Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» на 2023-2024 учебный год Направление: коррекционно-развивающее
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью.
Цель курса – успешная социализация детей к окружающему миру.
Задачи курса:
- создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
- вовлекать детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям.
- развивать чувства собственного достоинства;
- повышать уверенности в себе;
- реализовывать себя в поведении и деятельности;
- утверждать свои права и собственные ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kursu_vneurochnoy_deyatelnosti_-_kopiya.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Мир, в котором я живу»
на 2023-2024 учебный год
Направление: коррекционно-развивающее
Выполнили: Абалян Е.В., учитель начальных классов
Самойлова С.Г., учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью.
1.Цели и задачи курса.
Цель курса – успешная социализация детей к окружающему миру.
Задачи курса:
- создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
- вовлекать детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям.
- развивать чувства собственного достоинства;
- повышать уверенности в себе;
- реализовывать себя в поведении и деятельности;
- утверждать свои права и собственные ценности.
2.Общая характеристика курса.
Актуальность программы определена тем, что в современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ.
Новизна программы в том, что она направлена на социализацию детей с ОВЗ. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Личное и социальное благополучие любого человека зависит от его успешного труда, условий его быта, интересного досуга. Но у детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудится, зарабатывать себе на жизнь, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.
Программа «Мир, в котором я живу» должна способствовать социальной адаптации ребенка, с учетом его особенностей, а так же показать, что данные особенности отличают его от других, способствуют формированию его индивидуальности и уникальности, а так же способствуют полноценной жизни в обществе. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. На уроках важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к окружающему миру, интеграцию обучающегося в общество.
3.Описание места курса в модели внеурочной деятельности.
В соответствии с моделью внеурочной деятельности рабочая программа «Мир, в котором я живу» во 2 классе реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год.
4.Ценностные ориентиры курса.
Программа составлена на основе следующих принципов и подходов:
1. Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
2. Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки).
3. Культуросообразности (ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
4. Систематичности, последовательности, наглядности обучения.
5. Планируемые результаты освоения
программы внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу»
Реализация программы должна способствовать развитию детей с ограниченными возможностями, созданию условий для организации досуга и полноценного общения детей-инвалидов.
Итоговыми результатами социальной эффективности реализации программы станут:
- решение проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с ОВЗ;
- участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
- возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
- формирование навыков общения с детьми с ОВЗ;
- развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:
- Что такое индивидуальность и как ее раскрыть
- Что такое дружба и из чего она складывается
- Что такое уважение и как оно проявляется
- Что такое гигиена и здоровье
- Что такое увлечения и какими они бывают
Уметь:
- Представлять себя
- Рассказывать о себе
- Выстраивать дружеские отношения
- Соблюдать требования гигиены
- Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
- Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
- Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
-целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики
-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению
-готовность и способность вести диалог с другими людьми (идентификация себя как полноправного субъекта общения)
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах
-понимание ценности здорового образа жизни
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
-саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий
-планированию для определения последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
-целеполаганию для постановки задачи
- Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
6.Содержание курса.
2 класс:
Раздел 1: Знакомство (4 часа). Что значит моё имя? Ассоциации. Практикум: Рисунок имени. Ласковое имя.
Раздел 2: Кто я и как я выгляжу(5 часов). Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена (2 часа). Практикум: Тест на тему «Личная гигиена».
Раздел 3: Круг друзей (6 часов). Знакомство с понятием «дружба». Мой лучший друг. Законы дружбы. Я глазами своих товарищей.Практикум: Чтение и анализ отрывков из повести Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».Тест«Лесенка».
Раздел 4: Загадки общения.(9 часов) Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. Умение общаться. Правила ведения беседы. Что такое «Общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. Практикум: Игровые ситуации «Мы в театре». Практикум: «Мы в кино». Практикум: Телефон доверия.
Раздел 5: Мир взрослых. (5 часов). Уважение к старшим. Семья, родители, родные. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. История моей семьи. Практикум: Рисование на тему «Дружная семья».
Раздел 6:Мир увлечений (5 часа). Что такое увлечение? Мир увлечений. Мои увлечения. Практикум: Рассказ о своем увлечении.
7.Информационно-методическое обеспечение
- Запирова Ю.Р. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам. –М.: Чистые пруды, 2007.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Лютова Е.К., Мотина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.- М.: Детство-Пресс, 2000.
- Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе. — М.: Эксмо-пресс, 2001.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 208 с.
