представление о важнейших событиях прошлого Коми края, исторических личностях, предопределивших его развитие. В достаточном многообразии и полноте отразить общественно- исторические вопросы помогает материал, который включает в себя сведения о местных достопримечательностях и исторических памятниках Республики Коми.

Обязательной частью содержания учебного курса выступает культуроведческий компонент. Учебный курс разработан с учётом важности нравственного формирования личности обучающегося, которое может происходить только в процессе активной интерпретации и реконструкции накопленного предшествующими поколениями социального опыта, существующего в виде образцов, где воплощены продукты созидательной деятельности человека во всех областях народной культуры.

Вступая в «общение» с объектами природного, творческого, героического наследия, народной культуры современный человек открывает для себя возможность осознания своей жизни как «нравственно ответственной». В связи с чем, важным условием освоения содержания краеведческого образования является знакомство школьников с деятельностью людей своего края, их взглядами, убеждениями, нравственными позициями. Вторым важным условием выступает рассмотрение вопросов о семейных традициях, о судьбе семьи в судьбе родного края.

1.3.Место учебного курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 3 года, с общим объемом 102 часа.  Для 2-4 классов – 34 часа  (по 1 часу и неделю).

1.4. Ценностные ориентиры содержания учебного курса.

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в окружающей ребёнка природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы - любовь к природе окружающего мира, основывается ни общечеловеческой ценности жизни, означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Принятие этой ценности способствует осознанию младшим школьником себя как части природы и окружающего мира.

Ценность добра - направленность младшего школьника на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви к родному краю.

Ценность человечества - как многообразия народов и культур, мир во всём мире. Принятие её направлено на осознание младшим школьником себя как части общества, проживающего на территории Республики Коми.

Ценность семьи - как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России, проживающих на территории Республики Коми, от поколения к поколению.

Ценность труда и творчества - как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Ценность гражданственности - осознание младшим школьником себя как члена общества, народа, проживающего на территории Республики Коми, России.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости младшего школьника, выражающееся в любви к малой и большой родине и народам её населяющим.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Результатом освоения содержания программы являются природоведческие, обществоведческие, исторические, этнографические знания обучающегося, а также видение младшими школьниками картины мира в её важнейших взаимосвязях, отражённое в следующем:

•        малая родина - место, где родился;

•        родной край - место, где живёшь - Республика Коми;

•        большая родина - Россия.

Личностные результаты:

-        осознание себя жителем Республики Коми и России, чувство ответственности за сохранение окружающего мира;

-        осознание своей этнической и культурной принадлежности, чувство любви к своей стране и малой родине, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в её делах и событиях;

-        уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

-        уважение к истории и культуре родного края на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

 -  принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной и творческой деятельности и понимание образования как личностной ценности;  

-        овладение компетенциями, обеспечивающими эффективное и безопасное поведение в условиях повседневной жизни;

-        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

-        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-        способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерности мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

-        освоение правил и норм социокультурного взаимодействия с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

-        активное использование речевых средств, знаково-символических, средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-        способность работать с объектами и явлениями окружающего мира, создавать их модели;

-        использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Предметные результаты:

-        усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, характерных для этнокультурной действительности Республики Коми (доступных для осознания младшими школьниками);

-        усвоение первоначальных сведений об особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности Республики Коми (доступных для осознания младшими школьниками);

-        осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-        понимание роли и значения родного края в природе и историко- культурном наследии России, в её современной жизни, знание примеров национальных свершений, открытий, побед;

-        понимание места своей семьи в прошлом и настоящем малой родины, в истории и культуре Республики Коми;

-        умение ориентироваться в важнейших для региона и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы.

Планируемые результаты освоения учебного курса к концу 2-го класса

В результате изучения раздела «Человек и культура» учащиеся научатся:

-        называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;

-        определять значение понятия «традиционная культура»;

-        называть традиционные виды промыслов народа коми;

-        приводить примеры безопасного поведения на охоте, на рыбалке, при сборе грибов, ягод;

-        перечислять традиционные средства передвижения коми народа;

-        распознавать наиболее распространённые виды жилых построек коми народа;

-        называть наиболее распространённые традиционные ремёсла коми;

-        устанавливать связь культуры и деятельности человека;

-        узнавать традиционные музыкальные инструменты народа коми по определённым признакам;

-        определять основные особенности традиционной одежды коми-зырян;

-        определять особую значимость традиционной культуры как связи поколений.

Учащиеся получат возможность научиться:

-        осознавать значимость традиционной культуры в жизни человека и его семьи.

В результате изучения раздела «Человек и природа» учащиеся научатся:

-        сравнивать и различать формы земной поверхности Республики Коми;

-        характеризовать формы земной поверхности и водоёмы своей местности;

-        проводить групповые наблюдения во время экскурсии по своему населённому пункту «Формы земной поверхности и водоёмы»;

-        наблюдать явления погоды в разное время года и описывать их;

-        находить на физической карте Республики Коми изученные водоёмы;

-        различать и описывать промысловые и не промысловые виды рыб;

-        сравнивать и различать особенности растительного мира тундры и тайги, называть их, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

-        сравнивать и различать особенности животного мира тундры и тайги, называть их, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

-        характеризовать природные сообщества своей местности (на примере тундры, леса, водоёма);

-        понимать необходимость соблюдения правил безопасности на воде, в лесу;

-        определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на мир животных и растений, называя их представителей, занесённых в Красную книгу Республики Коми.

Учащиеся получат возможность научиться:

-        проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;

-        выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, на воде);

-        извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии), готовить доклады и обсуждать полученные сведения.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

-        знакомиться во время экскурсии с историей своего населённого пункта;

-        описывать достопримечательности своего населённого пункта;

-        рассказывать о государственных символах Республики Коми (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба Республики Коми; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);

-        понимать этническое разнообразие Республики Коми, приводить примеры применения государственных коми и русского языков на территории Республики Коми;

-        описывать свой населённый пункт как сельское поселение или город;

-        сравнивать город и село;

-        рассказывать о памятниках своего населённого пункта, посвященных Великой Отечественной войне, о подвигах земляков - её участников.

