Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Родной край» в 1 классе
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Родной край»
в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_kray_1_klass.docx | 65 КБ |
Предварительный просмотр:
---
Муципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Родомановская средняя школа»
Гагаринского района Смоленской области
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по УВР Директор школы
____________ С.В. Толпинец ______________ А.Е. Шишпор
Приказ № 142 от 30.08.2019
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов
Протокол № 1 от 28.08.2019
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Родной край»
в 1 классе
Родоманово, 2020
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к окружающему миру, родному селу; понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
Метапредметные:
б) регулятивные:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно; умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
в) познавательные:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
г) коммуникативные:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Воспитательные результаты внеурочной деятельности кружка «Родной край» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Содержание программы внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
- Я и моя семья - 9 ч.
Введение. Мой родной край. Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы. Родительский дом – начало – начал. Моя родословная. Семейные традиции. Тайны наших имён. Проект «Профессии в моей семье».
- Наша школа - 6 ч.
Экскурсия по школе. Трудовая жизнь в школе. Учителя нашей школы. Традиции школы. Законы и заповеди. Я – ученик моей школы. Проект «Школа моей мечты».
- Мое село – 18 ч.
Моё село. История моего села. Улицы села. Экскурсия. Труд людей моей местности. Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, магазина).
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов | Количество часов | Примечание |
1 | Я и моя семья | 9 | |
2. | Наша школа | 6 | |
3. | Мое село | 18 | |
Итого | 33 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование занятий в 1 классе
№ п/п | Наименование разделов. Темы | Дата | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
Я и моя семья - 9 ч. | ||||
1 | Введение. Мой родной край. | 03.09 | 1 | |
2 | Что такое семья? | 10.09 | 1 | |
3 | Семейные традиции. | 17.09 | 1 | |
4-5 | Проект «Профессии в моей семье» | 24.09 01.10 | 1 | 1 |
6 | Тайны наших имён | 15.10 | 1 | |
7-9 | Моя родословная. | 22.10 29.10 | 1 | 2 |
Наша школа - 6 ч. | ||||
10 | Моя школа - мой дом. Экскурсия. | 05.11 | 1 | |
11 | Трудовая жизнь в школе | 12.11 | 1 | |
12 | Учителя нашей школы | 26.11 | 1 | |
13 | Традиции школы. Законы и заповеди | 03.12 | 1 | |
14 | Я – ученик моей школы | 10.12 | 1 | |
15 | Проект «Школа моей мечты» | 17.12 | 1 | |
Мое село – 18 ч. | ||||
16 | Моё село. История моего села. | 24.12 | 1 | |
17-18 | Улицы села. Экскурсия | 14.01 21.01 | 2 | |
19 | Труд людей моей местности. | 28.01 | 1 | |
20 | Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, магазина) | 04.02 | 1 | |
21 | Экскурсия на предприятие (знакомство с работой мед.пункта, Дома Культуры) | 11.02 | 1 | |
22 | Экскурсия на предприятие (знакомство с работой мех.цеха СПК «Родоманово») | 25.02 | 1 | |
23 | Наша сельская библиотека. Экскурсия | 04.03 | 1 | |
24-25 | Встреча со старожилами села | 11.03 18.03 | 2 | |
26 | Достопримечательности. Экскурсия на озеро. | 25.03 | 1 | |
27 | Достопримечательности. Экскурсия в яблоневый сад | 01.04 | 1 | |
28 | Военное прошлое моего села. Экскурсия к памятнику обелиску. | 12.04 | 1 | |
29 | Ветераны войны в моём селе. Экскурсия в школьный музей. | 29.04 | 1 | |
30 | Конкурс рисунков «Моё село родное» | 06.05 | 1 | |
31-32 | Проект «Малый уголок великой России» | 13.05 20 05. | 2 | |
33 | Обобщающее занятие «Знатоки родного края» | 27.05. | 1 |
2 класс
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Смоленщины, знающего и любящего ее природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народа и культуры;
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре Смоленщины, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
- мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
- интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
- готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
- личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России и Смоленщины;
- представление об этических нормах через формулирование правил экологической этики;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
- соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на здоровый образ жизни через использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
- моделировать различные ситуации и явления природы.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Вводное занятие.
Введение в блок «Мир природы», рассматривание книги, знакомство с ней.
Природные особенности.