8.Оценочные материалы
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность первичной социализации | Социальная автономность (наличие позитивной Я-концепции, высокий уровень самоуважения, самопринятия, чувство собственного достоинства) | «Рисунок имени» |
Внешняя культура поведения (культура речи, аккуратность, подтянутый внешний вид и т.д. | Тест по теме: «Личная гигиена» | |
Социальная адаптированность (Степень овладения социальными нормами, ролями, характерными для общества в различных сферах жизнедеятельности) | Тест«Лесенка». Рассказ о своем увлечении. | |
Степень сознательности и дисциплинированности (уровень самоконтроля и саморегуляции). | Создание памятки поведения в общественных местах. |
Приложение 1
«Рисунок имени»
Инструкция:
Для работы необходимы цветные карандаши (или фломастеры) и лист бумаги формата А4, разделенный тонкими линиями простым карандашом на три равные части.
Сначала участникам предлагается визуализировать имя, которое вызывает отрицательные эмоции, по каким-либо причинам неприятно, не нравится. Нужно абстрактно изобразить это имя, используя цвет, форму, линию. Важно избегать узнаваемых образов, пиктограмм, символов-штампов. Рисунок должен отражать спонтанную реакцию участника на имя.
Далее нужно представить себе и нарисовать имя, которое вызывает положительные эмоции, нравится.
Третий рисунок — собственное имя.
Поскольку точные расчеты в баллах не предусмотрены, то инструкция не содержит ограничений в выборе цвета и изобразительных средств. Можно использовать любые цвета, которые, по мнению автора, подходят к данному имени.
При анализе каждого рисунка важно учитывать собственную, авторскую интерпретацию, что позволит лучше понять субъективный опыт рисовальщика. Словом, здесь необходима вербальная обратная связь в любой форме, например, можно попросить участника ответить на вопрос: «Что ты видишь?»
Тест по теме: «Личная гигиена»
Вопрос № 1
Нужно ли умываться утром и вечером?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 2
Можно ли не мыть руки после туалета, перед едой?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 3
Нужно ли мыть руки после игры с животными?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 4
Можно ли перед сном не мыть ноги?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 5
Нужно ли регулярно мыть тело?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 6
Нужно ли следить за чистотой волос?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 7
Нужно ли регулярно стричь ногти?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 8
Можно ли пользоваться чужой расческой, самому стричься чужими ножницами?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 9
Можно ли грызть ногти?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 10
Нужно ли иметь отдельную кровать, свое постельное белье, полотенце?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 11
Можно ли мерить и носить чужие головные уборы, одежду, обувь?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 12
Нужно ли тщательно мыть посуду горячей водой?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 13
Можно ли есть немытые сырые овощи, фрукты и ягоды?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 14
Можно ли пить сырую воду из открытых водоемов (река, озеро, колодец)?
1. Да.
2. Нет
Вопрос № 15
Нужно ли ежедневно (утром и вечером) чистить зубы?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 16
Можно ли не лечить больной зуб?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 17
Можно ли зубами грызть орехи, сахар, карамель, ручки, карандаши?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 18
Нужно ли при кашле и чихании пользоваться носовым платком?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 19
Можно ли плевать куда попало?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 20
Нужно ли регулярно проветривать помещения?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 21
Нужно ли убираться влажным способом?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 22
Нужно ли навещать заразного больного без необходимости?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 23
Нужно ли делать прививки от инфекционных заболеваний?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 24
Нужно ли уничтожать мух?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 25
Нужно ли обращаться за медицинской помощью при получении царапин, ссадин, ран?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 26
Можно ли скрывать сведения о получении укусов от животных?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 27
Нужно ли делать прививки домашним животным?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 28
Можно ли брать животных в постель?
1. Да.
2. Нет.
Вопрос № 29
Можно ли гладить бездомных животных?
1. Да.
2. Нет.
Ответы:
Да - 1, 3, 5, 6, 7,10, 12, 15, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 27
Нет - 2, 4, 8, 9, 11, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 26, 28, 29
Памятка поведения в общественных местах.
Инструкция: Изучив правила поведения в общественных местах, составь советы для твоего ровесника, что нужно делать, а чего стоит избегать. Оформи памятку в виде рисунка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Край, в котором я живу" для учащихся 1-4 классов...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город, в котором я живу…» направление «социальное» для учащихся 1-4 класса
Данная программа разработана с целью формирования основ петербургской идентичности и развитию культурного самосознания юного петербуржца посредством обращения к историко-культурному наследию города...
Рабочая программа пр курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1-4 классы на 2019-2020 учебный год
Рабочая программавнеурочной деятельности «Занимательная математика»» 1 – 4 классы на 2019-2020 учебный год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность «Учусь учиться» для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность "Учусь учиться" для 1 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Логопедические занятия» для 1 «Б» класса на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для 1 «Б» класса составлена на основе Приказа Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «об у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Сенсорное развитие» для 1 «В» класса на 2023-2024 учебный год
Цель:обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.Задачи:формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем мн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса внеурочной деятельности «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» (индивидуальные занятия) для 3 класса (вариант 2.2) на 2024 – 2025 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса внеурочной деятельности«Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»(индивидуальные занятия) для 3 класса(вариант 2.2)...