Учащиеся получат возможность научиться:

-        рассказывать о результатах экскурсии (при наличии условий) по городу (селу, поселку), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры своего населённого пункта;

-        осознавать ценность этнического богатства Республики Коми;

-        осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории.

Планируемые результаты освоения учебного курса к концу 3-го класса

В результате изучения раздела «Человек и природа» учащиеся научатся:

-  находить на физической карте Республики Коми географические объекты и их названия;

-        определять объекты (свой населенный пункт, виды полезных ископаемых) на географической карте с помощью условных знаков;

-        различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в Республике Коми;

-        осознавать значение природных богатств Республики Коми в хозяйственной деятельности её жителей, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

-        описывать памятник природы своего населённого пункта, района.

Учащиеся получат возможность научиться:

-        осознавать необходимость бережного отношения к памятникам природы.

В результате изучения раздела «Человек и культура» учащиеся научатся:

-        описывать памятник историко-культурного наследия своего населённого пункта, района;

-        рассказывать об особенностях традиционного представления мира коми- зырян;

-        называть и описывать наиболее известные памятники истории и культуры Коми края.

Учащиеся получат возможность научиться:

-        осознавать ценность материального историко-культурного наследия Коми края.

В результате изучения раздела «Человек в общество» учащиеся научатся:

-        характеризовать образ жизни людей, проживавших на территории Коми края в разные исторические периоды;

-        соотносить исторические события с датами на примере истории Коми края и коми народа;

-        находить место изученного события на «ленте времени»;

-        описывать наиболее важные события в истории Коми края, а также события, связанные с яркими историческими личностями;

-        находить дополнительные источники информации об исторических событиях и личностях Коми края;

-        понимать роль коми народа в истории России, рассказывать о национальных свершениях, победах, вызывающих чувство гордости за свой родной край;

-        описывать облик столицы Коми края в разные исторические периоды, узнавать его достопримечательности и памятники.

Учащиеся получат возможность научиться:

-        обнаруживать простейшие взаимосвязи между историческими событиями, происходившими на территории России и Коми края.

Планируемые результаты освоения учебного курса к концу 4-го класса

В результате изучения раздела «Человек и природа» учащиеся научатся:

-        находить на физической карте России Республику Коми, её столицу, регионы-«соседи» Республики Коми;

-        осознавать значение лесного богатства Республики Коми в хозяйственной жизни региона и страны;

-        приводить примеры использования древесины в Республике Коми;

-        осознавать необходимость бережного отношения к памятникам природы.

Учащиеся получат возможность научиться:

-        осуществлять свою жизнедеятельность в соответствии с нормами природоохранного, нерасточительного поведения.

В результате изучения раздела «Человек и общество» учащиеся научатся:

-        понимать роль и значение труда в жизни человека;

-        соотносить исторические события, происходившие на территории Коми края, с историческими событиями, происходившими в стране;

-        находить место изученного события на «ленте времени»;

-        называть и описывать изученные памятники историко-культурного наследия Республики Коми федерального значения;

-        характеризовать образ жизни заводского рабочего в разные исторические периоды;

-        находить в дополнительных источниках информацию о боевых и трудовых подвигах жителей Коми края в годы Великой Отечественной войны;

-        описывать особенности разных видов промышленности и сельского хозяйства;

-        рассказывать об особенностях труда людей, работающих на различных видах производства;

-        различать отрасли промышленности, представленные в экономике Республики Коми;

-        находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

-        осознавать роль спорта в жизни человека;

-        рассказывать о своем городе или районе по плану;

-        называть имя действующего Главы Республики Коми и его полномочия;

-        рассказывать о Сыктывкаре как о политическом, экономическом и культурном центре Республики Коми.

Учащиеся получат возможность научиться:

-        понимать роль профессиональной, трудовой деятельности в жизни человека и судьбе семьи;

-        рассказывать об изученном событии на основе архивных документов, исторических свидетельств;

-        характеризовать основные политические особенности современной Республики Коми.

В результате изучения раздела «Человек и культура» учащиеся научатся:

-        понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений, как музеи;

-        определять значение понятия «родственные народы» на примере коми и финно-угорских народов;

-        приводить примеры и доказательства родства финно-угорских народов;

-        называть изученные памятники нематериального культурного наследия Республики Коми;

-        рассказывать о традиционных праздниках в Республике Коми, объяснять их значение;

Учащиеся получат возможность научиться:

-        осознавать ценность нематериального культурного наследия Республики Коми.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел «Человек и культура»

Календарь - как способ общения человека с природой. Коми промысловый календарь - явление традиционной коми культуры. Символы животных и периоды времени года. Связь с особенностями образа жизни и промыслов коми.

Традиционные занятия коми. Охотничий промысел коми-зырян. Путик. Вор керка. Рыболовство, способы лова рыбы. Рыбник - традиционная коми выпечка. Оленеводство, образ жизни оленеводов. Собирательство как одна из форм хозяйственной жизнедеятельности коми. «Тихая» охота. Традиционные коми блюда из грибов и ягод. Правила поведения промысловиков (охотников, рыбаков, грибников) в лесу (тайге, тундре) и на воде (реке, озере, болоте).

Традиционные средства передвижения коми народа. Водный транспорт: осиновые лодки - «пипу пыж», лодки-дощанки, плоты - «пур». Наземный транспорт: волокуши - «вуж додь», сани - «корадодь». Нарты - традиционное зимнее средство передвижения коми-ижемцев. Охотничьи лыжи - лямпы. Традиционные и современные средства передвижения северян.

Традиционные жилые постройки коми. Особенности домов северного типа. Хозяйственные постройки: амбар, овин, гумно, ледник, дровяник, баня.

Орнамент как отражение взаимосвязи человека и природы. Символическое значение коми народных орнаментов: пила пиль - зубья пилы, сюр сер - рог, кор сюр - олений рог, коз сер - ёлочный узор, дзоридз - цветок и др.