Смоленщина на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края. Климат нашего края. Почвы Смоленщины. Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.
Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.
Растения. Разнообразие растительного мира нашего края. Растения хвойных и лиственных лесов. Растения заливных, низинных и суходольных лугов. Растительность верховых и низинных болот. Охрана лесов, лугов и болот.
Грибы. Грибы нашего края. Особенности строения и использования. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Смоленский лён. Лён – культурное растение. Его виды. Выращивание льна на Смоленщине. Музей «Смоленский лен».
Животные. Разнообразие животного мира нашей области. Особенности внешнего вида, строения и жизни. Приспособленность животных к условиям жизни, редкие животные нашего края, меры по их охране.
Охрана природы. Представление об экологических проблемах нашего края. Охрана природы в нашем крае. Красная книга Смоленской области. Категории охраняемых объектов природы. Законы об охране природы.
Формы: беседы, рассказ, просмотр видеофильмов, экскурсии, практические работы, проектная деятельность
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов | Количество часов | Примечание |
1. | Введение | 1 ч. | |
2. | Природные особенности | 4 ч. | |
3. | Водоемы | 4 ч. | |
4. | Полезные ископаемые | 3 ч. | |
5. | Растительность | 3 ч. | |
6. | Грибы | 2 ч. | |
7. | Смоленский лен | 2 ч. | |
8. | Животные | 8 ч. | |
9. | Охрана природы | 6 ч. | |
Итого | 33 ч |
Приложение
Календарно — тематическое планирование
занятий кружка «Родной край»
№ п/п | Наименование разделов. Темы | Дата | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
Введение. (1 час) | ||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. | 03.09 | 1 | |
Природные особенности (4 часа) | ||||
2 | Смоленщина на карте России. | 10.09 | 1 | |
3 | Поверхность нашего края. Экскурсия в природу | 17.09 | 1 | |
4 | Климат нашего края. | 24.09 | 0,5 | 0,5 |
5 | Почвы Смоленщины. | 01.10 | 0,5 | 0,5 |
Водоемы (4 часа) | ||||
6 | Экскурсия на озеро. | 15.10 | 1 | |
7-8 | Водоемы Смоленщины. | 22.10 29.10 | 2 | |
9 | Составление памятки «Правила поведения на водоёмах». | 05.11 | 1 | |
Полезные ископаемые (3 часа) | ||||
10 | Полезные ископаемые. | 12.11 | 0.5 | 0.5 |
11 | Полезные ископаемые. | 26.11 | 0.5 | 0.5 |
12 | Полезные ископаемые. | 03.12 | 0.5 | 0.5 |
Растительность (3 часа) | ||||
13 | Растения лесов нашего края. | 10.12 | 0.5 | 0.5 |
14 | Растения лугов нашего края. | 17.12 | 0.5 | 0.5 |
15 | Растения болот нашего края. | 24.12 | 0.5 | 0.5 |
Грибы (2 часа) | ||||
16 | Съедобные грибы нашего края. | 14.01 | 0.5 | 0.5 |
17 | Составление памятки «Правила сбора грибов» | 21.01 | 1 | |
Смоленский лен (2 часа) | ||||
18 | Смоленский лен. | 28.01 | 1 | |
19 | Виртуальная экскурсия в музей «Смоленский лен» | 04.02 | 1 | |
Животные (8 часов) | ||||
20 | Разнообразие животного мира нашей области. Насекомые. | 11.02 | 1 | |
21 | Разнообразие животного мира нашей области. Рыбы. | 25.02 | 1 | |
22 | Разнообразие животного мира нашей области. Земноводные. | 04.03 | 1 | |
23 | Разнообразие животного мира нашей области. Пресмыкающиеся. | 11.03 | 1 | |
24 | Разнообразие животного мира нашей области. Птицы. | 18.03 | 1 | |
25 | Изготовление кормушек для птиц. | 25.03 | 1 | |
26 | Разнообразие животного мира нашей области. Млекопитающие. | 01.04 | 1 | |
27 | Проект «Животные Смоленщины» | 15.04 | 1 | |
Охрана природы (6 часов) | ||||
28 | Охрана природы в нашем крае. | 22.04 | 1 | |
29 | Красная книга Смоленской области. | 29.04 | 1 | |
30 | Особо охраняемые природные Территории Смоленщины. | 06.05 | 1 | |
31 | Заочная экскурсия в национальный парк «Смоленское Поозерье». | 13.05 | 1 | |
32 | Итоговая аттестация. Проект «Сохраним природу Смоленщины!» Изготовление книжки- малышки | 20.05 | 1 | |
33 | Обобщение изученного материала. | 27.05 | 1 |
3 класс
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
б) регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно; умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
в) познавательные: извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
г) коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Формы и виды внеурочной деятельности.
