РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Рассказы по истории Самарского края »
рабочая программа по истории (4 класс)
Данная программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Рассказы по истории Самарского края» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся общего представления об истории Самарского края как части истории России;
- обеспечение включенности младших школьников в исторический процесс в качестве преемников культурного наследия, созданного поколениями предков;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно относящегося к историческому наследию своей страны, малой
Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazy_po_istorii_sam._kraya.docx | 57.35 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2
с. Обшаровка муниципального района Приволжский Самарской области
Рассмотрено | Проверено | Утверждаю: |
на заседании | зам. директора по ВР: | Директор ГБОУ СОШ № 2 |
методического объединения | с.Обшаровка | |
Протокол № ___ | __________/Е.В. Кузина/ | _________ /О.Р.Кузнецова / |
от «____» ________ 20____г. | «____»____________20____г | «_____»__________20___г |
Руководитель МО: |
| |
___________ /_______________/ |
|
РЕКОМЕНДОВАНО
Координационным советом
учебно-методических объединений
в системе общего образования
Самарской области
(протокол №-27 от 21.08.2019г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Рассказы по истории Самарского края »
Направление: духовно - нравственное
Класс: 4
Разработчик программы:
Кузнецова Г.М.
учитель начальных классов
2019- 2020учебный год
Пояснительная записка
Настоящее положение разработано в соответствии с нормативной базой организации внеурочной деятельности:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.15 № 1575).
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 г. № 85; Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 г. № 72; утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81).
- Письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
- Письмом Министерства образования и науки Самарской области от 17.02.2016 № МО-16-09-01/173-ту «О внеурочной деятельности»
- Уставом образовательного учреждения ГБОУ СОШ № 2 с. Обшаровка
Данная программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Рассказы по истории Самарского края» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся общего представления об истории Самарского края как части истории России;
- обеспечение включенности младших школьников в исторический процесс в качестве преемников культурного наследия, созданного поколениями предков;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно относящегося к историческому наследию своей страны, малой
Родины.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование у обучающихся национального самосознания, познавательного интереса к истории малой Родины;
∙ формирование уважительного отношения к населенному пункту, региону,
к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- приобщение обучающихся к социальному опыту предшествующих поколений, духовно-нравственным и культурным ценностям, к многовековой российской истории.
Специфика курса «Рассказы по истории Самарского края» состоит в следующем:
- познание истории Отечества через историю городов региона, старейших сёл, населенных пунктов;
- историко-антропологический подход – изучение деяний великих земляков (от князя Г. Засекина до земляков-космонавтов; изучение бытовой истории рядовых самарцев и их повседневной жизни);
- цивилизационный подход - понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса – связь истории региона с мировой историей;
- изложение материала в доступной для младших школьников форме, форме рассказа.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. В процессе изучения учебного курса «Рассказы по истории Самарского края» младшие школьники используют умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, что способствует рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика учебного курса
Курс «Рассказы по истории Самарского края» в начальной школе направлен на формирование у младших школьников общего представления об истории Самарского края. Содержание курса позволит продолжить формирование познавательного интереса у детей к изучению своего города, села, населенного пункта. предоставив каждому ребенку возможность соприкоснуться с прошлым посредством легенд и сказаний о крае, рассказов о выдающихся земляках и важных событиях, природных и исторических памятниках края.
- основе изложения учебного материала курса лежит хронологический подход
– от волжской пристани Сомар до строительства крепости; от князя Г. Засекина до образования Самарской губернии; от первых губернаторов до Первой мировой войны и революции; от событий гражданской до Великой Отечественной войны;
от строек XX века до мирового футбола в Самаре.
В программе существенное внимание уделяется судьбам людей, жившим
- Самарском крае, которые внесли огромный вклад в историю не только края, но и России и мира.
- преподавании курса «Рассказы по истории Самарского края» используются разнообразные методы и формы обучения. Формами организации занятий могут быть занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера.
Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение курса «Рассказы по истории Самарского края» отводится по 1 часу в неделю в 4 классе начальной школы. Программа рассчитана на 34 учебных часа (34 учебные недели).
Характеристика личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса
Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- проявление устойчивого интереса к историческому прошлому своей страны и малой Родины; осознание значимости изучения краеведения для личного
развития;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа и народов, живущих рядом;
- развитие навыков бесконфликтной коммуникации со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью сознательно организовывать и регулировать свою деятельность по изучению истории родного края;
- освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- умение работать с учебной и внешкольной информацией по истории родного края, использовать современные источники информации;
- развитие навыков сотрудничества, коллективной работы; освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты:
- овладение целостным представлением об историческом пути народов родного края как неотъемлемой части истории своей страны и человечества в целом;
- понимание особой роли Самарского края в истории России и мировой истории, воспитание чувства гордости за достижения малой Родины;
- сформированность уважительного отношения к прошлому и настоящему России, родного края, семьи;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности;
- готовность применять полученные знания для выявления и сохранения исторического и культурного наследия своего края и страны.
Содержание учебного курса
Введение. 1 час. Край, в котором ты живешь. Его история в новом учебном курсе.
Рассказ «Реки Волга и Самара». 1 час.
Самарский край – волжский край. Мы – волжане. Волга-матушка. Река-труженица. Река Волги на современной карте России и на карте Птолемея. Волга – древний водный путь. Князь Александр Невский и купец Афанасий Никитин на Волге. Человек подчинил реку. Река Самара – приток Волги. Самарское урочище. Засамарская слобода и современное Засамарье. Легенда о двух реках.
Термины:
Гидроэлектростанция – сооружение на реке, которое преобразует энергию падающей воды в электричество.
Золотая орда – государство, созданное монголами в 13 в. и распавшееся в 15 в.
Слобода – поселение за стенами крепости.
Стрелка рек – остроугольный участок берега, который образуется слиянием рек.
Урочище – участок, отличающийся от окружающей местности.
Рассказ «Жигули – природная жемчужина Самарского края». 1 час.
Жигули – горы внутри Самарской луки. Природоохранные зоны: национальный парк «Самарская лука» и Жигулевский заповедник. Геологические древности Жигулевских гор. Туристический маршрут «Жигулёвская кругосветка». Природные памятники Самарской луки. Легенда о Соколе и Жигуле.
Термины:
Альпинисты — спортсмены или туристы, занимающиеся восхождением на горы. Археологи — учёные, изучающие историю по материальным остаткам жизни и деятельности людей (орудиям труда, украшениям, оружию и другому). Барды — авторы-исполнители песен.
«Жигулёвская кругосветка» — кольцевой речной маршрут вокруг Самарской Луки.
Кольчуга — старинный воинский доспех в виде рубахи из металлических колец.
Курган — невысокая гора.
Утёс — отвесная скала, каменный обрыв.
Рассказ «Волжская пристань Сомар (Самар)». 1 час.
Волжская пристань Сомар на карте братьев Пиццигани. Волжская пристань Самар на карте Фра Мауро.
Рассказ «Битва на Кондурче». 1 час.
Самарский край в составе Золотой Орды. Хан Золотой Орды Тохтамыш и эмир Самарканда Тимур (Тамерлан). Сражение армий Тохтамыша и Тимура на Кондурче. Современные этно-исторические фестивали на территории Красноярского района.
Термины:
Империя — большое по размерам государство, включающее территории других народов и стран.
Хан — титул правителя, владетельного лица в некоторых восточных странах.
Эмир — в странах Востока правитель, равнозначный князю.
Рассказ «Предсказание митрополита Алексия». 1 час.
Митрополит Киевский и всея Руси Алексий. Легенда о предсказании святителя Алексия. Алексий – небесный покровитель Самары. Часовня святителя Алексия в Самаре.
Термины:
Дань — плата, которую победитель берёт с побеждённого.
Известняк — горная порода, строительный материал.