Традиционные ремёсла. Художественная обработка дерева и бересты. Традиционные центры росписи и резьбы: верхневычегодская, удорская графическая роспись.

Традиционная коми одежда. Женская одежда: шабур, сарафан, кофта свитки, коты. Праздничная женская одежда. Мужская одежда: рубаха, сапоги, картуз и фуражка. Одежда охотника. Зимняя одежда коми-зырян: совик, малица, лепты, пимы, шапка. Особенность изготовления одежды. Украшение одежды.

Коми народные музыкальные инструменты - сигудӧк, чипсан, брунган.

 Человек как носитель традиционной культуры. Традиционная культура как отражение национальных особенностей. Национальная принадлежность.

             Памятники и памятные места своего населенного пункта. Памятник - архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь выдающейся личности или исторического события. Памятник как отражение прошлого. Памятник «Вечная Слава» (г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая) - мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Подвиги земляков - участников Великой Отечественной войны.

 Культурное и историческое наследие. Наследие как «след», оставленный предыдущими поколениями. Перечень памятников историко-культурного наследия Республики Коми. «Бызовская» стоянка (Печорский р-н, правый берег р. Печоры, на берегу Бызовой курьи) как памятник историко-культурного наследия Республики Коми.

Религия в жизни древних коми. Сотворение мира в поверье коми-зырян. Ен и Омӧль. Мифы о духах коми-зырян: Орт, Олыся, Вакуль, Вӧрса и Гажтӧм. Олицетворение природы. Священные животные. Культ медведя и лося в мифах коми.

Стефан Пермский. Основатель Усть-Выми, миссионер. Древнепермская азбука - анбур. Зырянская Троица - уникальный памятник культуры коми народа. Коми народ - первый нерусский народ, вошедший в состав Московской Руси. Вклад Стефана Пермского в русское духовное возрождение XIV века.

Музей - «хранитель времени». Музей - учреждение культуры. Роль музея в жизни человека и общества. Разнообразие музеев в Республике Коми. Национальный музей Республики Коми. Постоянные экспозиции: отдел истории, отдел этнографии, отдел природы.

Финно-угорские народы. Понятие родственные народы. Современные финно-угорские государства и регионы. Образ птицы Стерх в культуре северных финно-угорских народов. Однокоренные слова в современных финно - угорских языках как доказательство их родства и общности происхождения.

Памятники нематериального культурного наследия Республики Коми. «Усть-Цилемская горка». Традиционные костюмы праздничного действа. Народные гуляния. Символика праздника. Традиционный Ижемский праздник «Луд». Прославление природы.

Раздел «Человек и природа»

Малая Родина. Что изучает наука краеведение. Понятия «рода» и «родина». Малая родина - место, где родился. Родной край - место, где живешь. Страна - большая родина.

Земная поверхность Республики Коми. Равнины: Мезенско-Вычегодская, Печорская равнины, Тиманский кряж. Уральские горы. Самая высокая вершина Урала - гора Народная.

Климатические особенности Республики Коми. Времена года и климатические особенности Республики Коми. Продолжительная зима. Короткое лето. Климат южных районов РК. Климат Приполярья. Коми народные погодные предсказания и приметы.

Реки Республики Коми. Печора - самая большая река, протекающая на территории Республики Коми. Реки Уса, Вычегда, Мезень: «характер» реки, место протекания. Обитатели водоёмов Республики Коми. Промысловые виды рыб: семга, хариус, пелядь, омуль, чир, нельма, стерлядь, язь и др. Правила поведения на воде (реке, озере, болоте).

Растения и животные Республики Коми. Растительный мир тундры: карликовая береза, карликовая ива, морошка, клюква, пушица. Особенности растительного мира тайги и леса. Приспособление животных к природным условиям севера. Животный мир тундры: северный олень, песец, полярная лисица, полярная сова, белая куропатка и др. Животный мир тайги: заяц-беляк, ондатра, волк, лисица, медведь, куница, соболь, росомаха, лось, глухарь и др. Правила поведения в лесу (тайге, тундре).

Красная книга Республики Коми. Примеры отрицательного воздействия человека на мир растений и животных в Республике Коми. Исчезающие и редкие растения и животные, внесённые в Красную книгу Республики Коми.

Важнейшие полезные ископаемые Республики Коми. Нефть. Газ. Уголь. Свойства, способы добычи, использование. Условные обозначения природных ресурсов на карте.

Природные зоны Республики Коми. Местоположение зон тундры, лесотундры и тайги на территории Республики Коми. Особенности хозяйственной деятельности людей, проживающих в условиях разных природных зон. Природоведческая экскурсия.

Лес - природное богатство Республики Коми. Значение лесного хозяйства в жизни региона. Охрана леса. Заказники. Заповедники.

Памятники природы Республики Коми и России. Понятие памятника природы. Национальный парк «Югыд Ва». Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник. Маньпупунёр - памятник природы.

Республика Коми на географической карте России. Северо-Западный регион. Регионы - «соседи» на карте Российской Федерации.

Раздел «Человек и общество»

История населённого пункта. Названия улиц, достопримечательности. История школы. Знаменитые выпускники.

Государственные символы Республики Коми. Герб, флаг, гимн. Смысловое значение флага. Семантика цветов: белого, зеленого, синего. Сравнение и сопоставление государственных символов Российской Федерации и Республики Коми. Текст гимна Республики Коми.

Республика Коми - многонациональный регион. Народы, проживающие на территории Республики Коми. Государственные языки Республики Коми: коми и русский.

Сельские поселения и города. Характерные особенности сельских и городских поселений Республики Коми.

Усть-Вымь - средневековый город. Усть-Вымь - центр политической, экономической, культурной, духовной жизни Перми Вычегодской.