Эффективность занятий по региональному курсу в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. Курс «путешествие по Смоленщине» предусматривает следующие
методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др.
Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города (села), уроки - путешествия, уроки - заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и др.
Чтобы изучение курса способствовало развитию обучающихся, на занятиях необходимо использовать логические
приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.
Максимально должна использоваться фантазия обучающихся, их творческие способности. Рекомендуется проводить конкурс рисунков «Мой микрорайон», конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги) «Смоленская крепостная стена», сочинения «Я на экскурсии» или «Смоленск - город русской славы» и др.
Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, обучающиеся усваивают основы природно - географического, культурно - исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.
С целью более глубокого усвоения материала программы нужно проводить с детьми большую работу со специальной терминологией, знакомить обучающихся с книгами-словарями, объяснять этимологию отдельных терминов и словосочетаний. Учителю важно помнить, что при знакомстве учащихся начальной школы с терминами и отдельными понятиями не следует требовать от детей дословного их заучивания. В терминологии и понятиях детям достаточно разбираться на уровне узнавания и умения отличить одни от других.
IV. Содержание курса «Путешествие по Смоленщине. Мир истории»
4. 1. Содержание.
Вводный урок.
Наш край Смоленщина.
Мир истории
Наши предки.
Наши предки.
«Из варяг в греки. «Из варяг в греки» - великий торговый путь. Видео экскурсия
Города Смоленщины. Города Смоленщины. Практическая работа «Нахождение объектов на исторических картах»
Герб и флаг нашей области. Герб и флаг нашей области.
Практическая работа «Рассматривание гербов городов области».
Смоленская крепостная стена Смоленская крепостная стена. Экскурсия «башни крепостной стены»
Места боевой славы
Экскурсия по местам боевой славы
Наши земляки. Каких людей называют земляками. Кто из наших земляков прославил наш край.
Тематическое планирование.
№ п\п. | Наименование разделов | Количество часов | Примечание |
1. | Наши предки. | 4 ч. | |
2. | «Из варяг в греки». | 3 ч. | |
3. | Города Смоленщины | 3 ч. | |
4. | Герб и Флаг Смоленской области | 3 ч. | |
5. | Смоленская крепостная стена. | 3 ч. | |
6. | Военное прошлое Смоленщины. | 4 ч. | |
7. | Награды Смоленщины. | 1 ч. | |
8. | Места боевой славы. | 3 ч. | |
9. | Наши земляки. | 8 ч. |
Приложение
Календарно-тематическое планирование занятий в 3 классе
№ п\п. | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Наши предки. | 4 ч. | |||
1. | Введение. Мой родной край. Мир истории | 02.09 | ||
2. | Наши предки. | 09.09 | ||
3-4. | Занятия предков. | 16.09 23.09. | ||
«Из варяг в греки». | 3 ч. | |||
5. | Какую роль играли реки в жизни славян. | 30.09. | ||
6. | Какие реки протекают по территории Смоленской области. Практическое занятие. | 14.10. | ||
7. | Великий водный путь «из варяг в греки». | 21.10 | ||
Города Смоленщины | 3 ч. | |||
8. | Города Смоленской области. Практическое занятие. | 28.10. | ||
9. | Самые древние города Смоленщины. | 11.11. | ||
10. | История возникновения города Гагарина (Гжатска). | 25.11. | ||
Герб и Флаг Смоленской области | 3 ч. | |||
11. | Государственные символы России. Геральдика. | 02.12. | ||
12. | Гербы Смоленской области. Символы герба. | 09.12. | ||
13. | Герб и флаг Гагарина (Гжатска). | 16.12. | ||
Смоленская крепостная стена. | 3 ч. | |||
14. | История возникновения Смоленской крепостной стены. | 23.12 | ||
15. | Башни Смоленской крепостной стены. | 30.12. | ||
16. | Видеоэкскурсия. | 13.01. | ||
Военное прошлое Смоленщины. | 4 ч. | |||
17. | Война с монголо-татарами. | 20.01. | ||
18. | Война с Польшей. | 27.01. | ||
19. | Отечественная война 1812 года. | 03.02. | ||
20. | Война с Германией. | 10.02. | ||
Награды Смоленщины. | 1ч. | |||
21. | Как проявили себя наши земляки в трудные для страны дни. | 24.02. | ||
Места боевой славы. | 3 ч. | |||
22. | Каким людям ставят памятники и почему? | 03.03. | ||
23. | В каких исторических событиях наши земляки проявили мужество. | 10.03. | ||
24. | Памятники нашего края | 17.03. | ||
Наши земляки. | 8 ч. | |||
25. | Юрий Алексеевич Гагарин. (1934-19680). | 24.03 | ||
26. | Михаил Иванович Глинка.(1804-1857). | 31.03. | ||
27. | Михаил Васильевич Исаковский. (1900-1973). | 14.04. | ||
28. | Павел Степанович Нахимов. (1802-1855). | 21.04. | ||
29. | Николай Михайлович Пржевальский. (1839-1888). | 28.04 | ||
30. | Николай Иванович Рыленков.(1909-1969). | 05.05 | ||
31. | Александр Трифонович Твардовский. (1910-1971). | 12.05. | ||
32-33 | Заключительные занятия. | 19.05. 26.05 |
4 класс
.