Митрополит — глава Русской православной церкви в X—XVI (10—16-м) веках.
Святитель — высшее церковное лицо, после кончины признанное церковью святым.
Ставка — место расположения главного военачальника.
Отшельник — религиозный человек, который отказался от общения с другими людьми и переселился в безлюдное место. Преподобный — праведный, святой.
Даты: 1357 г. – путешествие митрополита Алексия по Волге, остановка на самарской земле.
Рассказ «Волжская вольница». 1 час.
Окраинные земли на Волге. Волжская вольница: национальный и социальный состав, занятия, средства перемещения. Атаманы волжской вольницы. Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири. Вытеснение волжской вольницы из Самарского края. Самарские топонимы и гидронимы, связанные с волжской вольницей.
Термины:
Атаман — выборный начальник у казаков.
Ватага — группа людей, собравшихся для какого-то общего дела или промысла.
Воевода — начальник войска.
Вольница — в старину люди, бежавшие от подневольной жизни, селившиеся на окраинных землях Российского государства.
Ногайская Орда — государство, располагавшееся в Нижнем Поволжье. Выделилось из состава Золотой Орды в конце XIV (14-го) — начале XV (15-го) века. Посол — представитель, посланник государства.
Рассказ «Князь Засекин — основатель крепости Самара». 1 час.
Политика Русского государства на восточных границах. Волжский торговый путь. Биография основателя Самары Григория Засекина. Строительство крепости Самары. Увековечение памяти Засекина в Самаре.
Термины:
Барельеф — выпуклое скульптурное изображение фигур или орнамента на плоскости. Гарнизон — часть войска, охраняющая город, крепость.
Караван — следующие друг за другом вьючные животные, перевозящие грузы и людей в пустыне или в степи.
Кочевники — племена, перемещающиеся с места на место.
Стрельцы — в Российском государстве постоянное войско, вооружённое огнестрельным оружием.
Даты: 1586 г. – основание крепости Самары.
Рассказ «Степан Разин в Среднем Поволжье». 1 час.
Донской казак Степан Разин. Разинцы в Самаре и на Самарской луке. Народные предания о Разине и его соратниках. Увековечение памяти Степана Разина в Самарском крае.
Термины:
Бархат — шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким густым ворсом. Казна — в данном случае — ценности, принадлежавшие городу. Мятежный — принимающий участие в мятеже, то есть в бунте, восстании. Сан — звание, связанное с почётным положением, высокой должностью; звание священнослужителя.
Струг — плоскодонное парусно-гребное судно для перевозки людей и грузов.
Патриарх — с XVI (16-го) века титул главы Русской православной церкви.
Проспект — большая, обычно широкая и прямая улица.
Даты: 1670 г. – занятие Самары разинцами.
Рассказ «Рыбный и соляной промыслы Самарской Луки». 1 час.
Рыбное изобилие Волги. Рыбный промысел: способы ловли, заготовка и транспортировка рыбы. Соляной промысел на Самарской луке. Технология добычи соли. Голландский путешественник Ян Стрейс о соледобыче в Самарском крае.
Термины:
Варница — закрытое помещение для выварки соли.
Монастырь — религиозная община монахов (или монахинь), живущая по единым правилам.
Невод — большая рыболовная сеть.
Пуд — старинная русская мера веса, равная 16,5 кг.
Промысел — занятие, ремесло, производство как источник для добывания средств существования.
Ярмарка — крупный рынок, периодически устраиваемый в определённое время и на постоянном месте.
Рассказ «Пётр I и Самарский край». 1 час.
Переименование Самары из крепости в город. Азовский поход Петра I и следование русской военной флотилии на виду Самары. Корнелий де Бруин о Самаре 1703 года. Упоминание реки Сок в первом номере газеты «Ведомости». Посещение Самары императором Петром I в 1722 году. Добыча серы в Самарском крае. Командировка придворного медика Готлиба Шобера в Самарский край по поручению Петра I.