Участие коми в заселении Сибири в XVI - XVII вв. Коми в дружине Ермака. Участие коми в заселении Западной Сибири и основании сибирских городов в XVI в.: Тобольск, Тюмень, Берёзов, Обдорск. Основание Мангазеи. Походы Фёдора Чукичева и Дмитрия Зыряна и их роль в освоении Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Город Усть-Сысольск. 1780 год - появление на карте Российской Империи города Усть-Сысольск. Герб города Усть-Сысольска. Городское самоуправление. Застройка и внешний вид города. Храмы Усть-Сысольска. Покровская и Спасская церковь - образец устюжской школы архитектуры. Усть-Сысольск - Сыктывкар - «перекрёсток эпох».

Ульяновский монастырь. Роль церкви и духовенства в жизни коми народа. Церковно-приходские школы. Строительство Ульяновского Троице-Стефановского мужского монастыря. Этапы постройки. Хозяйственная жизнь монастыря. Ульяновский монастырь - центр духовного просвещения коми народа.

Георгиевская ярмарка. Торговля в Коми крае в XIX веке. Ярмарки, горжки и торговые заведения.

Человек и труд. Значение труда в жизни человека. Труд в русских и коми пословицах и поговорках.

Основание Серёговских соляных промыслов в XVII в. Строгановы. Серёговский солеваренный завод как памятник историко-культурного наследия Республики Коми федерального значения.

Основание и развитие Нювчимского, Нючпасского и Кажимского железоделательных и чугунолитейных заводов. Особенности производства. Труд промышленников. Быт заводского рабочего. Кажымский чугунолитейный завод (Койгородский р-н, пос. Кажым) как памятник историко-культурного наследия Республики Коми федерального значения.

Установление советской власти в Коми крае. Причины и последствия Октябрьской революции 1917 г. Переход власти в руки советов в Усть-Сысольском, Яренском и Печорских уездах. Последствия гражданской войны в Коми крае. Герои и жертвы гражданской войны. Домна Каликова - героиня коми народа. Создание Коми Автономной области 22 августа 1921 г. Александринская женская гимназия (г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 15) как памятник историко-культурного наследия Республики Коми федерального значения.

Коми АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Участие жителей Коми края в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной Войны. Массовый призыв воинов из Коми АССР в Заполярье  на Карельский, Калининский фронты. Боевой путь 28 Невельской Краснознамённой дивизии. Трудовой героизм тружеников тыла. «Дети войны».

Развитие промышленности в Коми АССР во второй половине 1940-80-х годов. Строительство городов, заводов, дорог.

Угледобывающая промышленность. Воркута и Инта - центры угольной промышленности Республики Коми. Особенности добычи угля. Специфика труда шахтеров.

Нефтяная промышленность. Ухта - нефтяная столица Европейского Севера. Нефтепроизводство - основные особенности. Продукция, изготавливаемая из нефти. Специфика труда нефтяников. Первая нефтескважина в России (г. Ухта, в районе р. п. Водный, на левом берегу реки Ухты, при впадении в неё реки Нефтьель) как памятник историко-культурного наследия Республики Коми федерального значения.

Газодобывающая промышленность. Районы добычи. Значение, способы добычи голубого топлива. Газопровод «Сияние севера». Специфика труда газовиков.

Лесозаготовительная промышленность. Развитие лесозаготовок. «Удорская Болгария». Создание Сыктывкарского лесопромышленного комплекса. Всесоюзная стройка.

Сельское хозяйство. Тепличное и полевое растениеводство. Труд растениеводов. Животноводство. Сельскохозяйственные животные: млекопитающие и птицы. Содержание и разведение домашних животных. Специфика труда животноводов.

Развитие спорта в Республике Коми. Спорт в жизни человека. Лыжные гонки - национальный вид спорта. Знаменитые спортсмены-лыжники Республики Коми: Р.П. Сметанина, Н.С. Бажуков, В.В. Рочев. Спартакиада народов Севера «Заполярные игры».

Территориальное деление Республики Коми. Административная карта Республики Коми. Города (Воркута, Инта, Усинск, Печора, Ухта, Сосногорск, Вуктыл, Сыктывкар) и районы (Усть-Цилемский, Ижемский, Удорский, Княжпогостский, Усть-Вымский, Сыктывдинский, Корткеросский, Усть-Куломский, Троицко-Печорский, Сысольский, Прилузский, Койгородский). Месторасположение на карте Республики Коми; географические особенности; история возникновения города (района); герб города (района); экономическое развитие города (района); культурная жизнь города (района), достопримечательности, национальные традиции и особенности.

Правительство Республики Коми. Глава Республики — высшее должностное лицо и руководитель Правительства Республики Коми. Кабинет министров. Ответственность правительства перед народом.

Сыктывкар - столица Республики Коми. Сыктывкар - политический, экономический, культурный центр республики.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОГО РАЗДЕЛА.

Класс

№ п/п

Раздел

Элементы

содержания

Количество часов

Характеристика видов деятельности

2

класс

1.

«Человек и природа»

(12 часов)

Малая Родина. Что изучает наука краеведение. Понятия «род» и «родина». Малая родина - место, где родился. Родной край - место, где живешь. Страна - Большая родина

1

Определять значение слов «род» и «родина» путём сравнения однокоренных слов. Характеризовать понятия «малая родина» и «родной край». Устанавливать взаимосвязь понятий «большая родина» и «малая родина».

Земная поверхность Республики Коми. Равнины: Мезенско-Вычегодская, Печорская равнины, Тиманский кряж. Уральские горы. Самая высокая вершина Урала - гора Народная.

1

Называть основные виды земной поверхности Республики Коми. Характеризовать виды земной поверхности своей местности. Природоведческая экскурсия.

Климатические особенности Республики Коми. Времена года и климатические особенности Республики Коми. Продолжительная зима. Короткое лето. Климат южных районов РК. Климат Приполярья. Коми народные погодные предсказания и приметы.

2

Описывать климатические особенности Республики Коми. Определять особенности времен года на территории Республики Коми. Характеризовать явления погоды Республики Коми.

Реки Республики Коми. Печора - самая большая река, протекающая на территории Республики Коми. Реки Уса, Вычегда, Мезень: «характер» реки, место протекания. Обитатели водоёмов Республики Коми. Промысловые виды рыб: семга, хариус, пелядь, омуль, чир, нельма, стерлядь, язь и др. Правила поведения на воде (реке, озере, болоте).