Результаты освоения курса
Личностные
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;
получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные
- научится планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- научится выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- научится проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- научится самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- научится использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
- научится, используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- научится на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- научится узнавать символику Смоленской области, города;
- научится описывать достопримечательности Смоленщины;
- научится использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- научится осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- научится использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;
- научится работать с атласом, глобусом и картой; находить на карте свой регион и его главный город;
- научится устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- научится устанавливать аналогии.
получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные
- научится понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- научится ориентироваться на позицию партнера в общении;
- научится учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
К концу 4 класса учащиеся должны знать (по культурно-историческому краеведению):
- как называли предков смолян, основные их занятия;
- торговые связи смолян в древности;
- названия древних городов Смоленщины;
- современную символику Смоленщины (герб, флаг);
- причины возведения в Смоленске крепостной стены;
- названия некоторых башен Смоленской крепости;
- героические страницы смоленской земли: битва с монголо-татарами, война с Польшей 1609- 1611 гг., Отечественная война 1812 года, война с Германией 1941-1945 гг.
- памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;
- награды Смоленска и области;
- имена некоторых земляков, прославивших родной край;
- виды жилищ, утварь и предметы быта наших предков;
- элементы костюма смолян в древности;
- названия некоторых блюд, которые любили наши предки;
- названия некоторых календарных, религиозных, семейных праздников;
- День города Смоленска;
- некоторые игры и хороводы прошлых лет;
- историю возникновения письменности у наших предков;
- виды православных храмов и их внутреннее устройство;
- название самой почитаемой на Смоленщине иконы;
- названия некоторых объектов культуры Смоленской области, созданных для детей;
- элементарные правила поведения и охраны памятников и памятных мест истории и культуры
К концу 4 класса учащиеся должны уметь (по культурно-историческому краеведению):
- определять, находить и показывать на исторических картах, планах города, картах-схемах исторические и культурные объекты;
- подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;
- проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
- оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели культурно-исторических объектов;
- сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение в развитии государства Российского;
- соблюдать правила поведения за обеденным столом;
- играть в подвижные игры, пришедшие к нам из прошлого;
- выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников.
Содержание
Блок III. Мир культуры |
Вводный урок Введение в блок «Мир культуры». Рассматривание книги «Мир культуры» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся о культуре родного края. |
Жилища и предметы быта. Виды жилищ наших предков. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь. |
Как одевались в старину. Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, насовка, передник, штаны, пояс и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда. |
Что ели наши предки. Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом. |
Праздники. Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные и другие. Современные праздники. Порядок и время их проведения. |
Игры и хороводы. Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы. |
Письменность. История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» - древнейший памятник русской письменности |
Храмы и монастыри. Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области |
Культура Смоленщины сегодня. Современная культурная жизнь нашего края. Театры, студии, планетарий, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы для детей Смоленщины. |
Проверьте себя. Обобщение изученного материала Способность ориентироваться в понятиях и терминах: утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись, «гороушна», храм, монастырь, икона, экскурсия, экскурсовод, экскурсант, экспозиция, экспонат, народоведение, кулинария, этнография, этимология, педагогика, социология. Практическая работа: рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города (села); разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; посещение областной филармонии, рассматривание картин С.И. Иванова «Семья» и М. Нестерова «Святая Русь». Экскурсии: в районный краеведческий музей, в местный храм. Заключительное занятие (1 час). Обобщение знаний, умений, навыков учащихся по всему курсу «Азбука Смоленского края». |
Учебно-методическое обеспечение:
- Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» / C. А. Болотова – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI век», 2006.