Термины:
Верста — старинная русская мера длины, равная 1,06 километра.
Император — титул главы Российского государства с 1721 по 1917 год.
Сподвижник — помощник в важном и трудном деле.
Даты: 1722 г. – посещение Самары императором Петром I.
Рассказ «Василий Татищев и Оренбургская экспедиция». 1 час.
Государственная задача освоения заволжских земель. Оренбургская экспедиция. Начальники Оренбургской экспедиции. Деятельность Оренбургской экспедиции в Самаре. Основание Ставрополя-на-Волге. Увековечение памяти Татищева в Тольятти.
Термины:
Осёдлый — постоянно проживающий на одном месте.
Реликвия — предмет, который почитают как очень ценный и памятный.
Университет — учебное заведение, в котором получают высшее образование.
Экспедиция — путешествие с определённой целью.
Даты: 1736 - 1743 гг. – нахождение штаба Оренбургской экспедиции в Самаре.
Рассказ «Мятежные крепости Самарского края». 1 час.
Предводитель народного восстания Емельян Пугачев. Крепость Самара накануне ее занятия пугачевцами. Отряд атамана Арапова в Самаре. Поражение пугачевцев под Самарой и захват Самары отрядом правительственных войск. Расследование Г. Р. Державина о переходе самарцев на сторону Пугачева.
Термины:
Амбар — строение для хранения зерна, припасов, вещей или товаров.
Бургомистр — глава города.
Вал — длинная земляная насыпь.
Конвой — вооружённый отряд, охраняющий кого-либо или что-либо.
Комендант — начальник крепости.
Крепостник — владелец крепостных крестьян, которыми он мог распоряжаться по своему усмотрению, например наказать или продать. Манифест — торжественное письменное обращение правителя.
Молебен — краткое богослужение.
Мятежник — участник мятежа, то есть бунта.
Набат — сигнал к сбору людей, подаваемый ударом колокола.
Пехота — войско, передвигавшееся пешком.
Ссыльный — человек, которого выслали с места жительства в наказание за проступок или преступление.
Староста — человек, управляющий делами какого-нибудь небольшого коллектива.
Даты: 1773 г. – захват Самары пугачевцами.
Рассказ «Гербы городов: учимся понимать символы родной земли». 1 час. Структура герба города. Герб города Сызрани. Герб города Тольятти. Герб
города Самары.
Термины:
Ладья — небольшое парусное судно или лодка.
Даты: 1683 г. – основание крепости Сызрань.
Рассказ «Самарцы в Отечественной войне 1812 года». 2 часа.
Краткий обзор войны с Наполеоном. Самарцы – участники боев с французами в составе русской армии. Денис Давыдов в Сызранском уезде. Самарцы в Симбирском ополчении. Пленные французы в Самаре. Самарский городничий Иван Алексеевич Второв.
Термины:
Городничий — начальник небольшого города.
Губерния — большая область или округ в составе государства.
Гусар — конный воин из частей лёгкой кавалерии.
Натиск — стремительное движение.
Маршал — высшее воинское звание в некоторых армиях.
Ополчение — войско из лиц, не состоящих на военной службе.
Партизаны — люди, добровольно взявшиеся за оружие, ведущие боевые действия на территории, занятой противником.
Поручик — офицерский чин в русской армии.
Уезды — области, на которые делились губернии.
Рассказ «Образование Самарской губернии». 1 час.
Открытие Самарской губернии. Краткий географический и этнический обзор новой губернии. Уезды. Губернатор К. К. Грот. Цивилизационные изменения в Самарской губернии и в губернском центре. Герб Самарской губернии.
Термины:
Андреевская лента — лента голубого цвета в гербах губернских городов и для ордена Святого Андрея Первозванного.
Волость — территория, состоявшая из нескольких сёл и деревень с окружающей их землей; несколько волостей составляли уезд.
Гимназия — общеобразовательное среднее учебное заведение.
Квартал — часть города, ограниченная несколькими пересекающимися улицами.