2

Называть главные реки Республики Коми.

Описывать водоём своей местности. Рассказывать об обитателях водоёмов Республики Коми, своей местности.

Обсуждать правила поведения на водоёме.

Природоведческая экскурсия.

Растения Республики Коми.

Растительный мир тундры: карликовая берёза, карликовая ива, морошка, клюква, пушица. Особенности растительного мира тайги и леса.

2

Характеризовать разнообразие растительного мира тундры и тайги. Определять особенности растительного мира тундры и тайги. Устанавливать общее между растительным миром тундры и тайги.

Животные Республики Коми.

Приспособление животных к природным условиям севера. Животный мир тундры: северный олень, песец, полярная лисица, полярная сова, белая куропатка и др. Животный мир тайги: заяц-беляк, ондатра, волк, лисица, медведь, куница, соболь, росомаха, лось, глухарь и др. Правила поведения в лесу (тайге, тундре).

2

Характеризовать разнообразие животного мира тундры и тайги. Определять особенности животного мира тундры и тайги. Обсуждать правила безопасного поведения в лесу.

Красная книга Республики Коми.  Примеры отрицательного воздействия человека на мир растений и животных в Республике Коми. Исчезающие и редкие растения и животные, внесённые в Красную книгу Республики Коми.

2

Объяснять, что такое Красная книга. Знакомиться с растениями, занесёнными в Красную книгу Республики Коми.

Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных, занесённых в Красную книгу Республики Коми. Выражать свое отношение к редким растениям и животным.

Характеризовать отдельных представителей мира растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Коми, на основании полученной информации.

2.

«Человек и культура»

(11 часов)

Календарь — как способ общения человека с природой.

Календарь как отражение взаимосвязи человека и природы. Коми промысловый календарь - явление традиционной коми культуры. Символы животных и периоды времени года. Связь с особенностями образа жизни и промыслов коми.

1

Объяснять, что такое календарь. Рассказывать о значении и использовании коми промыслового календаря.

Традиционные занятия коми. Охотничий промысел коми-зырян. Путик. Вор керка. Рыболовство, способы лова рыбы. Рыбник - традиционная коми выпечка. Оленеводство, образ жизни оленеводов. Собирательство как одна из форм хозяйственной жизнедеятельности коми. «Тихая» охота. Традиционные коми блюда из грибов и ягод. Правила поведения промысловиков (охотников, рыбаков, грибников) в лесу (тайге, тундре) и на воде (реке, озере, болоте).

2

Объяснять значение слова промысел. Характеризовать основные традиционные занятия коми-зырян. Устанавливать взаимосвязь занятий коми-зырян с сезонными особенностями природы Коми края. Приводить примеры безопасного поведения на охоте, на рыбалке, при сборе грибов, ягод.

Традиционные средства передвижения коми народа.

Водный транспорт: осиновые лодки - «пипу пыж», лодки-дощанки, плоты - «пур». Наземный транспорт: волокуши - «вуж додь», сани - «корадодь». Нарты - традиционное зимнее средство передвижения коми-ижемцев. Охотничьи лыжи - лямпы. Традиционные и современные средств передвижения северян.

1

Выявлять характерные признаки традиционных средств передвижения коми народа.

Находить общее и различное

в традиционных и современных средствах передвижения человека в условиях Севера.

Традиционные жилые постройки коми. Особенности домов северного типа. Хозяйственные постройки: амбар, овин, гумно, ледник, дровяник, баня.

1

Рассказывать о традиционных жилых постройках народа коми и их использовании в хозяйственной жизни коми-зырян.

Устанавливать общее и особенное между традиционными жилыми постройками людей различных национальностей (на примере своего класса, населённого пункта).

Традиционные ремёсла.

Художественная обработка дерева и бересты. Традиционные центры росписи и резьбы: верхневычегодская, удорская графическая роспись.

1

Рассказывать о традиционных ремёслах Коми края. Узнавать на рисунке известные виды росписи и резьбы предметов быта. Воспроизвести один из видов росписи на странице рабочей тетради.

Традиционная коми одежда. Женская одежда: шабур, сарафан, кофта свитки, коты. Праздничная женская одежда. Мужская одежда: рубаха, сапоги, картуз и фуражка. Одежда охотника. Зимняя одежда коми-зырян: совик, малица, лепты, пимы, шапка. Особенность изготовления одежды. Украшение одежды.

1

Характеризовать основные особенности традиционной одежды коми-зырян.

Устанавливать взаимосвязь коми одежды с сезонными особенностями природы Коми края. Проектное задание: описать (представить) традиционный костюм, характерный для своей национальности

Орнамент как отражение взаимосвязи человека и природы. Символическое значение коми народных орнаментов: пила пиль - зубья пилы, сюр сер - рог, кор сюр — олений рог, коз сер - ёлочный узор, дзоридз - цветок и др.

1

Находить общее и различное

в традиционных русских и коми орнаментах.

Узнавать на рисунке значение различных видов орнаментов. Воспроизвести один из коми орнаментов на странице рабочей тетради.

Коми народные музыкальные инструменты.  Сигудöк как представитель струнных, чипсан - духовых, брунган - ударных инструментов коми народа. Строение и звучание инструментов.

1

Узнавать традиционные музыкальные инструменты народа коми по определенным признакам. Классифицировать музыкальные инструменты по известному признаку (струнные, духовые, ударные музыкальные инструменты).

Человек как носитель традиционной культуры. Традиционная культура как отражение национальных особенностей. Национальная принадлежность.

1

Характеризовать себя как представителя определённой национальности через определение особенности языка, культуры, традиций, обычаев, образа жизни своей семьи.

Памятники и памятные места своего населенного пункта. Памятник - архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь выдающейся личности или исторического события. Памятник как отражение прошлого. Памятник «Вечная Слава» (г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая) - мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Подвиги земляков - участников Великой Отечественной войны.