- Азбука Смоленского края: Учеб. пособие по краеведению. Мир культуры/ C.А. Болотова, О.В. Сибиченков. - Смоленск: Русич, 2008.
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов | Количество часов | Примечание |
1 | Вводный урок | 1час | |
2. | Жилища и предметы быта. | 3 часа | |
3. | Как одевались в старину | 3 часа | |
4. | Что ели наши предки | 4 часа | |
5. | Праздники. Игры и хороводы. | 4 часа | |
6. | Письменность | 4 часа | |
8. | Храмы и монастыри Смоленщины | 14 часов | |
Итого | 33 часа. |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
1. | Вводный урок | 02.09. | ||
Жилища и предметы быта. | 3 часа | |||
2-3 | Жилища и предметы быта. Практическая работа «Рассматривание предметов быта наших предков» | 09.09 16.09. | ||
4. | Урок творчества. Практическая работа «Изготовление макета избы» | 23.09. | ||
Как одевались в старину | 3 часа | |||
5. | Как одевались в старину. | 30.09. | ||
6 | Урок творчества. Практическая работа «Рассматривание одежды, обуви, головных уборов, украшений наших предков» Составление коллекции одежды «Мода прошлых лет» | 14.10. | ||
7. | Украшения ,детская одежда | 21.10. | ||
Что ели наши предки | 4часа | |||
8. | Что ели наши предки. | 28.10. | ||
9. | Практические работы «Сопоставление прежних и современных правил поведения за столом» | 11.11. | ||
10. | Урок - праздник «Русская кухня» | 25.11. | ||
11. | Урок обобщения и повторения | 02.12. | ||
Праздники. Игры и хороводы. | 4 часа. | |||
12. | Календарные праздники. | 09.12. | ||
14. | Религиозные праздники | 16.12. | ||
15. | Игры и хороводы. Практическая работа «Разучивание игр и хороводов» | 23.12. | ||
16. | Урок - праздник с играми и хороводами | 30.12. | ||
Письменность | 4 часа | |||
17. | Что такое письменность? Как она возникла? | 13.01. | ||
18. | Славянский алфавит. | 20.01. | ||
19. | Памятники письменности. | 27.01. | ||
20. | Проект «Изготовление рукописной книги» | 03.02. | ||
Храмы и монастыри Смоленщины | 14 часов | 10.02. | ||
21. | Внутренне убранство храма. | 24.02. | ||
22. | Виды храмов. | 03.03. | ||
23 | . Экскурсия в местный храм. Практическая работа «Рассматривание внутреннего устройства храма» | 10.03. | ||
24. | Урок творчества. Практическая работа «Изготовление модели церкви или колокольни» | 17.03. | ||
25. | Проверь себя | 24.03. | ||
Культура Смоленщины сегодня. | ||||
26. | Какие театры, музеи, библиотеки есть в вашем городе,селе. | 31.03. | ||
27. | Практическая работа « Составление правил поведения у памятников истории и культуры» | 14.04. | ||
28. | Виртуальная экскурсия по городу Смоленску | 21.04. | ||
29. | Экскурсия в краеведческий музей города Гагарин. | 28.04. | ||
30. | Проверь себя. | 05.05. | ||
31. | Занимательный час. Разгадывание ребусов,загадок. | 12.05. | ||
32-33. | Обобщение и повторение материала. | 19.05. 26.05. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Мой родной край"
Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотичес...
Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...
рабочая программа по литературе родного края
Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В...
рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ
пояснительная запискатематическое планирование...
Рабочая программа кружка "Экология родного края"
Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....
Рабочая программа по предмету Родной (Русский) язык 1класс
Рабочая программа по предмету «Родной «русский» язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...
Рабочий лист к проекту "Родной край".
Рабочий лист к проекту "Родной край" поможет учителю продуктивно подготовить и организовать защиту проекта по данной теме....