Колонисты — переселенцы из другой местности или государства.
Проценты — плата за пользование взятыми взаймы деньгами.
Типография — учреждение для печатания книг, газет, журналов.
Даты: 1851 г. – основание Самарской губернии.
Рассказ «Хлебный край». 1 час.
Самарский край как центр производства зерна и торговли хлебом в России.
Путь хлебных зёрен от поля до потребителя. Самара – центр хлеботорговли.
Конкурентное преимущество самарских купцов.
Термины:
Баржа — грузовое судно, которое перемещается буксиром или толкачом.
Обмолот — извлечение зерна из колоса.
Рассказ «Труженица Волга. Бурлаки и пароходы». 1 час.
Волга – древний торговый путь. Состав бурлацкой артели. Бурлацкий труд. Трудовая основа песни «Дубинушка». Картина Репина «Бурлаки на Волге». Буксирные пароходы. Речное пассажирское сообщение. Говорящие названия волжских пароходов.
Термины:
Бечева — прочная верёвка, канат.
Лохань — деревянная посуда круглой или овальной формы с невысокими краями.
Даты: 1871 г. – посещение Самары императором Александром II.
Рассказ «Первый паровоз в Самарском крае». 1 час.
Начало строительства железных дорог в России в XIX веке. Вокзалы
- железнодорожные ветки на правобережье и левобережье Самарского края. Сызранский мост через Волгу. Новый железнодорожный вокзал в Самаре.
Термины:
Инженер — учёный-строитель различного рода сооружений. Железнодорожная ветка — рельсовый путь для поездов.
Даты: 1880 г. – открытие Александровского (Сызранского) моста.
Рассказ «Городской голова Пётр Алабин». 1 час.
Краткие биографические сведения о П.В.Алабине. История Самарского знамени от идеи его создания до статуса национальной реликвии. Дела Алабина на благо Самары и Самарского края: театр, водопровод, публичная библиотека, музей, традиция празднования Дня города, книги по истории Самары и Самарского края.
Термины:
Арабеска — орнамент из стилизованных листьев, цветов, фигур, выполненный в восточном стиле.
Грот — неглубокая пещера с широким входом.
Кирилл и Мефодий — братья-монахи, создатели славянской азбуки; причислены христианской церковью к лику святых.
Древко — длинный шест, на который навешивается полотнище знамени, флага, насаживается острие копья.
Полотнище — большой широкий кусок материи.
Османская империя — государство, сложившееся в XV (15-м) веке в результате завоеваний турок-османов и распавшееся в начале XX (20-го) века. Ополченец — участник ополчения.
Оранжерея — застеклённое помещение для выращивания и содержания растений.
Эмаль — стекловидная бесцветная масса, окрашиваемая в различные цвета.
Эскиз — предварительный набросок рисунка, картины.
Даты: 1876 г. – создание Самарского знамени. 1877 г. – вручение Самарского знамени болгарским ополченцам.
Рассказ «Технический прогресс в жизни горожан». 1 час.
Человек и технический прогресс. Первые телефоны в России и Самаре.
Синематограф в Самаре. Первые автомобили в Самаре.
Термины:
Интерьер — внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.
Синематограф — название кинематографа в первые годы его существования, прибор для демонстрации на экране движущихся картин, а также помещение, театр для публичной демонстрации таких картин.
Рассказ «Самарский край в годы войн и революций». 2 часа.
Революционные выступления в городах и селах Самарской губернии. Жители Самарской губернии в годы Первой мировой войны. Революционный 1917 год. В.И. Ленин и Самара. Революционную власть в Самаре. В.В. Куйбышев. Гражданская война на территории Самарского края. Электрификация России и самарец Г.М. Кржижановский. Борьба с неграмотностью и развитие системы образования в Самарском крае в 20 – 30-е гг. XX века.
Термины:
Госпиталь — больница (чаще военная).
Династия — правители, которые принадлежат к одной семье и возглавляют государство друг за другом (сын за отцом, младший брат за старшим).