1

Определять значение слов «память» и «памятник» путём сравнения однокоренных слов. Описывать памятники своего населённого пункта. Интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне. Готовить сообщение о подвигах земляков - участников Великой Отечественной войны и презентовать его в классе.

3.

«Человек и общество»

(11 часов)

История населенного пункта.

Названия улиц, достопримечательности. История школы. Знаменитые выпускники.

3

Рассказывать о своем населенном пункте, знаменитых земляках. Перечислять основные достопримечательности своего населённого пункта. Ориентироваться в окружающем микромире (дом, улица, школа).

Государственные символы Республики Коми. Герб, флаг, гимн. Смысловое значение флага. Семантика цветов: белого, зеленого, синего. Сравнение и сопоставление государственных символов Российской Федерации и Республики Коми. Текст гимна Республики Коми.

2

Характеризовать государственные символы Республики Коми. Находить общее и различное в государственных символах Российской Федерации и Республики Коми.

Прослушивать в записи гимны Российской Федерации и Республики Коми.

Республика Коми - многонациональный регион.

Народы, проживающие на территории Республики Коми. Государственные языки Республики Коми: коми и русский.

2

Перечислять основные народы, проживающие на территории Республики Коми.

Определять свою национальную принадлежность. Приводить примеры применения государственных коми и русского языков на территории Республики Коми.

Сельские поселения.

Характерные особенности сельских поселений Республики Коми.

2

Определять значение слов «село», «сельский».

Характеризовать облик села, особенности северных сельских поселений.

Подготовить и презентовать творческую характеристику-описание своего населённого пункта (для проживающих в сельской местности).

Города. Характерные особенности городских поселений Республики Коми.

2

Определять значение слов «город», «городской».

Называть характерные особенности городских поселений Республики Коми.

Находить общее и различное между селом и городом.

Подготовить и презентовать творческую характеристику-описание своего населённого пункта (для проживающих в городе).

                                                                               ИТОГО:

  34 часа

3 класс

1.

«Человек и природа»

( 9 часов)

Физическая карта Республики Коми. Условные обозначения природных ресурсов на карте.

1

Находить на физической карте Республики Коми свой населённый пункт, район.

Рассказывать по физической карте о природе Республики Коми.

Важнейшие полезные ископаемые Республики Коми. Нефть. Газ. Уголь. Свойства, способы добычи, использование.

3

Перечислять основные характеристики изученных полезных ископаемых.

Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых. Обозначать условными знаками на карте Республики Коми местонахождение изученных полезных ископаемых.

Природные зоны Республики Коми. Местоположение зон тундры, лесотундры и тайги на территории Республики Коми. Особенности хозяйственной деятельности людей, проживающих в условиях разных природных зон.

3

Показывать примерное расположение зон тундры, лесотундры и тайги на карте Республики Коми. Определять особенности хозяйственной деятельности людей, проживающих в условиях разных природных зон. Природоведческая экскурсия.

Памятники природы Республики Коми. Понятие памятника природы. Изучение одного из перечня памятников природы Республики Коми, своего населённого пункта, района.

2

Определять значение понятия «памятник природы». Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о памятниках природы Республики Коми, своего населённого пункта, района.

Описывать памятник природы своего населённого пункта, района.

2.

«Человек и культура»

(10 часов)

Культурное и историческое наследие. Наследие как «след», оставленный предыдущими поколениями. Перечень памятников историко-культурного наследия Республики Коми. «Бызовская» стоянка (Печорский р-н, правый берег р. Печоры, на берегу Бызовой курьи) как памятник историко-культурного наследия Республики Коми.

3

Определять значение понятия «памятник культурного наследия». Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о памятниках культурного наследия Республики Коми, своего населённого пункта, района.

Описывать памятник культурного наследия своего населённого пункта, района. Описывать внешний вид археологических памятников по изображениям и фотографиям.

Религия в жизни древних коми.

Сотворение мира в поверье коми- зырян. Ен и Омöль. Мифы о духах коми-зырян: Орт, Олыся, Вакуль, Ворса и Гажтöм. Олицетворение природы. Священные животные. Культ медведя и лося в мифах коми.

3

Рассказывать о поверьях коми- зырян.

Приводить примеры олицетворения природы и животных из изученных литературных произведений, русских народных сказок, мифов коми. Творческое задание: на основе работы с текстом подготовить к нему иллюстративный материал.

Стефан Пермский. Основатель Усть-Выми, миссионер. Древнепермская азбука - анбур. Зырянская Троица - уникальный памятник культуры коми народа. Коми народ - первый нерусский народ, вошедший в состав Московской Руси. Вклад Стефана Пермского в русское духовное возрождение XIV века.

4

Рассказывать о Стефане Пермском как исторической личности. Отмечать на «ленте времени» дату христианизации Коми края. Интерпретировать идейный смысл иконы «Зырянская Троица» и важность ее для межличностных отношений людей с древности до современности.

Определять значение принятия христианства в Коми крае.

3.

«Человек и общество»

(15 часов)

Усть-Вымь - средневековый город. Усть-Вымь - центр политической, экономической, культурной, духовной жизни Перми Вычегодской.

2

Описывать средневековый город Усть-Вымь.

Презентовать сочинения «Усть- Вымь. Путешествие в прошлое».

Участие коми в заселении Сибири в XVI - XVII вв. Коми в дружине Ермака. Участие коми в заселении Западной Сибири и основании сибирских городов в XVI в: Тобольск, Тюмень, Берёзов, Обдорск. Основание Мангазеи. Походы Фёдора Чукичева и Дмитрия Зыряна и их роль в освоении Восточной Сибири и дальнего Востока.

3

Определять значение понятия «землепроходец».

Перечислять основные города Сибири и Дальнего Востока, которые были освоены и заселены при непосредственном участии коми- зырян.

Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках. Презентовать рассказы об основании сибирских городов (но выбору).

Город Усть-Сысольск.  1780 год - появление на карте Российской Империи города Усть-Сысольск. Герб города Усть-Сысольска. Городское самоуправление. Застройка и внешний вид города. Храмы Усть-Сысольска. Покровская и Спасская церковь - образец устюжской школы архитектуры. Усть-Сысольск - Сыктывкар - «перекрёсток эпох».

