Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» для учащихся 1 - 4 классов
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Курс разработан в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ № 53.
Курс внеурочной деятельности «Знай и люби свой край» рассчитан на 4 года обучения: из расчёта 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Актуальность программы
Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине, стремления служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.
В игровой форме ребята знакомятся с историческими источниками и привязывают их к конкретной местности, историческому объекту, что способствует получению допрофессиональных навыков исследователя. Проблемные задания, умение работать с историческими источниками и картами, понимание взаимосвязи локального с глобальным, все это формирует пространственно-временные представления и развивает историческое мышление обучающихся.
Содержание образовательного процесса (по годам обучения) отражает историю Калининградской области с древнейших времен до настоящего времени. Обучающиеся погружаются в определенную хронологическую эпоху, изучают исторические события, повлиявшие на судьбу России и Германии.
Программа кружка «Знай и люби свой край» направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родную станицу, сделать ее лучше и живописнее. Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие
Цели курса:
- образование и воспитание творческой, социально активной личности, обладающей способностью и стремлением к познанию и сохранению культурного наследия
Образовательные задачи:
- формирование знаний в области краеведения;
- понимание взаимосвязи локального с глобальным;
- расширение кругозора через формирование знаний по архитектуре, археологии и искусству
Развивающие задачи:
- развитие навыков исторического мышления;
- овладение умениями планирования деятельности;
- формирование пространственно-временных представлений, развитие воссоздающего воображения;
- совершенствование общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных и общекультурных навыков
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;
- создание атмосферы успешности каждого и совместной работы коллектива в целом;
- формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней
2. Учебно-тематический план
1 класс
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | Моя родословная | 12 |
2. | Малая родина – мой поселок | 10 |
3. | Начальные навыки туризма | 3 |
4. | Охрана природы | 5 |
5. | Поиск. Проектные работы | 3 |
Итого | 33 |
2 класс
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | География родного региона | 4 |
2. | История микрорайона | 10 |
3. | Природа нашего края | 11 |
4. | Охрана природы | 5 |
5. | Поиск. Проектные работы | 4 |
Итого | 34 |
3 класс
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | Старинные стены города Калининграда-Кёнигсберга | 12 |
2. | Малая родина – мой поселок | 10 |
3. | Архитектура Калининграда | 3 |
4. | Охрана природы | 5 |
5. | Поиск. Проектные работы | 4 |
Итого | 34 |
4 класс
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | Моя родословная | 12 |
2. | Малая родина – мой поселок | 10 |
3. | Начальные навыки туризма | 3 |
4. | Охрана природы | 5 |
5. | Поиск. Проектные работы | 4 |
Итого | 34 |
3. Содержание тем учебного курса
1. Моя родословная
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка. Семейный альбом Практические занятия: Конкурс презентаций «Моя родословная», «Мой класс – вторая семья»
2. Малая родина – мой поселок
Сбор и обобщение материала об истории посёлка через историю семьи. Герб семьи. Эмблема класса. Моя школа, мой класс, мои учителя. Мой дом, моя улица. История школы
Мои родители учились в этой школе… Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
3. Начальные навыки туризма
Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно. Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре. Умей оказать первую медицинскую помощь. Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу. Что должен помнить турист. Правила техники безопасности
4. Охрана природы
Анализ сложных взаимодействий общества и природы. Морское побережье, Куршская и Вислинская косы. Приоритеты экологического оздоровления нашего края
5. Проектные работы
Создание гербария «Растения Калининграда и области», фотоальбома «Звери и птицы Калининградской области». Составление карты района. Соревнования по краеведческому ориентированию. Выставка творческих и исследовательских работ
4. Планируемые результаты освоения программ
Личностные:
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;
- развитие патриотического отношения к своему родному краю, сопричастность к истории России; заложение основ этики горожанина
Метапредметные:
- приобретение навыков исторического мышления;
- формирование пространственно-временных представлений.
- овладение умениями планирования деятельности
Предметные
Ученик научится:
- приобретёт знания по истории Калининградской области с древних времен до наших дней;
- узнает происхождение названий улиц, находящихся в родном микрорайоне;
- адекватно воспринимать окружающую действительность;
- применять свои знания по краеведению при изучении предметов начального общего образования;
- находить нужную информацию по краеведению в библиотеке, в музее;
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения о людях своей деревни, их занятиях, интересах
Ученик получит возможность научиться:
- видеть взаимосвязь истории Кёнигсберга с историей России.
- пользоваться исторической картой
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Ваулина В.Д. Наш край: Калининградская область. Пособие по краеведению для среднего школьного возраста. – Калининград: Янтарный сказ, 1998.
Еремеев В.Г. Памятники оборонительного зодчества.- Калининград: студия «Апрель», 2006.-207с.
Кулаков В.И. История замка Кенигсберг.- Калининград: ООО «Живем»,2008.-128с.
Щекин К.Ф. Калининградская область Очерки становления и развития. – Калининградское книжное издательство, 1988. – 280 с.
Строкин В.Н. Памятники ратного прошлого.– Калининградское книжное издательство, 1995. – 136 с.
Лавринович К.К. Альбертина: Очерки истории Кёнигсбергского университета.– Калининградское книжное издательство, 1995. – 416 с.
Краснов Е.В. Экология Калининградской области.- Янтарный сказ,1999. – 188 с.
Кретинин Г.В. Прусские маршруты Петра I.- Янтарный сказ,1996. – 192 с.
Овсянов А.П. Бальга.-Калининград: Янтарный сказ,2006.-128с.
Федоров Г.М. Знаете ли вы калининградскую область- Калининград: Изд-во РГУ им. Канта,2006.-253с.
Якшина Д.В. Прогулки по Кенигсбергу. ООО «Живем», 2010.-256 с.
Губин А.Б. Крепости и замки Восточной Пруссии/А.Б Губин, В.Н. Строкин.- Калининград: Янтарный сказ,2006.-278с.
Королёва А.Е. Триста шестьдесят пять открытий/А.Е. Королева, Г.Г.Кученёва.-Королева,2007.-296с.
Очерки истории Восточной Пруссии/Г.В. Кретинин, К.К. Лавринович, и др. - Калининград: Янтарный сказ, 2004.- 536с.
Кенигсберг - Калининград: энциклопедический словарь /под общ. ред. А.С. Пржедомского.- Калининград: Янтарный сказ, 2006. - 796с.
Учебное оборудование
- технические средства (проектор, ноутбук, принтер, сканер)
- учебные (столы, доска)
- собственно-учебные средства
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы по проектной технологии
- географические и исторические карты
6. Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Издательство «Просвещение»
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
Издательство «Просвещение»
3. Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». Издательство «Просвещение»
4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»
6. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
7. Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс
Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"
Содержание данной программы направлено на формирование экологической культуры учащихся, на воспитание чувства единства с природ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности в начальной школе «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 1-4 классы
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:² быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать с...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Школа, я, моя семья" 3 класс
Данная рабочая программа направлена на приобщение детей к духовным богатствам человечества, что будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопере...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Знай и люби свой край"
Программа рассчитана на 1 год для 4 класса. Рассматриваемые вопросы на занятиях связаны с краеведением....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное искусство и художественное творчество" (1 - 4 класс)
Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 кла...