Институт — специальные учебные заведения, где получают высшее образование.
Помещик — землевладелец.
Реальное училище — среднее учебное заведение, в котором упор делался на преподавании естественных и точных наук (математика, ботаника, зоология и другие).
Республика — форма правления, при которой верховную власть в стране выбирает народ.
Революция — внезапная перемена, переворот в жизни общества. Экзамен — проверка знаний по какому-либо учебному предмету. Электрификация — переход к использованию электричества взамен других видов энергии (например, пара).
Энергетик — специалист по разным видам энергии.
Даты: 1935-1991 гг. – город Самара именуется Куйбышевом.
Рассказ «Война народная, священная война». 2 часа.
Великая Отечественная война. Наши земляки-герои на фронтах войны и увековечение их имен. Куйбышев – запасная столица. Военный парад в г. Куйбышеве 7 ноября 1941г. Бункер Сталина. Промышленный район Безымянка. Производство штурмовиков Ил-2. Памятник Ил-2 в Самаре. Заводы Куйбышевской области – для фронта. Героический труд взрослых и подростков. Переселенцы и госпитали
- Куйбышевской области. Героический лётчик Алексей Маресьев в Куйбышеве. Повседневная жизнь людей в годы войны. Диктор Юрий Левитан в Куйбышеве.
Термины:
Беженцы — люди, покинувшие место проживания из-за войны. Бункер — бетонированное подземное укрытие, убежище.
Диверсант — военный, который разрушает, выводит из строя объекты военного и государственного значения в тылу противника.
Диктор — работник радиовещания или телевидения, читающий текст перед микрофоном.
Совинформбюро (Советское информационное бюро) — информационное бюро,
которое в годы Великой Отечественной войны информировало население о положении на фронтах.
Капитуляция — прекращение военных действий и сдача победителю на условиях, им предъявленных.
Магистраль — широкая и прямая городская улица, обычно с интенсивным
движением по ней транспорта.
Продовольственный паёк — количество продуктов питания, выдаваемое на определённый срок (например, на день, неделю, месяц).
Полигон — место, где роисходят артиллерийские учения, пальба из орудий.
Постамент — основание памятника.
Призывник — человек, который призывается на военную службу.
Штурмовик — боевой самолёт для атаки наземных целей.
Эвакуация — организованный вывоз населения и имущества в случае опасности во время военных действий или стихийных бедствий.
Даты: 7 ноября 1941 г. – проведение военного парада в г. Куйбышеве.
Рассказ «Большие стройки XX (20-го) века». 2 часа.
- век – век развития техники и гигантских строек. Строительство Жигулёвской ГЭС. Волжский автомобильный завод. Шоколадная фабрика «Россия».
Термины:
Карьер — место добычи песка, камня.
Конвейер — устройство непрерывного действия для передвижения изделий от одного рабочего к другому.
Ралли-марафон — гонка на длинные дистанции по пересечённой местности, проходящая в течение нескольких дней.
Створ — место у реки, где производится измерение расхода воды и исследование водного режима реки.
Шлюз — сооружение на реке для пропуска судов при разном уровне воды на пути их следования.
Даты:
1957 г. – ввод в строй Жигулевской ГЭС.
1964 г. – переименование города Ставрополя-на-Волге в Тольятти. 1970 г. – ввод в строй Волжского автомобильного завода (ВАЗа).
Рассказ «Космическая столица». 2 часа.
Выдающийся учёный и конструктор С.П. Королёв. Центральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ) и завод «Прогресс». Д.И. Козлов
– конструктор ракетно-космической техники. Космонавт Юрий Гагарин в Куйбышеве до и после полета. Космонавты – уроженцы Самарского края. Музейно-выставочный центр «Самара Космическая». Конструктор ракетных двигателей Николай Дмитриевич Кузнецов. Современная Самара – один из центров российской космонавтики. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва: подготовка специалистов космической отрасли.