4

Рассказывать о старинном городе Коми края - Устъ-Сысольске. Описывать, используя исторические источники, план и герб города. Определять значение города Усть-

Сысольска в жизни Коми края. Объяснять значение понятия «перекрёсток эпох»

Ульяновский монастырь. Роль церкви и духовенства в жизни коми народа. Церковно-приходские школы. Строительство Ульяновского Троице - Стефановского мужского монастыря. Этапы постройки. Хозяйственная жизнь монастыря. Ульяновский монастырь - центр духовного просвещения коми народа.

4

Рассказывать об Ульяновском монастыре.

Определять роль церкви и духовенства в жизни коми народа. Проектное задание: описание памятника культурного наследия Республики Коми, своей местности.

Георгиевская ярмарка. Торговля в Коми крае в XIX веке. Ярмарки, торжки и торговые заведения.

2

Перечислять основные товары, которые продавались на ярмарках. Выявлять роль торговли в жизни Коми края.

                                                                                 ИТОГО:

34 часа

4 класс

1.

«Человек и природа»

(4 часа)

Республика Коми на географической карте России. Северо-Западный регион. Регионы -«соседи» на карте Российской Федерации

1

Находить на физической карте России Республику Коми. Показывать регионы, граничащие с территорией Республики Коми.

Лес — природное богатство Республики Коми. Значение лесного хозяйства в жизни региона. Охрана леса. Заказники. Заповедники.

1

Определять значение слов «заповедь», «заповедник». Характеризовать лес как природное богатство Республики Коми. Объяснять значение лесного хозяйства в жизни региона. Выявлять роль охраны леса в жизни Республики Коми.

Памятники природы России.

Национальный парк «Югыд Ва». Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник. Маньпупунёр - памятник природы.

2

Рассказывать о памятниках природы России, находящихся на территории Республики Коми.

Находить общее и особенное между национальным парком и заповедниками.

Перечислять правила поведения в национальном парке и заповеднике.

2.

«Человек и культура»

(4 часа)

Музей — «хранитель времени».

Музей — учреждение культуры. Роль музея в жизни человека и общества. Разнообразие музеев в Республике Коми. Национальный музей Республики Коми. Постоянные экспозиции: отдел истории, отдел этнографии, отдел природы.

2

Определять роль музея в жизни человека и общества. Знакомиться с постоянными экспозициями Национального музея Республики Коми на его сайте. В ходе экскурсии в краеведческий музей знакомиться с историей и природой своей местности.

Финно-угорские народы.

Понятие родственные народы. Современные финно-угорские государства и регионы. Образ птицы Стерх в культуре северных финно - угорских народов. Однокоренные слова в современных финно-угорских языках как доказательство их родства и общности происхождения.

1

Определять понятие «родственные народы».

Исследовательская работа:

доказательство родства и общности происхождения финно-угорских народов на основе сопоставительного анализа объектов народной культуры (языка, традиций, обычаев, ремесел и др.).

Памятники нематериального культурного наследия Республики Коми. «Усть-Цилемская горка». Традиционные костюмы праздничного действа. Народные гуляния. Символика праздника. Традиционный Ижемский праздник «Луд». Прославление природы.

1

Определять понятие «нематериальное наследие». Показывать на карте Республики Коми Усть-Цильму и Ижму. Знакомиться по фотографиям в Интернете с праздниками «Усть- Цилемская горка» и «Луд». Выявлять общее и различное между традиционными русскими и коми народными праздниками.

3.

«Человек и общество»

(26 часов)

Человек и труд. Значение труда в жизни человека. Труд в русских и коми пословицах и поговорках.

1

Определять роль и значение труда в жизни человека.

Приводить примеры русских и коми пословиц и поговорок о труде. Выявлять общее и особенное между русскими и коми пословицами и поговорками о труде.

Основание Серёговских соляных промыслов в XVII в.

Строгановы. Серёговский солеваренный завод как памятник историко-культурного наследия Республики Коми федерального значения.

2

Описывать особенности добычи соли в XVII в.

Определять на карте Республики Коми месторасположение Серёговского солеваренного завода. Объяснять, почему Серёговский солеваренный завод стал памятником историко-культурного наследия Республики Коми федерального значения.

Основание и развитие Нювчимского, Нючпасского и Кажимского железоделательных и чугунолитейных заводов.

Особенности производства. Труд промышленников. Быт заводского рабочего. Кажымский чугунолитейный завод (Койгородский р-н, пос. Кажым) как памятник историко-культурного наследия Республики Коми федерального значения.

2

Описывать этапы производства чугунолитейной продукции. Определять на карте Республики Коми месторасположение Кажымского чугунолитейного завода. Рассказывать о быте заводского рабочего.

Объяснять, почему Кажымский чугунолитейный завод стал памятником историко-культурного наследия Республики Коми федерального значения.

Установление советской власти в Коми крае. Причины и последствия Октябрьской революции 1917 г. Переход власти в руки советов в Усть-Сысольском, Яренском и Печорских уездах. Последствия гражданской войны в Коми крае. Герои и жертвы гражданской войны. Домна Каликова - героиня коми народа. Создание Коми Автономной области 22 августа 1921 г. Александринская женская гимназия (г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 15) как памятник историко-культурного наследия Республики Коми федерального значения

2

Рассказывать о последствиях событий Октябрьской революции 1917 г. в истории Коми края. Отмечать на «ленте времени» даты основных исторических событий, происходивших в Коми крае. Приводить примеры героических поступков, рассказывать о людях, их совершивших.

Объяснять, почему Александринская женская гимназия стала памятником историко-культурного наследия Республики Коми федерального значения.

Коми АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Участие жителей Коми края в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной Войны. Массовый призыв воинов из Коми АССР в Заполярье на Карельский, Калининский фронты. Боевой путь 28 Невельской Краснознамённой дивизии. Трудовой героизм тружеников тыла. «Дети войны».