Термины:
Бюст — скульптурное изображение человека по грудь или по пояс. Краеугольный камень — основа, база, фундамент.
Эксперимент — научный опыт.
Даты: 12 апреля 1961 г. – прибытие первого космонавта Земли Ю.А.Гагарина после космического полета в Куйбышев.
Рассказ «Мировой футбол в Самаре». 1 час.
Первые футбольные матчи в Самаре. Команда «Крылья Советов». Подготовка к чемпионату мира по футболу: строительство стадиона «Самара Арена» и нового терминала аэропорта, реконструкция дорожной инфраструктуры. Создание комфортной городской среды. Прием болельщиков и организация футбольных матчей и трансляций. Имидж страны и Самарского края.
Термины:
Диаметр — прямая линия, проходящая через центр круга или шара и соединяющая
две противоположные точки окружности.
Капсула — герметически закрытый контейнер.
Талисман — предмет, приносящий счастье, удачу.
Терминал — здание в аэропорту, где пассажиры покупают билеты, сдают и получают багаж, проходят через охрану, ждут посадки в самолёты.
Даты: 2018 г. – в Самаре проводятся матчи Чемпионата мира по футболу.
Рассказ, который ты напишешь сам. 1 час.
Повторение и обобщение изученного материала. Квест-игра «Из прошлого в настоящее Самарского края».
Итоговое повторение – 1час.
Систематизация изученного материала по истории Самарского края. Презентация проекта, подготовленного по одной из предложенных в учебном пособии тем.
Резерв – 1 час.
Организация экскурсии.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Реки Волга и Самара | 1 |
3 | Жигули – природная жемчужина Самарского края | 1 |
4 | Волжская пристань Сомар (Самар) | 1 |
5 | Битва на Кондурче | 1 |
6 | Предсказание метропалита Алексия | 1 |
7 | Волжская вольница | 1 |
8 | Князь Засекин - основатель крепости Самара | 1 |
9 | Степан Разин в Среднем Поволжье | 1 |
10 | Рыбный и соляной промыслы Самарской Луки | 1 |
11 | Пётр1 и Самарский край | 1 |
12 | Василий Татищев и Оренбургская экспедиция | 1 |
13 | Мятежные крепости Самарского края | 1 |
14 | Гербы городов: учимся понимать символы родной земли | 1 |
15 | Самарцы в Отечественной войне 1812 года | 2 |
16 | Образование Самарской губернии | 1 |
17 | Хлебный край. | 1 |
18 | Труженица Волга. Бурлаки и параходы. | 1 |
19 | Первый паровоз в Самарском крае | 1 |
20 | Городской голова Пётр Алабин | 1 |
21 | Технический прогресс в жизни горожан | 1 |
22 | Самарский край в годы войн и революций | 2 |
23 | Война народная, священная война | 2 |
24 | Большие стройки 20 века | 2 |
25 | Космическая столица | 2 |
26 | Мировой футбол в Самаре | 1 |
27 | Рассказ, который ты напишешь сам | 1 |
28 | Итоговое повторение. Список литературы | 1 |
29 | Резерв. Организация экскурсии. | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Список литературы для учителя
- Барашков В.Ф., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. Топонимика Самарской Луки. – Самара, 1996.
- Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Сборник документов. – Самара, 2005.
- Воронин В.В. География Самарской области. – Самара, 2005.
- Годы и события. Хроника (к 150-летию Самарской губернии): В 2-х т. – Самара,
2000.
- Город Сызрань: очерки географии, истории, культуры, экономики: в 2 т. / Ред.-сост. Е. Г. Мочалова. – Сызрань, 2008.
- Гурьянов Е.Ф. Древние вехи Самары. – Куйбышев, 1986.
- Дубман Э.Л. Сказание о первых самарцах. – Самара, 1991.
- Дубман Э.Л. Князь Григорий Засекин – строитель волжских городов. – Самара,
2002.
- Здесь тыл был фронтом (1941-1945): Сборник документов и материалов. – Самара, 2000.
- Каркарьян В. Самара – Куйбышев – Самара, или три портрета одного города. – Самара,2004.
- Кондурча. Реконструкция элементов культуры эпохи Золотой Орды: Методическое пособие. Выпуск. 1. – Самара, 2003.
- Константин Павлович Головкин. – Самара, 1992.
- Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Документы и материалы. – Самара, 1995.
- Курятников В.Н. Новокуйбышевск: полвека в истории. – Самара, 2002.
- Липатова А.М. Самарских улиц имена. – Самара, 2003.
- Моисеенко П.Л. Нестор Васильевич Постников – пионер кумысолечения. – Самара,1996.
- Моргун А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева: Заметки об архитектуре. – Куйбышев, 1986.
- Московский О.В. Петр Алабин: грани таланта. – Самара, 2004.
- Наш край: Хрестоматия для преподавателей Отечественной истории и учащихся средней школы. – Самара, 2003.
- Носков А.И. Люди и события культурной жизни старой Самары: Краевед. поиски и находки - Самара, 2002.
- О Волге наше слово. Литературно-краеведческий сборник. – Куйбышев, 1987.
- Репин И.Е. Бурлаки на Волге. – Самара, 2002.
- Самарский альбом. Самара в открытках и фотографиях конца XIX – начала XX века. – Самара, 2006.
- Самарское Поволжье с древности до конца XIX века: Сборник документов и материалов. – Самара, 2000.
- Самарское Поволжье в XX веке: Сборник документов и материалов. – Самара,
2000.
Список литературы для учащихся
- Буртовой В.И. В земли неведомые. – Куйбышев, 1984.
- Буртовой В.И. Заветное Беловодье. – Куйбышев, 1987.
- Буртовой В.И. Над Самарой звонят колокола. – Куйбышев,1990.
- Буртовой В.И. Самарская вольница. – Самара, 1994.
- Жемчужины Жигулей. Легенды. Сказы. Предания. – Куйбышев,1982.
- Московский О.В. История Самары в стихотворных посвящениях. – Самара,
2006.
- Муханов И.Л. Жигулевские сказки. – Самара, 1993.
- Путешествие по старой Самаре: путеводитель для детей по исторической части города /Самарское археологическое общество. — Самара, 2016.
Интернет-ресурсы
- Музей истории Самарского края и муниципальных образований в Самарской области: http://museum.samgd.ru
- Мультимедийный исторический парк «Россия — моя история»: https://myhistorypark.ru/?city=sam
- Сайт СОИКМ – Самарского областного историко-краеведческого музея
им. П. В. Алабина: http://www.alabin.ru
- Самара в открытках и фотографиях: http://oldsamara.samgtu.ru
- Самарская губерния: история и культура: http://gubernya63.ru
- Самарская губернская дума – юным гражданам губернии: http://kids.samgd.ru
- Самарские судьбы: портал: http://samsud.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по краеведению для младших школьников "История заселения Самарского края"
В презентации рассказывается о народах, кочевавших и живших на территории Среднего Поволжья с 1 тыс. до н.э. до середины 19 века...
Интеллектуально – познавательная игра « Вспомним историю Самарского края».
Цель игры – проверить знания учащихся в области краеведения; Количество участников: 4-5 команд по 5 – 7 человек...
Рабочая программа "Рассказы по истории Самарского края"
Данная программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Внеурочное занятие по курсу «Рассказы по истории Самарского края». 4 класс. Тема: «Петр первый и Самарский край».
Материал содержит конспект внеурочного занятия по курсу "Рассказы по истории Самарского края" на тему "Петр1 и Самарский край"....
Презентация к уроку окружающего мира "История Самарского края"
Презентаця к уроку окружающего мира "История Самарского края"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Рассказы по истории Самарского края"
Данная программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Рабочая программа Рассказы по истории Самарского края 4 класс
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. В процессе изучения учебного курса &l...
- Мне нравится (1)