2

Рассказывать об участии жителей Коми края в Великой Отечественной Войне.

Объяснять значение выражения «победа ковалась в тылу». Встречаться с ветеранами войны, тружениками тыла, «детьми войны»; интервьюировать их. Обсуждать, в чем значение победы в Великой Отечественной войне для Республики Коми.

Развитие промышленности в Коми АССР в 1940-80-х годов. Строительство городов, заводов, дорог.

2

Характеризовать созидательную деятельность жителей Коми края в 1940-80-х гг.

Приводить примеры достижений в строительстве, промышленности за этот период.

В ходе экскурсии по своему населённому пункту выяснять, какие названия улиц возникли в этот период и какие реалии они отражают.

Угледобывающая промышленность. Воркута и Инта - центры угольной промышленности Республики Коми. Особенности добычи угля. Специфика труда шахтёров.

2

Показывать на карте Республики Коми города - центры угледобывающей промышленности республики.

Характеризовать особенности добычи угля.

Рассказывать о специфике труда шахтёров.

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграло развитие угледобывающей промышленности в судьбе семьи.

Нефтяная промышленность.

Ухта - нефтяная столица Европейского Севера. Нефтепроизводство - основные особенности. Продукция, изготавливаемая из нефти. Специфика труда нефтяников. Первая нефтескважина в России (г. Ухта, в районе р. п. Водный, на левом берегу реки Ухты, при впадении в неё реки Нефтьель) как памятник историко - культурного наследия Республики Коми федерального значения.

2

Показывать на карте Республики Коми центры нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности республики. Характеризовать особенности добычи нефти.

Рассказывать о специфике труда нефтяников.

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграло развитие нефтяной промышленности в судьбе семьи.

Газодобывающая промышленность. Районы добычи. Значение, способы добычи голубого топлива. Газопровод «Сияние севера». Специфика труда газовиков.

2

Показывать на карте Республики Коми города - центры газодобывающей промышленности республики.

Характеризовать особенности добычи газа.

Рассказывать о специфике труда газовиков.

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграло развитие газодобывающей промышленности в судьбе семьи.

Лесозаготовительная промышленность. Развитие лесозаготовок. «Удорская Болгария». Создание Сыктывкарского лесопромышленного комплекса. Всесоюзная стройка.

2

Показывать на карте Республики Коми центры лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности республики. Рассказывать о Сыктывкарском лесопромышленном комплексе. Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграло развитие лесозаготовительной промышленности в судьбе семьи.

Сельское хозяйство.  Тепличное и полевое растениеводство. Труд растениеводов. Животноводство. Сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы. Содержание и разведение домашних животных. Специфика труда животноводов.

1

Характеризовать особенности растениеводства и животноводства в Республике Коми. Рассказывать о специфике труда животноводов и растениеводов. Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграло развитие сельского хозяйства в судьбе семьи.

Производственная экскурсия в тепличное или фермерское хозяйство.

Развитие спорта в Республике Коми.  Спорт в жизни человека. Лыжные гонки - национальный вид спорта. Знаменитые спортсмены - лыжники Республики Коми: Р.П. Сметанина, Н.С. Бажуков, В.В. Рочев. Спартакиада народов Севера «Заполярные игры».

1

Выявлять роль спорта в жизни человека.

Рассказывать о знаменитых спортсменах Республики Коми. Интервьюировать взрослых членов семьи о том, как отражаются занятия спортом на здоровье человека.

Территориальное деление Республики Коми.

Административная карта Республики Коми. Города (Воркута, Инта, Усинск,

Печора, Ухта, Сосногорск, Вуктыл, Сыктывкар) и районы (Усть- Цилемский, Ижемский, Удорский, Княжпогостский, Усть-Вымский, Сыктывдинский, Корткеросский, Усть- Куломский, Троицко-Печорский, Сысольский, Прилузский, Койгородский). Месторасположение на карте Республики Коми; географические особенности; история возникновения города (района); герб города (района); экономическое развитие города (района); культурная жизнь города (района), достопримечательности, национальные традиции и особенности.

2

Находить на административной карте Республики Коми свой город (село) и район.

Извлекать информацию из дополнительных источников, Интернета о своем населённом пункте.

Составлять план-описание своего города или района (месторасположение на карте Республики Коми; географические особенности; история возникновения города (района); герб города (района); экономическое развитие города (района); культурная жизнь города (района), достопримечательности, национальные традиции и особенности) и рассказывать о своём населённом пункте по плану.

Правительство Республики Коми. Глава Республики - высшее должностное лицо и руководитель Правительства Республики Коми. Кабинет министров. Ответственность правительства перед народом.

2

Определять роль Главы в развитии Республики Коми.

Приводить примеры взаимодействия правительства и граждан Республики Коми.

Творческое задание: предложения главе города (района) об улучшении жизни его жителей.

Сыктывкар — столица Республики Коми.  Сыктывкар - политический, экономический, культурный центр республики.

1

Находить на карте Республике Коми Сыктывкар.

Определять различия понятий «столица малой родины» и «столица большой родины».

Извлекать информацию из дополнительных источников, Интернета о столице Республики Коми.

Рассказывать о Сыктывкаре как о политическом, экономическом и культурном центре республики.

                                                                                  ИТОГО:

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе «Мир, в котором Я живу»

Продолжительность программы :  4 года. Возраст обучающихся :  7 -11 лет.  Основные направления работы:1.              «Я...

Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"

Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...

Программа факультатива "Край, в котором я живу"

Основная цель программы:обогащение знаний детей о родном крае.Предполагаемые результаты реализации программы:- повышение  учебной  мотивации,  познавательных  способностей;- соверш...

программа кружка "Мир, в котором я живу"

Экологический кружок для учащихся 2 классов...

Город, в котором я живу. Город, который я люблю. Город, которым я горжусь

Сценарий внеклассного занятия по окружающему миру, посвященного истории родного города-героя Волгограда. Материал можно использовать на классном часе ко дню города....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» на 2023-2024 учебный год Направление: коррекционно-развивающее

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталост...